Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1960-Е ГОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1960-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
688
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буреева Елена Викторовна

В 1960-е гг. прекращается государственное финансирование комсомольской организации, в связи с чем большой интерес представляет процесс формирования бюджета ЦК ВЛКСМ и региональных комитетов. Эту проблему позволяет в полной мере раскрыть комплекс финансовых документов комитетов комсомола, которые впервые вводятся в научный оборот. В исследовании широко использовались финансовые отчеты, выписки из приходно-расходных книг и заключения ревизионных комиссий. Они показывают, что главным источником дохода являлись членские взносы, что объясняет усиление работы по привлечению в комсомол молодежи и жесткий контроль за своевременной уплатой взносов. Вторым средством пополнения бюджета служили привлеченные средства, зарабатываемые комсомольцами (сбор металлолома, макулатуры и др.). Однако этого будет недостаточно, и ЦК ВЛКСМ введет режим жесткой экономии и начнет дополнительный поиск средств за счет всевозможных лотерей, продажи литературы, проведения субботников и воскресников. Анализ архивных документов свидетельствует, что сельские комитеты оказались в более сложной ситуации, чем городские.Горкомы комсомола имели больше возможностей заработать деньги, в отличие от райкомов, чьи расходы были значительно больше. Этим объясняется отсутствие в деревне домов культуры и стадионов, которые строились главным образом силами и средствами комсомольцев. В данный период можно отметить новые формы работы и интересные молодежные начинания, которые не получат дальнейшего развития главным образом из-за недостатка средств. Партийное руководство прекращает дотацию комсомола, однако по-прежнему активно использует молодежь для решения важных хозяйственных задач (строительство крупных объектов в городе и деревне, содержание студенческих строительных отрядов и др.), реализация которых также ложится на бюджет комсомола. Таким образом, финансовая документация позволяет не только проследить процесс формирования доходной и расходной частей бюджета, но и раскрыть условия работы комсомольских организаций в городе и деревне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BUDGET OF THE KOMSOMOL ORGANIZATIONS IN THE 1960S

In the 1960s the state funding of the Komsomol ended, and the formation of the budget of the Central Committee of the Komsomol and regional committees became an issue of great interest. This issue can be better explored by complex financial documents of the Komsomol committees, which are introduced into circulation here for the first time. They show that the main source of income was membership fees, which explains the intensification of work to attract young people to the Komsomol and strict control over the timely payment of membership fees. The second means of replenishing the budget were funds raised by collecting scrap metal and waste paper, holding amateur concerts, and similar projects. However, this did not provide enough funding, and so the Komsomol Central Committee introduced austerity measures and began additional fundraising through various lotteries, selling literature, holding subbotniks and voskresniks, and the like. An analysis of archival documents shows that countryside committees found themselves in a more difficult situation than those in cities, which had more opportunities to earn money; and rural committees’ expenses were much higher. This explains the absence of “houses of culture” and stadiums in villages, which were built mainly by the Komsomol. The party leadership stopped subsidizing the Komsomol, but still actively used young people to solve important economic problems (e. g. construction of large facilities in urban and rural settings, maintaining student construction teams, etc.), the implementation of which also fell on the Komsomol budget. Thus, financial documents allows us not only to trace the formation of revenues and expenditures, but also the working conditions of Komsomol organizations in cities and the countryside.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 1960-Е ГОДЫ»

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Е. В. Буреева

Формирование бюджета комсомольских организаций в 1960-е годы

Буреева

Елена Викторовна

канд. ист. наук,

доц., Казанский

государственный

архитектурно-

строительный

университет

(Казань, Россия)

«1963 г. — пятый год работы ВЛКСМ без государственной дотации»1, — с этой фразы начинался финансовый отчет, заслушанный на заседании Бюро ЦК ВЛКСМ 15 апреля 1964 г. В 1960-е гг. комсомол значительно усилил свою роль в общественной жизни страны, проводил большую работу, выступая с рядом инициатив, которые требовали серьезных финансовых затрат. В связи с этим большой интерес представляет процесс формирования бюджета комсомольских организаций как в центре, так и на местах.

Анализ историографии проблемы позволяет сделать вывод, что исследователи крайне редко обращались к финансовым отчетам комсомольских организаций, не рассматривая их в качестве самостоятельного источника, хотя эти документы находятся в открытом доступе. Финансовые документы могут выступать не только в качестве дополнения к событиям и явлениям, но составлять самостоятельный предмет исследования. Когда речь заходит о направлениях деятельности комсомола, о тех мероприятиях, которые им проводились, крайне важно обратиться к финансовым документам. И.Н.Александрова, А. А. Слезин, С. В. Галдобина2 отмечают, что в начале 1960-х гг. активизировалась работа комсомола по строительству стадионов и домов культуры в городах и сельской местности, но позже эта деятельность постепенно сошла на нет. Необходимо отметить, что многие «очаги культуры»

© Е. В. Буреева, 2021

https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2021.212

создавались не только силами, но и средствами комсомольских комитетов. Анализ финансовых документов позволяет ответить на вопрос, в каких регионах и почему так происходило.

Ряд существующих исследований посвящен проблеме введения новых комсомольских праздников и обрядов в жизнь советской молодежи 1960-х гг. В этой связи следует выделить работы И. В. Кометчикова, Л. Ю. Лепешкиной, С. Н. Коваленко3. Авторы делают вывод, что советские обряды постепенно вошли в быт советской молодежи, главным образом в городах, а сельская местность сохраняла более традиционный уклад. Это обстоятельство во многом объясняется тем, что городские комитеты комсомола имели больше финансовых возможностей, самостоятельно зарабатывая деньги на планируемые мероприятия.

Значительный интерес представляет работа А. А. Слезина и Т. А Власовой4, посвященная исследованию роста численности и состава комсомольской организации в 1960-е гг. Авторы делают вывод об усилении работы по привлечению молодежи в комсомол, в первую очередь рабочих, в то время как рост комсомола достигается за счет учащихся. Они используют главным образом сведения отделов статистики. Финансовые отчеты подтверждают приведенные факты и указывают на то, что взносы рабочих были значительно больше, нежели школьников. Таким образом различные направления жизни и деятельности комсомола 1960-х гг. более полно и всесторонне можно рассмотреть сквозь призму финансовых документов.

