Научная статья на тему 'Оборонные НИОКР в инновационной трансформации экономики России'

Оборонные НИОКР в инновационной трансформации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2217
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО ТИПА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО- КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / ЗАКАЗНЫЕ И СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНЫЙ СЕКТОР ОПК / ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОПК / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов С. В., Фоломьев А. Н.

Экономика инновационного типа характеризуется прежде всего разработкой новой продукции повышенной потребительской и рыночной ценности и производством ее на систематически обновляемой технологической базе. Важнейшей составляющей инновационных систем национальных экономик является подсистема создания знаний, в том числе область НИОКР. НИОКР - это сфера, аккумулирующая способность объекта изменять свою деятельность в соответствии с изменениями внешней среды. Именно поэтому страны, ориентирующиеся на инновационную модель развития, находятся в активном поиске путей накопления научных знаний, организации национальной науки и использования ее результатов в целях наращивания своего экономического потенциала. В статье обосновывается важность НИОКР для инновационной трансформации экономики России, в том числе и оборонного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусов С. В., Фоломьев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонные НИОКР в инновационной трансформации экономики России»

Оборонные НИОКР

в инновационной трансформации экономики России

С.В. Белоусов,

Начальник аналитической группы департамента оборонных технологий и космоса Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства, аспирант 4-го курса),

[email protected]

А.Н. Фоломьев,

д. э. н., профессор, заместитель зав. кафедрой экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]

Экономика инновационного типа характеризуется прежде всего разработкой новой продукции повышенной потребительской и рыночной ценности и производством ее на систематически обновляемой технологической базе. Важнейшей составляющей инновационных систем национальных экономик является подсистема создания знаний, в том числе область НИОКР. НИОКР — это сфера, аккумулирующая способность объекта изменять свою деятельность в соответствии с изменениями внешней среды. Именно поэтому страны, ориентирующиеся на инновационную модель развития, находятся в активном поиске путей накопления научных знаний, организации национальной науки и использования ее результатов в целях наращивания своего экономического потенциала. В статье обосновывается важность НИОКР для инновационной трансформации экономики России, в том числе и оборонного назначения.

4ГМ

Ключевые слова: национальная экономика инновационного типа, научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, заказные и совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, оборонно-промышленный комплекс, научный сектор ОПК, основы государственной политики в области развития ОПК, военная доктрина, стратегия национальной безопасности.

В первом десятилетии XXI в., в отличие от 90-х годов, явно проявилась тенденция наращивания оборонно-технического потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и производственно-технологических инновационных достижений. Ниже приведены некоторые примеры, подтверждающие эту тенденцию. Касаются они США, как одной из наиболее продвинутых в инновационном отношении стран:

на вооружении американских ВВС практически уже имеются два авиационных комплекса пятого поколения — истребители F-22 Raptor и F-35 Lightning II1;

в марте 2010 г. на авиабазе Эглин (штат Флорида) штурмовик ВВС США А-10 Thunderbolt II совершил свой первый полет с использованием

в обоих двигателях топлива со смесью биомассы и обычного авиакеросина JP-8. Экспериментальный полет явился частью исследований в рамках программы HRJ (hydrotreated renewable jet — двигатель, работающий на гидроочищенном возобновляемом топливе), осуществляемой научноисследовательским институтом Дейтонского университета (штат Огайо)2; в 2012 фин. г.3 министерство обороны США планирует начать реализацию программы по разработке так называемого «семейства систем» (family of systems), представляющих собой авиационный многофункциональный комплекс, состоящий из самолета-носителя дальнего действия с поражающими средствами на борту и вспомогательных подсистем (разведки, наблюдения и контроля за

1 Тяжелый истребитель F-22 Raptor уже состоит на вооружении ВВС США. Программа создания серийного образца многофункционального истребителя F-35 JSF (Joint Strike Fighter) находится в завершающей стадии (Прим. авт.)

2 См. подробнее: http://www.commodityonline.com/news/A-10-Thubderbolt-II-of.

3 Финансовый год в США начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года (Прим. авт.).

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

воздушно-наземной обстановкой). Основной целью программы является создание единого комплекса для нанесения глубоких проникающих ударов по целям противника. Для того чтобы к началу реализации данной программы была создана и в последующем четко функционировала соответствующая оборонно-производственная база, Пентагон планирует в течение пяти предстоящих лет (начиная с 2011 фин. г.) потратить на подготовку требуемой научно-производственной базы 1,7 млрд. долл. США. Эти средства пойдут на финансирование ведущих американских военно-промышленных корпораций. Цель подобного шага заключается в том, что администрацией США поставлена задача — иметь в готовности индустриально-инновационную базу вне зависимости от того, какая из корпораций станет генеральным подрядчиком программы, и какой в точности будет конструкция комплекса перспективных изделий4.

