Овечкина А.И., Петрова Н.П., Присяжная Р.И. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье анализируется роль государства и субъектов РФ в поддержке проектов устойчивого развития. ESG-проекты направлены на долгосрочную перспективу, их положительный эффект от реализации очевиден как для общества, так и бизнеса. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, большая часть инициатив в рамках экологического и социального развития будут реализованы. Задача государства заключается в разработке нормативных, экономических и административных мер поддержки «зеленых» проектов, которые учитывают важность такой трансформации. Авторами отмечено, что в настоящее время в РФ реализуются совместные проекты между бизнесом и государством, финансируемые с помощью инструментов устойчивого развития.
Ключевые слова. «Зеленые» проекты, зеленая экономика, устойчивое развитие, инвестиционная привлекательность регионов, ESG-принципы, инфраструктурные облигации, государственно-частное партнерство, экология.
Ovechkina A.I., Petrova N.P., Prisyazhnaya R.I.
THE ROLE OF THE STATE IN SUPPORTING SUSTAINABLE DEVELOPMENT FINANCE
Abstract. The article analyzes the role of the state and the subjects of the Russian Federation in supporting sustainable development projects. ESG projects are aimed at a long-term perspective and the positive effect of their implementation is obvious for both society and business. Despite the difficult economic situation, most of the initiatives within the framework of environmental and social development will be implemented. The task of the state is to develop regulatory, economic, and administrative measures to support «green» projects that take into account the importance of such a transformation. The authors noted that joint projects between business and the state are currently being implemented in the Russian Federation, funded with the help of sustainable development tools.
Keywords. «Green» projects, green economy, sustainable development, investment attractiveness of regions, ESG principles, infrastructure bonds, public-private partnership, ecology.
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире долгосрочное устойчивое развитие является приоритетом во всех сферах деятельности. Именно поэтому крупнейшие российские компании и банки активно внедряют ESG-принципы и проводят ESG-трансформацию своего бизнеса. Однако решить проблему интеграции устойчивого развития только за счет корпоративного сектора невозможно. Особая роль в этом процессе отводится государству, как на федеральном, так и на региональном
ГРНТИ 06.54.31
© Овечкина А.И., Петрова Н.П., Присяжная Р.И., 2022
Анна Игоревна Овечкина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Наталья Павловна Петрова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Раиса Ивановна Присяжная - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Петрова Н.П.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 981 737-21-64. Е-mail: natashanpk@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 05.05.2022.
уровнях. Рост валового регионального продукта и качество жизни в регионах напрямую зависит от инвестиционной привлекательности субъекта РФ. На сегодняшний день регионы в качестве драйвера экономического роста реализуют значимые общественные инфраструктурные объекты и принимают соответствующие меры по поддержке инвестиционных инициатив по переходу к «зеленой» экономике.
Международная практика свидетельствует о том, что достижение целей и показателей ответственного инвестирования возможно только при совместном участии государства, бизнеса и финансового сектора. В условиях высоких экономических издержек, вызванных санкционными ограничениями, возрастает роль государства в поддержке ESG-проектов, так как экономические шоки оказывают влияние прежде всего на краткосрочное развитие, а вопросы «зеленой» экономики являются базовыми и задают вектор развития на дальнейшую перспективу. В текущей ситуации российским производителям экологического, «чистого» оборудования важно не упустить открывающееся окно возможностей из-за ухода с рынка европейских поставщиков и самим освоить эту перспективную нишу, пока китайские бизнес-партнеры не сделали это первыми.
Таким образом, сотрудничество государства и бизнеса посредством реализации соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП/МЧП), концессионных соглашений или соглашений о реализации стратегического инвестиционного проекта является актуальным как никогда, ведь такие проекты оцениваются не только с позиции экономической эффективности, но и с точки зрения устойчивого развития - ESG. Материалы и методы
Исследование проводилось на основе анализа международных и российских нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы защиты окружающей среды, поддержки развития «зеленого» финансирования, эмиссии ценных бумаг. В работе использовались данные рейтинговых агентств и Московской биржи. Основными методами являются сравнение, классификация и обобщение.
Результаты и их обсуждение
Выбор инвестиционного проекта, учитывающего экологические, социальные и управленческие факторы, способствует развитию ответственного инвестирования и достижению устойчивого развития в долгосрочном периоде. При обсуждении инвестиционных проектов с государственным участием невозможно игнорировать ESG-риски. Тем более, что учет таких факторов позволяет привлечь в проект иностранных инвесторов и партнёров, которые отдают предпочтение экологически ответственным компаниям. В текущих условиях вопрос привлечения финансирования является особо актуальным, так как европейский рынок для отечественных компаний ограничен. В этих условиях возможна ориентация на рынок Азии и Ближнего Востока, привлечение инвесторов из стран СНГ и БРИКС.
