Научная статья на тему 'Экономические санкции как фактор модернизации оборонно-промышленного комплекса России'

Экономические санкции как фактор модернизации оборонно-промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИННОВАЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ECONOMIC SANCTIONS / INNOVATIONS / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуреев Рустем Махмутович, Бусыгин Евгений Георгиевич

Статья посвящена анализу оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций. И хотя в центре оказались нефтяная и газовая отрасли, а также банковская сфера, экономические санкции против России затронули и ОПК. Они коснулись в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоинструмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпании «Добролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация». В статье показывается в целом благоприятное воздействие санкций на отрасль. По итогам 2016 г. Россия заняла второе место по экспорту вооружения в мире с долей 23%, США стали лидерами их доля составила 33%. Но структура акционерного капитала в компаниях ОПК абсолютно разная, если сравнить эти две страны: в США на рынке доминируют частные компании, в России крупнейшие предприятия принадлежат государству. В ходе анализа выяснилось, что российские предприятия ОПК убыточны или же малорентабельны, у них нет стабильности в финансовых показателях, так как они сильно зависят от государственных затрат. Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести модернизацию компаний ОПК с целью повышения роли рыночных механизмов, которые станут стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Sanctions as a Factor of Modernizing of Russian Defense Industry Complex

The article is devoted to the analysis of the defense-industrial complex (DIC) of Russia in the conditions of economic sanctions. And although the center was the oil and gas industry, as well as the banking sector, economic sanctions against Russia affected the DCI. They touched first of all on such large Russian defense concerns as air defense "Almaz-Antey", "Sirius", "Stankoinstroment", "Kalashnikov", "Tula Arms Factory", NGO "Oriental Complexes", as well as "Dobrolyte". The prohibition of debt financing has affected such major enterprises of the defense industry as "Uralvagonzavod", "Oboronprom", "United Aircraft Corporation". The article shows, in general, the favorable impact of sanctions on the industry. At the end of 2016, Russia took the second place in world arms exports with a share of 23%, the US became the leader their share was 33%. But the structure of the share capital in the defense industry companies is completely different if we compare these two countries: in the US, private companies dominate the market, in Russia the largest enterprises are owned by the state. In the course of the analysis, it turned out that Russian defense industry enterprises are unprofitable or unprofitable, they do not have stability in financial performance, since they are highly dependent on government spending. To improve the current situation in this sector, it is advisable for the state to modernize the military-industrial complex companies in order to enhance the role of market mechanisms that will stimulate R & D, as under modern conditions of competition in any market, innovations represent an exclusive advantage for enterprise prosperity.

Текст научной работы на тему «Экономические санкции как фактор модернизации оборонно-промышленного комплекса России»

www.hjournal.ru йй!: 10.17835/2076-6297.2017.9.3.097-118

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ1

НУРЕЕВ РУСТЕМ МАХМУТОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, научный руководитель департамента экономической теории,

НИУ ВШЭ, г. Москва, e-mail: [email protected];

БУСЫГИН ЕВГЕНИЙ ГЕОРГИЕВИЧ,

аспирант, НИУ ВШЭ, г. Москва, e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций. И хотя в центре оказались нефтяная и газовая отрасли, а также банковская сфера, экономические санкции против России затронули и ОПК. Они коснулись в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоинструмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпании «Добролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация». В статье показывается в целом благоприятное воздействие санкций на отрасль. По итогам 2016 г. Россия заняла второе место по экспорту вооружения в мире с долей 23%, США стали лидерами - их доля составила 33%. Но структура акционерного капитала в компаниях ОПК абсолютно разная, если сравнить эти две страны: в США на рынке доминируют частные компании, в России - крупнейшие предприятия принадлежат государству. В ходе анализа выяснилось, что российские предприятия ОПК убыточны или же малорентабельны, у них нет стабильности в финансовых показателях, так как они сильно зависят от государственных затрат. Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести модернизацию компаний ОПК с целью повышения роли рыночных механизмов, которые станут стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий.

Ключевые слова: экономические санкции, инновации, оборонно-промышленный комплекс.

1 Публикация подготовлена в рамках НИР по государственному заданию Финуниверситета на 2017 г. (утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 07.03.2017 г. № 1508п-П17) по теме «Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии» (ВТК-ГЗ-23-17).

© Нуреев Р. М., Бусыгин Е. Г., 2017

■н о см

го

о с

О) £

Ф ш

ш <

о

ш

о <

ECONOMIC SANCTIONS AS A FACTOR OF MODERNIZING OF RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

RUSTEM M. NUREEV,

Doctor of economic sciences, professor, honorary employee of Higher School of RF, Financial University under the Government of Russian Federation,

NRUHSE, Moscow, e-mail: [email protected];

■H

о

EVGENIY G. BUSYGIN,

PhD student, NRU HSE, Moscow, e-mail: [email protected]

X .0 x

.0 <

tc x О s

J ^

CD Ш

CO

CD

О

0x1 The article is devoted to the analysis of the defense-industrial complex (DIC) of Russia

in the conditions of economic sanctions. And although the center was the oil and gas industry, as well as the banking sector, economic sanctions against Russia affected the DCI. They touched first of all on such large Russian defense concerns as air defense "Almaz-Antey", "Sirius", "Stankoinstroment", "Kalashnikov", "Tula Arms Factory", NGO "Oriental Complexes", as well as "Dobrolyte". The prohibition of debt financing has affected such major enterprises of the defense industry as "Uralvagonzavod", "Oboronprom",

00

oi

s £

s

cd "United Aircraft Corporation". The article shows, in general, the favorable impact of

o <

CD <

O

o

sanctions on the industry. At the end of 2016, Russia took the second place in world arms exports with a share of 23%, the US became the leader - their share was 33%. But the structure of the share capital in the defense industry companies is completely different if we compare these two countries: in the US, private companies dominate the market, in Russia - the largest enterprises are owned by the state. In the course of the analysis, it turned out that Russian defense industry enterprises are unprofitable or unprofitable, they do not have stability in financial performance, since they are highly dependent on government spending. To improve the current situation in this sector, it is advisable for the state to modernize the military-industrial complex companies in order to enhance the role of market mechanisms that will stimulate R & D, as under modern conditions of competition in any market, innovations represent an exclusive advantage for enterprise

<

cc x

§ prosperity

Keywords: Economic sanctions, innovations, military-industrial complex. JEL: F14, F51, N10.

