Перспективы поддержки российских экспортных ESG-проектов на внешних рынках
DOI: 10.24412/2072-8042-2022-9-43-61 Финансовый университет при Правительстве РФ
(125167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2), Институт исследований международных экономических отношений, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]
В статье анализируются текущие и перспективные меры институтов развития РФ, необходимые для поддержки экспортноориентированных ESG-проектов. В условиях беспрецедентных санкционных ограничений в отношении РФ и ее крупнейших промышленных компаний иностранные инвесторы не проявляют особого интереса в финансировании экспортных проектов российских компаний, реализуемых в соответствии с принципами ответственного ведения бизнеса. Российские частные инвесторы также заняли выжидательную позицию.
Со стороны государства были сделаны необходимые заявления в продолжении курса на реализацию ESG-проектов на рынках стран-партнеров РФ. Российские институты развития должны играть лидирующую роль в поддержке таких проектов. Автор определил специализированные инструменты финансовой поддержки экспортной деятельности бизнеса в зависимости от потребности их инициаторов и с учетом текущей внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Также в статье приводится отраслевая градация зеленых и адаптационных проектов с указанием специализированных инструментов поддержки проектов определенной отрасли.
Ключевые слова: поддержка экспорта, экспортное финансирование, экспортное страхование, ESG-проекты, зеленое финансирование, российские институты развития, принципы ответственного ведения бизнеса.
Prospects for Supporting Russia's ESG Projects in Foreign Markets
Vitaly Viktorovich RYBAKOV,
Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (125167, Moscow, Leningradsky Ave. 49/2), Institute for International Economic Relations Research, Chief Researcher, e-mail: [email protected]
9 - 2022 Российский внешнеэкономический вестник
УДК : 339.564(470); ББК:65.428(2Рос); Р93
Виталий Викторович РЫБАКОВ,
кандидат экономических наук,
Аннотация
Abstract
The article explores the current and promising support measures provided by Russia's institutions for the promotion of export-oriented ESG projects. Given the unprecedented sanctions imposed against the Russian Federation and its largest industrial companies, foreign investors show little interest in financing export projects of Russian companies implemented in accordance with responsible business conduct principles. Russian private investors have also taken a wait-and-see attitude.
Necessary statements have been made by the Russian authorities to continue the course towards implementation of ESG projects in the markets of its trading partners. Therefore Russian institutions should play a leading role in supporting such projects.
The author identified the special financial support instruments for exporters depending on their needs and taking into account the current foreign policy and external economic factors. Besides, the article describes an industry gradation of green and adaptation projects together with special support instruments for projects of a particular industry.
Keywords: еxport support, export financing, export insurance, ESG projects, green finance, Russian institutions, responsible business conduct principles.
В весьма непростых внешнеэкономических и внешнеполитических условиях Российская Федерация не отказывается от своих планов по реализации новых экспортных проектов, предусматривающих сооружение на территории дружественных государств комплексных промышленных объектов и объектов инфраструктуры с соблюдением принципов ответственного ведение бизнеса (Е80-проектов).
Представители российского правительства и Центробанка сделали определенные заявления относительно дальнейшего следования Россией взятых на себя обязательств по соблюдению принципов Е80, в том числе в рамках международных соглашений.
В рамках Петербургского международного экономического форума, состоявшегося в июне 2022 года, заместитель Председателя Правительства РФ А.В. Новак обратил внимание на то, что Россия не планирует выход из Парижского соглашения, отметив, что в «Правительстве подобные решения не обсуждаются»1.
В свою очередь, представитель Банка России Первый заместитель председателя В.В. Чистюхин отметил2, что сложившаяся геополитическая ситуация не снимает вопрос климатического регулирования. Торговые партнеры России в лице Китая, Индии, Казахстана, Бразилии, а также иные страны-партнеров будут требовать от Российской Федерации соблюдения определенных правил и стандартов в области Е80.
При этом заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко обозначила3, что в связи со сложившейся геополитической ситуацией и ограничением на поставку оборудования, к примеру, стоимость проектов в России по обработке
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) выросла примерно на 30%. В общей сложности на европейских и японских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% от совокупного объема рынка.
Таким образом на государственном уровне подчеркнута необходимость в продолжении работы по реализации экспортных проектов Б80, которые могут быть реализованы российскими подрядчиками в странах-партнерах, но при этом стоимость реализации таких проектов скорее всего возрастет с учетом отсутствия прямого доступа к технологиям и оборудованию из ряда западных стран.
