Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА: ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ'

ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА: ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / PHILOSOPHY / CULTURE / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никанорова Ю.В.

The paper discusses hermeneutics as a teaching on the principles of understanding and interpretation. It also highlights its basic concepts and stages of formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF THE WORLD: UNDERSTANDING AND INTERPRETATION

The paper discusses hermeneutics as a teaching on the principles of understanding and interpretation. It also highlights its basic concepts and stages of formation.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА: ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ»

УДК 101.2

Никанорова Ю.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ФИЛОСОФСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА: ПОНИМАНИЕ И

ИСТОЛКОВАНИЕ Аннотация: В данной статье рассматривается герменевтика как учение о принципах понимания и интерпретации, ее основные понятия. Автор отмечает ключевые этапы становления учения, предмет его исследования. Ключевые слова: философия, культура, интерпретация.

Nikanorova J. V.

student

2 course, faculty of «Energy» Ulyanovsk state technical University Russia, Ulyanovsk city PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF THE WORLD: UNDERSTANDING AND INTERPRETATION. Abstract: The paper discusses hermeneutics as a teaching on the principles of understanding and interpretation. It also highlights its basic concepts and stages offormation.

Keywords: philosophy, culture, interpretation.

Введение

Современная философия по-разному, но последовательно отстаивает точку зрения о том, что научно - рациональное познание законов окружающего мира не может быть способом осознания истинно человеческих целей и ценностей. Герменевтика - это философская «теория понимания». Она разрабатывалась философией как способ глубинного изучения и объяснения смысла текста. Исходная ситуация для изучения, соответственно, непонимание - неясность фрагментов или всего текста. В данном случае термины «понимание» и «интерпретация» используются как процесс восстановления или обретения потерянных фрагментов. Рассмотрим подробнее основные понятия учения.

Основной раздел Начнем рассмотрение герменевтики с понятия «понимание». Данное понятие можно трактовать в нескольких смыслах - это характеристика познавательной способности, которая представлена в деятельности рассудка, противопоставляемой деятельности разума и по-разному истолковываемой. В другом значении, понимание есть специфический способ бытия человека в мире, который рассматривается в фундаментальной онтологии и философской герменевтике как экзистенциал, как основной модус бытия, как

проект, как усмотрение возможностей существования, как понимающее бытие возможностей. Также данный термин можно рассматривать как совокупность человеческих знаний о мире, как способ существования человека.

Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены Ф.Шлейермахером. Философ выделил в тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Шлейермахер противопоставляет содержание текста его выражению. Другими словами, описываемое было противопоставлено способу описания и его особенностям. Согласно философу, главное в герменевтике - понять индивидуума, результатом творчества которого стал исходный текст, а не разбирать предметное содержание данного текста.

Прежде всего, по Шлейрмахеру, всякий письменный документ - это языковое обнаружение. С одной стороны оно будет являться частью общей системы языка, с другой - продуктом деятельности (творчества) некого индивидуума. Герменевтика имеет два назначения - «объективное» (грамматическое) и «техническое» (психологическое) истолкование. Первое используется для исследования языкового обнаружения, сравнения его с общей системой языка, второе - для поиска индивидуальности и, соответственно, стоящего за этой индивидуальностью индивидуума. Другими словами, герменевтика формулирует и разбирает целый ряд проблем, связанных как со структурой и целями понимания, так и с субъектом и объектом понимания. Ф. Шлейермахер полагал, что главная цель понимания в том, чтобы понять автора текста. Это можно считать первым этапом становления теории.

Второй этап представляет с В.Дильтеем и его методами гуманитарного познания мира. Философ обратился к теоретическим проблемам, возникшим при возникновении гуманитарных наук, в частности, истории. Дильтей считал понимание способом познания этих наук, постижением смысла культурных и исторических явлений. Дальнейшее развитие проблемы историчности можно проследить в герменевтике Г.Гадамера.

Философ придает герменевтике универсальный характер, видя ее задачу в поиске условий осуществления понимания. Гадамер противопоставляет теоретико-познавательной установке понятие опыта, видя в нем опыт человеческой конечности и историчности. Важное место в концепции Гадамера занимают понятия «ситуации» и «горизонта». [1, с. 57] Ситуации -нечто, в чем мы пребываем, таким образом, мы постоянно находим себя в какой-либо ситуации, обнаружение которой является невыполнимой задачей. В понятие ситуации существенным образом входит понятие «горизонта» -некой точки зрения, которая должна ограничивать ситуацию

Понять текст — значит понять этот вопрос, заданный индивидуумом интерпретатору. Происходит это путем обретения герменевтического горизонта. Гадамер рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Человек сталкивается с необходимостью понимать

себя, понимать других индивидуумов, происходящие вокруг события, историю, искусство. С этой точки зрения бытие человека можно назвать пониманием. Таким образом, герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, наукой о бытии.