Совершенно очевидно, что оборонные программы такого уровня требуют наличия соответствующей инновационной базы национальной экономики, являющейся в конечном итоге фундаментальной основой безопасности государства и определяющей качественное состояние последней.

В основополагающих программных документах в области национальной безопасности Российской Федерации, к которым относятся Концепция национальной безопасности до 2020 года5 и Военная доктрина6 страны, уделено большое внимание вопросам технологического обновления государства.

Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в частности, отмечается, что: экономический рост достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны;

— стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

В Военной доктрине Российской Федерации отдельный блок посвящен развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК)7 страны, как одного из наиболее важных структурных компонентов национальной экономической системы. В частности, подчеркивается, что «основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса является обеспечение его эффективного функционирования как высокотех-

нологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг». Среди отмеченных в Военной доктрине задач развития ОПК особо значимыми представляются следующие:

■ формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ); необходимость активизации инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;

— создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научнотехнологического задела в целях разработки принципиально новых образцов ВВСТ, обладающих ранее недостижимыми возможностями; совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала обороннопромышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников ОПК.

Кроме того, в марте 2010 г. Президент России утвердил «Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»8. Новые Основы, по сравнению с принятыми в 2000 г., значительно расширены и детализированы. Они определяют направления дальнейшего развития системы управления ОПК в составе единой системы государственного и военного управления Российской Федерации. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам осуществляет Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации. Согласно документу стратегической целью государственной политики в области развития ОПК является превращение научно-технического и производственно-технологического потенциала комплекса в действенный инновационный ресурс, приоритетно поддерживаемый государством, обеспечивающий обороноспособность страны и безопасность государства путем реализации конкурентных преимуществ ОПК. Целями государственной политики в области развития ОПК в среднесрочной

4 Jane’s Defence Weekly. 12.04.2010.

5 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

6 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146.

7 В предыдущей Военной доктрине страны, принятой в 2000 г., такой раздел отсутствовал (Прим. авт.).

перспективе являются: реализация мер государственной поддержки стратегических предприятий и организаций, прежде всего системообразующих организаций комплекса; сохранение факторов инновационного развития и позиций организаций ОПК на отечественном и мировом рынках.

Приоритетными направлениями государственной политики до 2020 г. станут:

— совершенствование системы программно-целевого планирования развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации;

■ формирование в ОПК опережающего научно-технического задела и осуществление технологической модернизации комплекса; совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры, системы управления ОПК и государственного регулирования деятельности его организаций; обеспечение инновационного развития ОПК, реализации его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции организаций ОПК на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества;

— развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала организаций ОПК, обеспечение социальной защищенности их работников; развитие системы информационно-аналитического обеспечения функционирования ОПК;

— развитие кооперационного сотрудничества и интеграционного взаимодействия организаций ОПК России с организациями оборонной промышленности государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации ВВСТ, совершенствование взаимодействия организаций ОПК и организаций ВПК Украины (в том числе в таких сферах как ракетостроение, двигателестроение, авиастроение, су-достроение)9.

Высшие органы государственной власти страны отдают себе отчет в том, насколько важна в современных условиях роль научно-технического сектора национальной экономики, как одного из фундаментальных факторов ее инновационной трансформации. В этой связи осуществляется процесс модернизации структуры управления научно-техническим комплексом. Так, Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271 упразднены Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Их функции переданы Минобрнауки России. Кроме того, повышен статус правительственной Комиссии по высоким техноло-

гиям и инновациям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 114 внесены изменения в Положение об этой Комиссии, которые устанавливают, что теперь она является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по разработке и реализации мероприятий, направленных на осуществление государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики. Возглавляет эту Комиссию Председатель Правительства Российской Федерации (а не его заместитель, как это было раньше). Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, теперь являются обязательными для реализации органами исполнительной власти (раньше Комиссия лишь координировала действия федеральных и региональных органов власти и других ведомства только по подготовке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики). Рабочим органом данной Комиссии стал образованный распоряжением Правительства страны от 3 февраля 2010 г. № 103-р в структуре Аппарата Правительства Департамент науки, высоких технологий и образования.

В связи с тем, что предприятия и организации ОПК составляют основу высокотехнологичного сектора экономики России и обладают высоким научным потенциалом, оборонно-промышленный комплекс получает еще одну достаточно мощную надстройку в системе управления, способную существенно влиять на его развитие.

Основная проблема в создании национальной экономики инновационного типа заключается в отсутствии отлаженной коммерциализации результатов деятельности науки, что в итоге сводит на нет все усилия по ее финансированию. Как было отмечено на прошедшем в марте 2010 г. заседании правительственной Комиссии по высоким технологиям и инновациям, в 2010 г. государство выделяет порядка 1 трлн. 100 млрд. руб. (или более 10% федерального бюджета) на фундаментальную и прикладную науку, на высшее образование, на высокотехнологичную медицинскую помощь, профильные федеральные программы, включая авиацию, космос, атом10.