При подготовке данной статьи основными источниками стали материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива Республики Татарстан (ГАРТ). Нами использовались документы Центральной ревизионной комиссии (ЦРК) ЦК ВЛКСМ, Управления делами ЦК ВЛКСМ, Бюро ЦК ВЛКСМ из фондов РГАСПИ. Ревизионная комиссия была создана в 1920 г. в соответствии с Уставом Российского коммунистического союза молодежи, принятым III Всероссийским съездом РКСМ. В 1936 г. она была переименована в Центральную ревизионную комиссию5. Ее задачей являлась проверка работы ревизионных комиссий региональных комитетов комсомола, их финансово-хозяйственной деятельности и работы с письмами во всех отделах. В фонде Центральной ревизионной комиссии ЦК ВЛКСМ отсутствуют финансовые документы с 1960 по 1967 г. Эти материалы частично отложились в приложениях к протоколам Бюро и Управления делами ЦК ВЛКСМ. Это вполне закономерно, так как финансовые отчеты региональных комитетов комсомола рассматривались Управлением делами ЦК ВЛКСМ, которое делало заключение и после согласования отправляло на места. Заключение подписывали управляющий делами ЦК ВЛКСМ и заведующий финансово-бюджетным отделом. Сводный отчет заслушивался и утверждался на Бюро ЦК ВЛКСМ. Такой сложный путь прохождения финансовых документов привел к определенным трудностям в работе с архивными документами. Из фондов Государственного архива Республики Татарстан были привлечены документы Татарского обкома комсомола: протоколы заседаний Бюро обкома и отчеты финансово-хозяйственного отдела, который был создан в 1950 г

С 1959 г. прекращается государственная дотация комсомола, и на протяжении 1960-х гг. ЦК ВЛКСМ самостоятельно формировал свой бюджет, что определило хронологические рамки исследования.

Финансовый отчет — достаточно информативный документ, который позволяет не только выяснить источники формирования комсомольского бюджета, но и проследить, как эти средства расходовались.

Доходная часть бюджета комсомольских организаций

Доходная часть комсомольского бюджета в 1960-е гг. формировалась на 70 % из членских взносов и на 30 % из привлеченных средств. Инструкция 1960 г. регламентировала форму финансового отчета, который состоял из отчета об исполнении бюджета, расшифровки и пояснительной записки6. Она пришла на смену инструкции 1941 г. и сохранялась до 1980-х гг. Новые статьи расходов и доходов вписывались в бланки вручную. Райкомы каждый месяц дополнительно высылали в обкомы выписки из приходно-расходных книг и справки ревизии касс.

Так как главным источником дохода комсомола были членские взносы, то большое внимание уделялось работе по привлечению в комсомол новых членов. В 1960-е гг. исключение из рядов ВЛКСМ в качестве меры наказания использовалось крайне редко, как правило, ограничивались взысканием. Стоит более подробно рассмотреть процесс формирования членских взносов. С 1 мая 1962 г. XIV съездом ВЛКСМ были введены новые размеры членских взносов7: для работающих в промышленности — 34 коп.; в совхозах — 15 коп.; в колхозах — 11 коп.; студентов вузов и техникумов — 11 коп.; обучающихся в училищах — 6 коп.; школьников — 4 коп.8 Однако для комсомольцев, имеющих заработную плату меньше 100 руб., размер взноса сокращался в три раза9.

Взносы рассчитывались в зависимости от заработной платы в разных отраслях народного хозяйства. В 1962 г. финансово-хозяйственный отдел Татарского обкома подготовил справку о заработной плате комсомольцев в республике (табл. 1)10.

В примечании говорилось, что средний размер взноса работающих в разных отраслях выведен путем анализа данных о зарплате в республике. Еще один источник пополнения бюджета появился после введения в 1966 г. гарантированной денежной оплаты труда колхозников. ЦК ВЛКСМ в 1967 г. обязал все комитеты комсомола провести перерасчет и собрать членские взносы за минувший год.

Зарплата в промышленности была значительно выше, поэтому становится понятно требование ЦК ВЛКСМ и обкомов комсомола больше привлекать в комсомол именно рабочих.

В 1965 г. Бюро ЦК ВЛКСМ обратило внимание, что ЛКСМ Казахстана, Латвии, Алтайского, Красноярского, Иркутского, Татарского обкомов комсомола неудовлетворительно исполнили бюджет за 1964 г. по членским взносам. Причиной такого положения вещей было то, что «многие платят не с полного заработка», не вовремя собираются взносы, уменьшается количество рабочих

Таблица 1

Справка о заработной плате в Татарской АССР в 1963 г.

Размер ежемесячного заработка, руб- Количество комсомольцев, работающих

в промышленности в совхозах в колхозах в вузах и сузах в школах ФЗО и училищах в школах

До 30 7832 5701 40 457 11 227 4579 148

От 31 до 60 36 200 6533 11 388 6596 52 954

От 61 до 80 28 977 1236 1460 279 52 707

От 81 до 100 13 840 266 303 239 32 245

От 101 до 120 5598 38 36 127 7 50

От 121 до 140 1760 11 2 6 - 4

От 141 до 171 912 4 12 1 - -

От 171 до 190 141 8 - - - -

От 191 до 220 84 3 - - - -

От 221 до 260 72 - - - - -

Источник: ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 371. Л. 118.

и колхозников11. Такие замечания регулярно получали разные комитеты комсомола. Действительно, численность комсомола в это период увеличивалась главным образом за счет учащихся. В 1965 г. по всей стране среди 3 636 743 юношей и девушек, принятых в комсомол, преобладали лица 15-17 лет (1 724 511), переходящих из пионеров в комсомол в возрасте 14 лет было 1 292 10112. Если в 1963 г. в ТАССР учащихся комсомольцев было 84 600 человек, то в 1965 г. — уже 121 815. А они платили самые маленькие взносы13.