По мнению члена-корреспондента РАН, доктор экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России А.Н. Спартака, текущая сложная внешнеэкономическая ситуация потребует «перестройки национальной экономики, повышении ее эффективности и технологического уровня для нейтрализации санкций, освоении несанкционных внешних рынков», необходимо «формирование государственной политики покрытия рисков, предполагающей и поддерживающей «высокий аппетит» к риску у страховых организаций, банков и бизнеса. Без мощной государственной поддержки зарубежной инвестиционной деятельности отечественных компаний они не зайдут на большинство развивающихся рынков с высоким риском, а значит резко сузится круг инвестиционных партнеров России (тем более, что закрыт доступ на рынки санкционных стран)... Отдельное направление работы - налаживание связей и позитивное представление проектов с российским участием населению и местным элитам, формирование положительного имиджа инвестпроекта, соответствующего требованиям ответственного ведения бизнеса и стандартам Б80-комплаенса. Таким образом Россия обеспечит системное долговременное присутствие на внешних рынках в национальных интересах».4
Отдельные российские ученые и эксперты уделяли внимание исследованию мер поддержки российских Б80-проектов. В частности, Замятина М.Ф. и Тишков С.В. в своей статье5 рассматривали практику выпуска зеленых облигаций крупнейшими российскими промышленными холдингами при поддержке российских банков. В свою очередь, Емец М.И. в своей работе6 исследует зависимость между качеством корпоративного управления (относится к Б80 стандартам) и уровнем доходности корпоративных ценных бумаг конкретных компаний на рынке. Однако в указанных научных работах исследуется больше рыночная мотивация реализации Б80-проектов в России, а именно: удовлетворение требований зарубежных инвесторов и контрагентов. В настоящее время, ввиду отсутствия существенного интереса у иностранных инвесторов по участию в финансировании российских экспортных Б80-проектов, существует потребность в изучение накопленного российского и международного опыта с целью формирования предложений по актуальным мерам поддержки Б80-проектов со стороны профильных федеральных институтов развития.
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
45 ^
Целью статьи является детальное рассмотрение текущего инструментария институтов развития по поддержке экспортных Е80-проектов, а также формирование предложений по новым мерам поддержки подобных проектов, учитывая их отраслевую специфику.
Научная новизна предмета исследования заключается в поиске актуальных целей и подходящих мер поддержки экспортных Е80-проектов, планируемых к реализации в дружественных к РФ иностранных государствах, принимая во внимание текущую неблагоприятную внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию для российского бизнеса.
Гипотеза статьи - формирование высокоэффективных мер поддержки экспортных Е80-проектов должно быть продолжено за счет комплементарной комплексной поддержки инициаторов этих проектов со стороны профильных российских институтов развития, несмотря на отсутствие интереса к подобным проектам у большинства иностранных инвесторов.
При подготовке статьи были использованы следующие научные методы исследования: анализ, синтез, описание, дедукция и логистический метод.
Подробнее рассмотрим текущий и перспективный комплекс мер поддержки экспортных Е80-проектов.
Практика оценки экологических и социальных воздействий проектов является стандартной как для зарубежных экспортных кредитных агентств, так и для российских институтов развития, коммерческих банков, и позволяет управлять социальными и экологическими рисками проектов, а также взаимодействовать с заинтересованными сторонами в целях минимизации возможных негативных последствий реализации таких проектов, привлечения инвестиций от сторонников соблюдения Е80 стандартов.
Е80 оценка, как правило, не имеет блокирующего статуса для участия российского института развития в поддержке конкретного экспортного проекта, но она позволяет осуществить приоритезацию проектов, оценить и в дальнейшем минимизировать риски возникновения негативных последствий от несоблюдения международных и национальных стандартов корпоративного управления, норм социальной и экологической ответственности. При этом решение об участии в проекте принимается с учетом оценки всех связанных социальных, экологических и управленческих рисков в каждом отдельном случае.
В России за поддержку экспортноориентированных проектов отвечают профильные организации государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», прежде всего сам ВЭБ.РФ (методологический центр), АО «Росэксимбанк», АО «Агентство по страхованию экспорта и инвестиций» (АО «ЭКСАР»), ВЭБ.ДВ, Фонд развития промышленности, а также ряд международных финансовых институтов (банков) с участием России.
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
Несмотря на частичную имплементацию международных норм по борьбе с подкупом и ESG в принципах деятельности российских институтов развития, начиная с 2009 года7, до настоящего времени так и не были внедрены на постоянной основе преференциальные меры поддержки экспортно ориентированных ESG-проектов, сформированных на основе принципов ответственного ведения бизнеса.
Вся работа по соблюдению норм и правил ESG до 2021 года строилась на декларативных утверждениях получателей поддержки в институтах развития, а также на основе минимизации трудозатратат при подготовке отчетов о соблюдении принципов ESG и их проверки независимыми организациями. Такая конфигурация обеспечивала минимальный уровень соблюдения «на бумаге» принципов экологической и социальной ответственности в эпоху стремления России в ОЭСР.
В нынешних условиях беспрецедентного санкционного давления западных стран, изоляции России на долгие годы от участия в международных экономических организациях, подконтрольных США и их союзникам, соблюдение принципов ESG при финансировании и сооружении комплектных проектов за рубежом должно обрести новую цель: митигация экологических, социальных и управленческих рисков, способных оказать негативное влияние на запланированную реализацию комплектных проектов на этапах их сооружения и эксплуатации. Важно также соблюсти баланс между нарастающими финансовыми, инвестиционными, технологическими ограничениями, обусловленными введением в отношении России и отдельных экономических операторов глобальных санкций, и соблюдением принципов ответственного ведения бизнеса. В случаях отсутствия у российских компаний, реализующих комплектные проекты, необходимых технологий, оборудования, комплектующих, сырья или экономически необоснованной высокой стоимости внедрения ESG-принципов в проекте, предпочтение должно отдаваться в пользу варианта, обеспечивающего реализацию проекта с приемлемым сроком его окупаемости. При этом в рамках стратегического развития проекта возможно предусмотреть несколько сценариев развития: базовый, негативный и оптимистичный. Оптимистичный сценарий развития проекта может подразумевать усиление соблюдения принципов ответственного ведения бизнеса при наличии благоприятной экономической и торгово-политической конъюнктуры.