8 См: http://news.kremlin.ru/news/7146).

9 См.: ВПК России. Структурные реформы (январь-март 2010 г.) / Сайт Информационного агентства «ТС ВПК» (электронная версия, http://www.vpk.ru).

10 См.: ВПК России. Структурные реформы (январь-март 2010 г.) / Сайт Информационного агентства «ТС ВПК» (электронная версия, http://www.vpk.ru).

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Выход России в число лидеров глобального научно-технического развития требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Россия может и должна обеспечить себе место в группе мировых лидеров только благодаря качественным характеристикам. Инновационный путь развития национальной экономики в современных условиях является единственно возможным и, по сути, безальтернативным. Это требует многократного увеличения затрат на НИОКР, приведение их в соответствие с задачами макроэкономического развития страны. Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании постиндустриальной модели развития («общества знаний») в XXI в., роль центров силы в глобализирующемся мире могут играть только державы, обладающие мощным научнотехническим потенциалом.

СССР по объему внутренних расходов на НИОКР (примерно 5% ВВП) входил в число мировых лидеров. В стране существовала мощная система фундаментальных и прикладных исследований, включавшая более трех тысяч НИИ, где работали почти 1,5 млн. научных исследователей (примерно четверть всех научных работников в мире). Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в целом ряде отраслей ОПК, включая атомную и авиакосмическую промышленность, приборостроение. Три четверти расходов на НИОКР прямо или косвенно направлялись на оборонные нужды страны.

Переход национальной экономики на рыночные методы хозяйствования тяжело сказался на этой сфере: доля проектных институтов и конструкторских бюро в общей численности организаций, занимавшихся НИОКР, сократилась более чем вдвое, а число самих проектных институтов уменьшилось в 12 раз. Расходы России на НИОКР составляют только 1% ВВП11. За период 1990-1997 гг. произошло более чем 13-кратное снижение расходов на НИОКР в области оборонного производства. Несмотря на заметное увеличение в последние годы показателей военных расходов финансирование исследований и разработок выросло незначительно (2007 г. — 89,66; 2008 г. — 93,95; 2009 г. — 103,20 млн. руб. или около 2,99; 3,13; 3,44 млн. долл. США)12. Этих средств явно недостаточно на воспроизводство критических технологий

для создания значимого инновационного задела в интересах производства новейших поколений ВВСТ. В этих условиях исключительное значение приобретает проблема стимулирования инновационноинвестиционной деятельности в ОПК посредством использования механизмов бюджетной поддержки, налоговых, кредитных и иных льгот. На современном этапе реформирование ОПК невозможно без адекватных изменений в инновационной сфере.

Использование науки и технологий в военных целях, в отличие от гражданских задач, отличается следующими основными особенностями:

— большая зависимость от политических факторов (желание военно-политического руководства страны обладать новейшими видами оружия);

— игнорирование некоторых экономических факторов (например, высокой цены инновационного военного проекта);

— более высокая динамичность (временной фактор зачастую является определяющим);

— высокий уровень управляемости (наличие специальных органов управления, дирекций программ и т. п.);

— неоднозначность и неопределенность конечных результатов (достижение заданных технических параметров изделия, несмотря на привлечение значительных материальных и финансовых ресурсов, не гарантировано).

В современных условиях многие особенности новейших средств вооруженной борьбы и процессов их разработки и производства определяются высокой технической сложностью. Под этим подразумевается не только увеличение числа компонентов, деталей технических устройств и усложнение связей между ними, но и использование передового производственного оборудования, новых специальных материалов (синтетических и композиционных), применение новых технологических процессов изготовления оборонной продукции.

Система НИОКР военного назначения13 в высокоразвитых странах стала значительной по масштабам и наиболее динамичной по характеру частью военно-экономической деятельности. К особенностям функционирования системы военных исследований и разработок в современных условиях, несмотря на значительную страновую неравномерность затрат на их проведение, можно отнести:

11 См.: Рогов С. Россия должна стать научной сверхдержавой (http://www.youngscience.ru/files/DOKLAD_SM_ROGOV.pdf).

12 Военно-экономическое обеспечение национальной безопасности России в многополярном мире. Рук. проекта РА. Фарамазян. М., 2009 (электронная версия, http://www.imemo.ru/publ/2009/09038.pdf).