^ 1. Экономические санкции против России

р и российские антисанкции: издержки и выгоды

¡2 В связи с событиями на Украине, а также в результате присоединения Крыма

Россией 17 марта 2014 г. США ввели ряд санкций в отношении высокопоставленных российских политиков. Это, в свою очередь, привело к цепной реакции, и многие другие страны (страны ЕС, Япония, Австралия и другие) начали постепенно < присоединяться к введению санкций против России. В дальнейшем были наложены и другие экономические санкции (Экономические санкции против России: ожидания и ° реальность. Под ред. Р. М. Нуреева, с. 9-10).

И хотя в центре оказались нефтяная и газовая отрасли (Нуреев и Бусыгин, 2017), а также банковская сфера (Нуреев и Бусыгин, 2016, c. 65-72), экономические санкции против России затронули и ВПК2. Они коснулись в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоинструмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпании «Добролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация».

К санкциям США постепенно присоединились страны Западной Европы, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Однако не все страны ЕС были согласны с введением санкций. К тому же такие крупные страны, как Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, ЮАР и некоторые другие экономические санкции не поддержали (рис. 1).

Рис. 1. Отношения к экономическим санкциям против России различных стран мира Источник: http://mediamera.ru/post/20251

В ответ на западные санкции Россия ввела запрет на импорт продовольствия из США, ЕС, Норвегии и других стран с целью дальнейшего развития собственного мясного, молочного производства и рыбной промышленности, а также расширения производства овощей и фруктов [RIA news, подробнее см: (Нуреев и Бусыгин, 2016, c. 72-77)].

2 В рамках данной статьи термин военно-промышленный комплекс (ВПК) и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) используются как синонимы.

■Н О СМ

О)

о с

СП £

со ш

со <

о

со

Ll_

о <

Таблица 1

Страны-лидеры по инвестициям в технологии в 2015 г. (доля от мировых инвестиций)

Отрасль хозяйства США Китай Германия Япония Россия Южная Корея Великобритания Другие

Новейшие материалы 59% 15% 12% 7% 1% 2% 2% 3%

Сельское хозяйство 68% 10% 5% 2% 1% 1% 1% 13%

Автомобильная промышленность 22% 6% 29% 32% 0% 8% 0% 3%

Аэрокосмическая промышленность 62% 3% 6% 1% 13% 1% 2% 12%

Связь 57% 13% 2% 13% 0% 4% 4% 6%

Энергетика 49% 10% 20% 7% 1% 1% 1% 11%

Окружающая среда 37% 1% 26% 8% 1% 2% 6% 18%

Здравоохранение 43% 2% 18% 7% 0% 2% 9% 19%

Военный комплекс 78% 6% 1% 0% 11% 1% 1% 3%

Фармацевтика 56% 4% 16% 5% 1% 1% 7% 11%

■н о см

О)

СП

5 о

X CD Ш

О <

CD <

О

о

X

X

Л <

CD X

О s

J ^

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD X

Ш ш

ш

_J <

о

I— 3 h^ I—

ш 21

Ll_

О

_J <

Источник: Global R&D funding forecast 2016

Политика импортозамещения, проводимая Россией в связи с напряженностью на мировой арене, имеет прямую связь с развитием инновационного потенциала страны, который, в свою очередь, в наибольшей степени представлен в военно-промышленном комплексе. В табл. 1 приведены страны-лидеры по инвестициям в технологии в 2015 г. Исходя из представленных данных, Россия инвестирует в основном в аэрокосмическую промышленность (13% от мировых инвестиций) и военно-промышленный комплекс (11% от мировых инвестиций), остальные сектора остаются практически без внимания и в НИОКР финансируется до 1% от общемировых расходов.

Необходимо отметить, что в российской действительности аэрокосмический сектор, который вынесен отдельно в табл. 1, также примыкает к военно-промышленному комплексу. В целом отраслевой состав оборонного комплекса включает следующие отрасли (Национальная экономика, 2010):

• авиационная промышленность (включающая самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авионику);

• ракетно-космическая промышленность ракет, ракет космического назначения, двигателестроение и др.);

• судостроительная промышленность;

• электронная промышленность;

• радиопромышленности;

• атомная промышленность.

2. Мировой военно-промышленный комплекс: тенденции развития

Страны наращивают военную мощь с конца 1990-х гг., после снижения напряженности, которое можно связать с распадом Союза Советских Социалистических Республик. К 2015 г. мировые военные расходы достигли отметки в 1 760 млрд долл. США, тогда как в 1998 г. этот показатель составлял около 1 200 млрд долл. США (рис. 2). Данный рост в большей степени связан с интенсивным развитием экономики Китая, что позволило тратить более значительные суммы на содержание армии. Также

(производство баллистических космических аппаратов, ракетное

можно предположить, что после финансового кризиса 2008 г. страны перенаправили финансовые потоки на восстановление собственных экономик, что послужило причиной приостановки наращивания мировых военных расходов, тенденция стабилизировалась и расходы сохраняются на одинаковом уровне начиная с 2010 г. (рис. 2).

2000-,

1500

1000

500

Рис. 2. Мировые военные расходы с 1988 по 2015 г. (в постоянных ценах 2014 г., (млрд долл. США)* *Отсутствие данных по СССР в 1991 г. не позволило рассчитать общую сумму. Источник: Trends in world military expenditure 2015 (2016) // SIPRI

Несмотря на бурный рост экономик азиатских стран в конце XX и в начале XXI в., лидерство по военным расходам пока сохраняется за американским континентом. На рис. 3 представлены военные расходы по регионам за 2015 г. Общая сумма расходов во всем мире составила 1,7 трлн долл. США, большая доля приходится на Америку — 37,1% от всех мировых расходов, затем идет Азия и Океания — 25,6% и Европа — 22,6%.