При такой постановке основной цели соблюдения принципов ESG важно не просто ограничится декларативными заявлениями от участников комплектных проектов, а разработать до конца 2022 года специализированную линейку материальных поощрений и мер для тех проектов и их инициаторов, которые следуют принципам ответственного ведения бизнеса.
В предыдущие годы специализированные инструменты поддержки ESG-проектов ограничивались главным образом выпуском зеленых облигаций. Старт размещения российскими эмитентами зеленых облигаций был синхронизирован
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
47 Q
со вступлением в силу со 2 октября 2021 года постановления Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». Указанным решением Правительства РФ были утверждены критерии ESG-проектов и требования к системе верификации таких проектов с целью развития инвестиционной деятельности и привлечения рыночных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития.
Для одних российских эмитентов, к примеру Сбербанка, наличие в портфеле зеленых облигаций было больше имиджевой мерой. Так, 9 ноября 2021 года Сбербанк разместил свой первый выпуск зеленых двухлетних облигаций (RU000A103YM3) объемом 10 млрд рублей8. Следует учитывать, что российские инвесторы больше ориентируются на доходность облигаций, нежели на экологичность и социальную ответственность финансируемых проектов. Иностранные инвесторы в российские бумаги отчасти симпатизировали ESG-проектам, поэтому были готовы пожертвовать определенной долей доходности. По экспертной оценке, симбиоз российских и иностранных инвесторов позволил установить размер выгоды от выпуска Сбербанком зеленых облигаций «greenium» (готовности инвесторов платить премию за «зеленые» инструменты по сравнению с обычными) не более 20 базисных пунктов в рамках уменьшения ставки купона по облигации по результатам первичного размещения.
Иную цель преследовала дочерняя иностранная компания РЖД при размещении «зеленых» облигаций в швейцарских франках (CH0522690715)9. Ставка купона по зеленым шестилетним облигациям, номинированным в швейцарских франках, составила 0,84% годовых, что в целом ниже купонов аналогичных бумаг на 50 базисных процентных пунктов. Привлеченные средства от зеленых бондов инвестировались в альтернативные (возобновляемые) источники энергии и энерго-и ресурсосберегающие технологии в железнодорожной технике. Средства были использованы РЖД для финансирования проектов, связанных с приобретением электровозов, поездов для пассажирских перевозок и строительством железнодорожной инфраструктуры.
Кроме выпуска зеленых облигаций, в качестве инструментов поддержки «зеленых» проектов в 2021 году был предоставлен кредит ВЭБ.РФ в поддержку проекта по строительству завода по утилизации и обработке отходов в Московском регионе.
Одновременно с этим ряд российских компаний и финансовых институтов занимались выпуском облигаций в поддержку адаптационных и социальных проектов.
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
Первые адаптационные (переходные) облигации были представлены на Московской бирже в ноябре 2021 года10. Организатором выпуска адаптационных облигаций выступили ВТБ Капитал, Райффайзенбанк, SberCIB. Средства привлекались для внедрения передовых технологий в действующее производство Группы Компаний ИНК - крупнейшим независимым производителем нефти и газа в России, в целях снижения вредных выбросов, повышение эффективности добычи и переработки нефтепродуктов на предприятиях холдинга, использования инновационных технологий.
Также в России имеются примеры по выпуску социальных облигаций, общепризнанными являются выпуски облигаций следующих российских эмитентов: ОАО «РЖД», ПАО «МТС», ПАО «Совкомбанк», Дом.РФ, СОПФ «Инфраструктурные облигации» и СФО «Социального развития».
Вместе с тем в РФ иные специализированные инструменты поддержки ESG-проектов, к примеру гарантии или страховки, широко не применялись.
Далее предлагается рассмотреть комплекс возможных мер поддержки ESG-проектов и сформировать специальные условия по их имплементации с учетом специфики деятельности российских институтов развития в рамках поддержки экспортноориентированных комплектных проектов.
Процедура предоставления кредитов (займов) в профильных институтах развития разделена на несколько этапов. Типовая схема рассмотрения заявки на предоставление кредита представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Этапы предоставления кредита с проведением и верификацией оценки соответствия ESG-принципам11
Fig. 1 - Stages of loan granting with ESG compliance assessment and verification
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
49 Q
Целесообразно осуществлять оценку и верификацию Е80-статуса проекта на этапе поиска проекта, проведения предварительной экспертизы (обычно происходит до внесения вопроса о возможности участия в финансировании проекта и формирования индикативных условий финансирования на рассмотрение кредитным комитетом организации развития), осуществление комплексной экспертизы проектов (этап завершается окончательным утверждением условий кредитования, формированием списка отлагательных условий до подписания кредитного соглашения), а также непосредственно в рамках подготовки и подписания кредитного договора и кредитно-обеспечительной документации.