13 Под НИР принято понимать работы, выполняемые по единому исходному документу — тактико-техническому заданию (ТТЗ) для выработки требований, предъявляемых к перспективным системам оружия, или техническому заданию (ТЗ) при разработке облика модернизируемых вооружений и военной техники (ВВТ). В процессе НИР создается отчет о проведенных исследованиях, содержащий научную базу, необходимую для принятия дальнейших решений на это счет. НИР обычно выполняются специализированными научно-исследовательскими организациями (учреждениями), а также научно-исследовательским службами производственных объединений и предприятий ОПК. ОКР представляют собой комплекс работ, выполняемых по единому исходному документу — ТТЗ для создания и/или модернизации образцов ВВТ или ТЗ при разработке/модернизации составных частей ВВТ. В процесс ОКР разрабатывается конструкторская и другая научно-техническая документация; изготавливаются макеты; разрабатываются методы испытаний, создаются стенды и аппаратура для их проведения; изготавливаются опытные образцы ВВТ и проводятся их испытания с последующей доработкой по результатам испытаний. ОКР обычно выполняются специализированными конструкторскими, проектно-конструкторскими организациями, а также конструкторскими службами производственных объединений и предприятий ОПК. (См.: Лященко В. Торговля оружием: проведение НИОКР, операции со стратегическими материалами и сырьем, риски и управление рисками. М., 2008. С. 9-43).

продолжающийся рост стоимости разработки крупных боевых платформ и систем их вооружения (например, разработка, создание прототипов и испытания тяжелого истребителя пятого поколения F-22 Raptor обошлись США в 28 млрд. долл.)14;

увеличение наукоемкости современных ВВСТ (если раньше стоимость НИОКР в общей цене системы оружия составляла 10-15%, то сегодня она может достигать 70%)15;

усиливающийся интерес к разработке систем, открывающих новые возможности в ведении боевых действий (например, беспилотные летательные аппараты с повышенными ТТХ, приближающими их к характеристикам пилотируемой авиации, открывают перспективы качественных изменений в структуре военно-воздушных сил); повышенное внимание к проблемам комплектации отдельных систем в интеграционные комплексы, которые в результате этого приобретают способность решать новые боевые задачи (интеграция глобальных информационно-коммуникационных систем с ударными средствами уничтожения в итоге приводит к созданию единого комплекса средств разведки и поражения); расширение масштаба связи военных НИОКР и оборонного производства16;

расширение масштабов и рост технической сложности современных НИОКР требуют укрепления испытательно-экспериментальной базы, для чего создаются новые центры и полигоны, оснащенные новейшим контрольно-измерительным оборудованием;

усиливающийсяв связис глобализациеймежстра-новой обмен научно-технической информацией и кооперирование в сфере военных НИОКР; возрастание на современном этапе тенденции к сближению военных и гражданских НИОКР, отражающей реалии нынешнего этапа научно-технического развития, а именно — высокая и продолжающая увеличиваться стоимость НИОКР, необходимость междисциплинарного подхода в связи с технической сложностью создаваемых образцов ВВСТ, повышение качественных характеристик гражданских изделий, сближение военных и гражданских технологий, расширение спектра технологий двойного применения. По сути, сама тенденция к формированию единой научнотехнической базы стала одним из центральных направлений сближения военного и гражданского секторов национальной экономической системы. Определенное единство оборонных и гражданских НИОКР, особенно на нижних уровнях — в области фундаментальных исследований, существова-

ло изначально: они взаимодействовали друг с другом, взаимно дополняли друг друга, что учитывалось военными и гражданскими специалистами. Нынешний этап интеграции оборонных и гражданских НИОКР, когда в условиях глобализации охватываются все более высокие уровни исследований и разработок, позволяет более рационально использовать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы и открывает качественно новые возможности для создания как военной, так и гражданской продукции (например, использование в военных и гражданских целях глобальной спутниковой системы позиционирования GPS, космических систем разведки погоды, дистанционного зондирования Земли из космоса и др.).

Сохранение высокого уровня оборонных НИОКР рассматривается ведущими мировыми державами как ключевой момент в поддержании компактной высокоэффективной оборонно-промышленной базы, обеспечивающей технологическое превосходство в области разработки и создания новейших систем оружия и обладающей такой базой знаний и техническим оснащением, которые позволят гарантированно удовлетворить возникающие потребности в сфере обеспечения национальной безопасности.

Научно-технические возможности по созданию новых видов оружия будут расширяться в результате ориентации на более перспективные технологии и упрочения тенденции к сближению оборонных и гражданских НИОКР. Для того чтобы оставаться в русле общемировых процессов в военно-технической сфере необходимо в системе национальной экономики иметь следующие основные компоненты (подсистемы):

научно-производственные объединения (корпорации), которые непосредственно выполняют заказы на разработку военной продукции и осваивают бульшую часть затрат на военные НИОКР, реализуют новые технические решения и оказывают помощь военным структурам в освоении и применении новых технологий; военно-научные учреждения (лаборатории), связывающие непосредственных исполнителей военных заказов с научно-техническим персоналом силовых структур государства; научные учреждения (лаборатории) других министерств и ведомств (невоенного назначения), деятельность которых косвенно работает в интересах укрепления оборонного потенциала страны;

учебные заведения системы высшего профессионального образования, которые служат источниками новых знаний и обеспечивают приток высокопрофессиональных кадров в военно-экономический сектор национального хозяйства.

