Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛКСМ В 1960–1970-е ГОДЫ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛКСМ В 1960–1970-е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет ВЛКСМ / Международные фестивали молодежи и студентов / Комитет молодежных организаций СССР / Бюро молодежного международного туризма «Спутник» / зарубежные делегации / туристический обмен молодежи / Komsomol budget / World Festivals of Youth and Students / Committee of Youth Organizations of the USSR / Sputnik International Youth Tourism Bureau / foreign delegations / tourist exchange for youth

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камаева (Буреева) Елена Викторовна

Важным направлением работы ВЛКСМ в 1960-е гг. стала международная деятельность, которая заключалась не только в участии, но и в организации множества различных мероприятий для иностранной молодежи и студентов — международных лагерей дружбы, форумов, поездок зарубежных делегаций. Создание Комитета молодежных организаций СССР (КМО СССР) и Бюро молодежного международного туризма (БММТ) «Спутник» способствовало активизации туристического обмена советской и зарубежной молодежи. Обе организации находились в подчинении ЦК ВЛКСМ и получали финансирование из комсомольского бюджета. В 1962 г. на международную деятельность начали выделяться дополнительные средства, о чем свидетельствует новая статья расходов, появившаяся в бюджете ВЛКСМ. Большую часть этих денег расходовал Центральный комитет, регулярно допуская при этом чрезмерные траты на прием зарубежных делегаций и подарки, что неоднократно отмечали ревизионные проверки. Из 86 региональных комсомольских организаций в рамках этой статьи финансирования средства получали от 12 до 30 комитетов, имеющих международные молодежные лагеря. В исследуемый период ВЛКСМ активно помогал с оплатой организационных взносов в фонды Всемирных фестивалей молодежи и студентов, а затем начал оказывать прямую материальную помощь молодежным организациям стран Восточной Европы, Азии и Африки, которые регулярно за ней обращались. Важно отметить, что ежегодный рост расходов на обеспечение международной деятельности происходил в условиях прекращения государственного финансирования ВЛКСМ, который с 1959 г. перешел на полное самообеспечение. На основе широкого комплекса архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, в статье представлен анализ финансовой деятельности ЦК ВЛКСМ, источники финансирования и направления расходования средств на осуществление международной деятельности. Актуальность исследования обусловлена отсутствием должного научного освещения указанной проблемы и необходимостью изучения финансового обеспечения международной деятельности для всесторонней оценки ее эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE KOMSOMOL IN THE 1960s–1970s

In the 1960s the Komsomol began to give particular attention to its international activity, which was not only limited to participation, but also involved the organization of many different events for foreign youth and students — international friendship camps, forums, trips of foreign delegations. The creation of the Committee of Youth Organizations of the USSR (KMO USSR) and the Sputnik International Youth Tourism Bureau (BMMT) contributed to the intensification of the tourist exchange between Soviet and foreign youth. Both organizations were subordinate to the Central Committee of the Komsomol and received funding from the Komsomol budget. In 1962, additional funds started being allocated for international activities, as evidenced by a new item of expenditure that appeared in the budget of the Komsomol. Most of this money was spent by the Central Committee, with excessive expenditure on the reception of foreign delegations and gifts, which was repeatedly noted by audit checks. Twelve to thirty committees with international youth camps (out of 86 regional Komsomol committees) received money under the framework of this funding item. During the period under study, the Komsomol actively helped with the payment of organizational fees to the funds of the World Festivals of Youth and Students, and then began to provide direct material assistance to the youth organizations in Eastern Europe, Asia and Africa, which regularly applied for it. It is important to note that the annual increase of spending on international activities occurred in the context of the termination of state funding for the Komsomol, which in 1959 became fully financially self-sufficient. Based on a wide range of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, the article presents an analysis of the financial activities of the Central Committee of the All-Union Leninist Young Communist League, its sources of funding and directions for spending the funds allocated for international activities. The relevance of the study is determined by the lack of serious scholarly investigation of this problem and the need to study the financial support of international activities in order to give a comprehensive assessment of its impact and efficiency.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛКСМ В 1960–1970-е ГОДЫ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2023. Т. 64. № 3. С. 85-96 LOMONOSOV HISTORY JOURNAL. 2023. Vol. 64. N 3. P. 85-96

DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-3-85-96 Е.В. Камаева (Буреева)

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛКСМ В 1960-1970-е ГОДЫ

E.V. Kamaeva (Bureeva)

FINANCING OF THE INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE KOMSOMOL IN THE 1960s-1970s

