Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зеленая экономика / зеленое финансирование / зеленые облигации / ESG-критерии / стимулирование зеленого финансирования и зеленой экономики / green economy / green finance / green bonds / ESG criteria / stimulating green finance and green economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Долганов А.В.

к.э.н., зам. председателя правления ПАО КБ «Центринвест»

Долганова Н.А.

к.э.н., доцент, Московский международный университет

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: зеленая экономика, зеленое финансирование, зеленые облигации, ESG-критерии, стимулирование зеленого финансирования и зеленой экономики.

Keywords: green economy, green finance, green bonds, ESG criteria, stimulating green finance and green economy.

Зеленые идеи и актуализация экологической проблематики справедливо рассматриваются как глобальный тренд в развитии современного социума, осознаваемый гражданским обществом, властью, значительной частью бизнеса вне зависимости от государственных границ. Возникшие в ответ на запросы общества, динамику экологической ситуации зеленые идеи в настоящее время объединяют различные движения, инициативные группы, государственные структуры разного уровня. Зеленая экономика, как практическая деятельность, осуществляется по разнообразным направлениям, а именно: в части разработки и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, чистых технологий, в области непосредственного воздействия на окружающую природную среду и экологической безопасности, в сфере международного сотрудничества и торговли, в направлении ответственного финансирования, формирования новой психологии, в целом - в направлении развития зеленой экономики, ориентированной на стратегические зеленые приоритеты.

Зеленая экономика трактуется в современной научной литературе и используется в практической деятельности в широком и узком смысле. В широком смысле зеленая экономика рассматривается как хозяйственная деятельность в целом, ориентированная на повышение качества жизни населения, реализацию принципов социальной справедливости, устойчивого развития, обеспечивая при этом сохранность окружающей природной среды, снижение экологических рисков и уровня угроз для загрязнения среды обитания человека.

В узком смысле зеленую экономику можно рассматривать как виды деятельности, направленные на улучшение состояния экологии, энергосбережение и др. Соответственно для развития зеленой экономики требуется зеленое инвестирование, зеленое финансирование. Исходя из целей и задач, зеленое экономика и зеленое финансирование, включающее учет факторов ESG (Экология, Социальная ответственность, Управление), учеными, и практиками справедливо рассматривается в тесной связи с задачами и факторами устойчивого развития.

В связи с большой сложностью, высокой капиталоемкостью, значительными коммерческими рисками при осуществлении природоохранной деятельности, разработке и реализации зеленых технологий особую важность приобретают вопросы, связанные с финансированием этой деятельности.

ESG финансирование предполагает инвестирование таких проектов, которые отвечают критериям социальной ответственности, экологической безопасности, стабильного развития в социальной и экономической сферах.

Общественный запрос на реализацию принципов Экватора, PRI (принципов ответственного инвестирования), SDG (целей устойчивого развития) в бизнесе, государственном и региональном управлении уже сложился. Зеленые концепции никто давно не отрицает, однако на практике сформировать не только концепцию, но и реальные, работающие стандарты, механизмы и зеленые инструменты в экономике, в том числе и в финансовой сфере, весьма сложно по целому ряду как объективных, так и субъективных причин. Набор этих причин имеет общие черты, и отличия в разных стран, разных сферах бизнеса. Однако острота экологических проблем такова, что правомерно говорить о необходимости форсирования как «зеленых» теоретических и методических разработок, так и «зеленых» бизнес-процессов и инструментов, развивая успехи, уже достигнутые в этой сфере.

Пионерами в области выпуска «зеленых» облигаций были:

- ЕИБ - Европейский инвестиционный банк, выпустивший в 2007 году на пятилетний срок с рейтингом ААА так называемые «бонды климатической направленности» для финансирования проектов альтернативных источников энергии, а также проектов, направленных на повышение энергоэффективности;

- В 2008 г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), входящий в группу Всемирного Банка, выпустил облигации, которые были не только маркированы как «зеленые», но и направлены на финансирование проектов, прошедших независимую и экологическую экспертизу и оцененных по экологическим критериям.