14 См. подробнее: http://en.wikipedia/wiki/F-22_Raptor#Development.

15 См.: Фарамазян Р., Борисов В. Трансформация военной экономики ХХ-начало XXI века. М., 2006. С. 215.

16 Так, в американской военно-промышленной корпорации Lockheed Майт из 125 тыс. работников 70 тыс. ученых и инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и программному обеспечению. (См.: См.: Фарамазян Р., Борисов В. Трансформация военной экономики XX — начало XXI века. М., 2006. С. 215).

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Представленный механизм можно рассматривать как военно-инновационную систему, органически интегрированную в национальную инновационную систему и служащую источником научно-технического развития национальной экономики в целом. Опыт ведущих мировых держав, в особенности США, показывает, что военные НИОКР не только стимулировали резкий скачок в развитии науки, но и способствовали созданию мощной национальной инновационной системы, формированию современной экономики, основанной на знаниях. Их интенсивное развитие привело к серьезным сдвигам в различных областях военно-экономической деятельности, включая структуру расходов на оборонные нужды, характер функционирования военно-промышленных фирм.

Научный сектор занимает особое место в оборонно-промышленном комплексе России: если на ОПК приходится около 20% общепромышленного потенциала страны, то в интеллектуальном потенциале его доля превышает 70%. Доля военной науки в общей численности работников ОПК составляет 23,6%, а в общем количестве предприятий и организаций ОПК — 38,9%. Несмотря на негативные внутренние факторы, а именно: снижение в бюджете Минобороны России доли расходов на военные НИОКР (1990 г. — 18,9%, 1997 г. — 5%, 2003 г. — 13,2%); резкое падение доли расходов на закупки ВВТ (с 44,6% в 1990 г. до 7,7% в 1997 г.),17 демонтаж прежней (советской) системы управления военно-экономической деятельностью, в том числе и военными НИОКР и неадекватная по эффективности ее замена российскими аналогами; слабая связь с гражданской наукой, когда в современных условиях гражданские высокие технологии все шире применяются при создании новейших систем военного назначения, Россия все еще занимает достаточно прочные позиции в области лазерных технологий, военного авиа- и двигателестрое-ния и в некоторых других областях.

В сфере высоких макротехнологий двойного и гражданского назначения (ядерная энергетика, освоение космического пространства) Россия пока занимает достаточно прочные позиции в мире и способна составить конкуренцию высокоразвитым странам. Однако в целом возможности серийного производства некоторых видов высокотехнологичной наукоемкой продукции для российских Вооруженных Сил сужаются (многофункциональные беспилотные летательные аппараты, баллистические ракеты подводных лодок стратегического назначения, некоторые виды надводных кораблей и судов обеспечения).

На мировом рынке оружия помимо контрактации поставок финальной военной продукции практикуется проведение НИОКР в интересах иностранных заказчиков. Это достаточно важный и специфический

сегмент данного рынка, на котором возникают новые идеи и подходы к созданию ВВСТ, появляются пионерные образцы как традиционных, так и перспективных систем вооружений, часть из которых получает мировое признание, отрабатываются «футуристические» варианты боевых платформ и средств поражения18.

По сравнению с общим объемом мирового рынка оружия этот сегмент относительно невелик, его емкость оценивается примерно в 7-8%19. Как показывает внешнеторговая практика, с середины текущего десятилетия отмечается спрос на проведение заказных НИОКР оборонного значения. Продажа продуктов интеллектуальной деятельности при осуществлении международного военно-технического сотрудничества (ВТС) не является единственной целью. Это направление деятельности подразумевает расширение географии военно-технических связей, увеличение числа потребителей данного специфического товара (услуги), а также возможность привлечения к проведению исследований в интересах иностранных заказчиков национальных научных учреждений, конструкторских бюро, экспериментальных производств, обеспечивая тем самым загрузку и творческую реализацию интеллектуального потенциала. При этом возникает синтез науки, оборонного производства и рынка, в результате чего они оказываются связанными взаимовыгодными экономическим отношениями.

Сложившаяся практика международного ВТС предусматривает осуществление в интересах иностранных заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ следующих видов:

1. Совместные НИОКР — это такой формат сотрудничества, при котором выполнение определенного объема работ (создание конструкторской документации, изготовление опытных образцов, проведение различных лабораторных и полигонных испытаний и т. п.) осуществляется на основе бизнес-плана. Данный вид НИОКР характеризуется разделением обязательств участвующих сторон (в том числе и по финансированию), а также высокой степенью взаимного ознакомления с результатами интеллектуальной деятельности, полученными участниками при реализации проекта. Источниками финансирования работ могут служить выделяемые из государственного бюджета ассигнования, собственные средства предприятий и организаций ОПК, внебюджетные источники (средства банков, инвестиционных фондов и т. п.). Иностранным партнером при этом, как правило, является профильный госорган или уполномоченный правительством хозяйствующий субъект, с которыми российский участник внешнеэкономической деятельности учреждает совместное предприятие (организацию).