Аннотация. Важным направлением работы ВЛКСМ в 1960-е гг. стала международная деятельность, которая заключалась не только в участии, но и в организации множества различных мероприятий для иностранной молодежи и студентов — международных лагерей дружбы, форумов, поездок зарубежных делегаций. Создание Комитета молодежных организаций СССР (КМО СССР) и Бюро молодежного международного туризма (БММТ) «Спутник» способствовало активизации туристического обмена советской и зарубежной молодежи. Обе организации находились в подчинении ЦК ВЛКСМ и получали финансирование из комсомольского бюджета. В 1962 г. на международную деятельность начали выделяться дополнительные средства, о чем свидетельствует новая статья расходов, появившаяся в бюджете ВЛКСМ. Большую часть этих денег расходовал Центральный комитет, регулярно допуская при этом чрезмерные траты на прием зарубежных делегаций и подарки, что неоднократно отмечали ревизионные проверки. Из 86 региональных комсомольских организаций в рамках этой статьи финансирования средства получали от 12 до 30 комитетов, имеющих международные молодежные лагеря. В исследуемый период ВЛКСМ активно помогал с оплатой организационных взносов в фонды Всемирных фестивалей молодежи и студентов, а затем начал оказывать прямую материальную помощь молодежным организациям стран Восточной Европы, Азии и Африки, которые регулярно за ней обращались. Важно отметить, что ежегодный рост расходов на обеспечение международной деятельности происходил в условиях прекращения государственного финан-

Камаева (Буреева) Елена Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Kamaeva (Bureeva) Elena Viktorovna, PhD Candidate in History, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Kazan State University of Architecture and Engineering

bureeva27@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2274-9931

сирования ВЛКСМ, который с 1959 г. перешел на полное самообеспечение. На основе широкого комплекса архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, в статье представлен анализ финансовой деятельности ЦК ВЛКСМ, источники финансирования и направления расходования средств на осуществление международной деятельности. Актуальность исследования обусловлена отсутствием должного научного освещения указанной проблемы и необходимостью изучения финансового обеспечения международной деятельности для всесторонней оценки ее эффективности и результативности.

Ключевые слова: бюджет ВЛКСМ, Международные фестивали молодежи и студентов, Комитет молодежных организаций СССР, Бюро молодежного международного туризма «Спутник», зарубежные делегации, туристический обмен молодежи.

Abstract. In the 1960s the Komsomol began to give particular attention to its international activity, which was not only limited to participation, but also involved the organization of many different events for foreign youth and students — international friendship camps, forums, trips of foreign delegations. The creation of the Committee of Youth Organizations of the USSR (KMO USSR) and the Sputnik International Youth Tourism Bureau (BMMT) contributed to the intensification of the tourist exchange between Soviet and foreign youth. Both organizations were subordinate to the Central Committee of the Komsomol and received funding from the Komsomol budget. In 1962, additional funds started being allocated for international activities, as evidenced by a new item of expenditure that appeared in the budget of the Komsomol. Most of this money was spent by the Central Committee, with excessive expenditure on the reception of foreign delegations and gifts, which was repeatedly noted by audit checks. Twelve to thirty committees with international youth camps (out of 86 regional Komsomol committees) received money under the framework of this funding item. During the period under study, the Komsomol actively helped with the payment of organizational fees to the funds of the World Festivals of Youth and Students, and then began to provide direct material assistance to the youth organizations in Eastern Europe, Asia and Africa, which regularly applied for it. It is important to note that the annual increase of spending on international activities occurred in the context of the termination of state funding for the Komsomol, which in 1959 became fully financially self-sufficient. Based on a wide range of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, the article presents an analysis of the financial activities of the Central Committee of the All-Union Leninist Young Communist League, its sources of funding and directions for spending the funds allocated for international activities. The relevance of the study is determined by the lack of serious scholarly investigation of this problem and the need to study the financial support of international activities in order to give a comprehensive assessment of its impact and efficiency.

Keywords: Komsomol budget, World Festivals of Youth and Students, Committee of Youth Organizations of the USSR, Sputnik International Youth Tourism Bureau, foreign delegations, tourist exchange for youth.

•к к к

Международной деятельностью Комсомол занимался на протяжении всего периода своего существования. В первой половине ХХ в. она выражалась главным образом в членстве в международных организациях, таких как Коммунистический интернационал молодежи (КИМ), Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДС) и Международный союз студентов (МСС). Во второй половине ХХ в. эта деятельность получила новые направления, включающие участие во всемирных фестивалях, организацию форумов, международных лагерей дружбы и туристический обмен молодежи и студентов. Соответственно были созданы новые организации, подчиняющиеся и финансируемые средствами ЦК ВЛКСМ. В 1956 г. был образован Комитет молодежных организаций (КМО), контролирующий общественные, профессиональные, спортивные, культурные организации молодежи, а также организации, ведущие работу среди молодежи1. В задачи КМО также входило сотрудничество с зарубежными молодежными организациями и прием иностранных делегаций.