Важным этапом в развитии экологической тематики стали результаты саммита «Большой двадцатки», прошедшего в 2011 году в Китае, где в итоговом документе четко были зафиксированы зеленые приоритеты для стратегии национального и регионального развития.

Зеленое финансирование и зеленые облигации, в частности, во многих странах превращаются в интенсивно растущий сегмент рынка ценных бумаг. В настоящее время международный рынок зеленых облигаций оценивается в $350 млрд. (по данным 2020 года). Изучение отраслевого распределения поступлений от эмиссии «зеленых» облигаций показывает, что первое место приходится на энергетические проекты (энергосбережение, возобновляемая энергетика), за которыми следуют проекты в области промышленности и строительства.

За последние два-три года тема зеленых финансов получила весьма серьезное развитие и в России. Можно сказать, что в настоящее время количество отчетов, аналитических записок и даже проектов «дорожных карт» формируют критическую массу экспертных исследований для перехода от дискретных подходов к системному регулированию. Тем более, что российские эмитенты начали делать размещения облигаций на внутреннем рынке.

Первое в нашей стране размещение зеленых облигаций, соответствующих международным принципам ICMA, на Московской бирже произошло 19 декабря 2018. Их выпустила компания «Ресурсосбережение ХМАО». Включение зеленых бондов «Ресурсосбережение ХМАО» в международный реестр и в базу данных Environmental Finance Bond Database произошло в начале 2019 года, а в мае этого же года - в Базу данных экологических, социальных и устойчивых облигаций — Green, Social and Sustainability bonds database.

В банковском секторе экономики в ноябре 2019 г. был осуществлен дебютный выпуск «зеленых облигаций» Банком «Центринвест», вошедшим в созданный Сектор устойчивого развития Московской биржи, а также в базу ICMA (Международная Ассоциация рынков капитала с центром в Цюрихе). Это была первая эмиссия зеленых финансовых инструментов в России по правилам Московской биржи. Первый выпуск Банка был предназначен для финансирования и рефинансирования кредитов для реализации энергоэффективных проектов, развития возобновляемых источников энергии и экологически чистого транспорта на юге России. В 2020 году выпуск был погашен. По информации Банка суммарный экологический эффект от первого выпуска зеленых бондов эквивалентен снижению годовых выбросов СО2 на 4,6 тыс. тонн.

В декабре 2020 г Банк «Центринвест» стал также первым эмитентом выпуска зеленых облигаций на сумму 300 млн. руб. в соответствии с обновленным стандартом эмиссии ценных бумаг. Этот факт отражен в разделе сектора устойчивого развития Московской биржи, конкретно - в зеленом секторе. Сектор устойчивого развития Московской биржи, как известно, состоит из трех самостоятельных сегментов:

- сегмента «зеленых» облигаций;

- сегмента «социальны» облигаций;

- сегмента национальных проектов.

В первых двух сегментах могут быть размещены облигации как российских, так и иностранных компаний при следующих условиях:

- выпуск облигаций соответствует актуальным стандартам эмиссии Банка России;

- выпуск, эмитент и инвестиционный проект соответствуют принципам ICMA, CBI: соответствие этим принципам определяется оценкой независимых экспертов.

В настоящее время на Московской бирже осуществляются торги паями ряда паевых инвестиционных фондов, таких как, например, «Сбер - Ответственные инвестиции», паями Биржевого инвестиционного фонда (БПИФ), паями инвестиционного фонда «ОПИФ Райффайзен - Фонд США» и некоторых других. Компании инвестируют в акции российских компаний, как правило, производственных, имеющих долгосрочные стратегии развития и потенциал роста и в то же время прошедших отбор и верифицированных по критериям ESG.