134,6

10.5%

ш

396,9

22,6% ■

6в8,7

37,1%

1760

100%

АМЕРИКА

АЗИЯ И ОКЕАНИЯ

ЕВРОПА

СРЕДНИЙ ВОСТОК АФРИКА

450,3

25,6%у

Рис. 3. Военные расходы по регионам .за 2015 г. (млрд долл. США) Источник: https://www.kommersant.ru/ск>е/3187187

В 2016 г. военные расходы американского континента составили 43,6% от общемировых расходов, что на 6,5% больше, чем в 2015 г. (рис. 4). При этом на

■н о см

го

о с

О) £

Ф ш

ш <

о

ш

Ll_

о <

Северную Америку приходится 40% глобальных военных расходов. Несмотря на лидерство американских стран к настоящему моменту, необходимо отметить, что рост геополитической напряженности может привести к увеличению расходов на военные нужды в азиатском регионе, и в ближайшие 5—10 лет он может занять первое место в мире (в том числе за счет экономического роста в Индии, который позволит больше тратить на военные нужды).

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ (%)

■н О см

О)

СП

5 о

40

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

23,8

АЗИАТСКО-

ТИХООКЕАНСКИЙ

РЕГИОН

х CD Ш

О <

CD <

О О

ш ш

ш

_J

<

о

I— 3 h^ I—

ш

Ll_

О

_J

<

Источник: справочник World Military Balance 2017 исследовательского института International Institute for Security Studies (IISS).

Рис. 4. Глобальные военные расходы в региональном разрезе за 2016 г. (в %) Источник: справочник World Military Balance 2017 исследовательского института International Institute for Security Studies (IISS)

Рис. 5. Топ 10 стран с самыми быстрорастущими военными бюджетами в 2015 г. (%) Источник: HIS Jane's Annual Defense Budgets Report 2015

В результате кризисной политической ситуации на Украине военные расходы увеличились почти на 70% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. (рис. 5). Из 10 стран, которые вошли в топ-10 по росту военных расходов, три относятся к Европейскому региону (Украина, Польша, Россия), три — к Ближнему Востоку (Иран, Израиль, Ирак) и четыре — к Азиатско-Тихоокеанскому региону (Филиппины, Индонезия, Катай, Вьетнам). Исходя из классификации стран, применяемого МВФ, только Израиль относится к развитым странам, остальные являются странами с развивающимися экономиками.

США Китай Великобритания Франция Россия Индия Япония Саудовская Аравия Германия Республика Корея Автралия Бразилия Италия Канада Турция

595.3

66.5 56.5 54,1

49.7 49.3 46.3

43.8 135,7

I 34.3 I 30,7 29,0 I 17,1 115,9

190.9

Рис. 6. Страны с самыми большими оборонными бюджетами в 2015 г. (млрд долл. США) Источник: HIS Jane's Annual Defense Budgets Report 2015

Несмотря на то что самые быстрорастущие оборонные бюджеты были зафиксированы в странах с развивающимися экономиками, развитые страны являются лидерами по объемам военных бюджетов в абсолютных показателях. Страной с самым большим оборонным бюджетом по-прежнему являются США (595,3 млрд долл. США в 2015 г.), Россия занимает пятое место с показателем 54,1 млрд долл. США (рис. 6). На втором месте стоит Китай, чьи затраты на военный бюджет составили 190,9 млрд долл. США. Это означает, что ближайший конкурент США отстает примерно в 3 раза.

Страной-лидером по военным расходам относительно ВВП стал Оман, у которого расходы составили 15,26% от ВВП в 2016 г. (рис. 7). Из развитых стран в этом списке оказался Израиль, затраты на оборонный комплекс в котором составили около 6%, все остальные страны являются развивающимися.

На рис. 8 представлены доли стран — экспортеров вооружения в 2016 г.: США стали лидерами по части экспорта, их доля составила 33%; Россия заняла 2-е место с долей в 23%. Совокупная доля двух стран в мировом экспорте вооружения за 2016 г. составила 56%.

По индексу милитаризации Россия занимает 5-е место в мире (рис. 9). Этот индекс рассчитывается по шкале от 0 до 1000 на основе военных расходов относительно ВВП и расходов на здравоохранение, численность вооруженных сил, резервистов и военизированных формирований относительно всего населения и числа врачей в стране, а также количества тяжелого вооружения относительно населения. Первое место занимает Израиль, его значение милитаризованности составляет 892,9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■н о см

со

о с

О) £

со ш

со <

о

со 21

Ll_

о <

■н о см

со

СП

5 о

X CD ш

о <

ф <

о о

X

X

Л

<

CD X

О s

J

^

<

CD X

со ш

со

_J

<

о

I— 3 h^ I—

со z

Ll_

О

_J

<

Рис. 7. Страны с наибольшими расходами на оборону относительно ВВП в 2016 г. (в % от ВВП) Источник: справочник World Military Balance 2017

Рис. 8. Доля стран в мировом экспорте вооружения в 2016 г. (%) Источник: Составлено авторами по данным СИПРИ (https://www.sipri.org/sites/default/files/Trends-in-international-arms-transfers-2016.pdf)

Лидерство по численности состава в вооруженных силах занимают страны, которые обладают наибольшей численностью населения — Китай (2 183 тыс. чел.), Индия (1 395 тыс. чел.) (рис. 10). Россия занимает 5-е место в мировом рейтинге с численностью вооруженных сил в 831 тыс. чел.

Израиль Сингапур Армения Иордания Россия Республика Корея Кипр Греция Азербайджан Бруней

892,90

870,50 842.00

814.40

808,90

806,50

795.70

793,00

790,70

783.80

Рис. 9. Самые милитаризованные страны мира в 2016 г. Источник: The global militarization index 2016 исследовательского центра Bonn International Center for conversation

Рис. 10. Страны с наибольшей численностью вооруженных сил в 2016 г. (тыс. чел.) Источник: справочник World Military Balance 2017

t-■н о см

со

о с

О) £

со ш

со <

о

со

Ll_

о <

По данным Росстата, в России доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 2016 г. достигла 22,3% (что на 0,8 % больше, чем в 2015 г.), при этом основной вклад в рост данного показателя внес оборонно-промышленный комплекс (Технологииуходят..., 2017; Росстат). Важно отметить, что расходы бюджета на оборону увеличились с 2 трлн руб. в 2013 г. до 3,8 трлн руб. к 2016 г. (Министерство финансов; РБК); сумма государственного оборонного заказа в 2015 г. составила 1,8 трлн руб., что на 20% выше суммы в 2013 г. (Госзаказы., 2016). В итоге, высока вероятность того, что рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, обусловленный повышением производства в оборонно-промышленном комплексе, вряд ли продолжится, особенно без финансовой помощи государства.