Как показывает практика, крупные западные и российские компании предъявляют к контрагентам требования на соответствие ESG-стандартам для установления партнерства. Вместе с тем отсутствие четких критериев ESG-подхода и оценки внедрения ESG-принципов в операционную деятельность и стратегию развития создает трудности интеграции ESG в деятельность компаний. Важность и учет ESG-принципов в инвестиционных проектах связан с принятием международных документов - Парижского соглашения и декларации ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Поддерживая общемировые тенденции в области устойчивого развития, Правительство РФ выпустило распоряжение № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» от 14.07.2021 г. [3]. Ключевым моментом в развитии «зеленой» экономики стало принятие Постановления Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 г. «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» [1]. В этих документах отражены количественные и качественные критерии, важные при реализации адаптационных и зеленых проектов. Российские компании-эмитенты могут получить субсидии из федерального бюджета для погашения затрат по купонному доходу (60% и выше от купонного/процентного платежа), механизм которого прописан в Постановлении Правительства РФ № 541 от 30.04.2019 г.
Банк России для поддержки и развития эмиссии ценных бумаг, направленных на финансирование проектов, связанных с развитием и сохранением окружающей среды, внес 01.10.2021 г. изменения в
Положение № 706-п «О стандартах эмиссии ценных бумаг» [2]. Основным документом по переходу России на «зеленую» экономику является принятый в 2018 г. национальный проект «Экология», который включает в себя 11 федеральных программ, реализация которых предусмотрена до 2024 г. с бюджетом в 4,041 трлн руб., в т.ч. на «зеленые» инвестиции приходится около 2,5 трлн руб. При этом следует отметить преобладание внебюджетных источников финансирования расходов по проекту, т.е. следование принципу «загрязнитель платит». Данные документы полностью соответствуют вектору развития Российской Федерации в направлении ESG и обеспечивают равные права для использования внебюджетного финансирования и государственной поддержки.
Внедрение ESG-принципов на уровне регионов является важной задачей для стратегического видения ответственных инвестиций и сбалансированного долгосрочного развития территорий, экологизации производства, ведь это непосредственно будет влиять на жизнь и здоровье нации, на решение всех социальных вопросов. Соответственно сейчас необходимо сделать особый упор на разработку собственной методологии «зеленых» финансов, основанных на учете национальных особенностей и приоритетов, при этом необходимо увязывать запросы реального сектора с финансовым.
Региональная политика должна соответствовать общегосударственной политике в области зеленого финансирования и устойчивого развития, а региональным властям необходимо поддерживать и поощрять на своей территории деятельность компаний, соответствующих принципам ESG. В компетенции региональных администраций находится размещение производственных мощностей, в связи с чем в процессе принятия решений должна проводиться оценка подверженности экологическим, социальным и управленческим рискам. Регионы должны поддерживать не только проекты с альтернативными «зелеными» инвестициями, но и давать возможность «грязным» / «коричным» производствам менять бизнес-модель и следовать ESG-принципам.
В ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов агентства RAEX на ведущих позициях находятся регионы, которые совмещают решение инвестиционных задач с прозрачностью местных органов власти и бюджетной дисциплиной. Регионы, имеющие в своем бюджете нефтегазовые доходы, имеют более высокие показатели развитости системы здравоохранения, безопасности, благосостояния и базового образования. Экологические аспекты рейтинга связаны с оценкой мероприятий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
На рисунке представлен рейтинг агентства RAEX-Europe. ESG-проекты регионов - участников рейтинга могут быть реализованы как с господдержкой, так и самостоятельно бизнес-структурами. Основными источниками финансирования являются собственные и заемные источники. Среди последних выделяют устойчивые облигации («зеленые», «голубые», «социальные») и кредиты на устойчивое развитие (sustainability loans). По данным Реестра «Инфрагрин», за период с 2018 по 2021 гг. российскими эмитентами на Московской бирже было размещено 33 выпуска зеленых, социальных и иных целевых облигаций устойчивого развития [5], объем привлечения составил 418 млрд руб. Анализ структуры рынка облигаций устойчивого развития показал преобладание зеленых облигаций, но уже в 2021 г. наблюдался активный рост в сегменте социальных облигаций - объем привлеченных средств вырос по сравнению с 2020 г. на 70,9%.
В России есть опыт использования зеленых инструментов при реализации проектов ГЧП. Анализ таких проектов по направлениям инфраструктуры за 2020-2021 гг. показал, что лидирует транспортная, коммунально-энергетическая и социальная сферы. На них приходится более 97% проектов в 2020 г. и 94% в 2021 г. Среди регионов по итогам 2021 г., где реализуется большая часть проектов, выделяются Приволжский (961), Центральный (644) Северо-Западный (254) федеральные округа. В 2021 г. на муниципальном уровне было запущено 22 проекта общей стоимостью 28 млрд руб., а на уровне субъектов РФ - 15 проектов, стоимостью 51 млрд руб.
