6. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.
7. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в неторговом обороте // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 73-76. References:
1. Federal Law No. 173-FZ of 10.12.2003 (as amended on 02.07.2021) "On Currency Regulation and Currency Control" (with amendments and additions, intro. effective from 08/22/2021). [Electronic resource] - Access mode - URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_45458/935dfa30b9f18dd8839890f956c78a8ffbec 967c/ (accessed 09.11.2021).
2. Code of Administrative Offences of the Russian Federation of December 30, 2001 As amended by Federal Law No. 286-FZ of July 1, 2021. [Electronic resource] - Access mode - URL: //base.garant.ru/12125267/ #ixzz7BzcuazP9 (accessed 12.11.2021).
3. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 01.07.2021). [Electronic resource] - Access mode - URL:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 / (accessed 09.11.2021).
4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". - [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru/search ?q=annual+collection&date_since=&date_until= (accessed 28.10.2021).
5. Neparko M.V., Radaev A.E. Analysis of currency control carried out by the customs authorities of Russia as an integral part of the economic security of the state. Natural sciences and humanities research. 2021. No. 34 (2). pp. 160-164.
6. Petrushina O.M., Neparko M.V., Guzha V.O. Indicators of activity of bodies of currency regulation and currency control // Bulletin of Kaluga University. 2019. No. 2. pp. 73-77.
7. Seliverstov I.V., Miguel A.A. Evaluation of the practice of implementation and directions of improving currency control in non-trade turnover // Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 73-76.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-440-443
О.А Окорокова - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, okoroko-vaoa1986@mail.ru,
O.A. Okorokova - Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU;
В.Н. Скрипник - обучающаяся факультетауправления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, viktorri2002@maiLru,
V.N. Skripnik - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU;
ВА Зайцева - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, valeriiazaytse-va_2002@mail.ru,
VA. Zaitseva - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ FINANCING OF INVESTMENT PROCESSES AT THE REGIONAL LEVEL
Аннотация. В статье рассмотрено государственно-частное партнерство как приоритетный способ финансирования инвестиционных проектов регионального уровня. Россия обладает преимущественной инвестиционной средой, но продолжает работать над тем, чтобы стать более привлекательной для иностранных инвесторов путем радикального реформирования инвестиционной и деловой среды регионов. Отмечено, что государственно-частное партнерство на современном этапе развития стало одним из действенных механизмов повышения экономической и социальной эффективности инфраструктурных инвестиций, объединяющим работу частного сектора с возможностями контроля, долгосрочными перспективами и социальными интересами публичного сектора. Бизнес влияет на цели и стратегии власти, например, посредством инвестиционных решений, лоббирования или предложений о партнерстве. Это позволило рассматривать ГЧП как систему отношений, способную обеспечить рост национального благосостояния. Также в статье подтверждено, что в свою очередь сотрудничество муниципальных властей и бизнеса на уровне региона способствует эффективному инвестиционному развитию и становлению системы финансирования инвестиционных проектов.
Abstract. The article considers public-private partnership as a priority way of financing investment projects at the regional level. Russia has a predominant investment environment, but continues to work to become more attractive to foreign investors by radically reforming the investment and business environment of the regions. It is noted that public-private partnership at the present stage of development has become one of the effective mechanisms for increasing the economic and social efficiency of infrastructure investments, combining the work of the private sector with control capabilities, long-term prospects and social interests of the public sector. Business influences the goals and strategies of the government, for example, through investment decisions, lobbying or partnership proposals. All this made it possible to consider PPP as a system of relations capable of ensuring the growth of national welfare. The article also confirms that, in turn, cooperation between municipal authorities and business at the regional level contributes to effective investment development and the establishment of a system for financing investment projects.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, государственно-частное партнерство, инвестиции, инвестиции в основной капитал.
Keywords: investment attractiveness of the region, investment climate, public-private partnership, investments, investments in fixed assets.
