Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование образовательных организаций'

Бюджетное финансирование образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2650
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрено, какие образовательные учреждения вправе получить финансирование, и в каком порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование образовательных организаций»

Бюджетная политика

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Согласно нормам российского бюджетного законодательства бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Осуществляется бюджетное финансирование в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов по видам экономической деятельности предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Бюджетное финансирование получают и образовательные учреждения. Рассмотрим, какие образовательные учреждения вправе получить такое финансирование и в каком порядке.

К образовательным организациям, как следует из ст. 11.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон РФ № 3266-1), относятся государственные и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Одной из форм некоммерческих организаций согласно п.

3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является учреждение.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ № 3266-1 образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

При этом государственным является образовательное учреждение, созданное РФ (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом РФ (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта РФ). Муниципальным признается образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом РФ № 3266-1 собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами)), за исключением РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Следует отметить, что государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением, что вытекает из п. 2 ст. 120 ГК РФ.

Автономным учреждением на основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных источников (п.

4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Такое определение содержит п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Казенное учреждение на основании ст. 6 БК РФ представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого

осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Получателем бюджетных средств, наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации, является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, бюджетные и автономные образовательные учреждения получателями бюджетных средств не являются, значит, далее речь пойдет о казенных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 41 Закона РФ № 3266-1 финансовое обеспечение деятельности казенного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством.

При этом финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных казенных образовательных учреждений — на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Заметим, что данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Вместе с тем для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения в федеральных государственных казенных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ.

Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных казенных образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных казенных образовательных учреждений в части, предусмотренной подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ № 3266-1, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных казенных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ № 3266-1).

Как уже отмечалось, финансовое обеспечение деятельности казенного образовательного учреждения, т. е. выделение учреждению бюджетных ассигнований, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом бюджетной сметой является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимитом бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Заметим, что в классификации расходов бюджетов согласно подп. 7 п. 3 ст. 21 БК РФ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, имеется разд. 0700 «Образование», который состоит из следующих подразделов:

— 0701 «Дошкольное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на дошкольное образование детей раннего детского возраста и обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений;

— 0702 «Общее образование». По данному подразделу подлежат отражению расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений;

— 0703 «Начальное профессиональное образование». По указанному подразделу подлежат отражению расходы на начальную профессиональную подготовку в учреждениях начального

профессионального образования, специальных профессионально-технических училищах, учебнопроизводственных мастерских, учебных участках (цехах), а также на содержание учреждений начального профессионального образования;

— 0704 «Среднее профессиональное образование». По этому подразделу подлежат отражению расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, а также на содержание учреждений среднего профессионального образования;

— 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». По данному подразделу подлежат отражению расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов, а также на содержание учреждений дополнительного профессионального образования;

— 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование». Подлежат отражению расходы на подготовку специалистов соответствующего уровня, а также на содержание учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), обеспечение деятельности высших учебных заведений РФ, являющихся особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;

— 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей». По этому подразделу подлежат отражению расходы по организации оздоровительной кампании детей и молодежной политике, а также обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в данной области;

— 0708 «Прикладные научные исследования в области образования». По данному подразделу подлежат отражению расходы на развитие прикладных научных исследований в указанной области и высших учебных заведений;

— 0709 «Другие вопросы в области образования». По этому подразделу подлежат отражению расходы на иные вопросы в области образования, не отнесенные на другие подразделы данного раздела.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» (ст. 221 БК РФ). При этом главным распорядителем бюджетных средств

(главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение образования, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

Операции с бюджетными средствами казенное образовательное учреждение осуществляет через открытые ему лицевые счета (п. 4 ст. 161 БК РФ).

Заключение и оплата казенным образовательным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Нарушение казенным учреждением указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное образовательное учреждение.

Бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет казенных образовательных учреждений организуется в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ на основании:

— Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н);

— Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом

Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Согласно п. 145 Инструкции № 162н главными распорядителями бюджетных средств утверждаются и доводятся в установленном порядке до казенных учреждений — получателей бюджетных средств бюджетные ассигнования на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

Утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в учете казенного учреждения будут отражены записью: Д-т КРБ 1 503 12 000 (в разрезе классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)) К-т КРБ 1 503 14 000 (в разрезе КОСГУ).

Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных от главного распорядителя, в силу п. 134 Инструкции № 162н отражаются в бухгалтерском учете учреждения следующей записью:

Д-т КРБ 1 501 12 000 (в разрезе КОСГУ) К-т КРБ 1 501 14 000 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Принятие бюджетных обязательств является одной из стадий исполнения бюджета по расходам, на что указывает ст. 219 БК РФ. В связи с этим принятые суммы бюджетных обязательств отражаются в учете на основании п. 140 Инструкции № 162н следующей записью:

Д-т КРБ 1 501 13 000 (в разрезе КОСГУ) К-т КРБ 1 502 11 000 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Согласно п. 131 Инструкции № 162н объемы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) доводятся до казенных учреждений — получателей бюджетных средств Уведомлением по форме 0504822.

Аналитический учет по счетам 1 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования» и 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета (пп. 129, 142 Инструкции № 162н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется в Журнале учета принятых обязательств (форма 0504064), в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных бюджетной сметой учреждения (п. 320 Инструкции № 157н).

Налоговый учет. Так как российские организации согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ (НК РФ) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, то образовательные учреждения независимо от формы, в которой они созданы, также являются налогоплательщиками этого налога.

Налоговой базой в целях исчисления налога на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (ст. 274 НК РФ).

Прибылью на основании п. 1 ст. 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

Таким образом, доходы в виде бюджетных ассигнований, полученные для осуществления образовательной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Обратите внимание, что не учитываются указанные суммы при налогообложении только при выполнении следующих условий:

— полученные средства казенное образовательное учреждение использует по назначению, определенному источником целевого финансирования;

— казенное образовательное учреждение ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Заметим, что при отсутствии такого учета у казенного учреждения, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут

рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения, и соответственно, казенное учреждение обязано будет исчислить и заплатить налог на прибыль организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.11.1996 № 7-ФЗ.

6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

7. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

8. Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

11. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

12. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12. 2011 № 180н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.