Относительно стран с наибольшей долей военных разработок в общем объеме государственного финансирования НИОКР передовые позиции занимают развитые страны: США, Великобритания, Республика Корея, Австралия, Франция, Тайвань, Норвегия, Швеция (рис. 11). США обгоняют более чем в 3 раза ближайшего конкурента с долей военных разработок, равной 51,4% в общем объеме госфинансирования (рис. 11).

■н о см

го

СП

5 О

х CD Ш

О <

CD <

О О

X

X

Л

<

CD X

О s

J

^

Рис. 11. Страны с наибольшей долей военных разработок в общем объеме государственного финансирования НИОКР (%) Источник: ОЭСР, данные за 2015-2017 гг.

Мировой рынок торговли продукцией военного назначения имеет устойчивый рост, начиная с 2010 г. (рис. 12). В результате напряженной геополитической обстановки, сложившейся в 2014 г., объем рынка военной продукции вырос на 10% за год — с 2014 к 2016 г., для сравнения — с 2011 по 2014 г. объем рынка вырос на 13%. По прогнозу ГН8 рост продолжится и в 2016 г.

<

CD

X

>>

Ф Ш

Ш

_J

<

О I— 3 h^ I—

ш

Ll_

О

_J

<

Рис. 12. Мировой рынок торговли продукцией военного назначения c 2010—2018 гг. (объем торговли, млрд долл., 2016—2018 гг. прогноз) Источник: отчет IHS Global Defense Trade Report 2016

Россия входит в тройку лидеров по экспорту вооружения и военной техники, что говорит о востребованности отечественной продукции на мировом рынке. В 2015 г. Россия заняла второе место в мире по экспорту вооружения и военной техники, заметно обогнав Германию, первое место осталось за США (рис. 13). Крупнейшими экспортерами на рынке являются развитые страны, тогда как крупнейшими импортерами вооружения и военной техники являются развивающиеся страны — Индия, Саудовская Аравия, Китай, Турция и другие (рис. 14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 13. Крупнейшие экспортеры вооружения и военной техники и импортеры в 2015 г. (млн долл. США) Источник: база данных Arms Transfers Database Стокгольмского института проблем исследований мира (SIPRI). Данные 2014-2015 гг., выраженные в условных расчетных долларах (TIV) в ценах 1990 гг.

t-■н О сч

со

о с

О) £

В 2016 г. Россия сохранила за собой второе место в мире по экспорту вооружения и военной техники, но объем экспорта уменьшился до 7,68 млрд долл. США с почти 11 млрд долл. США в 2015 г. (рис. 15). США же, наоборот, нарастили объемы экспорта с 21 млрд долл. в 2015 г. до 24,4 млрд долл. к концу 2016 г., и эта сумма может значительно вырасти в последующие годы за счет контрактов с Саудовской Аравией, которые были заключены в мае 2017 г., на сумму 110 млрд долл. (Саудовская Аравия..., 2017).

Самый большой военный бюджет в мире у США и его объемы связаны с теми военными кампаниями, которые проводила страна в XXI в. Из пяти самых дорогих военных кампаний три были инициированы США (рис. 16). При этом суммарные затраты на военные конфликты в Ираке и Афганистане составили почти 1 600 млрд долл.

со ш

со <

о

со

Ll_

о <

■н о см

О)

СП

5 о

X

tc со

о <

ф <

о о

X -О X

<

tc х О

J

< tc

X

I

ш ш

Ш

_J

<

О I— 3 h^ I—

ш z

и_

О <

Рис. 14. Крупнейшие экспортеры и импортеры вооружения и военной техники и импортеры в 2015 г. (млн долл. США) Источник: база данных Arms Transfers Database Стокгольмского института проблем исследований мира (SIPRI). Данные 2014—2015 гг., выраженные в условных расчетных долларах (TIV) в ценах 1990 гг.

Рис. 15. Мировой рынок вооружения и военной техники 2016 г. Источник: отчет IHS Global Defense Trade Report 2016

Рис. 16. Самые дорогие военные кампании XXI в.

Источник: ресурс National Properties Project; статья Harnid E.Alia Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur // Defence and Peace Economics,

vol. 24, issue 6; оценки СМИ

Касательно участия России в военных операциях необходимо прежде всего отметить сирийский конфликт. По итогам основной фазы операции воздушно-космических сил России, зафиксированным на апрель 2015 г. (Шкуренко и Мишанина, 2016), было:

• совершено 9 500 боевых вылетов;

• поражено 29 000 объектов;

• осуществлено 180 боевых вылетов дальней бомбардировочной авиации;

• уничтожено 200 объектов нефтедобычи;

• освобождено 500 населенных пунктов правительственными силами.

По официальной оценке затраты на военную операцию России в Сирии составили 33 млрд руб. (или 470 млн долл.), эксперты же оценивают затраты на операцию в 1,5—2 раза больше (рис. 17). Это означает, что один день операции в Сирии обходился примерно в 2,5—5 млн долл. в день с сентября 2015 по март 2016 г. Несмотря на понесенные затраты, российская военная кампания привела к увеличению внимания других стран к отечественной технике и вооружению. В частности были заключены контракты с Китаем, Алжиром, обсуждаются детали поставки Су-35 в Индонезию (Шкуренко и Мишанина, 2017).

Рис. 17. Военная операция России в Сирии (стоимость с сентября 2015 по март 2016 г.) Источник: Шкуренко О., Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-4. Деньги, 15 мая 2016,

https://www.kommersant.ru/doc/2984503

3. Обзор российского оборонно-промышленного комплекса

Общий портфель заказов и экспорт российского вооружения и военной техники с 2009 по 2015 г. представлен на рис. 18. Можно заметить, что общий портфель заказов значительно превышает уровень экспорта (в 3—4 раза) ежегодно с 2009 по 2015 г.