Привлечение инвестиций в регионы всегда было важной частью экономической деятельности России. Россия уже обладает многими сравнительными преимуществами и сильной инвестиционной средой, но также работает над тем, чтобы стать еще более привлекательным для иностранных инвесторов путем радикального реформирования инвестиционной и деловой среды регионов. Правительство России продолжает восстановление деловой и инвестиционной среды регионов. Один из подходов правительства - три «стратегических прорыва»: создание института рыночной экономики и правовой базы; создание развитой и интегрированной инфраструктуры; создать качественную рабочую силу. В условиях напряженной экономической ситуации и продолжающейся пандемии большинство региональных компаний нуждаются в притоке капитала из внешних источников. Уровень конкуренции на инвестиционном рынке продолжает возрастать значительными темпами.
Предпринимательство повышает производительность, оно вводит в экономику новую партию высокопроизводительных предприятий, усиливает конкуренцию между существующими предприятиями и вытесняет менее производительные. Предпринимательство стимулирует инновации - новые фирмы несут непропорционально большую ответственность за коммерциализацию новых инноваций, особенно радикальных инноваций, которые порождают совершенно новые рынки или существенно подрывают существующие. Предпринимательство создает рабочие места - малые предприятия, являются двигателем чистого создания рабочих мест в экономике[4].
Предприниматели не только привлекают средства от местных инвесторов, но также привлекают свои инвестиции от частных лиц и организаций, расположенных в зарубежных странах. Таким образом, это увеличивает приток иностранного капитала в страну и приводит к экономическому развитию. Предприниматели являются поставщиками эффективных инвестиционных проектов, однако на стадии их реализации остро встает вопрос финансирования.
На современном этапе развития стоит обратить внимание на процесс взаимодействия государства и бизнеса как один из приоритетных способов финансирования инвестиционных процессов. В таблице 1 представлены результаты оценки динамики реализации проектов ГЧП в 2020 г. топ-5 субъектов Российской Федерации.
Таблица 1 - Топ-5 по оценке динамики реализации проектов ГЧП в 2020 г.
Место Субъект Российской Федерации Оценка в баллах
1 Московская область 100,00
2 Республика Саха (Якутия) 69,9
3 г. Москва 21,4
4 г. Санкт-Петербург 20,7
5 Ямало-Ненецкий автономный округ 19,6
Лидирующие позиции Московской области, Республики Саха (Якутия) и г. Москвы обусловлены запуском крупных инфраструктурных проектов в 2020 г.
Например, Правительство Московской области в феврале 2020 г. заключило концессионное соглашение в отношении сети платных автодорог «Солнцево - Бутово - Видное - Каширское шоссе - Молоково - Лыт-карино - Томилино - Красково - Железнодорожный» с общим объёмом инвестиций 112 млрд. руб. Данный проект в сфере региональных автодорог является вторым по протяжённости - 53 км (первое место - обход Тольятти, Самарская обл., 100 км) и третьим по капиталоёмкости (после Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург, и обхода Тольятти, Самарская обл.).
На рисунке 1 рассмотрена структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2020 г. и можно сделать вывод, что развитие инвестиционного потенциала регионов находится на начальном этапе. Основная часть финансирования приходится на Москву и Московскую область, что уменьшает инвестиционные возможности других регионов. Именно поэтому необходимо обратить внимание на муни-ципально-частное партнерство и развивать его в пределах каждого региона.
Государство и предприятия взаимодействуют и влияют друг на друга, во многом определяет прогресс в достижении целей устойчивого развития. Власть формирует бизнес-деятельность посредством политики и регулирования.
Бизнес влияет на цели и стратегии власти, например, посредством инвестиционных решений, лоббирования или предложений о партнерстве. В глобализованном мире отношения между государством и бизнесом действуют на нескольких уровнях, от транснационального до местного, с участием различных субъектов, от микропредприятий до глобальных организаций. Для развития важно следующее: как эти отношения работают на практике и как их можно сделать эффективными для достижения многогранных целей.
Анализ политэкономии говорит нам, что предпочтения и стратегии государства и субъектов бизнеса не фиксированы, а развиваются с течением времени, часто в процессе переговоров. Признание этой изменчивости и подчеркивание того, как проявляются влиятельные интересы, имеют важное значение для определения того, где сотрудничество может принести взаимную выгоду, подчеркивая такие риски, как сговор. Способы, которыми государства и бизнес взаимодействуют и влияют друг на друга, во многом определяют прогресс в достижении целей устойчивого развития [3].
