Также необходимо продолжать совершенствовать институты, полностью и синхронно развивать рыночные факторы и типы рынков на уровне регионов. Последовательное внедрение механизма рыночных цен на товары и услуги, включая основные государственные услуги; создание прозрачной и эффективной правовой базы для контроля и регулирования злоупотреблений монопольным положением, недобросовестной конкуренции, высоких цен, демпинга; улучшение деловой среды, создание благоприятных условий для ведения бизнеса в соответствии с международной практикой, реализация принципа, согласно которому граждане и предприятия могут инвестировать и вести бизнес в отраслях и сферах, не запрещенных законом; совершенствование правовой базы, гарантирующей свободу подписания и исполнения контрактов, а также недопущения криминализации гражданских споров по контрактам.
Сегодня для развития инвестиционного потенциала региона, повышения эффективности его инвестиционной деятельности и решения ряда проблем ключевых отраслей экономики необходимо на региональном уровне проводить мероприятия, направленные на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику региона. Одним из направлений государственной поддержки субъектов Российской Федерации является государственно-частное партнерство.
Источники:
1. Абзалбек Г.А. Методы и источники финансирования инвестиционных программ развития регионов // Экономика Центральной Азии. - 2021. - Том 5. - № 4.
2. Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г. Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 4. - С. 609-620.
3. Дударева А.Б., Полякова А.А., Сидорин А.А. Финансирование инвестиционных процессов на региональном уровне // Вестник ОрелГАУ. 2017. № 3 (66).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
References:
1. Abzalbek G.A. Methods and sources of financing of investment programs for the development of regions // The Economy Of Central Asia. - 2021. - Volume 5. - No. 4.
2. Burlakova, A. P., G. G. Skvortsova, the Investment support of innovative renewal of fixed capital // Issues of innovative economy. - 2018. - Volume 8. - No. 4. - pp. 609-620.
3. Dudareva A.B., Polyakova A.A., Sidorin A.A. Financing of investment processes at the regional level // Vestnik OrelGAU. 2017. № 3 (66).
4. Official website of the Federal State Statistics Service. [electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-443-445
Л.К. Улыбина - д.э.н., прафессор кафедры финансов, ФГБОУВО Кубанский ГАУ, [email protected], L.K Ulibina - Doctor of Economics, Prafessor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU; И.М. Корниенков - обучающийся факультета управления ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
I.M. Kornienkov - student of the Faculty of Management FSBEI HE Kuban SAU;
И.А Жихарева - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
IA. Zhikhareva - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE FEDERAL TAX SERVICE
Аннотация. На данный момент основой существования и эффективного функционирования любого государства является четко отлаженная налоговая система, которая является основным источником доходом не только в российском бюджете, но и в бюджетах многих стран. Для дальнейшего благополучного развития рыночной экономической системы следует заострить внимание на улучшении функционирования и построении грамотной системы налоговых служб, результативной системы налогового администрирования. На эффективность функционирования налоговой системы влияют такие факторы, как состояние госбюджета, благосостояние каждого гражданина, организации и т.д. Безусловно, образование грамотно выстроенной налоговой системы первоочередная задача любого государства, поскольку налоги это двигатель бюджета страны. Создание эффективной системы налогообложения влечет за собой рациональное налогообложение и использование налоговых средств в системе государственного управления, являясь одной из основополагающих целей социально-экономической политики страны. В связи с этим мы имеем, что невозможно построить результативную налоговую систему без квалифицированной системы налогового менеджмента.
Abstract. At the moment, the basis for the existence and effective functioning of any state is a well-established tax system, which is the main source of income not only in the Russian budget, but also in the budgets of many countries. For the further successful development of the market economic system, attention should be focused on improving the functioning and building a competent system of tax services, an effective system of tax administration. The efficiency of the functioning of the tax system is influenced by factors such as the state budget, the welfare of every citizen, organization, etc. Of course, the formation of a competently built tax system is the primary task of any state, since taxes are the engine of
the country's budget. The creation of an effective taxation system entails rational taxation and the use of tax funds in the public administration system, being one of the fundamental goals of the socio-economic policy of the country. In this regard, we have that it is impossible to build an effective tax system without a qualified tax management system.
Ключевые слова: экономика, налоги, контроль, государство, налоговый контроль, налоговая служба.
Keywords: economy, taxes, control, state, tax control, tax service.
Проверки, проводимые налоговыми органами, служат, прежде всего, актуальным способом администрирования исполнения налоговыми органами своих обязательств перед гражданами - налогоплательщиками. Главенствующей задачей этих проверок значится недопущение и выявление налоговых нарушений, а также привлечение к ответственности нарушителей налогового законодательства.
Для дальнейшего благополучного развития рыночной экономической системы следует заострить внимание на улучшении функционирования и построении грамотной системы налоговых служб, результативной системы налогового администрирования.
Цель данной статьи сводится к следующему - обобщение научных материалов, которые являются рекомендациями Федеральной налоговой службы.
Сегодня выстроить сильную финансовую систему, которая бы обеспечивала финансовые выгоды не только страны, но и налогоплательщиков практически невозможно. Следовательно, вопрос усовершенствования и развития организации налоговых проверок, анализа деятельности налоговых органов, принятия решения о том, как улучшить налоговые проверки имеет высокую актуальность на данный момент.