■н о см

со

о с

О) t

со ш

со <

о

со

Ll_

о <

60

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

■ Общий портфель заказов на конец года (млрд дол ) Экспорт вооружений России (млрд дол )

■н о см

О)

СП

5 о

X

го ш

о <

ф <

о

о ^

X

X

<

го х

О ^

< го

X

ш ш

Ш <

О I— 3

I—

ш ц_

О

_J

<

Рис. 18. Общий портфель заказов и экспорт российского вооружения и военной техники с 2009 по 2015 г. (в млрд долл.)

Источник: Составлено авторами по данным ЦАСТ (http://www.cast.ru/files/book/2015_rus.pdf)

В крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса России входят такие компании, как АО ВКО «Алмаз-Антей», ПАО «Сухой», ПАО «Камаз», ПАО НПК «Иркут» и другие (табл. 2). Компании демонстрируют смешанную динамику по финансовым результатам в 2015—2016 гг. Выручка большинства предприятий увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г.; чистая прибыль наиболее существенно выросла у компании ПАО «Роствертол» (более чем в 2 раза, с 7,6 млрд руб. в 2015 г. до 18,6 млрд руб. в 2016 г.).

Таблица 2

Крупнейшие предприятия ОПК России

№ Компания Выручка (млрд. руб.) Чистая прибыль/ убыток (млрд. руб.)

2015 2016 2015 2016

1 АО ВКО «Алмаз-Антей» 136,5 н/д 28,1 н/д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ПАО «Сухой» 100,7 108 2,7 2,4

3 ПАО «Камаз» 86,7 119,8 -3,3 1,2

4 ПАО НПК «Иркут» 82,8 99,9 1,5 2,2

5 ПАО «Уфимское мотостроительное производственное объединение» 67,5 н/д 3,6 н/д

6 АО «Северное машиностроительное предприятие 62,5 74,3 7,2 5,7

7 ПАО «Роствертол» 56,8 84,3 7,6 18,6

8 АО «Уралвагонзавод» 54,9 93 -10,1 1,5

9 ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» 49,3 50,8 -9,4 -3,2

10 ПАО «Казанский вертолетный завод» 49,1 25,3 12,4 0,1

11 АО «Адмиралтейские верфи 45,3 44,9 5,3 5,2

12 АО «Центр судоремонта «Звездочка»» 42,4 40,4 0,1 1

13 ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина» 39,9 46,8 6,9 9,9

14 АО «Главное управление обустройства войск 39,9 н/д 0,1 н/д

15 АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» 38,5 н/д 0,6 н/д

Источник: Самые дорогие армии мира-5 (http://www.kommersant.ru/doc/3288771)

3.1. Финансовые показатели предприятий оборонной промышленности в динамике с 2013 по 2016 г.

В рамках анализа крупнейших предприятий оборонной промышленности России необходимо отметить следующие компании: АО «Алмаз-Антей» (11-е место в рейтинге «100 ведущих производителей вооружения»3 СИПРИ за 2014 г.), ПАО ОАК (14-е место), АО «Вертолеты России» (23-е место) (Одиннадцать ведущих..., 2014).

Финансовые показатели компаний, чью отчетность удалось найти в свободном доступе: ПАО ОАК, АО «Вертолеты России» и АО ОПК4 представлены в табл. 3. Динамика финансовых показателей предприятий оборонного комплекса является смешанной. Несмотря на высокие показатели рентабельности реализации, которые были получены компанией АО «Вертолеты России» в 2014 и в 2015 г. (12 и 19% соответственно), в 2016 г. показатель составил 7%. Резкое колебание финансового индикатора говорит о неустойчивости результатов. АО ОПК имело низкую рентабельность в 2014 и 2015 г., тогда как ПАО ОАК являлось убыточным на всем исследуемом временном промежутке.

Таблица 3

Выручка и прибыль крупнейших российских оборонных предприятий с 2013 по 2016 г.

——_______ Годы ПАО ОАК --- 2013 2014 2015 2016

Выручка (млрд руб) 220 294 346 416

Чистая прибыль/убыток (млрд руб) (13) (13) (109) (4)

Рентабельность реализации (%) -6.1% -4.6% -31.8% -1.1%

——-Годы АО Вертолеты России ——— 2013 2014 2015 2016

Выручка (млрд руб) 138 169 219 214

Чистая прибыль/убыток (млрд руб) 9 20 42 16

Рентабельность реализации (%) 6% 12% 19% 7%

——-Годы АО ОПК --- 2013* 2014 2015 2016*

Выручка (млрд руб) — 97 113 -

Чистая прибыль/убыток (млрд руб) - 2 3 -

Рентабельность реализации (%) - 2% 3% -

■н о см

со

о с

О) £

со ш

со <

о

со 21

о <

* Не удалось найти финансовую отчетность за 2013 и 2016 г. в открытом доступе Таблица составлена авторами по данным из финансовых отчетов компаний Источник: http://www.russianhelicopters.aero/ru/investors/financial_reports/msfo/?arrFilter_ ff[DATE_ACTIVE_FROM]=2016&set_filter=Y&SECTЮN_CODE=msfo; http://www.

uacrussia.ru/ru/investors/financial-information/; https://www.e-disclosure.ru/portal/files.

aspx?id=34345&type=2

Структура акционерного капитала компаний оборонно-промышленного комплекса в разных странах показана на рис. 19. Если в США на рынке доминируют частные компании, то в случае с Россией — крупнейшие предприятия принадлежат государству.

Необходимо отметить, что государственные компании, получающие финансовую поддержку от государства, являются менее эффективными, чем частные. Среди основных проблем можно выделить неэффективное распределение ресурсов (Шерстобитова, 2013; Кильдеева, 2015), что является причиной отсутствия стимулов к выбору оптимальной траектории развития хозяйственной деятельности государственными предприятиями. Низкая эффективность работы государственных компаний признается и на уровне

3 В рейтинг попало 11 российских предприятий - производителей вооружения.

4 24-е место в рейтинге СИПРИ за 2014 г.