За последние два года наблюдается прирост проектов в рамках ГЧП с 3440 до 3562, но полного восстановления от последствий пандемии еще не произошло. Объем частных инвестиций в общем объеме реализуемых проектов составил 74% в 2020 г. и 71% в 2021 г. Инвесторы предпочитают работать с низкорисковыми и некапиталоемкими проектами. Также на ситуацию влияет ослабление курса национальной валюты, рост инфляции и ключевой ставки, ухудшение финансового состояния участников рынка, удорожание строительных материалов.
2021 год
1. Ленинградская область
2. Санкт-Петербург
3. Москва
4. Республика Татарстан
5. Ханты-Мансийский авто-
номный округ
6. Липецкая область
7. Курская область
8. Тюменская область
9. Свердловская область
10 Московская область
11 Калужская область
12 Республика Саха (Якутия)
13 Тверская область
14 Саратовская область
15 Республика Адыгея
16 Воронежская областьб
2020 год
1. Республика Татарстан
2. Москва-Сити
3. Липецкая область
4. Ханты-Мансийский авто-
номный округ-Югра
5. Курская область
6. Тюменская область
7. Свердловская область
8. Ленинградская область
9. Саратовская область
10 Калужская область
11 Новгородская область
12 Воронежская область
13 Чувашская Республика
14 Тверская область
15 Сахалинская область
16 Рязанская область
23 Санкт-Петербург
2019 год
1. Республика Татарстан
2. Москва-Сити
3. Свердловская область
4. Курская область
5. Тверская область
6. Липецкая область
7. Ханты-Мансийский авто-
номный округ-Югра
8. Чувашская Республика
9. Рязанская область
10 Иркутская область
11 Новосибирская область
12 Тюменская область
13 Ярославская область
14 Воронежская область
15 Санкт-Петербург
16 Ленинградская область
Рис. Рейтинг Б8в российских регионов (составлено авторами)
В таблице рассмотрены Б80-проекты, которые реализуются регионами самостоятельно или на условиях концессионных соглашений и при этом финансируются через инструменты устойчивого развития на Московской бирже.
Таблица
Обзор российских облигаций устойчивого развития (составлено авторами по материалам [4])
Эмитент Номинал Объем, млрд руб. Ставка, % Отрасль Срок Тип облигации
Зеленые облигации
Правительство Москвы 1000 70 7,38 общественный транспорт 28.05.2018 -18.05.2028 субфедеральные
ООО «Транспортная концессионная компания» 1000 1,24 8,20 общественный транспорт 27.09.2016-23.09.2033 корпоративные, концессионные
1000 3,53 10,01 09.11.2017-21.12.2033
1000 1,37 10,01 27.09.2019-31.12.2033
1000 3,75 10,08 12.12.2018-31.12.2033
1000 2,01 8,70 27.09.2016-20.09.2046
ООО «Сити-матик-Югра» 1000 1,10 10,00 обращение с отходами 19.12.2018-17.06.2031 корпоративные, концессионные
Социальные облигации
ООО «СФО «Социального развития» 1000 3,21 10,21 образование, культура 30.06.2020-08.01.2027 корпоративные, концессионные
1000 1,80 16,31
1000 0,56 17,72
СОПФ «Инфраструктур-ные облигации» 1000 10 8,00 инженерная, социальная, дорожно-транспортная инфраструктура 23.09.2021-15.11.2024 корпоративные
Первый опыт размещения «зеленых» облигаций среди российских субъектов пришелся на Москву, объем выпуска составил 70 млрд руб. на срок 7 лет. За счет полученных средств будут профинансированы городские экологические проекты, направленные на снижение вредного воздействия от автотранспорта. Московскими властями запланировано увеличение парка электроавтобусов, строительство линий метро.
Правительство Санкт-Петербурга также рассматривает возможность размещения «зеленых» облигаций, объем возможного выпуска только обсуждается. Санкт-Петербург и Ленинградская область заинтересованы в реализации ESG-проектов, в развитии возобновляемых источников энергии (ветропар-ков), финансировании более экологичных видов транспорта, зарядных станций для электротранспорта, утилизации отходов. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется проект трамвайной линии «Чижик». Инициатором проекта является «Транспортная концессионная компания», которая имеет заключение рейтингового агентства «Экспет РА» о соответствии ее ценных бумаг принципам зеленых инвестиций. Этот проект поддерживает концепцию устойчивого развития и зеленых инвестиций, так как трамвай является наиболее экологически чистым видом транспорта. Объем привлекаемых инвестиций 13,7 млрд руб. (1,3 млрд руб. получено от города, а остальное финансирование - это «зеленые» облигации).