В 1960-е гг. практически на каждом заседании Бюро звучали слова о необходимости «усилить работу» по привлечению молодежи в комсомол. Это объясняется не столько идеологическими причинами, сколько финансовыми, особенно ввиду отсутствия государственной дотации. Неслучайно финансовый отчет начинался с характеристики количественного и качественного состава комсомольской организации. Ревизионные комиссии также основное внимание обращали на количество людей, ежегодно вступающих в комсомол, своевременную постановку на учет и регулярную уплату членских взносов. Следует отметить тот факт, что финансовые отчеты дополняют сведения о количестве комсомольцев в регионе и позволяют проследить динамику роста комсомольских организаций (табл. 2). Небольшие обкомы, как правило, имели и очень скромный бюджет.

Помимо членских взносов в данный период использовались любые возможности заработать или сэкономить средства. В первой половине 1960-х гг.

Таблица 2

Поступление от членских взносов по обкомам комсомола в 1963-1966 гг. (тыс. руб.)

Комитет комсомола 1963 1964 1965 1966

Татарский обком 486,4 493 507 513

Марийский обком 73,7 81 85,9 99,4

Мордовский обком 79,8 84 90,4 98,8

Удмуртский обком 283,5 296 315,8 375

Башкирский обком 516,8 521 528 535

Ленинградский горком 1548 1596 1641 1648

Составлено по: РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 201-204; Д. 136. Л. 184-187; Д. 151. Л. 76-79; Д. 185. Л. 79-83.

комсомольский бюджет пополнился за счет экономии фонда заработной платы. В 1962-1963 гг. в результате административно-территориальной реформы региональные управленческие органы были разделены на промышленные и сельскохозяйственные, что привело и к реорганизации комсомольских органов по всей стране14. Только в Татарской АССР вместо 36 сельских комитетов было создано 17 колхозно-совхозных производственных комитетов и три промышленно-про-изводственных. Соответственно, 19 человек — первые и вторые секретари сельских райкомов — были переведены на менее оплачиваемые должности. В 1963 г. Татарский обком комсомола обратился в ЦК ВЛКСМ с просьбой сохранить за этими людьми ранее выдаваемую заработную плату, однако Москва этого сделать не разрешила. Заработная плата секретаря колхозно-совхозного управления составляла 100 руб., в то время как секретарь райкома получал 115 руб. Становится понятно, как в отчете ЦК ВЛКСМ за 1964-1965 гг. образовалась экономия по заработной плате в размере 1 135,1 тыс. руб.15

Административная реформа 1962 г. имела существенный недостаток — она значительно затрудняла работу с сельской молодежью и своевременный сбор членских взносов. В результате перестройки комсомольских органов по производственному принципу произошло укрупнение комсомольских комитетов. Значительное количество первичных организаций колхозов оказалось на расстоянии 85-120 км от комитетов комсомола, и секретарь просто был не в состоянии охватить их все. По осеннему и весеннему бездорожью даже просто доехать на мотоцикле или телеге до места назначения было достаточно проблематично. Прием в комсомол стал значительно меньше. Например, в Альметьевском сельском производственном комитете ТАССР из 803 человек несоюзная молодежь составляла 210 человек, а в Арском — из 387 человек вне комсомола осталось 98 юношей и девушек16. В 1963 г. ЦК ВЛКСМ разрешил сельским и промышленным комитетам комсомола содержать для служебных разъездов легковые автомобили марки ГАЗ-69 или «Москвич». Однако из 17 сельских производственных комитетов Татарской АССР автомобили

Таблица 3

Наличие транспорта в комитетах комсомола Советского Союза в 1966 г.

Комитеты комсомола Количество комитетов Легковой автомобиль, шт. Мотоцикл, шт. Лошадь, гол.

Обкомы, крайкомы комсомола, ЦК ЛКСМ союзных республик 153 404 - -

Окружкомы 10 8 1 1

Горкомы 739 548 244 5

Горрайкомы 410 75 86 -

Сельские райкомы 2 518 1 873 1 774 134

Источник: РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 185. Л. 62.

имелись только в восьми. Машины приобретал ЦК комсомола и распределял по областным комитетам, но в условиях бюджетного дефицита 1960-х гг. это делалось крайне редко. До выделения машин каждый сельский комитет должен был иметь два мотоцикла или один мотоцикл и лошадь, в крайнем случае — велосипед17. Только к 1970 г. в 36 сельских райкомах республики насчитывалось 27 автомобилей18. Похожая картина наблюдалась во всех сельских райкомах страны. Транспортное обеспечение 1966 г. показано в табл. 3.

В 1966 г. на 3 830 комитетов комсомола приходилось 2 904 легковых автомобиля, из которых 903 требовали капитального ремонта или подлежали списанию. 252 сельских райкома вообще не имели транспорта19. На 1 января 1967 г. из 148 сельских райкомов не имели транспорта: Азербайджан — 15 райкомов, Грузия — 12, Хабаровский край — 7, Башкирия — 12, Удмуртия — 7 райкомов, Якутская область, Сахалинская область20. В данном случае уместно перефразировать известное выражение, что автомобиль — роскошь, а не средство передвижения.

В 1960-е гг. появился еще один способ пополнения комсомольского бюджета — разнообразные лотереи, организуемые ЦК ВЛКСМ. В апреле 1964 г. для привлечения средств в фонд Всемирного форума солидарности молодежи за мир были выпущены памятные марки, которые распространялись через обкомы комсомола. Стоимость марки устанавливалась в зависимости от места работы комсомольцев: для рабочих — 20 коп., для сельской молодежи и студентов — 10 коп.21 В 1968 г. в Москве прошла всесоюзная денежно-вещевая лотерея, приуроченная к IX Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Каждый комитет комсомола получил план по реализации билетов. Татарский обком должен был продать билетов на 700 000 руб. Доходы от лотереи должны были полностью покрыть расходы на участие советской делегации на фестивале. 80 % всех собранных средств забрал ЦК ВЛКСМ, 20 %о — было разрешено использовать местным комитетам на строительство молодежных туристических лагерей и проведение праздничных мероприятий в честь 50-летия ВЛКСМ22. Областным комитетам комсомола запрещалось производить собственный сбор средств:

выпускать лотереи, марки, открытки, значки для продажи. Они могли только реализовывать продукцию, присылаемую из Москвы, а полученные средства переводить на специальный счет ЦК комсомола.