В 1958 г. под руководством КМО было создано Бюро молодежного международного туризма (БММТ) «Спутник», которое занималось организацией и проведением туристских поездок зарубежной молодежи по Советскому Союзу и советской молодежи за границу «на доступных для нее условиях»2. Бюро считалось хозрасчетной организацией, однако его работа строилась главным образом на основе безвалютного туристического обмена с зарубежными организациями, занимающимися молодежным туризмом. Средства Бюро формировались из уставного фонда, а также денег, полученных от продажи путевок и ассигнованных КМО СССР. Анализируя финансовую деятельность БММТ «Спутник», И.Б. Орлов приходит к выводу, что она не только оказалась бесприбыльной, но не могла обеспечивать даже административно-хозяйственные расходы Бюро. С 1970 г. «Спутник» напрямую подчинялся ЦК ВЛКСМ и финансировался из его бюджета.

Приемом иностранных делегаций молодежи также занимались местные комсомольские организации, средства которым выделялись из бюджета ВЛКСМ.

На заседании Бюро ЦК ВЛКСМ 5 января 1959 г. была озвучена информация о прекращении государственного финансирования

1 Андреев А.И., Ильин И.В. Общественные движения молодежи и молодежная политика: исторический экскурс. // Российское студенчество на рубеже ХХ-ХХ1 веков: трансформация системы ценностей. М., 2012. С. 107-110.

2 Орлов И.Б. Бюро Международного молодежного туризма «Спутник»: между «Сциллой идеологии» и «Харибдой прибыли» // Проблемы российской истории. 2010. № 1(10). С. 142-154.

комсомольской организации. В постановлении Бюро зафиксировано, что «в бюджете ВЛКСМ ассигнований из Государственного бюджета СССР не предусмотрено»3. Комсомольская организация перешла на самостоятельное финансовое обеспечение местных комитетов комсомола и всех направлений своей работы. Источниками поступления средств остались членские взносы, привлеченные средства и отчисления молодежных издательств. Привлеченные средства формировались за счет денег, которые зарабатывали комсомольцы местных комитетов от сбора металлолома, макулатуры и лекарственных трав, выполнения работ по благоустройству городов и поселков, а также проведения платных концертов силами художественной самодеятельности4. Сокращение доходной части комсомольского бюджета в первой половине 1960-х гг. привело к необходимости экономии комсомольских денег, что нашло отражение в финансовых и бухгалтерских документах ЦК ВЛКСМ.

В связи с этим особый интерес представляет объем финансирования и динамика расходования средств комсомольского бюджета на осуществление международной деятельности в 1960-1970-е гг., что и составляет предмет данного исследования.

Международная деятельность ВЛКСМ получила отражение в исследованиях, посвященных истории развития молодежного международного туризма посредством БММТ «Спутник». В работах И.Б. Орлова, А.Д. Попова, А.М. Машковой, Ю.С. Путрика5 достаточно подробно рассматривается нормативно-правовая база работы «Спутника», содержание туристической и культурной программ, а также условия проживания на базах и лагерях, входивших в систему БММТ. В центре внимания Ю.Н. Головчанского6 — идеологический и воспитательный аспекты работы КМО СССР с молодежными организациями стран социалистического лагеря. Отдельные аспекты формирования бюджета БММТ «Спутник» и КМО, а также фи-

3 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 3. Д. 999. Л. 12.

4 Инструкция по бухгалтерскому учету в обкомах, крайкомах комсомола и ЦК ЛКСМ союзных республик. М., 1959 . С. 4.

5 Орлов И.Б, Попов А.Д. Сквозь «железный занавес». See USSR!: иностранные туристы и призрак потемкинских деревень. М.., 2018. С. 340; Орлов И.Б., Машкова А.М. Иностранный молодежный туризм в СССР 1958-1964 гг. // Российская история. 2011. № 6. С. 155-165; Машкова А.М. БММТ «Спутник» в 1958-1968 гг.: становление и развитие молодежного иностранного туризма в СССР. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2011; Путрик Ю. С. Туристическое бюро «Спутник»: роль в развитии международных молодежных обменов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 6. С. 72-79.

6 Головчанский Ю.Н. Сотрудничество союзов молодежи европейских социалистических стран по вопросам интернационального воспитания молодежи (на материалах союзов молодежи СССР, НРБ, ВНР, ЧССР и ГДР за 1960-1980 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Львов, 1984. С. 12-15.