17 См.: Фарамазян Р., Борисов В. Трансформация военной экономики XX-начало XXI века. М., 2006. С. 221.

18 Примером может служить программа США «Стратегическая оборонная инициатива» (Strategic Defense Initiative), которая предусматривала использование беспилотных космопланов, а также размещение на околоземной орбите боевых платформ со средствами поражения межконтинентальных баллистических ракет. (Прим. авт.).

19 Лященко В. Торговля оружием: проведение НИОКР, операции со стратегическими материалами и сырьем, риски и управление рисками. М., 2008. С. 7.

Мировой опыт свидетельствует, что ни одна страна не обладает на сегодняшний день всем спектром передовых технологий, необходимых для создания сложных наукоемких образцов ВВСТ. Поэтому вполне закономерна тенденция расширения межгосударственной кооперации в сфере НИОКР, которая позволяет развивать и совершенствовать национальную оборонную промышленность, получать новейшие технологии, осваивать их и внедрять. Таким образом, создание совместных предприятий (организаций) является прогрессивной, взаимовыгодной кооперационной формой, позволяющей для реализации крупномасштабных проектов объединять финансовые, научно-технические и производственно-технологические возможности стран-участниц проекта.

Проведение в рамках совместных предприятий (организаций) НИОКР данного типа, развертывание серийного производства разработанного изделия в интересах вооруженных сил стран-участниц проекта, а также возможный в последующем экспорт созданной продукции в третьи страны характеризует это направление международного ВТС как прогрессивное, позволяющее мобилизовать научно-производственный потенциал предприятий и организаций российского ОПК, развивать долгосрочные программы научно-технической кооперации.

Примером успешной реализации совместных НИОКР с последующим развертыванием серийного производства изделий является российско-индийский проект «BrahMos», в результате выполнения которого была осуществлена разработка и налажена серийная сборка на заводе Bharat Dynamics Ltd. (г. Хайдарабад, Индия) ракетных комплексов с противокорабельной ракетой «BrahMos»/PJ-10» на базе использования технического задела экспортного варианта российской сверхзвуковой крылатой ракеты 3М-55 «Яхонт». Учредителями совместной организации «BrahMos Aerospace Limited» в соответствии с межправительственным соглашением от 12.02.1998 стали ФГУП «Научно-производственное объединение машиностроения» (г. Реутов, 49,5% акций уставного капитала)20 и Организация оборонных исследований и разработок DRDO министерства обороны Индии (г. Нью-Дели, 51,5% акций). Стоимость ракеты (в зависимости от модификации) составляет 2-3 млн. долл. США. В 2005 г. ракета принята на вооружение ВМС Индии. Позднее наземный вариант ракеты поступил в индийские сухопутные войска. Создается воздушный и подводный варианты базирования ракет BrahMos. В планах разработка гипер-звуковой версии ракеты.

В ходе работ по проекту «BrahMos»: отработан механизм совместной разработки сложной высокотехнологичной продукции;

— сохранены устойчивые кооперационные связи и высокая мобилизационная готовность произ-

водства для серийного выпуска отечественных противокорабельных ракет;

— возрождена производственная кооперация (более 49 предприятий, около 20 тыс. рабочих мест), обеспечено ее совершенствование в части применения современных технологий;

— введены новые производственные мощности, освоены новые методы проектирования и производства ракетных комплексов и их элементов;

— обеспечен доступ к определенным технологиям иностранного партнера;

— возобновлено производство в России важных компонентов для ракет, ранее производившихся в странах СНГ;

— сэкономлены средства Минобороны России для получения результатов в интересах отечественных ВМФ;

— накоплен весомый политический капитал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К этой категории работ — совместные НИОКР — можно также отнести перспективные российско-индийские проекты по разработке и созданию военнотранспортного самолета среднего класса (программа MTA — Multifunctional Transport Aircraft) и истребителя пятого поколения (Fifth Generation Fighter) на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

2. Заказные НИОКР — это форма сотрудничества предполагает выполнение работ по техническому заданию иностранного заказчика, на счет которого и относится весь объем финансовых затрат. Выполнение НИОКР в интересах иностранных заказчиков полностью отвечает одной из целей международного ВТС, закрепленной в статье 3 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», а именно — они способствуют развитию научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций.