ео%
20,1
6.6
14.4
20.5
10,5
16,1
11,а
Здраваотранета и "рслзсиаыиин^-е услуг
■ Транспорты связь Обрабатывающие производства
■Гфочна
Операции £ недвижим ым имуществом
■ Производство и распределение электроэнергии. газа и воды
■ Овпьсюе хозяйство, спита и лесное доении ни
Рисунок 1 - Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности [5]
Бизнес играет жизненно важную роль в поддержке власти. Они следующие [2]:
1. Уплата налогов. Налоги являются основным доходом государства. Бизнес - организации платят различные налоги местным органам власти. Кроме того, предприятия также помогают в сборе налогов путем удержания налога у источника на заработную плату и другие выплаты.
2. Предоставление рекомендаций: Бизнес - организации работают бок о бок с правительством, чтобы помочь в формулировании различных эффективных бизнес-планов и политик для развития здоровых экономических условий в стране.
3. Источник информации: организация бизнеса предоставляет ценную информацию о текущих тенденциях и проблемах бизнеса, которая помогает власти принимать более правильные решения.
4. Выполнение контрактов. Бизнес помогает власти выполнять различные проекты и программы развития. Он также предоставляет предметы снабжения и материалы для лучшего функционирования правительства.
Поскольку на бизнес сильно влияет государственная политика, в их интересах быть в курсе государственной политики и пытаться влиять на принятие государственных решений и государственную политику.
В регионах взаимоотношения власти и бизнеса - это партнерство бизнеса с государством в решении вопросов, например социальных. Это контрастирует с тем, что государство является регулирующим органом, обеспечивающим социально ответственное поведение предприятий. Малые и средние предприятия должны иметь свободный доступ к информации, опубликованной на корпоративном портале и веб-сайтах государственных агентств, такой как информация о планах и проектах по поддержке бизнеса, бизнес-инструкции и другая информация в соответствии с потребностями предприятий. Деловой сектор должен иметь доступ к сети консультантов, обладающих опытом в различных областях, от человеческих ресурсов, финансов, производства и продаж, внутреннего рынка управления до другого содержания, связанного с производственной деятельностью, бизнесом предприятия.
Курсы прямого бизнес-обучения необходимо поддерживаться в размере 100 % от общей стоимости учебного курса по открытию бизнеса и до 70% от общей стоимости курса бизнес - администрирования. Чтобы адаптироваться к текущей эпидемической ситуации, в поддержку также будут включены программы онлайн-обучения. В частности, онлайн-лекции, доступные в системе обучения министерства, и интерактивные учебные курсы с представителями бизнеса также позволят получить бесплатный доступ.
Инновационные начинающие предприятия или присоединяющиеся к отраслевым кластерам и цепочкам добавленной стоимости должны получать процентную поддержку при заимствовании капитала у кредитных организаций с процентной ставкой 2 % для реализации производственных и бизнес-проектов. Следует отметить, что каждый бизнес будет получать процентную поддержку только для одного проекта в период.
В 2018 г. первое дополнительное окно «МФЦ для бизнеса» заработало на площадке офиса Сбербанка, где стали принимать заявления на заключение договоров страхования, консалтинговых услуг оценки имущества, аключение договоров с ресурсоснабжающими организациями - «Энергосбытом», «Теплосетью» и «Водоканалом». Более восьми тысяч предпринимателей воспользовались услугами регионального центра «Мой бизнес» в 2019 г. В таком формате поддержка стала системной, адресной и комплексной, а благодаря профильному нацпроекту у региона появились возможности для популяризации предпринимательства, создания инфраструктуры для «выращивания» начинающих бизнес-проектов. Из восьми тысяч предпринимателей, которым была оказана поддержка в 2019 году, более 3 700 обучены основам ведения бизнеса и финансовой грамотности, то есть, почти половина обратившихся в центр «Мой бизнес» - это начинающие предприниматели или те, кто планируют организовать свой бизнес [1].
Для повышения эффективности финансирования инвестиционных процессов регионов необходимо обеспечить первостепенную роль проектам государственно-частного партнерства в сфере строительства инфраструктуры. Приоритет отдается иностранным инвестиционным проектам с высоким уровнем технологий, дружественным к окружающей среде, с использованием квалифицированных рабочих, инвестированием в отрасли и области, которые должны быть приоритетными для развития, связывания и передачи технологий для отечественных предприятий. Смещение акцента на привлечении иностранных инвестиций и политике сотрудничества с количества на качество, с высокой добавленной стоимостью, принятие эффективности и технологий в качестве основных и важных мер, особенно вместе с охраной окружающей среды и устойчивым развитием.