министерств Российской Федерации, в том числе Министерством Финансов Российской Федерации (Минфин..., 2017).

t-■н о см

го

СП

5 О

х CD Ш

О <

Ф <

О

о

X X

л

<

CD X

О s

J

^

<

tD

X

>>

Ф ш

Ш

_J

<

О I— 3 h^ I—

ш z

Ll_

О

_J

<

Рис. 19. Структура акционерного капитала компаний оборонно-промышленного комплекса (в %) Источник: https://www. vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/09/627923-oboronnaya-promishlennost#/galleries/140737492618784/normal/1

3.2. Реформирование и модернизация отечественного оборонно-промышленного комплекса

Российский оборонно-промышленный комплекс нуждается в проведении модернизации, которая позволит компаниям оптимизировать свою хозяйственную деятельность и при сокращении издержек демонстрировать более высокие и стабильные финансовые результаты. Суммарная выручка 15 крупнейших предприятий российского ОПК составила 952 млрд руб., тогда как суммарная прибыль — 53,3 млрд руб., при этом три компании из 15 завершили 2015 г. с убытком, что свидетельствует о низкой эффективности использования имеющихся в распоряжении компаний ресурсов.

Помимо приобретения нового оборудования, способствующего снижению затратной части, стимулированию поиска и освоению инновационных технологий будет способствовать проводимая государством политика, направленная на развитие рыночных механизмов в ОПК. В рамках данного реформирования должна произойти переориентация отрасли на внешний рынок, а изучение современных тенденций в военной сфере и формирование этих тенденций приведут к повышению конкурентоспособности российских предприятий на международном рынке.

Среди возможных путей оптимизации производственного процесса на предприятиях ОПК можно выделить следующие:

• Формирование производственных кластеров и технопарков, объединяющих компании оборонно-промышленного комплекса, металлургические заводы, электростанции и научно-исследовательские центры. Реализация производственных процессов в рамках подобных объединений позволит эффективно решать стоящие перед предприятиями задачи и сократит трансакционные издержки, связанные с территориальными барьерами и поиском партнеров.

• Активное привлечение отечественных консалтинговых агентств и научно-исследовательских центров, которые позволят рассмотреть те или иные задачи с разных сторон, в результате чего принятые управленческие решения будут более эффективными и взвешенными.

• Развитие международного сотрудничества и создание совместных предприятий с компаниями из других стран: Китай, Индия, Бразилия и т.д., что будет способствовать обмену имеющимися технологиями и разделению издержек по разработке и освоению новых технологий. Основной проблемой, которую необходимо решить при осуществлении международной кооперации, является вопрос интеллектуальной собственности созданных совместными усилиями разработок. Грамотное юридическое оформление межстранового сотрудничества напрямую связано с успешной внешнеэкономической деятельностью в области оборонно-промышленного комплекса для участвующих сторон.

4. Оборонно-промышленный комплекс в условиях санкций: итоги и перспективы

4.1. Военная и космическая отрасли: первые шаги к импортозамещению

По оценке главы Роскосмоса Олега Остапенко, воздействие санкций на отрасль «в целом благоприятное» (Коммерсантъ, 11.11.2014). Быстрее стали внедряться новые технические решения.

Процесс импортозамещения в космической отрасли ускорился. Он внес существенные корректировки в ее производство. С учетом санкций налаживается производство ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов (Коммерсантъ, 11 ноября 2014). Недостающие микроэлектронные компоненты и !н станки, по мнению руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря см Комарова, можно будет приобрести в Китае, Южной Корее, Индии, Сингапуре и других 00 азиатских государствах (ТАСС, 11 сентября 2014). В любом случае, по мнению главы ° Роскосмоса Олега Остапенко, «введенные санкции не являются критичными для св отрасли». Важно подчеркнуть, что санкции не сказались на сотрудничестве в отношении Международной космической станции, «США, несмотря на санкции, - отметил щ О. Остапенко, - не отказываются от использования российских кораблей „Союз" для со доставки своих астронавтов на борт МКС» (ШП, 12 ноября 2014). о

Однако вследствие санкций и роста курса валют, по оценке статс-секретаря ¡2 Роскосмоса Дениса Лыскова, к середине мая 2015 г. Российская космическая _1 программа подорожала почти на 30% (РИА Новости, 21 мая 2015). К тому же в ^ производстве ряда вооружений западные микросхемы и транзисторы по-прежнему составляют почти 90%, поэтому на пути российского импортозамещения остается еще != немало трудностей (Газетам, 31 октября 2014).

4.2. Инновационный потенциал комплекса

Проблема с НИОКР касается не только нефтегазовой отрасли, но и всего российского инновационного сектора. На рис. 20 представлены данные о затратах

о <

разных стран на НИОКР в процентах от ВВП, а также количество ученых на 1 000 занятых; размер круга — объем средств, который идет на НИОКР (в млн долл. 2010 г.). Россия входит в один кластер с Италией, Турцией, Новой Зеландией, но заметно отстает от США, Японии, Китая, Южной Кореи по объемам затрат как в абсолютных значениях, так и в доле от ВВП (чуть более 1% от ВВП). По показателю количества ученых на 1 000 занятых Россия занимает высокое место — 6,2 ученых на 1 000 занятых; в США это значение составляет 9,1, но при этом европейские и американские университеты возглавляют рейтинг 500 ведущих учебных заведений мира (Global R&D..., 2016). По индексу интеллектуальной конкурентоспособности (GTCI)5 в 2017 г. Россия заняла 56-е место (рядом с Румынией и Кувейтом) (The Global Talent., 2017).

t-■н о см

ri

СП

5 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X CD Ш

О <

Ф <

О

о s X -Û х

<

CD X

О s

J

^

<

CD X

СП Ш

en

_J

<

о

I— 3 t I—

en

Рис. 20. Человеческие и финансовые ресурсы, .затрачиваемые на НИОКР в разных странах

*Данные до 2015 г.

Источник: OECD, Main science and technology indicators, January 2017

По количеству международных заявок на патенты, поданных в рамках Договора о патентной кооперации Всемирной организации интеллектуальной собственности, Россия заметно отстает от передовых стран. В 2015 г. Россией было подано 792 заявки (в 2014 г. - 948), тогда как США подали 57 385 заявок в тот же год (в 2014 г. - 61 477), Китай - 29 846 (в 2014 г. - 25 548), Республика Корея - 13 117 (в 2014 г. - 14 626) (Международные заявки..., 2016).