Заказные НИОКР, как специфическая форма международного ВТС:

— обеспечивают в условиях ограниченных объемов НИОКР в рамках гособоронзаказа крайне необходимые для многих научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций дополнительные финансовые средства и загрузку высококвалифицированного персонала;

— создают предпосылки для получения в дальнейшем заказов на поставку серийных образцов ВВСТ, оказание технического содействия их освоению в производстве, эксплуатации и ремонте на территории стран-заказчиц, в том числе с передачей лицензий на производство ВВСТ; расширяют географию поставок новейших образцов российской военной продукции;

20 В настоящее время ОАО «Военно-промышленная компания «Научно-производственное объединение машиностроения», г. Реутов Московской обл. (Прим. авт.).

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

обеспечивают в ряде случаев доступ российских специалистов к имеющимся у иностранных партнеров передовым технологиям разработки и производства продукции военного назначения; позволяют научно-исследовательским и опытно-конструкторским организациям российского ОПК использовать результаты собственных разработок, полученные на средства иностранных заказчиков, при модернизации и создании новых образцов ВВТ в интересах российских Вооруженных Сил, а также конкурентоспособных экспортных образцов оружия. В ходе реализации заключаемых контрактов российская сторона сохраняет права на использование научно-технических результатов, получаемых при выполнении заказных НИОКР;

дают российским предприятиям опыт проведения НИОКР в соответствии с современными международными стандартами, включая организацию разработок высокотехнологичной продукции и создание систем управления качеством.

Практика проведения НИОКР военного и двойного назначения российскими хозяйствующими субъектами в интересах иностранных заказчиков апробирована и в институциональном плане жестко контролируется государством, а именно — выполнение данных видов работ невозможно без соответствующих актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, согласованных решений федеральных органов исполнительной власти, предприятий промышленности и научных учреждений.

Упорядочению и приданию системного характера этой «чувствительной» форме международного ВТС послужило образование в 2000 г. в структуре ФГУП «Рособоронэкспорт» на базе разрозненных подразделений блока контрактной деятельности самостоятельного структурного подразделения — вначале Управления, а спустя два года и Департамента оборонных технологий и космоса.

Сосредоточение НИОКР военного и двойного назначения, тематики по космическим и специальным проектам позволило государственному посреднику в области международного ВТС проводить единую организационную, научно-техническую и маркетинговую политику в отношении как традиционных российских иностранных партнеров (Китай, Индия, Вьетнам, Сирия, АРЕ), так и заказчиков из высокоразвитых стран (США, Франция, Италия, Германия, Испания, Швеция).

Иностранные заказчики, как правило, выделяют этонаправлениесотрудничествав отдельный(особый) видработыиопределяютдляэтогоуполномоченныего-сорганы (учреждения) и специализированные фирмы. Среди них можно выделить следующие:

Индия — DRDO (Организация оборонных исследований и разработок) в составе: ADA и ADE (Агентство и Центр по развитию аэронавтики); VRDE (Организация по исследованиям и разработкам в области

транспортного машиностроения); GTRE (Газотурбинный исследовательский центр); NSTL (Военно-морская научно-техническая лаборатория);

Китай — Главное управление по вооружению и военной технике НОАК, CATIC («Китайская компания по импорту и экспорту авиационной техники», только в части импорта из России военной продукции, предназначенной для экспорта из КНР), NORINCO («Китайская северная индустриальная компания»), CPMIEC («Китайская компания по импорту и экспорту продукции точного машиностроения»), CEIEC («Китайская компания по импорту и экспорту электронной техники»), CXSDC (Компания «Новая Эра»), AVIC INTERNATIONAL («Импортно-экспортная компания в области авиатехники»), CSTC («Китайская судостроительная компания»), POLY TECHNOLOGIES INC. (Компания «Поли текнолоджи»), CGWIC (Китайская промышленная компания «Великая стена»); Сирия — NSRC (Национальный исследовательский центр); республика Корея — ADD (Агентство по оборонному развитию) и др.

Деятельность в этой сфере нацелена также на выполнение следующих задач:

увязывание вопросов проведения НИОКР по наиболее «чувствительным» и ключевым технологиям с поставками готовых серийных образцов;

— сохранение научного и технологического потенциала российских предприятий и организаций;

— сохранение прав интеллектуальной собственности на результаты НИОКР за Россией;

— вовлечение в сферу деятельности госпосредни-ка новых научных организаций и предприятий-изготовителей;

— стимулирование НИОКР;

— поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, техническим и технологическим перевооружением предприятий;

содействие производству высокотехнологической продукции и товаров с высокой степенью переработки;

осуществление постоянного мониторинга и оценки действий конкурентов, проведение мероприятий по противодействию им; повышение роли госпосредника, как головной российской организации, координирующей действия научно-исследовательских и проектных организаций ОПК России на внешнем рынке.

В основу единого замысла продвижения на внешние рынки результатов НИОКР и серийной военной продукции положены согласованные с государственными органами планы деятельности рабочих групп (подгрупп) в рамках межправительственных комиссий по ВТС (Индия, Италия, Египет), а также разработанные со структурными подразделениями блока контрактной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» совместные решения по разделению сфер деятельности для исключения дублирования функ-

ций при распределении и проработке официальных обращений иностранных заказчиков.