"Чем сложнее герменевтическая задача, тем больше ее решение требует совместной работы; чем меньше необходимых условий, тем теснее должны объединиться индивидуальные направления для ее решения. " [3, с.98]

Интерпретация, или истолкование, в философии имеет свои особенности. Философские идеи, концепции и учения живут особым способом — они заново проблематизируются и интерпретируются с появлением новых контекстов, в развивающейся культуре, в новом времени и остаются открытыми для последующих интерпретаций.

Следующее понятие, - "переживание", представляет собой источник, средство и процесс смыслопорождения. Другими словами, речь идет о переживании конкретного жизненного опыта, процесса деятельности, социальной практики. Осознание данной практики ложится в основу создания и понимания социокультурных норм. Переживание представляет собой процедуру, с помощью которой жизнь может быть осмыслена. В данном значении в герменевтике Дильтея термины «понимание» и «переживание» практически совпадают. Однако, понимание стоит воспринимать как воспроизводящее переживание. Это нечто, способное взаимодействовать не только с индивидуумами и индивидуальными психическими актами, но и со сферой идеальных идей и значений.

"Цель понимания - совершить переход от выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение." [2, c 3]. Интерпретация остается некой периферией понимания, об этом говорит отношение письмо-чтение; чтение сводится к овладению субъектом смыслами, заключенными индивидуумом в тексте. В этом крайне широком смысле отношение "письмо-чтение" может быть представлено как частный случай понимания, осуществляемого посредством проникновения в другое сознание через выражение.

Заключение

Автор обозначил этапы становления и основные понятия учения. Герменевтика затрагивает собой масштабный список философских вопросов. С течением времени это учение стало неизменным спутником литературы, социальных и гуманитарных наук, юрисдикции и теологии. Учение можно рассматривать как философию бытия человека в мире, осознание этого мира путем языка и переживаний.

Использованные источники:

1. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.

2. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр "Academia", 1995, С. 3 — 18

3. Шлейермахер.Ф. Герменевтика. — Перевод с немецкого А.Л.Вольского.

Научный редактор \Н.О.Гучинская. — СПб.: «Европейски Дом». 2004. — 242 с.

УДК 055

Ниязова Н. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г. Наманган АБСОРБЦИЯ В НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

Аннотация: В данной статье рассматриваются процессы на нефтяных и газовых месторождениях, а также скважины и скважины для бурения скважин в сильных и слабых слоях.

Ключевые слова: газ, нефть, скважина, дрель, слой, давление.

Ниязова Н.

Наманган мухандислик - курилиш институти

Узбекистон, Наманган шахар

НЕФТЬ ВА ГАЗ КОНЛАРИ ЖАРАЁНИДА СОДИР БУЛАДИГАН

ЮТИЛИШЛАР, УЛАРНИ САБАБЛАРИ ВА ОЛДИНИ ОЛИШ

ЧОРАЛАРИ.

Аннотация: Ушбу мацолада нефть ва газ конларидаги жараёнлар уацида, уларни пайдо булиши, уамда цудуц устунидаги цатламлар, кучли ва кучсиз цатламларда цудуцларни бургилаш уацфида айтиб утилган.

Калит сузлар: Газ, нефть, цудуц, бургилаш, цатлам, босим.

Мустакиллик йилларида газ ва нефть саноатида Узбекистон Республикаси халк хужалигининг етакчи тармокларидан бирига айланди: янги конлар очилди, катламдан газ казиб олишни ошириш максадида эски конларга турли сунъий таъсирлар кулланилмокда. Йиллик газ казиб олиш микдорини 120 млр.мЗ гача етказиш кузда тутилган, бу эса республикамизни табиий газ билан тула таъминлаш ва МДХ, давлатларига х,ам сотиш имкониятини беради. Куриниб турибдики ушбу сохддаги масалалар х,озирги куннинг долзарб масалаларидан биридир.

Кудук устунида босимнинг катлам босимига нисбатан камайиши, катламдан суюкликни кудукка окишини юзага келтиради, кайсики сув-нефть-газ пайдо булишга олиб келади. Битта катламни узи х,ам ютувчи х,ам пайдо булувчи булиши мумкин. Ютилиш утказувчи ёки кучсиз катламларда кудукларни бурFилашда, кудук устуни оркали бурFилаш ва цемент аралашмалари хдракатланиб, устун деворига ортикча гидростатик (гидродинамик) босим билан таъсир килганда ютилиш содир булади.

БурFилаш аралашмаларини ютилишига куйидаги омиллар таъсир килади.

1. Геологик омиллар - ютилиш катламини тури куввати, жойлашув

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.