На этапе поиска проектов институтам развития целесообразно осуществлять первичную оценку потенциального отнесения проекта к категории «зеленый», «социальный», «адаптивный» на основе сформированных в постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 критериев проектов устойчивого развития. В этих целях в заявку на финансирование, заполняемую потенциальным заемщиком, необходимо включить специальный раздел с вопросами, ответы на которые будут использованы при градации проектов в указанные категории проектов устойчивого развития. Не целесообразно перегружать специальный раздел формы заявки на финансирования излишними вопросами для всех заемщиков, а предусмотреть при заполнении формы заявки последовательный переход к более детальной информации от потенциального заемщика при наличии положительных ответов на первичные вопросы, связанные с отнесением проекта к потенциальным проектам устойчивого развития.
В случае если проект попал в потенциальные категории Е80-проектов на этапе предварительной экспертизы проекта в финансовой организации (институте развития) представляется важным провести более расширенную оценку достижимости заявленных параметров проекта устойчивого развития с привлечением профильных сотрудников кредитора и потенциального заемщика. Кроме того, на данном этапе силами внутренних служб кредитора требуется выполнить первичный социально-экологический анализ с целью формирования исходных предложений для вынесения на коллегиальный орган института развития по принятию решений о возможной величине дисконта для проектов устойчивого развития, формирования предварительных отлагательных условий по верификации плановых показателей Е80-проекта до момента подписания кредитного договора, а также формирования отдельных специфичных положений для включение в текст кредитного договора и кредитно-обеспечительную документацию к нему.
На этапе комплексной экспертизы проекта проводится независимый социально-экологический анализ проекта, формируется план действий по соблюдению обязательств по устойчивому развитию на протяжении периода участия кредитора в Е80-проекте (до этапа «выход из актива»), формируются ковенанты и специальные положения в кредитный договор и кредитно-обеспечительную документацию, согласовывает график проведения мониторинга и контроля за социально-экологи-
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
ческими показателями проекта, в том числе оговаривается его публичная часть и периодичность ее раскрытия.
На этапе обслуживания кредита проводится регулярный мониторинг за соблюдением принятых обязательств по социально-экологическим параметрам проекта с привлечением независимого оценщика. Помимо того, публикуются отчетность. При выявлении отклонений от заданных параметров стороны формируют коррек-ционный план действий, направленный на достижение плановых социально-экологических параметров проекта в обозримой перспективе.
Зарубежный опыт формирование специализированных кредитных инструментов для поддержки ESG-проектов институтами развития показывает, что дисконт к ставке кредитования не всегда является единственным способом предоставления преференций по таким проектам.
Как правило, институты развития и так поддерживают проекты, которые по своим финансовым параметрам не могут быть профинансированы только за счет коммерческих банков. При этом к таким финансовыми параметрам можно отнести, в первую очередь, срок окупаемости проекта, внутреннюю норму доходности (IRR), чистый дисконтированный доход (NPV), долю и размер привлекаемых заемных средств, капиталоемкость и трудоемкость проекта. При нестандартных (нерыночных) параметрах проектов заемщиков, обратившихся с заявкой на финансирование в государственные и квази-государственные финансовые институты, в меньшей степени интересует уровень фактической ставки по кредиту, который невозможно привлечь на рыночных условиях по любой ставке из-за обозначенных ограничений.
В этой связи вероятным полезным бонусом для инициаторов ESG-проектов станет возможность использовать особую ускоренную процедуру - «fast track» при рассмотрении вопроса о предоставлении финансирования в институте развития, которая может быть связана с сокращением сроков вынесения заявки на финансирование на коллегиальные органы кредитора, уменьшением сопутствующих расходов заемщика на подготовку документации и проведении дополнительных экспертиз, а также специальные льготные тарифы для инициаторов ESG-проекта по расчетно-кассовому и валютному обслуживанию.
В частности, представляется разумным ввести льготные тарифы для банковских операций за открытие и ведение счетов, перевод денежных средств в рублях в иностранную валюту, перевод денежных средств на счет в другом банке, операции по документарному инкассо, аккредитивным операциям и прочим РКО и валютным операциям.
Переходя к определению специальных условий для гарантийных инструментов поддержки экспортноориентированных ESG-проектов отмечаем, что данный вид поддержки оказывается преимущественно со стороны ВЭБ.РФ, АО «Корпорация «МСП», АО «Росэксимбанк». Конечным бенефициаром по гарантиям выступают российские организации - инициаторы проектов. Гарантии делятся на две основ-
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
51 Q
ные категории: гарантии по исполнению обязательств инициатора проекта, гарантии в обеспечение обязательств по кредитам.