ООО «Ситиматик-Югра» было первой компанией, разместившей в РФ «зеленые» облигации в рамках концессионного соглашения по строительству полигона в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Его мощность рассчитана на обработку 235 тыс. тонн отходов в год. Стоимость ин-вестпроекта составила 1,1 млрд руб., в т.ч. из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа было выделено 224 млн руб.
ООО «СФО «Социального развития» выпустило «социальные» облигации общим объемом 5,57 млрд рублей. Ценные бумаги выпущены в рамках проекта государственно-частного партнёрства Группы «ВИС» по созданию новой сети образовательных и культурных учреждений в Якутске и его пригородах. Обязанности публичного партера в лице Республики Саха (Якутия) заключаются в обязательствах по выделению средств капитального гранта (4,2 млрд руб.) для реализации проекта на инвестиционной стадии, а также по выплате субсидий на возмещение части затрат на проектирование и создание объектов (5,1 млрд руб.), по уплате процентов по договорам займа и кредита (5,1 млрд руб.), а также затрат, связанных с оказанием услуг по техническому обслуживанию объектов (1,4 млрд руб.) частному партнеру после сдачи объектов в эксплуатацию. Соглашение заключено на срок до конца 2026 г., после чего социальные объекты будут переданы в собственность публичного партнера.
ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» в 2021 г. разместило среди широкого круга инвесторов облигации, обеспеченные поручительством АО «Дом.РФ». Привлеченные средства будут направлены на финансирование строительства объектов инфраструктуры. Средства будут предоставляться на основании договоров займа под гарантии субъекта РФ, срок кредитования - до 15 лет под льготную процентную ставку, обеспеченную средствами федерального бюджета в форме субсидий.
Средства от размещения устойчивых облигаций позволяют привлечь инвестиции на комплексное благоустройство территорий, использование передовых технологий для развития городского хозяйства. Российские регионы имеют все возможности быть вовлеченными в процесс развития «зеленой» экономики наравне с частным бизнесом и компаниями с госкапиталом.
Государство поддерживает значимые инфраструктурные проекты через экономические меры: возможности получения налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль; преимущества использования инвестиционного налогового кредита; введение экологических налогов (налог на добычу полезных ископаемых, транспортный налог, водный налог, земельный налог, акцизы (нефтепродукты), а также сборы за пользование объектами животного и объектами водных биологических ресурсов), государственные гарантии, «зеленые» госзакупки. Среди административных мер преобладает разработка нормативных документов, развитие инфраструктуры, направленной на поддержку и помощь бизнесу, информационная работа в сфере ESG. Заключение
Учет ЕSG-факторов в инфраструктуре на первоначальном этапе увеличивает расходы на инвестиционный проект, но в долгосрочной перспективе возникает экономическая, экологическая и социальная эффективность. Поддержка и заинтересованность властей в таких проектах позволяют стимулировать
рост ВВП, увеличивает налоговые поступления и социальные отчисления, создают новые рабочие места, повышают производительность труда. Экологическая эффективность может проявляться в сохранении и восстановлении окружающей среды, сокращении загрязнений водной среды и атмосферы, минимизации отходов. Социальные результаты проявляются в доступности услуг для всех категорий граждан.
В долгосрочной перспективе экологизация территорий будет приводить к снижению загрязнения воздуха, токсичных выбросов, что будет положительно сказываться на здоровье граждан и снижать нагрузку и расходы на здравоохранение. Также нужно учитывать тот факт, что трудоспособное и активное население, являющееся плательщиком налогов, предпочитает проживать в экологически благоприятных регионах, с возможностью доступа к объектам социальной инфраструктуры (детские сады, школы), что также влияет на ВРП и инвестиционную привлекательность территорий, снижение безработицы. Практика поддержки ESG-проектов региональной властью должна учитывать важность данных аспектов при отборе проектов с выпуском «устойчивых» облигаций.
Таким образом, государство и регионы нацелены на ЕSG-повестку и готовы как самостоятельно, так и в кооперации с бизнесом решать вопросы улучшения состояния окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановления Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 г. «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
2. Положение Банка России № 706-п от 19.12.2019 г. «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
3. Распоряжение Правительства РФ № 1912-р от 14.07.2021 г. «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».
4. Группа «Московская Биржа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex.com (дата обращения 10.04.2022).
5. Доклад ESG и зеленые финансы России 2018-2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infragreen.ru (дата обращения 29.04.2022).
6. PRI - Principles for Responsible Investment. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unpri.org/pri-blog/climate-finance-what-does-the-research-say/7229.article (дата обращения 28.04.2022).