Бюджетная политика
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Согласно нормам российского бюджетного законодательства бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Осуществляется бюджетное финансирование в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов видов экономической деятельности, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Рассмотрим, какие учреждения культуры могут получать бюджетное финансирование и в каком порядке.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относятся:
— российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи;
— архивы;
— библиотеки;
— иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Все учреждения культуры, получающие в той или иной части финансирование из бюджетов различных уровней, подлежат разделению на:
— казенные;
— бюджетные;
— автономные (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).
Автономным учреждением на основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением также признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), утвержденного Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Казенное учреждение на основании ст. 6 БК РФ представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, бюджетные и автономные учреждения культуры получателями бюджетных средств не являются, а значит, далее речь пойдет о казенных учреждениях культуры.
Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения культуры, т. е. выделение учреждению бюджетных ассигнований, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При этом бюджетной сметой является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимитом бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Заметим, что в классификации расходов бюджетов согласно подп. 8 п. 3 ст. 21 БК РФ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, имеется разд. 0800 «Культура, кинематография», который состоит из следующих подразделов:
— 0801 «Культура».
По этому подразделу подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений культуры, включая особо ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры;
— 0802 «Кинематография».
По данному подразделу подлежат отражению расходы на государственную поддержку в сфере кинематографии и обеспечение деятельности учреждений этой сферы, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;
— 0803 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии».
По указанному подразделу подлежат отражению расходы на научно-исследовательские работы в сфере культуры, кинематографии;
— 0804 «Другие вопросы в области культуры, кинематографии».
По этому подразделу подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов
исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство, управление в сфере культуры, кинематографии, а также разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль, формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; обеспечение деятельности Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации и иные расходы, включая выплату премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области культуры, кинематографии, не отнесенные на другие подразделы данного раздела.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений». При этом главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение культуры, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Операции с бюджетными средствами казенное учреждение культуры осуществляет через открытые ему лицевые счета (п. 4 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата казенным учреждением культуры государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Нарушение казенным учреждением вышеуказанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение культуры.
Бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет казенных учреждений культуры организуется в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на основании:
— Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н);
— Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).
В соответствии с п. 145 Инструкции № 162н главными распорядителями бюджетных средств утверждаются и доводятся в установленном порядке до казенных учреждений — получателей бюджетных средств бюджетные ассигнования на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.
Утвержденные и доведенные бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в учете казенного учреждения культуры будут отражены следующей записью:
Дебет КРБ 1 503 12 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 503 14 000 (вразрезе КОСГУ).
Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных от главного распорядителя, в силу п. 134 Инструкции № 162н отражаются в бухгалтерском учете учреждения следующей записью:
Дебет КРБ 1 501 12 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 50114 000 (вразрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Принятие бюджетных обязательств является одной из стадий исполнения бюджета по расходам, на что указывает ст. 219 БК РФ. В связи с этим принятые суммы бюджетных обязательств отражаются в учете на основании п. 140 Инструкции № 162н следующей записью:
Дебет КРБ 1 501 13 000 (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ 1 50211 000 (вразрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Согласно п. 131 Инструкции № 162н объемы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) доводятся до казенных учреждений — получателей бюджетных средств уведомлением по форме № 0504822.
Аналитический учет по счетам 1 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования» и 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (форма № 0504062) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета (пп. 129, 142 Инструкции № 162н).
Аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется в Журнале учета принятых обязательств (форма № 0504064) в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных бюджетной сметой учреждения (п. 320 Инструкции № 157н).
Налоговый учет. Так как российские организации согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ (НК РФ) признаются плательщиками налога на прибыль организаций, то учреждения культуры независимо от формы, в которой они созданы, также являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Налоговой базой в целях исчисления налога на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
Прибылью на основании п. 1 ст. 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, прямо перечисленные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.
Таким образом, доходы в виде бюджетных ассигнований, полученные для осуществления деятельности в области культуры при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, не учитываются.
Обратите внимание, что не учитываются указанные суммы при налогообложении только при выполнении следующих условий:
— полученные средства казенное учреждение культуры использует по назначению, определенному источником целевого финансирования;
— казенное учреждение культуры ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Заметим, что при отсутствии такого учета у казенного учреждения культуры, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения, и, соответственно, казенное учреждение обязано будет исчислить и заплатить налог на прибыль организаций.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.