По каждой из категории гарантийной поддержки существует определенные финансовые и иные условия, которые могут предоставляться в особом режиме для инициаторов Е80-проектов. Прежде всего, при гарантийной поддержке важен размер премии за гарантийное обязательство (как правило, выражается в процентах от размера обязательств по гарантии), величина гарантийного покрытия (в процентах до стоимости проекта, его части или размера кредита), наличие периода ожидания при наступлении страхового случая, а также срок действия гарантии (в ряде случаев срок действия гарантии превышает сроки реализации проекта или срок погашения кредита). Вместе с тем гарантийные организации, помимо премии за выдачу гарантий, призванную покрывать долгосрочные риски и убытки гаранта при наступлении гарантийного случая, также взимают дополнительные комиссии и платежи с клиентов, например, осуществление платежа по гарантиям, авизование гарантии, внесение изменений по гарантиям, в том числе пролонгация срока ее действия.
Для инициаторов Е80-проектов, привлекающих гарантии в институтах развития, наиболее важно получить скидку на премию по гарантии (предлагается внедрить льготный тариф), получить возможность использовать более высокий размер покрытия обязательств проекта (кредита) по гарантии, а также иметь возможность в привлечение в сжатые сроки комплексного продукта «кредит, обеспеченный гарантийным покрытием со стороны института развития» для реализации экспортноориентированного Е80-проекта.
За страховую поддержку экспортноориентированных проектов отвечает АО «Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Текущий продукт АО «ЭКСАР» по страхованию кредита на создание экспортноориен-тированного производства12 предназначен для защиты коммерческого банка от риска невозврата кредита, предоставляемого в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию нового или расширению существующего производства. Продукт подходит и для страхования коммерческих и политических рисков по комплектным проектам, инициаторы которых соблюдают принципы ответственного ведения бизнеса.
Для получателей страховой поддержки ЭКСАР по Е80-проектам важно иметь возможность в получении быстрого решения по данному продукту. Следующей преференциальной мерой могла бы стать специальная скидка к базовому размеру страховой премии, принимая во внимание определенное снижение рисков при реализации комплектного проекта за счет более качественного подхода к соблюдению социальных и экологических норм и стандартов ведения бизнеса и корпоративного управления. В условиях санкционных ограничений, стремления западных стран к изоляции России от участия в формировании и соблюдении международ-
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
ных правил и норм осуществления внешнеэкономической деятельности на практике станет возможно внедрить собственную систему оценки риск-класса объекта страхования, исходя из текущих торгово-экономических интересов РФ, в том числе для того чтобы повысить привлекательность российских заявок на реализацию комплектных проектов в дружественных странах в сравнении с конкурирующими заявками организаций из западных стран, которые будут вынуждены руководствоваться нормами ОЭСР и ВТО в части льготности условий экспортного финансирования.
С уходом иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг национальные институты развития должны взять на себя роль поддержки первичного размещения облигаций по ESG-проектам на бирже. Результатом такого первичного размещения при активном участии в нем институтов развития должно стать фактическое снижение купонного дохода по «зеленым», «социальным» или «переходным» облигациям («greenium») в сравнении с аналогичными бумагами по обычным проектам, торгуемыми на бирже.
Альтернативным вариантом указанного участия институтов развития в поддержке проведения IPO облигаций для привлечения финансирования по ESG-проектам является специальная программа субсидирования части затрат эмитенту ESG-облигаций на уплату купона по облигациям, выпущенным для привлечения инвестиций в «зеленые» или «социальные» проекты. Так, еще в мае 2019 года Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий на компенсацию компаниям затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду13. В рамках действия программы субсидирования эмитенту облигаций компенсировали до 70% затрат по выплате купонного дохода инвесторам в облигации при закупке зарубежного оборудования и до 90% указанных затрат при закупке отечественного оборудования. Размер возможного субсидирования купонного дохода предлагается уменьшить до 20-30% от полного размера постоянного купона по облигации, при этом распространить действие программы не только на проекты по внедрению НДТ, но также и на иные ESG-проекты.
Основой системы ESG-финансирования является таксономия зеленых проектов и стандарт зеленого финансирования (критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 года № 1587. При разработке таксономии и стандарта в указанном акте Правительства РФ были учтены национальные приоритеты и ведущие международные практики (ICMA, CBI, IDFC, Европейский Союз) и национальные приоритеты.
Предлагается следующая отраслевая разбивка ESG-проектов для применения на практике специальных инструментов поддержки (см. таблицу 1).
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
Таблица 1
Отраслевая разбивка ББб-проектов14
Зеленые проекты Адаптационные проекты
Обращение с отходами Обращение с отходами
Энергетика Энергетика
Строительство Устойчивая инфраструктура
Промышленно сть Промышленность
Транспорт и промышленная техника Транспорт и промышленная техника
Водоснабжение и водоотведение Сельское хозяйство
Природные ландшафты, реки, водоемы, биоразнообразие
Сельское хозяйство
Определения «зелёных» и «адаптационных» проектов устанавливается целями и основными направлениями устойчивого (в т.ч. зелёного) развития Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года №1912-р15.
Согласно указанному решению Правительства РФ, зеленые проекты должны отвечать следующим требованиям:
1. Соответствие одному или нескольким направлениям зеленых (адаптационных) проектов и их количественным и качественным критериям (таксономия).