Налоги - главный источник существования государства. Безусловно, это так, ведь государство обеспокоено в первую очередь правильным исполнением и соблюдением всеми субъектами налогообложения действующего законодательства в области регулирования налоговой сферы [3]. Для достижения данной цели государством ведется непрерывный контроль через отлаженные механизмы.
Организация налоговых проверок защищает такие незыблемые понятия, как национальные интересны, благосостояние страны, следовательно, необходимо проводить постоянный анализ развития налогового законодательства.
Смысл налогового контроля сводится к тому, что он помогает управлять финансовыми и правовыми отношениями в стране. Механизмы налогового контроля также используются для проверки того, насколько полно исполняют свои обязанности налогоплательщики.
При сложившихся условиях невозможно создать надежную финансовую систему без создания эффективной системы налогового менеджмента, направленной на защиту финансовых интересов государства и соблюдение прав налогоплательщиков
Суть налоговых проверок - контроль соблюдения налогового законодательства, выявление и устранение совершенных преступлений.
Главным условием для эффективной работы налоговой системы страны служит оценка налогового управления. Под этим подразумевается взаимосвязь между получением доходов и ресурсами для получения результатов. Данная оценка делается для тех, кто находится под контролем этой системы. Следовательно, эта оценка может быть произведена путем общей проверки, для чего надо задействовать абсолютно всех участников, сто затрудняет использование данного метода в работе Федеральной налоговой службы.
Вследствие того, что ФНС является органом, непосредственно взаимодействующим с управлением налогами, показательность оценочной деятельности следует оценивать исходя из результатов управленческого аудита с учетом тех проблем, с которыми сталкивается орган во время проверки.
Деятельность ФНС базируется на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, ФЗ, постановлениями Президента РФ и Правительства РФ, решениями Министерства финансов, Положением о ФНС. При реализации своих полномочий Федеральная налоговая служба использует не только территориальные органы, но и взаимодействует непосредственно с органами государственной власти и органы муниципальной власти РФ. ФНС и органы местного самоуправления представляют собой централизованную систему налогового контроля аудита и администрирования.
Схема территориальных образований, которые находятся в ведении Федеральной налоговой службы Российской Федерации, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Управление финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика значится основной задачей налоговой службы Российской Федерации. В таблице 1 представлена информация об организации и проведении проверок с 2018 г. по 2020 г.
Таблица 1 - Сведения о проверках в ФНС, тыс. руб.
Наименование показателей 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2018 г.
Камеральные проверки 67 889 988 61 526 223 62 843 660 92
Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 13 753 5 930 9 077 66
Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) 414 230 287 69
Исходя из представленных данных, можем сделать вывод, что чем меньше проводится проверок, тем выше их эффективность. Следовательно, эффективность проверок имеет положительный тренд.
Повышение эффективности проверок является результатом улучшения контроля качества налогового анализа и связано с возросшей ролью аналитических элементов в отборе материалов для проверок и совершенствовании методов оценки рисков.
По результатам налоговых проверок, проведенных в 2018-2020 годах, видно, что около 80 % текущих налоговых проверок содержат отчеты, которые четко показаны в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ дополнительно начисленных налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, тыс. руб.
Период, год Общая сумма доначислений за год Доначислено в рамках выездных налоговых проверок (ВНП) и камеральных налоговых проверок (КНП) Сумма доначислений за год Изменение по сравнению с предыдущим годом Изменение по сравнению с предыдущим годом, %
2018 3729,9 ВНП 3113,9 х х
КНП 615,9 х х
2019 3202,3 ВНП 3147,2 33,3 101
КНП 551,1 -64,8 89
2020 2498,2 ВНП 1973,9 -1173 62
КНП 524,4 -26,7 95
По данным на 2020 г. дополнительных начислений произведено всего на сумму 2498,2 тыс. руб., из которых 79 % от общей суммы доначислено благодаря выездным проверкам, а 21 % - благодаря камеральным проверкам.
Данные, представленные за 2019 г. говорят, о том, что в общем было доначислено 3202,3 тыс. руб., из которых 97% по результатам выездных проверок, а 3 % по результатам камеральных.
Исходя из данных за 2018 г., можно сделать вывод, что общая сумма доначислений составила 3729,9 тыс. руб., из которых 83 % было получено в результате выездных проверок, а 17 % по результатам камеральных.
Подводя итог, нужно сказать, что на сегодняшний день главным инструментом развития любого государства являются налоговые платежи, следовательно, необходимо прорабатывать такие механизмы взимания налогов, которые невозможно будет обойти, требуется добиваться полного исполнения своих обязательств от налогоплательщиков, закрепленных в определенных нормативно-правовых актах. Поэтому для выполнения государством поставленной задачи необходим непрерывный и эффективный контроль над исполнением при помощи уже выверенных механизмов. Ведь осуществление проверки это важнейший механизм управления налогами.
Источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2021) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.10.2021).
2. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 с.
3. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
References:
1. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) of 31.07.1998 No. 146-FZ (ed. of 02.10.2021) (with amendments and additions, intro. in force 02.10.2021) / [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/ (date of access: 15.10.2021).
2. Balikhin, N. In. Finance and tax organizations: Textbook / N. In. Balikhin, M. E. Kosov. - M.: Yuniti, 2018. - 400 c.
3. Bolotova, A. A. the Tax system of Russia: problems and ways to improve the current tax system [Text] // Scientific News. 2019. No. 6. pp. 41-45.