Все собранные на местах членские взносы и другие средства переводились в Сбербанк на счета ЦК ВЛКСМ. Из бюджета ЦК выделялись деньги обкомам и райкомам: на заработную плату комсомольским работникам; канцелярские, почтово-телеграфные расходы; командировочные и подъемные; проведение совещаний и пленумов; премии; лечебные пособия; работу по пропаганде; семинары по подготовке комсомольских работников; строительство и содержание помещений; приобретение, содержание и ремонт транспорта; жилищное строительство23. Все остальные расходы на местах должны были производиться только за счет привлеченных средств региональных комитетов комсомола.

Комсомольские организации, выполнившие все бюджетные поступления по плану, поощрялись, провалившие план — лишались дотаций. В 1965 г. за большую работу по исполнению бюджета были премированы 23 организации: Амурский обком — 350 руб., Татарский обком — 1000 руб., Московский горком — 2000 руб., ЦК ЛКСМ Белоруссии — 3000 руб., ЦК ЛКСМ Украины — 13 500 руб. и т. д.24 Разные суммы были обусловлены процентом перевыполнения плана и численностью обкомов. Однако это было достаточно редким явлением, чаще встречается информация о лишении дотаций. Бюджет Татарского обкома комсомола в 1961 г. был «исполнен без дотаций ЦК ВЛКСМ»25. В 1962 г. без дотаций работали 16 обкомов и 100 горкомов комсомола26, в 1967 г. — 12 обкомов, в том числе Ленинградский, Московский, Свердловский и 52 горкома27.

В 1960-е гг. большое внимание стало уделяться пополнению привлеченных средств, которые также закладывались в финансовый план комсомольских организаций. Что такое привлеченные средства и как они формировались? Под привлеченными средствами понимался доход от мероприятий, проводимых комсомольскими организациями: сбор металлолома, макулатуры, лекарственных трав; продажа литературы; проведение платных концертов силами художественной самодеятельности и спортивных мероприятий; работа по благоустройству предприятий и городов28. Таким образом, это были деньги, заработанные комсомольцами.

Привлеченные средства запрещалось тратить на командировки, пленумы, совещания, подарки и премии, на приобретение транспорта и комсомольские свадьбы. Их можно было расходовать на строительство спортивных сооружений, молодежных туристских лагерей; приобретение инструментов и костюмов для художественной самодеятельности, спортивного инвентаря; проведение культурно-массовой работы (фестивали, конкурсы, вечера отдыха, спортивные праздники); изготовление комсомольских и пионерских знамен; премирование молодых передовиков производства; проведение слетов; содержание агитмашин; содержание студенческих строительных отрядов. С каждым годом статьи расходов из привлеченных средств только увеличивались. Причем, согласно инструкции ЦК ВЛКСМ, бюджет городского фестиваля молодежи не должен был превышать 400 руб., а районный — 250 руб. Часть

денег из заработанных комсомольцами забирал ЦК ВЛКСМ в качестве взносов в различные фонды: Международных фестивалей молодежи, Фонд Солидарности, Фонд Вьетнама, Операция «Чукотка» и др.

Горкомы и райкомы не имели доходной части бюджета, членские взносы и привлеченные средства они обязывались сдавать в обкомы. Иногда часть денег они использовали на проведение собственных мероприятий, но, как правило, дотации распределял обком.

ЦК ВЛКСМ спускал цифру по привлеченным средствам на каждый обком комсомола, а те, в свою очередь, распределяли по райкомам. Финансовые отчеты наглядно свидетельствуют о том, что план по привлеченным средствам выполнялся с трудом. В ЦК ВЛКСМ не все комитеты комсомола вовремя присылали отчетную документацию. Так, в 1968-1970 гг. из 100 комсомольских организаций 35 не выполнили план по привлеченным средствам29. В 1961 г. из 36 сельских райкомов ТАССР 11 не смогли заработать, а дотации со стороны ЦК не было30. В 1963 г. Пестречинский райком получил от сбора металлолома всего 15 руб. 35 коп., которые были израсходованы «на проведение Сабан-Туя»31. Это было практически единственное крупное молодежное мероприятие в районе, которое, вероятнее всего (исходя из бюджета), прошло достаточно скромно. В 1966 г. Кировский и Рыбно-Слободской райкомы ТАССР не имели привлеченных средств. Однако из объяснительной записки видно, что план они выполнили, только средства в обком не перечислили. Школьники собрали металлолома на 3 тыс. руб., но эти деньги были потрачены на ремонт крыши школы и приобретение мебели. Три колхоза заработали на платных концертах самодеятельности 100 руб., которые райком потратил на оформление деревенских клубов. В 1965 г. эти районы смогли заработать 200 руб., но все деньги обком забрал в фонд фестиваля, и на следующий год районы решили потратить средства на собственные нужды32.

В крупных городах было больше возможностей заработать на сборе металлолома и на строительных работах. Сельским комитетам это было сделать значительно сложнее. Соответственно, не имевшие таких поступлений не могли себе позволить строить стадионы, клубы и проводить молодежные праздники. Во многих отчетах в графе поступлений от сбора лекарственных трав стоит прочерк. Сбор трав не приносил большого дохода, поэтому городской комсомол этим не занимался. Как правило, к этой работе привлекали школьников в деревнях, и небольшие вырученные средства оставались на местах. Однако в постановлениях 1960-х гг. регулярно оговаривалось, что расходы на культурные мероприятия можно производить только при поступлении средств от сбора макулатуры, металлолома, лекарственных трав и проведения концертов, т. е. за счет привлеченных средств33.

Городская и сельская молодежь не спешила вступать в комсомол, который не мог предложить интересный досуг. Некоторые комитеты старались придумывать и реализовывать новые интересные формы работы, которые были довольно затратными. В итоге в 1963-1964 гг. на культурно-массовую и спортивную работу местные комитеты комсомола потратили средств в пять раз больше, чем в 1960-1961 гг., и ЦК ВЛКСМ предложил либо сократить рас-

Таблица 4

Привлеченные средства, поступившие в Татарский обком комсомола в 1966-1970 гг.

(тыс. руб.)

Способ привлечения средств 1966 1967 1968 1969 1970

Сбор металлолома 103,8 263,2 284,2 55,6 94,3

Проведение концертов 9,4 16,8 15,0 3,7 16,1

Работа по благоустройству 4,1 7,3 24,9 12,4 55,2

Сбор лекарственных трав - - - - -

Составлено по: ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 786. Л. 6.