В России появились рейтинговые агентства, дающие независимую оценку зеленым инструментам. Например, методология оценки зеленых долговых обязательств - бондов, кредитов, предложенная российским рейтинговым агентством АКРА соответствует требованиям Банка России, принципам ICMA, а также учитывает цели устойчивого развития ООН, определяющие горизонт развития до 2030 года, отраслевые стандарты CBI (Climate Bonds Initiative), задачи Национальных проектов.

Ряд других авторитетных организаций, таких, как, например, «Эксперт РА», НРА - Национальное рейтинговое агентство и ряд других, выражающих независимое мнение также утвердили методики , определяющие соответствие бондов и зеленых кредитов критериям ESG.

Накапливаемый реальный практический опыт позволяет не только с теоретических, но и с прикладных позиций оценить правовые аспекты, экономические потребности и перспективы устойчивого финансирования в национальном масштабе.

Как в любом инновационном направлении деятельности следует отметить наличие рисков (правомерно, по нашему мнению, говорить о повышенных рисках) и весьма значительных организационных сложностей.

Из данных годового отчета Международного центра евразийской интеграции, представленного на экспертно-аналитической платформе Инфраструктура финансов и устойчивое развитие INFRAGREEN, за 2020 год1, следует, что в России просматривается положительная динамика финансирования зеленых проектов: по «состоянию на 28 декабря 2020 года в Реестр зеленых и социальных облигаций INFRAGREEN включены 20 выпусков зеленых и социальных облигаций семи российских эмитентов на сумму более 216 млрд. руб. Из них 16 выпусков - зеленых облигаций шести эмитентов, суммарный объем которых составляет порядка 186 млрд. руб., и 4 выпуска - это социальные облигации двух эмитентов, суммарный объем которых составляет 30,57 млрд. руб.».

1 Зеленые финансы России. Годовой доклад-2020 Международного центра евразийской интеграции. - https://infragreen.ru/ frontend/images/PDFЛNFRAGREEN_Green_Finance_Russia_29122020.pdf

В этом же отчете приводится статистика по количеству методологий в сфере зеленого финансирования. В частности, сказано, что по состоянию «на конец 2020 года для российского рынка разработаны 36 методологий в сфере зеленых финансов и устойчивого развития». Причем методологии предлагают набор подходов, позволяющих провести Б8в-оценку как регионов, так и финансовых инструментов, различных индикаторов компаний, включая «Б8в-рэнкинги компаний, субъектов РФ, биржевые индексы, рейтинги».

Ряд практических управленческих решений и действий позволяет сделать вывод о том, что происходят подвижки как в сфере нормативного, так и методического обеспечения зеленого инвестирования, значительная часть которого носит рекомендательный характер, но задает вектор, ориентирующий бизнес на корректировку стратегий долгосрочного развития. К ним, например, можно отнести Информационное письмо Банка России «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»1.

Внесены корректировки в Правила листинга Московской биржи, их суть - в поддержке бондов Сектора устойчивого развития, в синхронизации Правил листинга и Стандартов эмиссии ценных бумаг в отношении идентичности требований к качеству размещаемых облигаций.

Существенные изменения произошли в правилах эмиссии ценных бумаг, утвержденных Банком России, касающиеся зеленых и социальных облигаций.

Наиболее значимым и обстоятельным, по нашему мнению, является пакет документов, подготовленных в 2020 году ВЭБ, включающий Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в РФ и Основные направления реализации зеленых проектов в Российской федерации (Таксономия)2.

Однако следует также отметить некоторую несогласованность, разобщенность в деятельности многих структур, причастных в обеспечению эффективного зеленого финансирования, что часто приводит к тому, что по ряду вопросов даже самые актуальные документы имеют разночтения и не учитывают изменения.

Важным с точки зрения развития зеленого финансирования стало Распоряжение № 3024-р от 8 ноября 2020 года, определившее координирующим центром по вопросам инвестиционной деятельности, в том числе и зеленых, Минэкономразвития РФ3. Чуть позже, 18 декабря, в Минэкономразвитии был издан Приказ о создании межведомственной рабочей группы по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития.