Значения индикаторов, которые упомянуты в статье, являются следствием проводимой политики по развитию инноваций в России. Государству приходится содержать огромный кластер предприятий, куда входят в том числе компании ОПК, и средств на финансирование НИОКР остается не так много. На рис. 21 приведены государственные оборонные заказы в интересах национальных Вооруженных сил. Если в 2011 г. на ремонт и модернизацию вооружения и военной техники (далее -ВВТ) ушло почти 92 млрд руб., что составило 80% затрат на НИОКР за тот же год, то в 2014 г. на ремонт ушло 495 млрд руб., что на 200% больше затрат на НИОКР за тот же год.

о <

z СИ 3

о

5 Global Talent Competitiveness Index - индекс, разработанный французской бизнес-школой INSEAD, с помощью которого можно оценить интеллектуальный и технологический уровень стран. Расчет индекса включает анализ институциональной среды, рыночных и бизнес условий, способствующих раскрытию человеческого потенциала (оценивается возможность привлечения, раскрытия и удержания талантливых людей), а также качество талантливых людей (оцениваются профессиональные, технические и глобальные знания).

Рис. 21. Государственные оборонный заказ России в интересах национальных Вооруженных сил (млрд руб.). По оценкам Центра анализа стратегий и технологий Источник: http://www.cast.ru/files/book/2015_rus.pdf

Российские предприятия ОПК убыточны или же малорентабельны, у них нет стабильности в финансовых показателях, так как они сильно зависят от государственных заказов. Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести существенную модернизацию компаний ОПК с целью усиления рыночных стимулов развития отрасли. Это не только приведет к пополнению бюджета страны, но и станет стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

В октябре 2013 года положение дел на Восточном было уже критическим // Коммерсантъ, 11 ноября 2014. (https://www.kommersant.ru/doc/2607171).

Глава Роскосмоса: Санкции Запада не сказались на судьбе МКС // ГОи, 12 ноября 2014. (http://iranrussia.com/RU/News/15894).

Годовые отчеты компании АО Вертолеты России. (http://www.russianhelicopters. aero/ru/investors/financial_reports/msfo/?arrFilter_ff[DATE_ACTIVE_FROM]=2016&set_ fflter=Y&SECTЮN_CODE=msfo).

Годовые отчеты компании АО ОПК. (https://www.e-disclosure.ru/portal/files. aspx?id=34345&type=2).

Госзаказы для военных предприятий будут сокращаться. (http://www.ng.ru/ economics/2016-04-20/4_mashino.html).

Как разные страны оценивают госпереворот на Украине (http://mediamera.ru/ post/20251).

Кильдеева И. Н. (2015). Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики // Приоритетные направления развития и экономическая безопасность Российской Федерации, с. 53-57.

■н о см

со

о с

О) £

со ш

со <

о

со 21

о <

Космическая программа России из-за санкций подорожала на 30% / РИА Новости, 21 мая 2015. (https://ria.ru/space/20150521/1065690842.html).

Международные заявки по процедуре РСТ в разбивке по странам происхождения. (http://www.wipo.int/export/sites/www/pressroom/ru/documents/pr_2016_788_annexes. pdf#page=4).

Минфин признал низкую эффективность государственных компаний / ТАСС. (ЬМр:// tass.ru/ekonomika/4406352).

Национальная экономика. (2010). Учебник / Под ред. Р. М. Нуреева, ИНФРА-М, 655 с.

Нуреев Р. М. и Бусыгин Е. Г. (2016). Экономические санкции Запада и российские антисанкции: успех или провал? // Журнал институциональных исследований, т. 8, № 4, с. 58-79.

Нуреев Р. М. и Бусыгин Е. Г.(2017). Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // Вопросы регулирования экономики, т. 8, № 3.

Оборонные расходы вырастут в 2017 году на 3,2%. (https://www.kommersant.ru/ doc/3187187).

Общие расходы на оборону в бюджете превысили траты на образование. (http://www. £ rbc.ru/politics/12/12/2016/584996939a79476ef58c6cb3).

° Объединенная ракетно-космическая корпорация: из-за санкций РФ будет покупать

го электронику для ракетно-космической отрасли в Азии / ТАСС, 11 сентября 2014. (ЬМр:// 2 tass.ru/nauka/1435149).

Одиннадцать ведущих производителей вооружения России. (http://www.vestifinance. о ru/articles/65470?page=1).

О Расчеты ЦМТ в материале издания «Пронедра» о производстве бурового

? оборудования. (https://wtcmoscow.ru/pressroom/pubhcations/raschety-tsmt-v-materiale-izdaniya-pronedra-o-proizvodstve-burovogo-oborudovaniya-v-rossii/).

Российский экспорт вооружений и военной техники // Центр анализа стратегий и

СО

х

CD Ш О

^ технологий. (http://www.cast.ru/files/book/2015_rus.pdf). о о

Саудовская Аравия заключила с США оборонные контракты на 110 млрд долл. * (2017). (https://ria.ru/world/20170520/1494718647.html).

Технологии уходят в оборону. (http://expert.ru/2017/02/8/tehnologii/). Ученые: в российском вооружении до 90% западной электроники / Газета.т, 31 октября 2014. (https://www.gazeta.ru/science/news/2014/10/31/n_6611725.shtml).

Хронология введения санкций против российских граждан и компаний. (https://ria. Б ru/spravka/20150216/1046144422.html).

i Шерстобитова О. В. (2013). Проблема экономической эффективности

го государственного сектора экономики // Интернет-журнал Науковедение, № 3(16). ^ Шкуренко О. и Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-4. Деньги, 15 мая 2016.

^ (https://www.kommersant.ru/doc/2984503).

ш Шкуренко О. и Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-5. Деньги, 3 мая 2017.

=з (https://www.kommersant.ru/doc/2984503).

Экономические санкции против России: ожидания и реальность. (2017). монография / коллектив авторов; под науч. ред. Р. М. Нуреева. М.: КноРус, 194 c.

Global R&D funding forecast 2016 // Industrial Research Institute. (https://www.mweb. org/sites/default/files/2016Globa№%26DFundingForecast_2.pdf).

Harnid, E. Alia. Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur // — Defence and Peace Economics, 24(6).

о Trends in world military expenditure 2015 (2016) // Stockholm International Peace

< Research Institute.

Qc OECD, Main Science and Technology Indicators, January, 2017. (http://www.oecd.org/

о innovation/inno/researchanddevelopmentstatisticsrds.htm).