ходы, либо больше зарабатывать34. С середины 1960-х гг. некоторые областные комитеты начали регулярно проводить в городах, райцентрах, на крупных предприятиях и стройках субботники и воскресники, чем не только перевыполняли план, но и сокращали дотацию в среднем на 10 0%35.

В этом отношении особо отличился Курский обком, который в 1969 г. перевыполнил план и сумел собрать 217 400 руб. привлеченных средств. В начале года в обкоме комсомола был создан штаб, который в течение года организовывал воскресники и субботники по сбору металлолома и строительным работам. На заработанные деньги было построено несколько клубов, домов призывника и стрелковых тиров36. Однако комитеты комсомола, которые не смогли больше зарабатывать, были вынуждены сократить расходы.

ЦК ВЛКСМ неоднократно призывал в первую очередь заниматься сбором металлолома, так как он давал самые большие деньги. С этой целью в течение 1960-х гг. часто устраивались всесоюзные соревнования. За счет чего привлекались средства в Татарский обком, видно из табл. 4.

Таблица 5

Поступление за счет привлеченных средств от мероприятий, проводимых комсомольцами, 1963-1966 гг. (тыс. руб.)

Комитет комсомола 1963 1964 1965 1966

Татарский обком 65,3 63,9 332,8 175

Марийский обком 4,8 5,3 9,7 22

Мордовский обком 21,4 30,2 44,3 120

Удмуртский обком 58 61 69,9 246

Башкирский обком 246,1 254 273,3 240

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ленинградский горком 271 297 315,1 436

Составлено по: РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 201-204; Д. 136. Л. 184-187; Д. 151. Л. 76-79; Д. 185. Л. 79-83.

Данные о поступлении привлеченных средств несут большую информацию о численности и социальном составе комитетов комсомола. В небольших регионах, где преобладает сельское население, как уже отмечалось, заработать деньги было намного сложнее, поэтому поступления значительно меньше.

С середины 1960-х гг. можно отметить рост привлеченных средств в некоторых обкомах, что свидетельствует о больших дополнительных расходах, возложенных ЦК ВЛКСМ (табл. 5).

Расходная часть бюджета комсомольских организаций

Помимо доходной части комсомольского бюджета большой интерес представляет и его расходная часть. Ревизионные комиссии следили за правильным распределением денег внутри комитетов комсомола, что фиксировалось в актах и справках. Райкомы комсомола каждый месяц присылали в обком финансовые отчеты, выписки из приходно-расходной книги и объяснительные записки, на основании которых составлялся сводный отчет для ЦК ВЛКСМ.

Достаточно распространенным замечанием со стороны ЦК ВЛКСМ был перерасход бюджетных средств комитетами комсомола. Большие денежные траты допускали Красноярский крайком (30 300 руб.), Оренбургский обком (16 500 руб.), Карельский обком (10 800 руб.), Волгоградский обком (10 200 руб.), Новгородский обком (6 900 руб.), ЦК ЛКСМ Армении (7 700 руб.)37. Анализ объяснительных записок к финансовым отчетам Татарского, Волгоградского, Калмыцкого, Мордовского, Оренбургского, Красноярского, Аджарского обкомов (ЛКСМ Грузии) и ряда других свидетельствует о том, что большие средства уходили на почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские расходы; проведение пленумов и совещаний; содержание транспорта38. В Первомайском райкоме Татарской АССР перерасход по разделу «канцелярские и по-чтово-телеграфные расходы» объяснили тем, что в течение года было много телефонных переговоров с обкомом комсомола, ежемесячно высылались телеграммы и отчеты39. В 1962 г. Татарский обком принял решение осуществлять вызовы секретарей не телеграммой, а только по телефону40. ЦК ВЛКСМ, в свою очередь, рекомендовал установить лимит на звонки и телеграммы, а в некоторых отделах просто убрать телефонные аппараты.

В 1962-1963 гг. комитеты комсомола Таджикистана, Красноярской, Архангельской, Якутской, Волгоградской, Калужской, Кемеровской областей, Татарской АССР и др. потратили большие суммы на проведение пленумов и командировки41. В ответном оправдательном письме Татарский обком предоставил полный расчет расходов по этим статьям. В нем отмечалось, что в год проводится 4 пленума обкома ВЛКСМ, в работе которых участвуют 120 человек. Их содержание обходилось недешево:

—суточные на 120 человек в течение 4 дней по 2 руб. 50 коп. обходились в 1 200 руб.;

—проезд 120 человек по 9 руб. 10 коп. составлял 1092 руб.; —проживание (квартирные) 120 человек в течение 4 дней по 70 коп. обходилось в 336 руб.;

—аренда помещений для проведения пленума — 150 руб.; —оплата работы по стенографированию пленума — 110 руб.; — изготовление удостоверений и пригласительных билетов — 20 руб. Таким образом, только на проведение четырех пленумов обкома требовалась сумма в 11 672 руб. в год42. К этому нужно добавить расходы на проведение четырех совещаний (2970 руб. 80 коп.), вызов секретарей с отчетами на бюро (1485 руб. 40 коп.), вызов заведующих отделами (1407 руб.). Перерасходы на пленумы и совещания объяснялись высокой стоимостью проезда на транспорте внутри республики, в связи с чем обком просил увеличить ассигнования на командировочные расходы.

Изыскивая возможности для уменьшения затрат, Центральный комитет рекомендовал сократить продолжительность командировок и количество участников совещаний, пригласительные билеты и удостоверения печатать только для членов обкома, «устранить излишества на стенографирование и аренду помещений»43. Для проезда на совещания автомобили комитетов использовать было запрещено44, и, как отмечалось выше, в райкомах до 1970-х гг. основным транспортом были мотоциклы и лошади. К тому же ставка шофера в комитетах комсомола не предусматривалась штатным расписанием, и только с 1963 г. было организовано обучение всех работников управлению автомобилем45. Документы наглядно свидетельствуют, что на все обращения с мест в ЦК по поводу увеличения финансирования приходил отказ. Региональные комитеты были поставлены в условия жесткой экономии.