нансовые взаимоотношения с ЦК ВЛКСМ раскрываются в работах И.Б. Орлова, К.А. Болдовского и И.В. Соколовой7.

Историографический обзор позволяет говорить, что источники поступления денежных средств и объем финансирования различных направлений международной деятельности комсомола не стал предметом отдельного исследования.

Источниковую базу данной работы составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), представленные финансовыми отчетами ЦК ВЛКСМ, в которых содержится информация не только о суммах, которые выделялись на обеспечение работы БММТ «Спутник», КМО и международную информацию, а также о механизме распределения средств. Документы финансово-хозяйственного отдела Управления Делами ЦК ВЛКСМ, который занимался составлением комсомольского бюджета, долгое время были закрыты для исследователей и впервые вводятся в научный оборот.

Управление делами ЦК ВЛКСМ составляло бюджет на год и представляло финансовый отчет об исполнении бюджета, который утверждался на Бюро ЦК ВЛКСМ. В 1960-1961 гг. расходная часть бюджета предусматривала выделение средств исключительно на обеспечение работы местных комитетов комсомола (75%), аппарата ЦК ВЛКСМ (10%), КМО СССР (3%) и капитальное строительство (12%)8. Бюджет ВЛКСМ на 1959 г. оказался дефицитным, и экономия была достигнута за счет КМО, средства на работу которого не выделялись9.

В 1960 г. на обеспечение деятельности КМО было выделено 11 млн руб., а реально израсходовано 8,1 млн руб. При обсуждении финансового отчета на Бюро ЦК ВЛКСМ руководству КМО было предложено принять меры к более активному использованию выделяемых средств для усиления связей комсомола с братскими союзами молодежи социалистических и капиталистических стран, пропаганды за границей достижений СССР в развитии народного хозяйства10.

В результате денежной реформы 1961 г. произошел перерасчет цен, ставок заработной платы и членских взносов, что приве-

7 Болдовский К.А., Пивоваров Н.Ю. На пути к «брежневской стабильности»: Секретариат Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза в 1966-1968 годах // Новейшая история России. 2020. Т. 10. № 3. С. 685-701; Орлов И.Б. Бюро Международного молодежного туризма «Спутник»... С. 142-154; Соколова В.И. Международные связи молодежи СССР в годы хрущевской «оттепели» // Промышленность: управление, экономика, технологии. 2008. № 4. С. 186-189.

8 Буреева Е.В. Формирование бюджета комсомольских организаций в 1960-е годы // Новейшая история России. 2021. Т. 11. № 2. С. 489-505.

9 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 49. Д. 64. Л. 7.

10 Там же. Д. 67. Л. 17.

ло к уменьшению доходной части комсомольского бюджета. Однако средства на работу КМО были выделены за счет сокращения ассигнований на содержание местных комитетов комсомола. Это стало следствием проведения в Москве Всемирного форума молодежи в июле-августе 1961 г. В нем принимали участие 800 человек из 106 стран, на обслуживание которых было израсходовано 804 тыс. рублей. На эти средства были закуплены цветы, сувениры и подарочные парфюмерные наборы для каждого участника; проведены экскурсии и праздничные мероприятия; оплачено проживание в гостиницах системы «Интурист» и питание в ресторанах11. Также из средств, выделенных КМО, 605 тыс. рублей были потрачены на выплату взноса в фонд VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки и приобретение сувениров и канцелярских принадлежностей12.

В 1962 г. в расходной части бюджета ВЛКСМ появилась новая статья — «на международную информацию ЦК ВЛКСМ», в которую входили расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций молодежи, оплата участия советской делегации в международных фестивалях, оказание материальной помощи союзам молодежи стран Азии и Африки. На нее выделялось 5-10% всего дохода ВЛКСМ. Такая же статья появилась в бюджетах 12 местных комсомольских организаций, девять из которых имели международные молодежные лагеря, а также в Московской, Ленинградской и Ульяновской (дом-музей В. И. Ленина). Организация ВЛКСМ Татарской АССР начала получать средства на международную информацию только после открытия международного молодежного лагеря «Волга» в 1967 г. В 1970 г. деньги выделялись уже 33 ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам. Суммы варьировались от 2 до 14 тыс. рублей. Самое большое ассигнование получали Ульяновский (4-6 тыс. рублей), Московский (6-7 тыс. рублей) и Ленинградский (14-15 тыс. рублей) обкомы.