Также необходимо продолжать совершенствовать институты, полностью и синхронно развивать рыночные факторы и типы рынков на уровне регионов. Последовательное внедрение механизма рыночных цен на товары и услуги, включая основные государственные услуги; создание прозрачной и эффективной правовой базы для контроля и регулирования злоупотреблений монопольным положением, недобросовестной конкуренции, высоких цен, демпинга; улучшение деловой среды, создание благоприятных условий для ведения бизнеса в соответствии с международной практикой, реализация принципа, согласно которому граждане и предприятия могут инвестировать и вести бизнес в отраслях и сферах, не запрещенных законом; совершенствование правовой базы, гарантирующей свободу подписания и исполнения контрактов, а также недопущения криминализации гражданских споров по контрактам.
Сегодня для развития инвестиционного потенциала региона, повышения эффективности его инвестиционной деятельности и решения ряда проблем ключевых отраслей экономики необходимо на региональном уровне проводить мероприятия, направленные на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику региона. Одним из направлений государственной поддержки субъектов Российской Федерации является государственно-частное партнерство.
Источники:
1. Абзалбек Г.А. Методы и источники финансирования инвестиционных программ развития регионов // Экономика Центральной Азии. - 2021. - Том 5. - № 4.
2. Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г. Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 4. - С. 609-620.
3. Дударева А.Б., Полякова А.А., Сидорин А.А. Финансирование инвестиционных процессов на региональном уровне // Вестник ОрелГАУ. 2017. № 3 (66).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
References:
1. Abzalbek G.A. Methods and sources of financing of investment programs for the development of regions // The Economy Of Central Asia. - 2021. - Volume 5. - No. 4.
2. Burlakova, A. P., G. G. Skvortsova, the Investment support of innovative renewal of fixed capital // Issues of innovative economy. - 2018. - Volume 8. - No. 4. - pp. 609-620.
3. Dudareva A.B., Polyakova A.A., Sidorin A.A. Financing of investment processes at the regional level // Vestnik OrelGAU. 2017. № 3 (66).
4. Official website of the Federal State Statistics Service. [electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-443-445
Л.К. Улыбина - д.э.н., прафессор кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ulibinalk@mail.ru, L.K. Ulibina - Doctor of Economics, Prafessor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU; И.М. Корниенков - обучающийся факультета управления ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, il.kornienkov@yandex.ru,
I.M. Kornienkov - student of the Faculty of Management FSBEI HE Kuban SAU;
И.А Жихарева - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, irinagixareva@icloud.com,
IA. Zhikhareva - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE FEDERAL TAX SERVICE
Аннотация. На данный момент основой существования и эффективного функционирования любого государства является четко отлаженная налоговая система, которая является основным источником доходом не только в российском бюджете, но и в бюджетах многих стран. Для дальнейшего благополучного развития рыночной экономической системы следует заострить внимание на улучшении функционирования и построении грамотной системы налоговых служб, результативной системы налогового администрирования. На эффективность функционирования налоговой системы влияют такие факторы, как состояние госбюджета, благосостояние каждого гражданина, организации и т.д. Безусловно, образование грамотно выстроенной налоговой системы первоочередная задача любого государства, поскольку налоги это двигатель бюджета страны. Создание эффективной системы налогообложения влечет за собой рациональное налогообложение и использование налоговых средств в системе государственного управления, являясь одной из основополагающих целей социально-экономической политики страны. В связи с этим мы имеем, что невозможно построить результативную налоговую систему без квалифицированной системы налогового менеджмента.
Abstract. At the moment, the basis for the existence and effective functioning of any state is a well-established tax system, which is the main source of income not only in the Russian budget, but also in the budgets of many countries. For the further successful development of the market economic system, attention should be focused on improving the functioning and building a competent system of tax services, an effective system of tax administration. The efficiency of the functioning of the tax system is influenced by factors such as the state budget, the welfare of every citizen, organization, etc. Of course, the formation of a competently built tax system is the primary task of any state, since taxes are the engine of