В сельских районах расходов было еще больше. Так как главным средством передвижения служили лошади, то значительные средства тратились на покупку фуража для лошадей и дров для отопления. Например, в 1965 г. в ТАССР из 28 сельских райкомов 15 располагались в зданиях с печным отоплением, к 1970 г. таких осталось только шесть. В Ютазинском райкоме в 1966 г. потратились на содержание помещения, так как зима была холодная и много дров потребовалось для печного отопления. Но удалось сэкономить на содержании транспорта, так как «сено для лошади не успели заготовить, а мотоцикл давно сломан»46.

Бюджетные расходы контролировались весьма тщательно, что нашло отражение в комсомольской документации: в 1962 г. Черемшанский райком ТАССР «допустил покупку товаров за наличный расчет» (десять стульев по 58 руб. 80 коп.) и «покупку товаров у частных лиц» (мука и сено для лошади на 10 руб. 50 коп.)47. Волгоградский обком получил взыскание за то, что в 1969 г. списал имущества на сумму 2 261 руб. 50 коп. (4 спортивных костюма, 10 м портьерной ткани, магнитофон, динамики) без соответствующего акта с указанием причины48.

Во второй половине 1960-х гг. выросли расходы на заработную плату комсомольским работникам. В 1964 г. первый секретарь обкома комсомола получал 250 руб. в месяц, второй секретарь — 210 руб., остальные секретари — 150 руб., заведующие отделами — 125 руб.49 В записке Управления делами ЦК ВЛКСМ об исполнении бюджета на 1964 г. поясняется, что расходы на заработную плату комсомольского актива возросли на 10 %, а в 1966 г. — уже

Таблица 6

Доходная часть бюджета Татарского обкома ВЛКСМ (тыс. руб.)

Доходы 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970

Членские взносы 486 493,82 507 513 547 650 843 901

Привлеченные средства 65,3 63,9 322 175 391 685 321 263

Составлено по: ГАРТ. Ф. П-4043. Оп. 42. Д. 371. Л. 13; Д. 443. Л. 4; Д. 480. Л. 9; Д. 531. Л. 12; Д. 593. Л. 9; Д. 663. Л. 14; Д. 724. Л. 12; Д. 786. Л. 8.

на 14 %. Если в отчете за 1964 г. это обстоятельство никак не комментировалось, то в 1966 г. давалось пояснение: было создано 120 новых райкомов и установлены должности делопроизводителей-машинисток с окладом в 100 руб.50 В 1965 г. начался процесс ликвидации производственных комитетов, восстановления прежних сельских районов и образования новых, что привело к резкому росту числа комсомольских работников.

В рассматриваемый период представители ЦРК ЦК ВЛКСМ регулярно выезжали с проверками на места. В 1965 г. комиссия, работавшая в Татарском обкоме, сделала вывод, что значительная часть средств «расходуется по мелочам» на проведение различных мероприятий вместо приобретения культурного и спортивного инвентаря, строительства и оборудования баз отдыха51. В результате обком стал значительно меньше выделять средств на организацию и проведение молодежных мероприятий, особенно в селах. Если в 1965 г. на проведение фестивалей и вечеров молодежи было израсходовано 24 281 руб., то в 1970 г. — только 14 035 руб.52

Во второй половине 1960-х гг. в финансовых отчетах комитетов комсомола появляются дополнительные статьи расходов, обусловленные новыми направлениями в работе. Их следовало выделять за счет привлеченных средств. Значительные средства начинают уходить на проведение республиканских слетов по местам боевой и трудовой славы; содержание штаба студенческих строительных отрядов; строительство и содержание молодежных туристических лагерей и баз отдыха; туристические заграничные поездки в рамках БММТ (Бюро международного молодежного туризма) «Спутник» и др.

Комсомольцы Татарской АССР на протяжении нескольких лет обращались в Москву с просьбой разрешить строительство Дома молодежи в Казани. В 1967 г. ЦК «дал добро», но только за счет привлеченных средств. Таким образом на республиканский комсомольский бюджет в 1968 г. дополнительно легла сумма в 150 тыс. руб.53 Какова была доходная часть бюджета Татарского обкома, показано в табл. 6.

В середине 1960-х гг. молодежь активно направляется на всесоюзные ударные стройки, для чего создаются студенческие строительные отряды, содержание которых обходилось обкомам в 60-65 тыс. руб.54 Таким образом, расходы комсомольских комитетов ежегодно росли, а дотации из ЦК сокращались.

Главным контролирующим органом, наблюдавшим за исполнением бюджета, постепенно стали ревизионные комиссии. В сентябре 1971 г. в Москве состоялось первое совещание председателей ревизионных комиссий комсомольских организаций. В зале гостиницы «Юность» собралось 435 участников из 15 обкомов55. После длительного обсуждения было решено обратиться в ЦК ВЛКСМ с просьбой установить четкие цифры отчислений от сбора металлолома (чтобы обкомы понимали, какую сумму они могут оставить на собственные нужды); увеличить ассигнования на содержание транспорта, почто-во-телеграфные и канцелярские расходы; ввести постоянную оплачиваемую должность председателя ревизионной комиссии; разработать инструкцию о работе ревизионных комиссий.

Призывая региональные комитеты экономить бюджетные средства, сам ЦК ВЛКСМ в конце 1960-х гг. позволял себе излишества. В результате ревизии расходов Управления делами ЦК в 1970 г. отмечался значительный перерасход на прием делегации Всеиндийской федерации молодежи. На питание было израсходовано 1220 руб. 86 коп, в том числе на вино-водочные изделия, пиво, фрукты и шоколад — 198 руб. 85 коп. Вместо сувениров пропагандистского характера (открытки, значки и книги) со склада были получены запонки, янтарные кулоны и портмоне56. Ревизионные комиссии обращали внимание на подобные траты, но, как правило, данная информация не выходила за пределы ЦК ВЛКСМ. Все же подобный случай стал предметом обсуждения на Секретариате ЦК КПСС в 1968 г., где осудили «неправильный стиль руководства» отдельных секретарей комсомольских организаций и ограничились снятием с работы председателя Комитета молодежных организаций СССР В. Г. Ярового57.

