УДК 34
Юридические науки
Татаренко Тамара Артуровна, студент 2 курс, кафедра юриспруденциии
Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Ставрополь Заикин Виталий Викторович, канд. юр. наук, доц. Северо-Кавказский Федеральный Университет, Россия, г. Ставрополь
ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация: Экологические проблемы современности, основной причиной которых является загрязнение окружающей среды, дают вызов как бюджетам, так и финансовым рынкам.
Статья посвящена анализу эффективности и проблем финансирования экологических проектов в России. Оценивается государственная деятельность в сфере зелёных инвестиций, трудности бюджетирования некоммерческих экологических организаций в настоящий момент.
Ключевые слова: финансирование экологических проектов, НКО, Национальный проект «Экология», государственное финансирование, зелёные инвестиции.
Annotation: The environmental problems of our time, the main cause of which is environmental pollution, challenge both budgets and financial markets.
The article is dedicated to the analysis of effectiveness and problems of ecological projects financing. It views government's activity in eco-investing and current budgeting hardships of non-commercial ecological organizations.
Keywords: ecological projects financing, NCO, «Ecology» National Project, state investments, green investments.
Выбор между экономической эффективностью и экологическим
влиянием от повышения данной эффективности, является особой проблемой в финансовом и природоресурсном законодательстве, а также в мировом экономическом пространстве. Соответственно, специальные государственные источники регулирования в названной сфере и некоммерческие организации, направленные на разрешение конфликта экономических и экологических интересов, принимают соответствующие меры, иногда противоречащие опосредованным интересам друг друга.
Ввиду этого факта, несомненной стоит обозначить проблему финансирования экологических проектов в России.
Для этого перед нами стоит задача анализа источников и объёмов финансирования, а также выявления существенных проблем в экологически -ориентированной политике России и экологических некоммерческих организаций.
Конечно же, государственная политика прежде всего направлена на создание нормативной базы: принятие ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и иные НПА природоресурсного корпуса законодательства; международных договоров в сфере экологии. Также, к источникам государственного регулирования относится деятельность государственных компаний, федеральных служб.
Основными источниками финансирования государственной деятельности в сфере экологии являются целевые бюджетные фонды, публичные благотворительные фонды и внебюджетные источники [1].
Так, национальный проект «Экология» на 79,8% обеспечивается внебюджетными источниками (порядка 3 206 126 млн. рублей), однако большинство спонсирующих компаний являются российскими или даже государственными [2].
С нашей точки зрения, малая доля иностранных инвестиций является существенным минусом в реализации зелёной политики России по нескольким
причинам:
Во-первых, иностранный инвестор является опосредованным участником, имеющим исключительно цель получения дохода, тем самым он с меньшей вероятностью будет вовлечён в незаконную коррупционную деятельность при реализации эко-проектов;
Во-вторых, для получения пакета «зелёных облигаций» государства или компании должны соответствовать международным стандартам: необходимо соблюдение Принципов Зеленых облигаций (Green Bond Principles (GBP)) Международной Ассоциации Рынков Капитала ICMA, соответствие технологическим стандартам ESG. Это, в свою очередь, обеспечивает больший контроль за «чистотой» проведения программ, и оказывает помощь в определении целей, векторов и методов развития зелёных проектов.
Таким образом, государство проводит всеобъемлющую экологическую политику, связанную с нормативным регулированием и финансированием экологии за счёт бюджетных средств и активным привлечением внебюджетных инвестиций в масштабный Национальный проект «Экология». Однако, отсутствие иностранных зелёных инвестиций является большой проблемой отрасли.
Некоммерческие экологические организации имеют несколько источников финансирования: краудфандинг (благотворительные пожертвования), членские взносы участников, социальное предпринимательство, государственные субсидии и дотации, негосударственные гранты [3]. Собственные средства с продаж и сотрудничества с компаниями являются основой финансирования большинства НКО России.
Рисунок 1. Некоммерческий сектор России в сравнительной перспективе» (Russia's Nonprofit Sector in Comparative Perspective), 2016 год. Центр исследований гражданского общества при Университете Джонса Хопкинса / http://ccss.jhu.edu
Не имея серьёзной государственной поддержки и цели заработка, экологические НКО сильно зависят от своей репутации в обществе, «кормящем» их. Подрывание репутации несёт убытки или даже закрытие НКО.
При этом, в последние несколько лет многие экологические НКО получают статус иностранных агентов [4]. Несмотря на нейтральность статуса согласно законодательству, некоммерческие экологические организации, получающие хотя бы какое-либо иностранное финансирование, получают статус иностранных агентов. Это приводит к тому, что к ним теряется доверие со стороны отечественных компаний и граждан: «штрафы, кампании по дискредитации, угрозы в адрес активистов, прекращение или сужение отдельных проектов и отказ местных властей от дальнейшего сотрудничества». Это ряд проблем, с которыми сталкиваются экологические НКО, признанные иноагентами [5].
К тому же, наиболее подверженные экологической опасности территории являются по совместительству центрами сырьевого производства, которые зачастую принадлежат государственным компаниям, и территории не могут попадать под сферу экологического влияния некоммерческих организаций.
Таким образом, мы приходим к заключению о том, что главной проблемой финансирования экологии, а тем самым и экологического развития России, является её «закрытость» к источникам иностранного финансирования, несмотря на то, что «зелёные финансы» набирают популярность. Глобальные инвестиционные проекты, такие как «Green Finance Platform», UN Environment, ICMA Energy and Environment, ESG, остаются незамеченными, в то время как международные и внутригосударственные эко-фонды и НКО (WWF, Greenpeace, «Живая планета»; «Хранители Вятки», «Зелёный патруль» и др.) теряют источники финансирования из-за политики государства.
В преддверии изменений экологической обстановки в государстве благодаря национальному проекту «Экология», с нашей точки зрения, необходимы изменения в сторону открытости к международному сотрудничеству в области экологии, выражающейся в благоприятном и продуктивном отношении к иностранным финансам.
Библиографический список:
1. Яшалова Н.Н. Источники финансирования экологических проектов // Финансы и кредит. 2012. №17 (497). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-finansirovaniya-ekologicheskih-proektov.
2. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).
3. Макеева О.С., Штефан М.А. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций: понятие, классификация, особенности формирования и использования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №22. URL: https://cyberleninka.m/artide/Mstochniki-finansirovaniya-deyatelnosti-nekommercheskih-organizatsiy-ponyatie-klassifikatsiya-osobennosti-formirovaniya-i.
4. Тулаева С., Тысячнюк М., Хенри Л. А. Стратегии экологических НКО в контексте принятия закона об иностранных агентах: игры с
формальностью // Laboratorium. 2017. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-ekologicheskih-npo-v-kontekste-prinyatiya-
zakona-ob-mostrannyh-agentah-igrys-formalmstyu.
5. Россия: «Год экологии» без экологов // HRW, 2017 URL: https: //www. hrw. org/ru/news/2017/11/21/311616.