ФИЛОСОФИЯ
УДК 171
Корнышева Ирэн Робертовна
кандидат философских наук Московский государственный областной гуманитарный институт
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕУРГИИ»
В данной публикации раскрываются философско-эстетические и теоретические аспекты функционирования искусства в структуре религий на примере регентской практики. Положения музыкальной эстетики православного богослужения, а также художественно-эстетическое своеобразие являются новаторским аспектом, поскольку выявлены в ходе регентской практики. В статье вводится термин «музыкальная теургия».
Ключевые слова: эстетика богослужебного пения, философия творчества, «музыкальная теургия».
Проблема функционирования искусства в структуре религий всегда волновала философов и эстетиков. Нам важно рассмотреть это взаимодействие на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания, то есть в аспекте философско-эстетического, теоретического анализа на примере регентской практики. Художественные смыслы, которые реципиент открыто представляет в результате погружения в искусство, в том числе церковное искусство, для каждого индивидуальны. Однако можно наблюдать и определенные общие тенденции коммуникации своего «Я» с неким трансцендентным началом. Философско-богословское понимание музыки в литургической практике носит глубоко онтологические корни. Смысловые значения слова оформлены в музыкальную форму, которая открывает индивидуальные представления. Религиозная музыка и пение приводят душу, то есть ее разумные способности, в гармонию и настраивают ее к выспренним мыслям и благим расположениям. Св. Афанасий Великий говорит: «Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а есть знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность, так что при-шедши в естественное положение, никаким не поражается смущением, а напротив - делается подобною к возвышенным мыслям и сильное получает расположение к благам будущим; настроившись по мелодии слов, она забывает о страстях, с радостью взирает на ум Христов и помышляет только о всем лучшем» [4, с. 113].
Вместе с молитвенным упражнением в пении возбуждается в поющих чувство религиозности или благочестия, служащее столь важным руководи-тельным началом в религиозной жизни.
Творец-художник появляется на фоне жизнепонимания и стремления его эпохи и его общества. Каждый художник, в сущности, - дитя своей эпохи, как бы самостоятельно он в своем творчестве ни стоял. Поэтому, говоря о творчестве духовного композитора, мы обязаны рассматривать его твор-
чество в связи с религиозным и церковным состоянием современного ему общества.
Для современного общества характерно отсутствие созерцания, но зато ярко выражена внутренняя борьба, внутренние смущения, оправдания. Большинству современников недостаточно бесстрастно внимать древним мелодиям. Речь идет не о духовном созерцании, а о душевном движении.
Церковный композитор прошлого или композитор-современник прислушиваются к голосу субъективных религиозных переживаний. Он - религиозный лирик. Церковный композитор субъективен в значительно меньшей степени, и в силу этого -он более созерцатель. Его задача передать не свои чувства, а чувства всей церкви. Он передает обратно духовному композитору - не то, как он воспринимает и переживает данный текст, но то, что в нем дано. Пребывание в состоянии переживания, слияние своего субъективного чувства и сознания с чувством и сознанием всей Церкви и есть церковность.
Конечно, музыка не может заслонить слово, это противоречит принципам богослужебного пения с точки зрения святоотеческой традиции. Зачастую, поющие подчинены двум принципам:
1) вере - духовному единению с церковью;
2) творчеству - воплощению своих профессиональных певческих навыков.
Когда соединяются оба принципа воедино - вот та реальность, которая ценна в богослужении. Чувственное и рациональное дополняют друг друга и становятся когнитивным основанием сакрального понимания инобытия.
В богослужебной исполнительской практике используются стили, начиная от канта и заканчивая сочинениями современных композиторов. Церковная музыка живет сейчас огромным наследием прошлого. В этом отношении можно согласиться с И.А. Гарднером, утверждавшим, что процесс поиска «русского стиля» еще не завершен. Однако поиски современных композиторов мы не можем назвать интенсивными. Творческая деятельность одних уходит от православной традиции; такие сочинения мы относим, скорее, к области «духовной
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
© Корнышева И.Р., 2013
музыки». Другая творческая линия - подражательная, ориентирующаяся на стиль и представителей прошедших периодов.