2. Направленность на достижение целей Парижского соглашения и (или) одной или нескольким ЦУР ООН (6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15).
3. Реализация проекта способствует достижению целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду:
• сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды;
• снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду;
• сокращение выбросов парниковых газов;
• энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
4. Реализация проекта способствует возникновению экологического эффекта по результатам достижения целей:
• материален (эффект от реализации проекта имеет долгосрочное и существенное положительное влияние на климат и окружающую среду и определен количественно);
• соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
• подробно описан в документах, определяющих условия реализации зеленого проекта.
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
5. Соответствие технологическим показателям НДТ (достижение технологических показателей наилучших доступных технологий или технологических показателей наилучших доступных технологий).
6. Отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду (Do No Significant Harm, DNSH). Может считаться выполненным при соответствии проекта требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Адаптационные проекты могут признаваться таковыми только при выполнении утвержденных количественных и качественных критериев адаптационных проектов (таксономия) и удовлетворять 3 принципам, вышеуказанным в пунктах 2-6 требований к зеленым проектам.
В отношении экспортных ESG-проектов предлагается использовать следующую матрицу мер поддержки (таблица 2), в зависимости от отраслевой направленности проекта.
Таблица 2
Матрица использования инструментов поддержки в зависимости от отраслевой направленности ESG-проекта
Отрасль Тип проекта Меры поддержки Профильный институт поддержки
Обращение с отходами Зеленый, адаптационный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, АО «ЭКСАР»
Энергетика Зеленый, адаптационный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, ГК «РОСАТОМ», АО «Росэксимбанк», АО «ЭКСАР»
Строительство Зеленый, адаптационный, социальный Кредитование, гарантии, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, ВЭБ.ДВ
Промышленность Зеленый, адаптационный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, Фонд развития промышленности, АО «Росэксимбанк», АО «ЭКСАР»
Транспорт и промышленная техника Зеленый, адаптационный, социальный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, ВЭБ.ДФ, АО «Росэксимбанк», АО «ЭКСАР»
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
55 Q
Отрасль Тип проекта Меры поддержки Профильный институт поддержки
Водоснабжение и водоотведение Зеленый, социальный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, ВЭБ.ДВ, государственные компании и корпорации
Природные ландшафты, реки, водоемы, биоразнообразие Зеленый, социальный Кредитование, гарантии, выпуск облигаций ВЭБ.РФ, специализированные российские, международные и зарубежные фонды, в частности, Фонд «Возрождение природы»
Сельское хозяйство Зеленый, адаптационный, социальный Кредитование, гарантии, страхование, выпуск облигаций Россельхозбанк, ВЭБ. РФ, АО «Росэксимбанк», АО «ЭКСАР»
Источник: Составлено автором
Как следует из приведенной в таблице 2 информации наибольший вклад в поддержку экспортно ориентированных ESG-проектов вносит государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Корпорация является разработчиком таксономии зеленых, адаптационных, социальных проектов и требований к системе верификации, а также ответственна за ведение перечня верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития в целом.
При разработке специальных продуктов для поддержки экспортных проектов в области устойчивого развития необходимо соблюдать следующие подходы:
1) Результат реализации комплектного проекта, связанного с внедрением и использованием экологических, социальных и управленческих стандартов, должен быть максимально конкретным и измеримым. Для зеленых, социальных и адаптационных проектов такой результат, к примеру, измеряется в сокращении выбросов «парниковых» газов, создание новых объектов социальной инфраструктуры. Для категории «корпоративного управления» сложно подобрать измеримый конкретный результат, поэтому создание индивидуальных механизмов поддержки по направлению «governance» в настоящее время представляется сложно реализуемой задачей. Вместе с тем внедрение российских адаптационных стандартов корпоративного управления, выстраивание структуры управления организации в соответствии с лучшими практиками принесет организации имиджевые бонусы, в том числе при общении с потенциальными инвесторами.
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
2) Профильные институты развития должны разработать преференциальные программы для инициаторов экспортных ESG-проектов. Участие в данных программах должно позволить инициаторам проектов устойчивого развития получить поддержку на условиях более привлекательных, чем базовые условия привлечения мер поддержки. Преференциальные условия касаются как конкретных финансовых параметров получения поддержки, так и могут быть выражены в снижении нормативных сроков рассмотрения заявок на предоставления поддержки, в при-оритезации ESG-проектов перед остальными.
3) Фактический результат реализации ESG-проекта в части достижения экологических и социальных показателей должен быть перепроверен и подтвержден со стороны независимой профильной организации.
В настоящий момент, учитывая текущую неблагоприятную экономическую конъюнктуру для российских производителей и участников ВЭД, введённые недружественными странами в нарушении международных правил торговли санкци-онные ограничения, целесообразно организовать всестороннюю поддержку экспортным проектам в области устойчивого развития на основании исключительно интересов развития экономики РФ, ее отдельных отраслей и предпринимателей, без оглядки на морально устаревшие и не работающие на практике нормы и правила ОЭСР и ВТО по экспортным субсидиям.