Вместе с тем, полагаем, тот факт, что Россия позже целого ряда государств начала активно формировать свою повестку устойчивого финансирования, можно использовать в позитивном ключе. В частности, как показали события первого полугодия 2020 г., эмитенты, инвесторы, финансовые посредники, консультанты и НКО оказались не вполне готовы к тому, что резко вырастет количество выпусков социальных или «ковидных» облигаций. По большому счету акценты в национальном и международном регулировании были смещены в сторону зеленых бондов. Тогда как пандемия четко обозначила, что проблемы здравоохранения, продовольственной безопасности и соблюдения гражданских и трудовых прав человека являются глобально актуальными, а финансовые механизмы их решения формировались по остаточному принципу.

Именно поэтому, по нашему мнению, стоит говорить о необходимости системности и более комплексного подхода при конфигурировании новой системы устойчивого Б80-финансировании. Такой подход позволит избежать ситуации, когда придется завтра решать вчерашние проблемы, т.к. задавая новые стандарты инвестирования, следует исходить из того, что любая инвестиция, независимо от вида применяемого финансового инструмента должна быть Б80-устойчивой. В противном случае мы не получим требуемый результат, а дискуссии о разного рода «камуфляжах», «вошингах» и тому подобных негативных явлениях станут постоянными. И в этом видится логика, т. к. уже сейчас имеет место коллизия, когда отдельные зеленые или «околозеленые» инструменты используются эмитентами или инвесторами, которые в рамках своего ключевого бизнеса не демонстрируют приверженность к реализации принципов Экватора, РЫ, 8Бв и др.

В связи с этим предлагаем следующие практические меры:

1. В целях продвижения зеленых проектов на международный рынок формировать национальные стандарты максимально приближенные к международным требованиям, которые постоянно обновляются и совершенствуются, особенно в отношении стандартов зеленых облигаций. Национальная специфика не способствует интегрированию в международный рынок, хотя имеет и определенные преимущества и логику.

2. Подготовить проект нормативно-правового акта о системе ответственного финансирования в России, сформировать официальный глоссарий терминов с учетом ранее подготовленных российским экспертным сообществом и лучших образцов из мировой практики. Использовать опыт Министерства экономического развития по подготовке проекта ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности»4, при этом должна быть четкая артикуляция Б8в-критериев для публичного раскрытия и, соответственно, инструментов финансирования.

1 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования». Информационное письмо Банка России «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования» от15.07.2020№оИН-06-28/111.

2 ВЭБ и зеленые финансы. Методология бизнеса: как воспользоваться? - ЬИр8://вэб.рф/ш1о]сЫуое-жуШе/7еУопое-йпашиоуаше/

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3024-р от 8 ноября 2020 года. - http://publication.pravo.gov.ru/ Босишеп1:^е%г/0001202011200033

4 Проект ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности». - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n= 167355#0290114626130736

3. Провести ПОСТковидную ревизию национальных проектов в корреспонденции с Целями устойчивого развития. В рамках таксономии предусмотреть максимальное число отраслей экономики с учетом внутренних приоритетов. Как показывает практика ЕС и Китая, в первую очередь регулирование ориентировано на решение наиболее острых внутригосударственных задач. Даже с учетом бесспорной глобальности проблем окружающей среды и прав человека в каждой юрисдикции есть свои «болевые точки». Для России эти задачи уже сформулированы через систему национальных проектов. В этом отношении принципиально сформулировать цели ESG-финансирования с точки зрения каждого из национальных проектов, без очевидных перегибов.

4. Новое регулирование должно формироваться с ориентиром на ESG-критерии, однако не менее важно, чтобы были сформулированы и «коричневые критерии» в отраслевом разрезе видов деятельности, наносящих вред каждой из компонент ESG. Совершенно очевидно, что просто экологической отчетности и экологических паспортов, чей правовой статус не является обязательным, недостаточно с точки зрения дальнейшего эффективного зеленого финансирования экологических проектов и развития зеленой экономики в целом.