Финансовые отчеты позволяют проследить процесс формирования комсомольского бюджета в 1960-е гг. В связи с прекращением государственной дотации комсомол оказался в достаточно сложном положении. Все расходы приходилось производить за счет собственных средств, которые зарабатывались с большим трудом. Понятной становится работа по активному привлечению молодежи в комсомол — членские взносы превратились в основной источник дохода, а собирать их было проблематично. С конца 1950-х гг. комсомол пытался использовать новые формы работы с молодежью: введение советских праздников, проведение молодежных свадеб и фестивалей, организацию молодежных кафе, строительство домов молодежи и т. п. Однако из-за отсутствия финансовой возможности эта деятельность приостанавливается. Со второй половины 1960-х гг. начинается активное привлечение комсомольцев на всесоюзные ударные стройки, усиливается патриотическая работа, налаживаются международные связи, новый импульс получает процесс формирования студенческих строительных отрядов, поисковых движений, Бюро молодежного туризма. Что, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам комсомольского бюджета. В этих условиях ЦК ВЛКСМ предлагает местным комитетам зарабатывать деньги самостоятельно, но в маленьких городах и сельских районах таких возможностей было гораздо меньше. Поэтому до конца 1960-х гг. во многих регионах так и не были построены клубы, дома культуры, стадионы, а жизнь молодежи оставалась скучной и однообразной.

1 Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 3.

2 Феномен комсомола: середина 1950-х — первая половина 1960-х гг.: монография / под ред. А. А. Слезина. Тамбов, 2017; Александрова И. Н. Государственная молодежная политика на рубеже 1950-1960-х годов как фактор формирования эстетического сознания советской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). С. 13—15; Волков А. П., Галдобина С. В. Молодежь и советское государство в 60-е — 80-е гг. ХХ столетия: некоторые проблемы эффективности воспитания и взаимоотношений // Вестник Екатерининского института. 2016. № 4 (36). С.7-15.

3 Коваленко С. Н. О внедрении в 1960-х годах в быт советских людей гражданских обрядов (по материалам Ленинградской области) // XIX Царскосельские чтения: материалы меж-дунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 21-22 апр. 2015 г. / под общ. ред. Н. В. Скворцова. СПб., 2015. С. 45-50; Кометчиков И. В. Советские праздники и обряды на селе центрального Нечерноземья 1945 — начала 1960-х годов: распространение и рецепция населением // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). С. 98-106; Лепешкина Л. Ю. Советская культурная политика и традиционные обряды народов Поволжья: опыт взаимодействия // Новейшая история России. 2018. Т. 8, № 3. С. 725-736; Рольф М. Советские массовые праздники / пер. с нем. В. Алтухова. М., 2009.

4 Власова Т. А., Слезин А. А. Особенности формирования состава комсомола в 1960-е гг. // Genesis: исторические исследования. 2017. № 7. С. 87-104.

5 РГАСПИ. Ф. 6. Оп. 10. Д. 33. Л. 19 об.

6 Инструкция по ведению финансового учета и отчетности в горкомах и райкомах комсомола (постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ от 15.12.1960 г. № 58). М., 1960. 30 с.

7 Государственный архив Республики Татарстан (далее — ГАРТ). Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 327. Л. 1.

8 ГАРТ. Ф. П-4034. Д. 444. Л. 6-11.

9 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 4.

10 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 371. Л. 118.

11 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86 (151). Л. 2.

12 Власова Т. А., Слезин А. А. Особенности формирования состава комсомола в 1960-е гг.

С. 91.

13 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 481. Л. 27.

14 Ведерников А. В. Формирование региональных управленческих структур СССР в 1953-1964 гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2014. № 4. С. 95-102.

15 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 151. Л. 8.

16 ГАРТ Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 402. Л. 206.

17 Там же. Д. 329 б. Л. 34.

18 Там же. Д. 663. Л. 61.

19 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 185. Л. 25.

20 Там же. Д. 194. Л. 34.

21 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 444. Л. 15.

22 Там же. Д. 664. Л. 26.

23 Инструкция по ведению финансового учета и отчетности в горкомах и райкомах комсомола (постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ от 15.12.1960 г. № 58).

24 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 151. Л. 2-4.

25 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 225 в. Л. 21.

26 Там же. Д. 371. Л. 72.

27 Там же. Д. 540. Л. 22-27.

28 Инструкция по ведению финансового учета и отчетности в горкомах и райкомах комсомола (постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ от 15.12.1960 г. № 58).

29 РГАСПИ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 11. Л. 3.

30 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 225 в. Л. 16.

31 Там же. Д. 329 а. Л. 203.

32 Там же. Д. 531. Л. 3.

33 Там же. Д. 371. Л. 104.

34 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 123.

35 Там же. Д. 185. Л. 15-20.

36 Там же. Ф. 23. Оп. 1. Д. 10. Л. 23-27.

37 Там же. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 76 Л. 4.

38 Там же. Ф. 23. Оп. 1. Д. 11. Л. 87-153.

39 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 329 а. Л. 26.

40 Там же. Д. 329 б. Л. 19.

41 Там же. Д. 329 а. Л. 184.

42 Там же. Д. 444. Л. 244.

43 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 86. Л. 29.

44 ГАРТ. Ф. П-4034. Оп. 42. Д. 481. Л. 41.

45 Там же. Д. 371. Л. 7-10.

46 Там же. Д. 533. Л. 39.

47 Там же. Д. 329 а. Л. 26.

48 РГАСПИ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 11. Л. 91.

49 ГАРТ. Ф. 4034. Оп. 42. Д. 445. Л. 26.

50 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 67. Д. 185. Л. 22.

51 ГАРТ. П-4034. Оп. 42. Д. 481. Л. 4.

52 Там же. Л. 12; Д. 786. Л. 41.

53 Там же. Д. 612. Л. 97.

54 Там же. Д. 874. Л. 6.

55 РГАСПИ. Ф. 23. Оп. 1. Д. 21. Л. 48.

56 Там же. Д. 69. Л. 35-46.

57 Болдовский К. А., Пивоваров Н. Ю. На пути к «брежневской стабильности»: Секретариат Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза в 1966-1968 годах // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 3. С. 685-701.