В наше время люди, много лет поющие в церковных хорах, иногда не представляют себе элементарного хода церковной службы. Те, кто видит всю остроту вставшей проблемы, понимают, что и регент, и церковный певчий должны быть, в первую очередь, носителями подлинной православной культуры, должны быть реально включены в литургическое служение, «общее дело». А «для того чтобы осуществился церковный замысел об этом служении, оно должно быть осознанно, воспринято, выстрадано и реализовано именно как соучастие в богослужении, - то есть оно требует подлинной веры, молитвы, нравственной, духовной жизни. Иначе вместо подлинного церковного искусства получится всего лишь подделка-стилизация» [3, с. 176].
Чрезвычайно важны для понимания сущности церковной музыки следующие строки из 46 псалма пророка Давида: «Пойте Богу нашему, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно» [2, с. 554]. Разумное пение - это, прежде всего, молитвенное пение. Обосновав все эти аспекты, мы можем выделить положения музыкальной эстетики православного богослужения:
1. Вероучебная направленность, в сущности, -главное в церковном искусстве. Именно слово, его смысл составляют основу и иконописи, и песнопения, все остальное способствует лишь раскрытию его в звуках и образах. Церковное искусство, православная икона, фреска, музыка - суть философия и богословие, проявленные в особой форме, эстетически реализуемые. Поэтому чрезвычайно важно, насколько точно и правильно искусство передает смысл вероучения, в какой мере соответствует ему система выразительных средств. Музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный мир, сверхчувственный. Так, в православном понимании икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о духовной реальности, «окно в Горний мир», через которое надмир-ная святость являет себя миру «И созда, яко икону, песнь», - говорит богослужебный текст. Песнопение - это звучащая икона, а значит, к нему предъявляются те же требования, что и к иконописи.
2. Церковное пение воспитывает молитвенное чувство, поэтому регент не должен безразлично относиться к выбору церковных песнопений для исполнения их при богослужении, а, наоборот, должен достаточно зрело и всесторонне обдумывать: соответствует ли характер текста его музыкальному выражению; удовлетворяет ли данное сочинение требованиям музыкальной грамоты и вкуса, и церковно ли оно по стилю. Насколько выбранный репертуар отображает сверхчувственный мир.
Не только с позиций идей о должном, добре, зле, но и с позиций прекрасного, духовного наслаждения, чувственного восприятия.
3. Эстетическая выразительность исполнения -это своеобразное выражение «Божественного замысла». Профессионализм хора, чистота интонации, красивые голоса, музыкальность исполнения -все это прекрасно и обязательно нужно церковному хору и регенту. Но молитвенность - это то, что поднимает церковное пение над всем. Не есть ли это качество и силой веры, проявленной через пение?
4. Что есть «музыкальная теургия»? Анагоги-ческий характер музыки и сила вложенного молитвенного чувства. Мелодические и гармонические обороты, тембральные характеристики музыкального произведения способствуют не только простому восприятию этого песнопения, но и приводят к преображению души человека. Эмоциональный элемент является необходимым условием создания художественного образа. Когда хор Троице-Серги-евой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) поет тропарь прп. Сергию на лаврский напев - это простым пением уже не назовешь. Это чистая молитва-мольба, горячее сыновнее обращение-зов к авве и покровителю: «...не забуди, якоже обещался еси, посещая чад своих.» Коротенький и далеко не самый значимый фрагмент богослужения прямо и зримо соединяет Небо и Землю. Едва ли есть смысл приводить еще примеры - у каждого они свои, пережитые и памятные. Молитвенное пение не опишешь словами, но всегда узнаешь сердцем, потому что голосом сердца сразу вливаешься в него, легко и сладостно «спуте-шествуя» поющему в храме хору - «небесной трубе». Люди слушают хор, хор слушает регента, регент слушает священника, священник слушает Бога.
5. Постижение религиозной идеи от конкретночувственного восприятия красоты богослужебного пения является одной из сторон реабилитации эмоциональной стороны моральных традиций и самих принципов как таковых.
Можно сказать, что каждое видение, в нашем случае слушание, одного и того же предмета, то есть пения, не может дать целостности сознания на этот предмет. Считается, что основной адресат музыкального сочинения - это слушатель. Именно ради него писались и пишутся произведения и именно ради него работают посредники-исполнители. Более того, есть такие элементы музыкальной структуры, которые можно услышать, только умея читать нотный текст и умея его воспроизвести голосом в нашем случае. То есть до «чистого» слушателя, не обремененного специальными навыками нотного чтеца и исполнителя доходит только часть реальной структуры произведения.