Алгоритм выстраивания сотрудничества в сфере НИОКР в интересах иностранных заказчиков представляет собой сложный и достаточно трудоемкий процесс. В целом он включает следующие основные этапы:

■ формирование темы работы. На этом этапе происходит выбор исполнителя из числа предприятий и организаций ОПК, а также научных организаций и учреждений Минобрнауки России; согласование технического задания с Минобороны России и с ФСТЭК России; согласование в установленном порядке паспорта экспортного облика заказной НИОКР; подготовка контрактных и разрешительных документов по линии ФСВТС России и ФСТЭК России.

Методология НИОКР в силу ее специфики достаточно сложна и основывается на следующей типологии:

1. Работы, выполняемые российскими предприятиями в интересах реализации национальных программ НИОКР иностранных заказчиков.

2. роекты краткосрочного характера, выполняемые российской стороной по отдельным техническим заданиям иностранных заказчиков.

3. Работы долгосрочного характера с перспективой выхода на реализацию серийных поставок в случае, если иностранный партнер будет удовлетворен результатами работы и разместит в России заказ на большую товарную партию созданных изделий.

Сложившийся в рамках действующей законодательной и нормативно-правовой базы в сфере международного ВТС порядок выполнения экспортно-ориентированных НИОКР доказал свою жизнеспособность. Накопленный опыт работы с иностранными заказчиками в этой сфере, порядок взаимодействия с государственными регулирующими органами, механизм разработки и согласования технических заданий с иностранными партнерами, оценка «чувствительности» того или иного проекта и

многие другие специфические аспекты подтверждают правильность выбранного направления деятельности. Апробированный алгоритм работы по тематике НИОКР обеспечивает, по сути, режим «одного окна», проведение скоординированной технической и ценовой политики, которая крайне необходима и эффективна для осуществления централизованного контроля над передачей иностранным заказчикам результатов НИОКР. Целенаправленная и мотивированная совместная работа государственного посредника, предприятий и научно-исследовательских организаций ОПК России позволила в текущем десятилетии увеличить «портфель» заказов в области заказных экспортно-ориентированных НИОКР почти в 7,5 раз и приблизить его к миллиарду долларов США.

Оборонно-промышленный комплекс является наиболее высокотехнологичным сектором экономики России. Именно в нем, в отличие от ведущих стран Запада, в основном сосредоточен научно-технический потенциал страны. Российский ОПК был и во многом остается единственным национальным источником, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства товаров и услуг. Поэтому от состояния и уровня развития предприятий и организаций оборонной промышленности зависит обеспечение национальной безопасности и решение вопросов по техническому перевооружению других важнейших сфер национальной экономики. Одной из важных составных частей ОПК является система научных и научно-производственных организаций, в рамках которой создаются новые технологии, объекты интеллектуальной собственности и иные нематериальные активы. Проводимая на современном этапе государством политика в сфере науки и технологий все отчетливее приобретает черты системности и целостности. Именно действенные механизмы стратегического планирования, управления и контроля в сочетании с консолидацией активов ОПК способны придать развитию комплекса качественный рост, повысить его эффективность и конкурентоспособность, интегрировать его в рыночную инфраструктуру национальной экономики.

The Defense R&D Works in the Transformation of Russian Economy

S.V. Belousov, Chief of Analytical Group, Federal State Unitary Enterprise «Rosoboronexport» / Defense Technologies and Space Department (The Russian Academy for Public Service under the President of Russian Federation / The Department of Economics and State Regulation of Market Economy / An extra-mural postgraduate course / Post-graduate student of the 4-th course)

A.N. Folomyov, Doctor of Economical Science, Professor, The Russian Academy for Public Service under the President of Russian Federation / The Department of Economics and State Regulation of Market Economy,

The Deputy Head of the Department

The driving mechanism of innovated economy is development and manufacturing of new products with the increased consumption and market value. The highly important component of the national economy innovation system is the knowledge producing subsystem, i.e. the sphere of scientific research and experimental design works (or research and development works — R&D works). The R&D works is the field that accumulated the

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

object’s ability to change its own activities in accordance with alterations of the external environment. That’s why countries which orientated toward the model of innovated development are in active search of ways to accumulate scientific knowledge, organize the national science and using their results in the purpose of augmentation the economical potential. In this article an attempt was undertaken to disclose the importance ofR&D works for the innovated transformation of Russian economy, including the defense type R&D works (both the concerted and ordered) in the interest of foreign customers.

Keywords: the national economy of innovated type or the innovated national economy, scientific research and experimental design works or research and development works — R&D works, ordered and concerted R&D works, defense industrial complex, scientific sector of the defense industrial complex, the fundamentals of public policy in the sphere of defense industrial complex development, the military doctrine, the strategy of national security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.