5. Предложить в качестве положительных стимулов для ESG-финансирования:

• федеральные субсидии на компенсации по оплате купона/процентной ставки кредита в размере не менее 2/3 ключевой ставки Банка России при условии своевременного раскрытия и верификации отчета о достижении заявленного целевого результата по критериям ESG;

• активы финансовых организаций, образованные с учетом оценки ESG-рисков и направленные на снижение негативного влияния на компоненты ESG, следует взвешивать с понижающим коэффициентом риска;

• государственные программы финансирования, в том числе через институты развития, должны закладывать дополнительные дисконты к процентным ставкам по кредитам и гарантиям в случаях, когда заемщик, реализуя свой бизнес-проект, выполняет целевые ESG-ковенанты;

• предоставление налоговых преференций для держателей долговых ESG инструментов по аналогии с режимом для ОФЗ, в т.ч. нерезидентов;

• льготные нормативы расчета тарифов по поставкам ресурсоснабжающих организаций на период реализации проектов ESG-финансирования.

6. Предложить в качестве стимулов с негативным содержанием (дополнительно к административным мерам за нарушение законодательства):

• исключение из программ государственной поддержки и ограничение в участии в государственных закупках при отсутствии или нарушении ESG-ковенант;

• включение в федеральный отраслевой реестр ESG-высокорискованных предприятий;

• исключение из портфелей активов НПФ и государственных корпораций, а равно биржевых и внебиржевых ESG-индексов.

7. При формировании программы государственных и муниципальных заимствований предусмотреть целевые ESG-выпуски, сформулировать аналогичные требования к инвестиционным проектам государственных и квазигосударственных предприятий по обязательному выполнению ESG-критериев. Важно включить эти требования в долгосрочные программы развития и инвестиционные политики, а также в KPI ключевых менеджеров.

8. Принципиальная задача: создать ESG-цепочки поставок, а не одиноких ESG-воинов. Доступность инструментов ESG-инвестирования должна быть обеспечена не только для крупного бизнеса, но и для МСП, а также неквалифицированных инвесторов. Транспарентность рейтинговых оценок должна стать основным критерием без привязки к размерам капитала или EBITDA.

9. Создание реестра высокорискованных предприятий или модели оценки ESG-рисков по аналогии со «светофором» (know your customer), который применяется в рамках ПОД/ФТ - Международной системы по отмыванию денег и финансовому терроризму, где наша страна является активным участником.

10. Прямо сформулировать невозможность размещения временно неиспользуемых привлеченных средств (лимита) на банковских депозитах. Либо прямо указать, в каких случаях это возможно с учетом включения полученных процентных доходов в состав привлеченных средств для реализации зеленого проекта.

11. Четко сформулировать обособление средств на спецсчете для обеспечения мониторинга операций. Если для реализации зеленого проекта создано специальное юридическое лицо, не занимающееся другими видами деятельности, возможно проведение операций на обычном расчетном счете организации.

Кроме того, представляется целесообразным отдельное выделение и упрощение доступа к финансированию проектам, которые сертифицируются по признанным в мире стандартам, например, LEED и BREEAM для строительства (п. 3 Таксономии), Forest Stewardship Council для лесного хозяйства или Marine Stewardship Council для рыболовства.

Итак, совершенно очевидно, что изменения в сфере финансирования во многом обусловлены экологическими трендами. Эти вызовы объективны и долговременны. Задача состоит в том, чтобы оперативно, опираясь на лучшие образцы зарубежного опыта формирования и управления зелеными финансами и с учетом национальных особенностей создать четкую, конкретную нормативно-правовую и методологическую базу функционирования зеленых финансов, чтобы конфигурируемая система управления зеленой экономикой была гибкой, надежной и современной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.