Решетневскце чтения
УДК 338.3.001.76.
Е. О. Павлова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Проведен анализ источников финансирования НИОКР в России и зарубежных странах, рассмотрена инновационная политика развития стран, сформулированы проблемы в развитии НИОКР и возможные пути решения.
Финансирование научных программ со стороны государства играет решающую роль в определении круга стран, лидирующих в мировом экономическом процессе. Эффективное использование инноваций позволяет создать преимущества в наиболее конкурентных отраслях экономики и является для страны самым действенным инструментом реализации важнейших задач социально-экономического развития: обеспечения национальной безопасности, защиты окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения. Государства, лидирующие в сфере высоких технологий, такие как США, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Китай, постоянно наращивают объемы инвестиций в НИОКР, при этом инновационное финансирование в странах-инновато-рах является программой государственной важности.
В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса - США (35 % мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24 %), Япония и Китай (примерно по 12 %). Российская Федерация в группу лидеров не входит - на нашу долю приходится менее 2 % мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1 % по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая - в 6,4 раза, от Индии -в 1,5 раза. В абсолютных цифрах за 2010 г. США потратили 396 млрд долл., Япония - 142 млрд долл., Китай -141 млрд долл., РФ - 22 млрд долл. [3].
Самый мощный в мире научный, технический и внедренческий потенциал имеют США, вкладывающие в это огромные средства. Ориентиром экономического развития этой страны является военная технология, в которую государство вкладывает огромные деньги, обеспечивая ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником гражданских инноваций [2].
В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены стратегические направления государственной политики США в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI в.: обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР на долгосрочной основе, формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы, создание благоприятного
предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности, федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования, ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета (http://www.rpmconsult.ru/pdf/ ESUP_K_Innovation_080922.pdf).
В настоящее время США стремятся быть лидерами во всех областях научных знаний, укрепить связи между фундаментальными и прикладными науками, развить связи между государством, промышленностью и академическими кругами, подготавливая высококвалифицированных ученых и инженеров для Америки XXI в.
Япония занимает второе место в мире после США по уровню развития науки и технологий. За последние 20 лет совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста затрат в инновационной сфере [3]. В США из 300 000 обращений за патентами 50 000 составили заявки японских компаний и корпораций.
В определении стратегии развития Японии ключевую роль играет неограниченная возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам, в отличии от Америки, использующей в качестве главного инвестиционного источника - акционерный капитал.
Представители стран ЕС: Германия, Англия, Франция занимают 3-е место в мире по финансированию НИОКР (35-45 % финансируются из федерального бюджета).
К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся выработка единого антимонопольного законодательства, использование системы ускоренной амортизации оборудования, льготное налогообложение НИОКР, поощрение малого наукоемкого бизнеса, прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейших технологий, стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую проду кцию (http ://www. strf. ru/organization. aspx?
CatalogId=221&d_no=26959).
Обеспечение высоких темпов роста экономики диктует необходимость вложения значительных инвестиционных ресурсов в инновационный сектор, развития научных исследований и ускорения внедрения их результатов.
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
России необходимо развивать научный потенциал, для того чтобы добиться ведущей роли на международной арене. Резкое падение ВВП после финансово-экономического кризиса в России оказалось самым большим среди стран Большой двадцатки говорит о том, что наша страна зависима от конъюнктуры мирового рынка. Как подчеркивает президент Д. А. Медведев, «привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина (примерно 40 %) ВВП России создается за счет экспорта сырья, почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8 % нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3 % промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9 %, в Китае - 32,8 % [4].
В настоящее время промышленно-развитые страны рассматривают инновации как необходимый фундамент для конкурентоспособности в мировой эконо-
мике. В развитых странах, таких как Япония, США, Великобритания каждый год увеличивается доля расходов на проведение научных исследований, разработку и внедрение новой техники и технологий. В России до сих пор остается очень низкий уровень расходов на НИОКР, что обуславливает низкую конкурентоспособность отечественной промышленности.
Библиографические ссылки
1. Сорокин Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 30.
2. Никонова Я. И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики : монография / под общ. ред. А. Г. Ивасенко. Новосибирск, 2010.
3. ChinaPro [Электронный ресурс] : журн. URL: http://is.park.ru/docj sp?urn= 19870940.
4. Бовин А. А., Чередникова Л. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации. М. : Омега Л, 2008.
E. O. Pavlova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
INNOVATION ACTIVITY FINANCING AS A FACTOR OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT
IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES
The analysis of the Russian and other countries R&D funding is performed. The development of innovation policy is discussed. The problems connected with research and development and possible solutions are represented.
© Павлова Е. О., 2012
УДК 65.011.8
М. А. Рагозина, Г. И. Юрковская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Развитие оборонно-промышленного комплекса является необходимым условием решения долгосрочных задач, стоящих перед Россией в области обороны и безопасности. Представлены результаты исследования особенностей функционирования предприятий ОПК, а также современные проблемы и перспективы развития российского ОПК.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии. ОПК занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности, в решении не только оборонных, но и социально-экономических задач страны. По результатам анализа позиций России на мировом рынке наукоемкой
продукции и услуг, в настоящее время в числе приоритетных отраслей ОПК могут рассматриваться авиастроение, ракетно-космическая промышленность, промышленность вооружений и судостроение.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают определенными специфическими особенностями, диктуемыми отраслевой принадлежностью, к которым относятся высокая зависимость от госзаказа при существовании реальной перспективы его прекращения; специфический характер назначения продукции, определяемый ее направленностью на обеспечение/удовлетворение стратегических интере-