Средства, выделенные на международную деятельность ЦК ВЛКСМ

(млн руб.)13

Статья расхода 1961 г. 1965 г. 1970 г. 1974 г. 1979 г.

КМО СССР 2,0 0,4 0,4 0,4 0,5

Международная информация — 2,8 4,2 4,8 8,6

11 Там же. Д. 82. Л. 25.

12 Там же. Л. 24.

13 Составлено по: РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 49. Д. 67. Л. 17: Оп. 49. Д. 149. Л. 50; Оп. 82. Д. 33. Л. 20; Оп. 82. Д. 981. Л. 151.

Представляя финансовый отчет за 1962 г., Управление делами отметило, что ЦК ВЛКСМ и региональные комитеты много денег тратили на обслуживание иностранных делегаций. Было предложено сократить расходы на проезд, провоз багажа и оплату гостиниц, а также ликвидировать практику вручения дорогостоящих подарков. В итоговом постановлении были установлены нормы расходов на питание зарубежных молодежных делегаций в ресторанах на сумму не более 4 руб. 50 коп. в сутки, в вагонах-ресторанах — 2 руб. 50 коп. в сутки; на культурное обслуживание одного человека — 1 рубль14.

Тем не менее, расходы на международную деятельность ЦК ВЛКСМ продолжали ежегодно увеличиваться. В 1964 г. на работу КМО комсомольским бюджетом было выделено 350 тыс. рублей, на международную информацию — 2,7 млн рублей, которые были израсходованы на: оплату взносов во Всемирную федерацию демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС) — 375,4 тыс. рублей (за советскую делегацию и делегацию Марокко — в качестве братской помощи); проведение Всемирного форума молодежи в Москве — 1,3 млн рублей; прием и обслуживание молодежных делегаций зарубежных стран — 513,7 тыс. рублей; проведение лагеря молодых французов и итальянцев — 95 тыс. рублей; оказание единовременной помощи Союзам молодежи зарубежных стран — 290 тыс. рублей; организация выставок «Советская молодежь» — 35 тыс. рублей15.

Ограничивая расходы местных комитетов комсомола и призывая их к жесткой экономии, ЦК ВЛКСМ сам допускал большие нецелевые траты. На заседании Секретариата ЦК КПСС 23 января 1968 г. обсуждались внушительные суммы, расходуемые КМО СССР и ЦК ВЛКСМ на приемы иностранных молодежных организаций. Однако, высоко оценивая необходимость международного сотрудничества с зарубежными молодежными организациями, в принятом постановлении ЦК КПСС ограничился осуждением «неправильного стиля руководства» комсомольской организацией, рекомендацией бережнее расходовать средства и снятием с работы председателя Комитета молодежных организаций СССР В.Г. Ярового16.

В дальнейшем расходы, связанные с международной деятельностью, комсомольское руководство согласовывало с партийным начальством. В 1968 г. первый секретарь ЦК ВЛКСМ С.П. Павлов обратился в ЦК КПСС с просьбой разрешить потратить 281 тыс.

14 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 44. Д. 165. Л. 6.

15 Там же. Оп. 49. Д. 176. Л. 29.

16 Секретариат ЦК КПСС. Рабочие записи и протоколы заседаний. 1968 г. М., 2021. С. 42.

долларов и 305 тыс. рублей из комсомольского бюджета на подготовку к IX Международному фестивалю молодежи и студентов в Софии. По просьбе болгарских друзей регистрационный взнос в Международный фонд фестиваля за одного человека был увеличен до пяти американских долларов и составил 171 тыс. долларов, регистрационный взнос — 4 тыс. долларов, плата за участие советской делегации — 56 тыс. рублей, расходы на подготовку советской делегации — 250 тыс. рублей. На оказание помощи в оплате проезда участников фестиваля из развивающихся стран требовалось 50 тыс. долларов. ЦК КПСС разрешение дал при условии, что все расходы ЦК ВЛКСМ покроет из своего бюджета. По окончании фестиваля Болгарскому Комитету по радиовещанию и телевидению было подарено девять камер, четыре ретранслятора, 56 единиц аппаратуры звукового сопровождения — микрофоны, телефонные аппараты, а также осветительные приборы17.

Протестные движения молодежи, начавшиеся в Западной Европе в 1968 г., активизировали антисоветские настроения студенчества Чехословакии и республик Прибалтики, которое, в том числе, выражало недовольство работой комсомольской организации18. ЦК ВЛКСМ принял решение усилить идеологическую и воспитательную работу в комсомольских организациях союзных республик, а также сотрудничество с зарубежной молодежью. Это, естественно, привело к увеличению средств, выделяемых на международную деятельность из бюджета ВЛКСМ.