В ближайшее время предстоит проделать значительную работу по донастройке системы финансовой поддержки ESG-проектов, принимая во внимание текущие сложности с получением доступа российскими организациями (подрядчиками и субподрядчиками) к технологиям и комплектующим из «недружественных государств», отсутствие интереса у иностранных инвесторов к покупке российский «зеленых» облигаций и иных ценных бумаг российских компаний, потребность в ощутимом повышение эффективности ESG-проектов за счет использования специализированной линейки мер российских и международных институтов развиВ перспективе преодолеть торгово-экономическую изоляцию России со стороны «недружественных» государств можно посредством активного осваивания внешних рынков стран-партнеров России. При этом российские компании, сооружающие промышленные и инфраструктурные объекты за рубежом с соблюдением принципов ответственного ведения бизнеса, должны иметь доступ к долгосрочному финансированию таких проектов на особо льготных условиях.
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Новак назвал нецелесообразным выход России из климатических соглашений. Агентство ТАСС - URL: https://tass.ru/ekonomika/14949259?utm_source=google.com&utm_ medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения 21.07.2022)
2 Журнал Finance One - URL: https://fomag.ru/news-streem/nikto-ne-snimal-s-povest-ki-vopros-uglerodnoy-neytralnosti-i-energoperekhoda-tsb-rf/ (дата обращения 21.07.2022)
3 Дзядко Т. Абрамченко рассказала насколько подорожали проекты в «мусорной» отрасли / РБК. Режим доступа: URL https://www.rbc.ru/business/15/06/2022/62a8eba09a7947 f26b052774?from=newsfeed (дата обращения 07.07.2022)
4 Спартак А.Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России / Российский внешнеэкономический вестник. - 2022 -7 -С 17-20.- DOI: 10.24412/2072-8042-2022-7-7-29
5 Замятина М.Ф., Тишков С.В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 501-518. - doi: 10.18334/vinec.12.1.114369.
Емец М.И. Корпоративное управление как ESG-фактор и доходность акций российских компаний / Экономическая безопасность. - 2021. - Том 4. - № 2. - С. 421-432. -doi: 10.18334/ecsec.4.2.112142
7 Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. -URL: https://globalcentre.hse.ru/cooperation (дата обращения 05.07.2022).
Куликова К. И долг сквозь имидж зеленеет / Коммерсант. Режим доступа: URL https://www.kommersant.ru/doc/5064896 (дата обращения 21.07.2022)
«Зелёное» финансирование. Официальный сайт РЖД. Режим доступа: URL https://company.rzd.ru/ru/9972 (дата обращения 21.07.2022)
10 Презентация первого в России выпуска адаптационных облигаций. - URL: https:// fs.moex.com/f/15619/ink-capital.pdf (дата обращения 21.07.2022).
11 Подготовлен автором на основе изучения типового процесса предоставления кредита в российских финансовых организациях.
12 Официальный сайт АО «ЭКСАР». Режим доступа: URL https://www.exiar.ru/ products/resheniya-dlya-bankov/strakhovanie-kredita-na-finansirovanie-proekta-eksportno-orientirovannoe-proizvodstvo/ (дата обращения 08.08.2022)
13 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant. ru/72237248/ (дата обращения 05.07.2022).
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
14 Источник: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». - URL: https://base.garant.ru/402839344/ (дата обращения 07.07.2022).
15 Правительство утвердило цели и основные направления зелёного финансирования. Правительство РФ. Официальный сайт. - URL: http://government.ru/docs/42795/ (дата обращения 07.07.2022).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Дзядко Т. Абрамченко рассказала насколько подорожали проекты в «мусорной» отрасли / РБК @@ Dzyadko T. Abramchenko rasskazala naskol'ko podorozhali proekty' v «musornoj» otrasli / RBK. Режим доступа: URL https://www.rbc.ru/business/i5/06/2022/62aSeba09a7947f 26b052774?from=newsfeed (дата обращения 2i.07.2022)
Емец М.И. Корпоративное управление как ESG-фактор и доходность акций российских компаний / Экономическая безопасность. - 2021. - Том 4. - № 2. - С. 421-432 @@ Emecz M.I. Korporativnoe upravlenie kak ESG-faktor i doxodnost' akcij rossijskix kompanij / E'konomicheskaya bezopasnost'. - 2021. - Tom 4. - № 2. - S. 421-432. - doi: i0.iS334/ ecsec.4.2.112142
Замятина М.Ф., Тишков С.В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии / Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том i2. - № i. - С. 50i-5iS @@ Zamyatina M.F., Tishkov S.V ESG-faktory' v strategiyax kompanij i regionov Rossii i ix rol' v regional'nom innovacionnom razvitii / Voprosy' innovacionnoj e'konomiki. - 2022. - Tom 12. - № i. - S. 50i-5iS. - doi: i0.iS334/ vinec.12.1.114369
«Зелёное» финансирование /Официальный сайт РЖД @@ «Zelyonoe» finansirovanie / Oficial'ny'j sajt RZhD. Режим доступа: URL https://company.rzd.ru/ru/9972 (дата обращения 2i.07.2022)
Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требования к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 2i.09.202i № i5S7 @@ Kriterii proektov ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossijskoj Federacii i trebovaniya k sisteme verifikacii proektov ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossijskoj Federacii. Utverzhdeny' postanovleniem Pravitel'stva RF ot 2i.09.202i № i5S7. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000i202i09240043
Куликова К. И долг сквозь имидж зеленеет / Коммерсант @@ Kulikova K. I dolg skvoz' imidzh zeleneet / Kommersant. Режим доступа: URL https://www.kommersant.ru/doc/5064S96 (дата обращения 2i.07.2022)
Новак назвал нецелесообразным выход России из климатических соглашений / Агентство ТАСС @@ Novak nazval necelesoobrazny'm vy'xod Rossii iz klimaticheskix soglashenij / Agentstvo TASS. Режим доступа: URL https://tass.ru/ekonomika/i4949259 (дата обращения 2i.07.2022)
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
Никто не снимал с повестки вопрос углеродной нейтральности и энергоперехода - ЦБ РФ / Finance One @@ Nikto ne snimal s povestki vopros uglerodnoj nejtraFnosti i e'nergoperexoda - CzB RF / Finance One. Режим доступа: URL https://fomag.ru/news-streem/ nikto-ne-snimal-s-povestki-vopros-uglerodnoy-neytralnosti-i-energoperekhoda-tsb-rf (дата обращения 21.07.2022)
Официальный сайт АО «ЭКСАР» @@ Oficial'ny'j sajt AO «E'KSAR». Режим доступа: URL https://www.exiar.ru/products/resheniya-dlya-bankov/strakhovanie-kredita-na-finansirovanie-proekta-eksportno-orientirovannoe-proizvodstvo/ (дата обращения 08.08.2022) Презентация первого в России выпуска адаптационных облигаций @@ Prezentaciya pervogo v Rossii vy'puska adaptacionny'x obligacij. Режим доступа: URL https://fs.moex. com/f/15619/ink-capital.pdf (дата обращения 21.07.2022)
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий» @@ Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 aprelya 2019 g. № 541 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim organizaciyam na vozmeshhenie chasti zatrat na vy'platu kuponnogo doxoda po obligaciyam, vy'pushhenny'm v ramkax realizacii investicionny'x proektov po vnedreniyu nailuchshix dostupny'x texnologij, i (ili) na vozmeshhenie chasti zatrat na uplatu procentov po kreditam, poluchenny'm v rossijskix kreditny'x organizaciyax, a takzhe v mezhdunarodny'x finansovy'x organizaciyax, sozdanny'x v sootvetstvii s mezhdunarodny'mi dogovorami, v kotory'x uchastvuet Rossijskaya Federaciya, na realizaciyu investicionny'x proektov po vnedreniyu nailuchshix dostupny'x texnologij». Режим доступа URL: https://base.garant.ru/72237248/ (дата обращения 21.07.2022)
Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» @@ Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 sentyabrya 2021 g. № 1587 «Ob utverzhdenii kriteriev proektov ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossijskoj Federacii i trebovanij k sisteme verifikacii proektov ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossijskoj Federacii». URL: https://base.garant.ru/402839344/ (дата обращения 07.07.2022).
Правительство утвердило цели и основные направления зелёного финансирования. Правительство РФ. Официальный сайт @@ Pravitel'stvo utverdilo celi i osnovny'e napravleniya zelyonogo finansirovaniya. PraviteF stvo RF. Oficial'ny'j sajt. URL: http://government.ru/ docs/42795/ (дата обращения 07.07.2022).
Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации @@ Rasporyazhenie Pravitel'stva
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2022
RF ot 14.07.2021 № 1912-r «Ob utverzhdenii celej i osnovny'x napravlenij ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya Rossijskoj Federacii» / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 07.07.2022)
Ревенко Н.С., Скляр А. А. Институты развития экспорта: векторы повышения эффективности деятельности / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 1. С. 7-26 @@ Revenko N.S., Sklyar A.A. Instituty' razvitiya e'ksporta: vektory' povy'sheniya e'ffektivnosti deyatel'nosti / Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2022. № 1. S. 7-26
Спартак А.Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России / Российский внешнеэкономический вестник. 2022, №7, С 17-29 @@ Spartak A.N. Perexod k novomu mirovomu e'konomicheskomu poryadku: e'tapy', klyuchevy'e cherty', vy'zovy' i resheniya dlya Rossii / Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2022, №7, S 17-29. DOI: 10.24412/2072-8042-2022-7-7-29
Финансирование устойчивого развития. Презентация Банка России. -2021. C. 1-31 @@ Finansirovanie ustojchivogo razvitiya. Prezentaciya Banka Rossii. - 2021. C. 1-31. URL: https:// cbr.ru/Content/Document/File/123919/press_02072021.pdf
Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями @@ Centr kompetencij po vzaimodejstviyu s mezhdunarodny'mi organizaciyami. Режим доступа: URL https://globalcentre.hse.ru/cooperation (дата обращения 21.07.2022)
ESG-финансирование. Официальный сайт Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» - 2022 @@ ESG-finansirovanie. Oficial'ny'j sajt Gosudarstvennoj korporacii razvitiya «VE'B.RF» -2022. URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/
9 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q