По сути, вся временная структура музыки представляет собой некую виртуальность, некую воз-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
69
можность, которая только имеет шанс на бытие, и впрямую зависит от степени и уровня конституирующего усилия исполнителя. Причем речь идет не об «озвучивании» музыкального текста, но и о некоем состоянии бытия-небытия, без которого невозможно музыкальное со-бытие. Простой прихожанин храма испытывает те же чувства от пения хора, что и слушатель концертного зала. Каждый человек интерпретирует музыку по-своему, соотнося её со своим собственным опытом, со своими мыслями и чувствами. Всякое переживание есть, прежде всего, известное направление от «я» к «предмету», известная направленность, или интенциональность. Ин-тенциональность - как особая форма направленности переживаний и состояние души.
По силе воздействия на людей и популярности музыка лидирует среди многих других искусств. Возможности музыки в сравнении с другими видами искусств специфичны. Круг образов музыки достаточно широк. В нем диалектически взаимодействуют сознание и действительность. Между чувствами, эмоциями и душевными состояниями человека и сочинениями, которые выросли из этих чувств, эмоций и душевных состояний и стремились их выразить, можно установить определенную соотносимость. Область эмоций, чувств, настроений человека признают одним из самых главных предметов музыкально-художественного искусства. В каждом музыкальном звуке и интонации присутствует человеческое эмоциональное начало, жизнь души, хотя и в специфическом музыкально-эстетическом обличии.
Музыкальные образы не имеют конкретной изобразительности и достаточно абстрактны, отвлеченны. Музыка не изображает реальные предметы. В ней передается восприятие событий, характеров, судеб, предметов в обобщенном смысле. Она воплощает обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфически музыкальной форме.
Богослужебное пение - это искусство, подчиненное законам религиозного мироощущения. Здесь важно слово, которое диктует свои закономерности и принципы построения музыкального текста. Неверно было бы рассматривать богослужебное пение только как мелодическое отражение Божественного порядка. Музыка доносит до слушателя высокий уровень ценностей, содержащихся в Священном Писании. Своим особым способом эстетически воздействует на слушателя.
В регентской практике важны профессионализм музыканта, однако «артистизм» творческой натуры претерпевает некоторое ущемление в связи со спецификой богослужения. Все перечисленные выше принципы работают не только на богослужение, но и на музыкально-эстетические цели. Выделим также эстетические особенности музыкального искусства, важные для культуры его восприятия:
1) интонационная выразительность;
2) чувственно-духовное воздействие на человека.
Это не специфические черты богослужебного пения, однако общие особенности музыкального искусства не могут не проявляться в церковном пении. Музыкальные интонации, выражая определенные чувства, переживания, настроения, являются основой образности и выразительности [4, с. 291]. С помощью выразительных средств музыки богослужебное действо обретает большую эстетическую значимость, и степень её воздействия на слушателя возрастает.
Человек творит по определенным законам религиозного порядка, но он свободен в творчестве. Творчество позволяет вывести человека за рамки религиозного искусства. «Умная красота», переданная в звуках, требует к себе особого восприятия этой красоты. Очищение человека, преображение, духовное и душевное, средствами музыкальной выразительности в единстве с творчеством, эстетическим своеобразием богослужебного пения, о котором мы говорили выше, можно назвать «музыкальной теургией».
Актуальность рассмотрения регентской практики с точки зрения её художественно-эстетической значимости обусловлена возросшим на сегодняшний день интересом к церковному искусству в целом. Однако наиболее распространенной сферой для ознакомления с богослужебным церковным пением остаются источники религиозной направленности. Анализ ряда источников описывает сугубо религиозное отношение к церковному искусству, тем не менее его значимость в рамках отечественной культуры весьма существенна. В философско-эстетическую терминологию введен новый термин «музыкальная теургия», характеризующий художественное своеобразие богослужебного пения, выявлены положения музыкальной эстетики православного богослужения. Материалы исследования были апробированы в авторской регентской деятельности (Храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Покров), а также в преподавании курсов духовно-эстетического цикла.
Библиографический список
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М.: Издание Московской Пат-риархии,1992. - 1371 с.
2. Куренкова РА. Эстетика: учебник для вузов. -М.: Владос-Пресс, 2003. - 368 с.
3. Резниченко Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология. - М.: Композитор, 2000. -135с.
4. Св. Афанасий Великий. Архиепископ Александрийский и его избранные творения. - СПб.: Невский проспект, 2002. - 238 с.
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013