В 1974 г. расходы на международную деятельность ВЛКСМ составили 4,8 млн рублей, из которых только 342,4 тыс. рублей получили местные комитеты по статье «международная информация». Участие советской делегации в Х Всемирном фестивале молодежи и студентов молодежи обошлось в 839,9 тыс. рублей, оказание помощи МПК фестиваля — 3,3 млн рублей.19 Остальные средства были израсходованы на проведение XI Ассамблеи Всемирной Федерации демократической молодежи, оказание единовременной помощи союзам молодежи зарубежных стран, прием и обслуживание зарубежных делегаций, расходы по командировкам иностранных студентов в советские комсомольские организации. При этом на заседании Бюро ЦК ВЛКСМ 14 января 1974 г. в ходе обсуждения бюджета на следующий год было принято решение сократить дотацию местным

17 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 1с. Д. 728 с. Л. 30-37.

18 Волков А.П., Галдобина С.В. Молодежь и советское государство в 60-80-е гг. ХХ столетия: некоторые проблемы эффективности воспитания и взаимоотношений // Вестник Екатерининского института. 2016. № 4 (36). С. 7-15.

19 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 82. Д. 1. Л. 42.

комсомольским организациям до 31,1 тыс. рублей, а расходы на международную информацию увеличить только на 50 тыс. рублей20.

Ревизионные комиссии, инспектировавшие финансовую деятельность Управления делами ЦК ВЛКСМ, отмечали, что за период с 1970 по 1974 г. доходы ВЛКСМ выросли на 83%, главным образом — за счет членских взносов и привлеченных средств. В то же время выросли и расходы. Причем в первую очередь — на капитальное строительство, подготовку кадров, международную деятельность и содержание аппарата ЦК ВЛКСМ. На торжественных ужинах в меню включались вино-водочные изделия, дорогие шоколадные конфеты, фрукты. Например, прием в Москве делегации Всеиндийской федерации молодежи в апреле 1970 г. обошелся в 35 тыс. рублей. Только на питание за пять дней было израсходовано 1220 руб. 86 коп., в том числе на вино-водочные изделия, пиво, фрукты и шоколад — 198 руб. 85 коп. Вместо сувениров пропагандистского характера (открытки, значки и книги) со склада были получены серебряные запонки, янтарные кулоны и броши, портмоне и винные наборы21.

Также контролеры отметили, что КМО расходовал значительные средства на международные переговоры, до 22 тыс. рублей в год. Переводчикам КМО выплачивались немалые суммы, от 35 до 45 тыс. рублей. При проверке экзаменационных листов сотрудников выяснилось, что несколько переводчиков не знали иностранных языков. Пять человек сдавали немецкий язык комиссии, в состав которой входили двое военных, не владеющих иностранными языками, и два переводчика с французского и английского.

В документах ЦК ВЛКСМ отсутствовали финансовые отчеты о количестве денежных средств, переданных в качестве помощи молодежным организациям зарубежных стран. Ревизия установила, что материальная помощь составила в 1971 г. 291,3 тыс. рублей, в 1972 г. — 309,6 тыс. рублей, в 1973 г. — 490,7 тыс. рублей. Со склада выдавались кинокамеры, приемники, магнитофоны, фотоаппараты, которые вручались в качестве подарков зарубежным делегациям без подтверждающих документов и актов передачи. До 100 тыс. рублей ежегодно выделялось на подготовку информационно-пропагандистских материалов для зарубежных молодежных организаций.

При приеме иностранных делегаций практически не использовался общественный транспорт. Гостей и комсомольских работников обслуживали машины ЦК ВЛКСМ. Соответственно, транспортные расходы составили в 1971 г. 164,4 тыс. рублей, в 1972 г. — 209,0 тыс.

20 Там же. Оп. 67. Д. 599. Л. 15.

21 РГАСПИ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 21. Л. 48.

руб., в 1973 г. — 174,6 тыс. руб. Однако заключения и акты ревизионных комиссий не вышли за пределы ЦК ВЛКСМ. Для сравнения: на весь комплекс хозяйственных расходов (содержание и приобретение транспорта, ремонт помещений и обеспечение инвентарем комитетов комсомола) Татарской организации ВЛКСМ в 1973 г. было выделено 186,3 тыс. рублей на год22.

В 1976-1977 гг. на международную деятельность ЦК ВЛКСМ выделялось от пяти до шести млн рублей, из которых местные комитеты получали только 452,6-500,0 тыс. рублей23.