The Global Talent Competitiveness Index 2017 // INSEAD. (http://www.gtci2017.com/ documents/GTCI-2017-infographic_GL0BAL.pdf).

The Long Journey to Recovery, Russia Economic Report, № 35, April 2016, World Bank Group. (https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/24028/rer35_E. pdf?sequence=1&isAllowed=y).

Trends in international arms transfers (2016). // Stockholm International Peace Research Institute. (https://www.sipri.org/sites/default/files/Trends-in-international-arms-transfers-2016.pdf).

REFERENCES

Annual reports of the company AO OPK. (https://www.e-disclosure.ru/portal/files. aspx?id=34345&type=2). (In Russian).

Annual reports of the company JSC Helicopters of Russia. (http://www.russianhelicopters. aero/en/investors/financial_reports/msfo/?arrFilter_ff[DATE_ACTIVE_FROM]=2016&set_ filter=Y&SECTION_CODE=msfo). (In Russian).

Calculations of ITC in the material of the publication "Pronedra" on the production of drilling equipment. (https://wtcmoscow.ru/pressroom/publications/raschety-tsmt-v-materiale-izdaniya-pronedra-o-proizvodstve-burovogo-oborudovaniya-v-rossii). (in Russian).

Chronology of imposing sanctions against Russian citizens and companies. (https://ria. ru/spravka/20150216/1046144422.html). (In Russian).

Defense spending will grow by 3,2% in 2017. (https://www.kommersant.ru/doc/3187187). (In Russian).

Economic sanctions against Russia: expectations and reality: a monograph / Team of authors; under the scientific. Ed. R. M. Nureyev. Moscow: Knorus, 2017. 194 p. (In Russian).

Eleven leading arms manufacturers in Russia. (http://www.vestifinance.ru/ articles/65470?page=1). (In Russian).

Global R & D funding forecast (2016). Industrial Research Institute. (https://www.iriweb. org/sites/default/files/2016GlobalR0/o26DFundingForecast_2.pdf).

Harnid, E. Alia. Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur. Defense and Peace Economics, 24(6).

Head of Roskosmos: Western sanctions did not affect the fate of the ISS. IRU, November 12, ^ 2014. (http://iranrussia.com/RU/News/15894). (In Russian).

How different countries assess the coup d'état in Ukraine. (http://mediamera.ru/ cr> post/20251). (In Russian). o

In October 2013 the situation on the East was already critical. Kommersant, November 11, 2014. (https://www.kommersant.ru/doc/2607171). (In Russian). -5

International PCT applications by country of origin. (http://www.wipo.int/export/sites/ ^ www/pressroom/ru/documents/pr_2016_788_annexes.pdf#page=4). (In Russian).

Kildeeva, I. N. (2015). The problem of economic efficiency of the public sector of the ^ economy. Priority directions of development and economic security of the Russian Federation, ¡5 pp. 53-57. (In Russian). ^

National economy. (2010). Textbook. Ed. R.M. Nureyev, M.: Infra-M, 655 p. (in Russian). ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nureyev, R. M. and Busygin, E. G. (2016). Western economic sanctions and Russian anti- p sanctions: success or failure? Journal of Institutional Studies, 8(4), 58-79. (In Russian).

Nureyev, R. M. and Busygin, E. G. (2017). Economic sanctions against Russia: short- w term and medium-term consequences for the oil and gas industry. Journal of Economic [][ Regulation, 8(3). (In Russian). °

OECD, Main Science and Technology Indicators, January 2017. (http://www.oecd.org/

innovation/inno/researchanddevelopmentstatisticsrds.htm). 3

o

118

HypeeB P. M., BycbimH E. r.

Russian exports of arms and military equipment. Center for Analysis of Strategies and Technologies. (http://www.cast.ru/files/book/2015_eng.pdf). (In Russian)

Saudi Arabia has signed defense contracts with the US for 110 billion dollars (2017). (https://ria.ru/world/20170520/1494718647.html). (In Russian).

Scientists: in the Russian armament up to 90% of Western electronics. Gazeta.ru, October 31,

2014. (https://www.gazeta.ru/science/news/2014/10/31/n_6611725.shtml). (In Russian). Sherstobitova, O. V. (2013). The problem of economic efficiency of the public sector of the

economy. Internet-journal Naukovedenie, no. 3(16). (In Russian).

Shkurenko, O. and Mishanina, T. The most expensive armies of the world-4. Money, May 15,

2016, https://www.kommersant.ru/doc/2984503 (In Russian)

Shkurenko, O. and Mishanina, T. The most expensive armies of the world-5. Money, May 3,

2017. (https://www.kommersant.ru/doc/2984503). (In Russian).

Space program of Russia because of sanctions went up by 30%. RIA Novosti, May 21,

2015. (https://ria.ru/space/20150521/1065690842.html). (In Russian).

State orders for military enterprises will be reduced. (http://www.ng.ru/ economics/2016-04-20/4_mashino.html). (In Russian).

Technologies go into the defense. (http://expert.ru/2017/02Z8/tehnologii/). (In Russian). ^ The Global Talent Competitiveness Index 2017. INSEAD. (http://www.gtci2017.com/

^ documents/GTCI-2017-infographic_GL0BAL.pdf).

ai The Long Journey to Recovery, Russia Economic Report No. 35 April 2016, World Bank

^ Group. (https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/24028/rer35_E. cn pdf?sequence=1&isAllowed=y).

(C3 The Ministry of Finance recognized the low efficiency of state-owned companies. TASS.

0 (http://tass.ru/ekonomika/4406352). (In Russian)

Total defense spending in the budget exceeded spending on education. (http://www.rbc. | ru/politics/12/12/2016/584996939a79476ef58c6cb3). (In Russian).

o Trends in international arms transfers 2016. Stockholm International Peace

iB Research Institute. (https://www.sipri.org/sites/default/files/Trends-in-international-arms-o transfers-2016.pdf).

2 Trends in world military expenditure 2015 (2016). Stockholm International Peace

Research Institute.

United Rocket and Space Corporation: due to sanctions, Russia will buy electronics for the rocket and space industry in Asia. TASS, September 11, 2014. (http://tass.ru/ nauka/1435149). (In Russian).

<

CD X

0) LLl

0)

_J <

o

I— 3 h^ I— 0) z

Ll_

o

_J <

cc

3

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.