Статья поступила в редакцию 14 октября 2020 г. Рекомендована в печать 17 февраля 2021 г.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Буреева Е. В. Формирование бюджета комсомольских организаций в 1960-е годы // Новейшая история России. 2021. Т. 11, № 2. С. 489-505. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2021.212 УДК 94(47).084.9

Аннотация: В 1960-е гг. прекращается государственное финансирование комсомольской организации, в связи с чем большой интерес представляет процесс формирования бюджета ЦК ВЛКСМ и региональных комитетов. Эту проблему позволяет в полной мере раскрыть комплекс финансовых документов комитетов комсомола, которые впервые вводятся в научный оборот. В исследовании широко использовались финансовые отчеты, выписки из приходно-расходных книг и заключения ревизионных комиссий. Они показывают, что главным источником дохода являлись членские взносы, что объясняет усиление работы по привлечению в комсомол молодежи и жесткий контроль за своевременной уплатой взносов. Вторым средством пополнения бюджета служили привлеченные средства, зарабатываемые комсомольцами (сбор металлолома, макулатуры и др.). Однако этого будет недостаточно, и ЦК ВЛКСМ введет режим жесткой экономии и начнет дополнительный поиск средств за счет всевозможных лотерей, продажи литературы, проведения субботников и воскресников. Анализ архивных документов свидетельствует, что сельские комитеты оказались в более сложной ситуации, чем городские.

Горкомы комсомола имели больше возможностей заработать деньги, в отличие от райкомов, чьи расходы были значительно больше. Этим объясняется отсутствие в деревне домов культуры и стадионов, которые строились главным образом силами и средствами комсомольцев. В данный период можно отметить новые формы работы и интересные молодежные начинания, которые не получат дальнейшего развития главным образом из-за недостатка средств. Партийное руководство прекращает дотацию комсомола, однако по-прежнему активно использует молодежь для решения важных хозяйственных задач (строительство крупных объектов в городе и деревне, содержание студенческих строительных отрядов и др.), реализация которых также ложится на бюджет комсомола. Таким образом, финансовая документация позволяет не только проследить процесс формирования доходной и расходной частей бюджета, но и раскрыть условия работы комсомольских организаций в городе и деревне.

Ключевые слова: комсомол, бюджет, финансы, привлеченные средства, финансовый отчет.

Сведения об авторе: Буреева Е. В. — канд. ист. наук, доц., Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань, Россия); bureeva27@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, 420043, Казань, ул. Зеленая, 1

FOR CITATION

Bureeva E. V. 'Formation of the Budget of the Komsomol Organizations in the 1960s', Modern History of Russia, vol. 11, no. 2, 2021, pp. 489-505. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2021.212 (In Russian)

Abstract: In the 1960s the state funding of the Komsomol ended, and the formation of the budget of the Central Committee of the Komsomol and regional committees became an issue of great interest. This issue can be better explored by complex financial documents of the Komsomol committees, which are introduced into circulation here for the first time. They show that the main source of income was membership fees, which explains the intensification of work to attract young people to the Komsomol and strict control over the timely payment of membership fees. The second means of replenishing the budget were funds raised by collecting scrap metal and waste paper, holding amateur concerts, and similar projects. However, this did not provide enough funding, and so the Komsomol Central Committee introduced austerity measures and began additional fundraising through various lotteries, selling literature, holding subbotniks and voskresniks, and the like. An analysis of archival documents shows that countryside committees found themselves in a more difficult situation than those in cities, which had more opportunities to earn money; and rural committees' expenses were much higher. This explains the absence of "houses of culture" and stadiums in villages, which were built mainly by the Komsomol. The party leadership stopped subsidizing the Komsomol, but still actively used young people to solve important economic problems (e. g. construction of large facilities in urban and rural settings, maintaining student construction teams, etc.), the implementation of which also fell on the Komsomol budget. Thus, financial documents allows us not only to trace the formation of revenues and expenditures, but also the working conditions of Komsomol organizations in cities and the countryside.

Keywords: Komsomol, budget, finances, raised funds, financial report.

Author: Bureeva E. V. — PhD in History, Associate Professor, Kazan State University of Architecture and Engineering (Kazan, Russia); bureeva27@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazan State University of Architecture and Engineering, 1, ul. Zelenaya, Kazan, 420043, Russia References:

Aleksandrova I. N. 'State youth policy at the turn of the 1950s and 1960s as a factor in the formation of aesthetic consciousness of Soviet youth', Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teoriiipraktiki, no. 3 (77), 2017. (In Russian)

Boldovskiy K. A., Pivovarov N. Yu. 'On the Way to "Brezhnev Stability": Secretariat of the Central Committee of the CPSU, 1966-1968', Modern History of Russia, vol. 10, no. 3, 2020. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2020.308 (In Russian)

Kometchikov I.V. 'Soviet holidays and ceremonies in the village of the central Non-Chernozem region of 1945 — early 1960s: distribution and reception by the population', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 2 (40) (Tambov, 2014). (In Russian)

Kovalenko S. N. 'On the introduction of civil ceremonies (based on the materials of the Leningrad Region) in the 1960s in the life of Soviet people', XIXTsarskosel'skie chteniia: materialy mezhdunar. nauch. konf., ed. by N. V. Skvortsov (St. Petersburg, 2015). (In Russian)

Lepeshkina L. Yu. 'Soviet cultural policy and traditional rites of the peoples Volga region: interaction experience', Modern History of Russia, vol. 8, no. 3, 2018. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2018.312 (In Russian) Rolf M. Soviet mass holidays (Moscow, 2009). (Rus. Ed.)

The phenomenon of the Komsomol: mid-1950s — first half of the 1960s, ed. by A. A. Slezin (Tambov, 2017). (In Russian)

Vedernikov A. V. Formation of regional administrative structures of the USSR in 1953-1964, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriyaipolitologiya, no. 4, 2014. (In Russian) Vlasova T. A., Slezin A. A. Features of the formation of the composition of the Komsomol in the 1960s, Genezis: istoricheskoye issledovaniye, no. 7, 2017. (In Russian)

Volkov A. P., Galdobina S. V. Youth and the Soviet state in the 60s — 80s XX century: some problems of the effectiveness of education and relationships, Vestnik Yekaterininskogo instituta, no. 4 (36), 2016. (In Russian)

Received: October 14, 2020 Accepted: February 17, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.