На международную информацию в 1977 г. ЦК ВЛКСМ выделило 8,1 млн рублей. Местные комитеты при этом получили всего 472,2 тыс. рублей, из которых было израсходовано на проведение вечеров молодежи с зарубежной молодежью 72,4 тыс. рублей; обслуживание делегаций и содержание агитмашин — 149,9 тыс. рублей; на содержание автобусов для обслуживания делегаций — 125,6 тыс. рублей; на междугородние переговоры — 78,3 тыс. рублей; на сувениры — 46 тыс. рублей24. Расходы КМО составили 567 тыс. рублей.

Ассигнования на международную информацию распределились следующим образом: уплата взносов ВФДМ и МСС — 531 тыс. рублей; оказание единовременной помощи братским союзам молодежи зарубежных стран — 700 тыс. рублей; долевое участие в строительстве Дворца пионеров в Ханое — 1000 тыс. рублей; проведение фестивалей, трудовых лагерей, международных молодежных семинаров-конференций, недель дружбы, клубов, конкурсов — 2440 тыс. рублей; прием и обслуживание молодежных международных делегаций — 1000 тыс. рублей. Управление делами отметило, что расходы по статье увеличены по сравнению с 1976 г. на 362 тыс. рублей (4,7%)25.

В финансовом отчете ЦК ВЛКСМ за 1978 г. содержится исполнительная смета расходов на подготовку и участие делегации советской молодежи в XI Всемирном фестивале молодежи и студентов на Кубе. Общие расходы составили 13,3 млн рублей и 366 тыс. долла-ров26. В эту сумму вошли: регистрационный взнос в фонд фестиваля 420 тыс. долларов (1000 человек по 20 долларов за человека), оказание материальной помощи Национальному подготовительному комитету Кубы — 6,1 млн рублей (продукты, бумага, строительные

22 Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 1002. Л. 13.

23 РГАСПИ Ф. М-1. Оп. 82. Д. 500. Л. 63.

24 Там же. Д. 981. Л. 174.

25 Там же. Д. 547. Л. 12.

26 Там же. Д. 780. Л. 66-67.

материалы, ткани, магнитофоны, ротаторы, автобусы), расходы на подготовку и участие советской делегации — 3,2 млн рублей.

В рублях оплачивался проезд участников, командировочные и суточные, пропагандистские и издательские расходы (политическая литература и плакаты, фотовыставки, открытки и показ фильмов, изготовление пластинок, лозунгов, приобретение буклетов «Советские космонавты», издание вестника фестиваля, изготовление панно «Л.И. Брежнев и Ф. Кастро»), оформление колонны демонстрантов (изготовление плакатов, приобретение цветов, головных уборов, одежды и обуви), аренда автомобилей; материально-техническое обеспечение выступления советских молодежных коллективов; приобретение телефонных станций, кондиционеров, медикаментов. Оплата в долларах шла на проведение встреч с иностранными делегациями, приобретение международных водительских прав, аккредитацию групп советских журналистов и сотрудников, карманные расходы советской делегации.

Необходимо отметить, что согласно бюджету, в 1978 г. на работу КМО и международную информацию было выделено 8,5 млн рублей, тогда как реальные расходы составили 13,5 млн рублей. Закономерно возникает вопрос об источниках недостающей суммы. Ответ содержится в финансовом отчете ВЛКСМ и документах местных комитетов, которые свидетельствуют, что в течение года комсомольские организации проводили субботники и воскресники, собранные средства от которых напрямую перечислялись в фонд фестиваля. Таким образом, недостающую сумму ЦК ВЛКСМ получил из привлеченных средств местных комитетов.

Комсомольская организация, созданная с целью воспитания советской молодежи, постепенно распространяла свою идеологическую работу на молодежные организации зарубежных стран, для чего использовались не только туристические обмены посредством КМО и БММТ «Спутник». В рамках международной деятельности, которая стала важным направлением работы и достаточно большой статьей расхода комсомольского бюджета, оплачивалось проведение международных фестивалей и форумов, а также оказывалась значительная финансовая помощь молодежным организациям стран Восточной Европы, Азии и Африки. О значимости данного направления работы ВЛКСМ свидетельствует тот факт, что в условиях самофинансирования и ограниченного бюджета до 10% от всего дохода тратилось на международную деятельность. Причем это происходило зачастую в ущерб финансированию местных комитетов комсомола, ассигнования на обеспечение работы которых росли на протяжении исследуемого периода крайне медленно.

References

Andreev A.I.,Ilyin I.V. Obshchestvennyye dvizheniya molodezhi i molodezhnaya politika: istoricheskiy ekskury. sbornik nauchnykh trudov [Social Movements ofYouth and Youth Policy: An Insight into History: A (Collection of Reseafch Papers] /Ed.by I.V. Ilyin, D.G. Shkaev Mo scow: INICtN RAN , 2012. P. 107-110°

Boldovsky K.A., Pivovarov N. Yu. Na puti k "brezhnevskoy stabil'nosti": Sekretariat Tsentral'nogo Komiteta Kommunisticheskoypartii Sovettkogo eoyuza v 1966-1968 godakh [On the Way to "Brezhnev9 Stabiytyy Secretariat of the Central Commuttee of She CPSU, 1966-1968] ГГ Noveyshaya isloriya Rosa 2020.Vol. i0. NN 3. R 685-701.

Bureeva EE.V5. Formirovaniye byudzheta komsomol'skikh organizatsiy v 1960-ye gody [Shaping the В udyat ofthe Kemsomol Orgenizationsin the 1960s] ГГ Noveoshaya istorlya Roszii. 2У21. Vol. 11. N 2.P. 489-505.

Golovchansky Yu.N. Sotrudnichesivo soyozov oooiofoyhi yeoropeyskikh sotsi0l-isticheskikh stran po vopeosam iaternrtsionat'nzgo vospitaniya mofodezhi (na mate-ria1fkh soyu—0v molodrzht SSSRf, NRB, VNR, CHt—R i GDR ff 1960-1980gg.). Diss. ... kenidata istoricheskikh nauk [Cooperation among European Socialist Countries Unions ofYouth on the Issuss ofInlernationalist —Tpbrin ging ofYouth (Based on the Matfripls of the Unions ofYo uth of the USSR, the People's Republic of Belarus, Hungary Czechoslovakia and the GDR, 1g60-1980). PhD Candidate Dis s. in Hintoryl. L'vov: L'vovskiy gosudarstvennyy universitet, 1984. 229 p.

MashkovaA.M. BMMT "1gutnik" v 1958-19o8gg.: stenovleniya i razvitiye molo-deohnogo inostrannog^e turtima vgSSR. Dm. . kanidata istoricheskikh nauk [BMMT "Sputnig" in 1958-1968:Formatinn and Development of Foreign Youth Toutism in thte USSR. Phle Candi—ote Diss. in gtistory. ]V(oscow: Rossiyskiy gosudarstvfnnyy univeryitet turizma i ser—isa,2011. 237 p.

Orlov I.B. By.ro Mezhdunarodnogo molodezhnogo turizma "Sputnik": mezhdu "Stsilloy idfologii" i "Kharibdoyptibyli" .Sputnig International Youth Tourssm Bureau: getwenn the "Scylla of Ideolngy" and "Charybdis of Profit"] ГГ Probiemy roosiyskoy [st—rii. 20"0. N 1 (100. R 142-154.

Orlov I.B., Mashkova A.M. Inostrannyy molodezhnyy turiSm v SSSR 1950-19U4 ggg. [Foreign Youth Tourism in the USSR, t958-196t] ГГ aostiyskaya istoriya. fOU.IZ 6.P. 155y"65.

Orlov I.B.„Popov A.Dn SAvoz' "zheieznyy zanaves". See USSR!: inostrannyye tur-isty i prizrak potemkinskikh dereven' [Through the Iron Curtain. See the USSR!: Foreign Tourists and the Ghost of the Potemkin Villages]. Moscow: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 20°8[ 484 [1] u.

put.rok Yu.-. Turizticheskoye byuro "Spetnik": rol' v razvitii mezhdunaroynykh mohdeehnykh obmenov [To uri6t Bureau "Sputnik": Its Role in the Development of InternationalYouthEachanges] Г Г Nauchnyye thud.Mfskoystogogumanitarnogo uni-vtositeto. 2tr8. N 6. P. 72—79.

Sokolova VV.I. Mezhdunarodnyye svyazi molodezhi SSSR v gody khrushchevs-koy "ottepeli" [International Relations of the Soviet Youth during thp "Khtpehohev Thaw"] ГГ Promyshlennost': upravleniye, ekonomika, tekhnologii. 2008. N 4.P. 186-189.

Volkov A.P., Galdobina S.V. Molodezh' i sovetskoye gosudarstvo v 60-00-ye gg. XX stoletiya: nekotoryyeproblemy effektivnosti vospitaniya i vzaimootnosheniy [Youth and the Soviet State in the 1960-1980s: Certain Issues of the Impact of Education and Relationships] ГГ Vestnik Yekaterininskogo instituta. 2016. N 4 (36). P. 7-15.

n—ongnype a рарекцук 2 февраля 2023 e.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.