- эмпатийные умения: наблюдательность, проявляемая по отношению к другим людям; способность подростка ставить себя на место другого участника общения и «смотреть» на происходящее, на самого себя его глазами.
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, определяющие своеобразие личностного аспекта рассмотрения коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность в своем предметно-содержательном аспекте может рассматриваться и в рамках народообразующей, менталеообразующей и этнокультурной функций как средство интеграции личности в нацио-
нальную и мировую культуру. Такой механизм представлен национально-региональным компонентом содержания образования, включающим этнокультурные коммуникативные традиции.
Таким образом, коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как личностное образование, интегративное качество личности, структурными компонентами которого являются когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и поведенческий компоненты, реализация которых в совокупности определяет эффективность коммуникативной деятельности личности, ее общую способность к коммуникации. Коммуникативная компетентность формируется в процессе участия человека в коммуникации, ее развитие обусловливается социокультурной, этнокультурной традициями. Выявленные сущностная характеристика, структура коммуникативной компетентности позволяют опираться на них при разработке модели формирования коммуникативной компетентности у подростков, обучающихся в бурятской сельской национальной школе.
Литература
1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 38 с.
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. - М.: АПКиППРО, 2008. - 101с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: интернет-журнал «Центр дистанционного образования». - 2002. - 23 апр.
4. Соколова В.В. Культура речи и культура общения - М.: Просвещение, 1985. - 260 с.
5. Gumperz, J. Communicative Comptence Revisisted // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. -Cambridge : Univ. Press, 1984. - P. 278-289.
6. Hymes, D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / J.B. Pride; J. Holmes (ed.). - Harmondsworth : Penguin Books, 1972. - P. 269-293.
7. Savignon, S. J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education - Yale University Press. New Haven & London, 2002. - 243 p.
Дондокова Римма Пурбуевна, учитель математики Ага-Хангильской средней школы Агинского Бурятского округа Забайкальского края. С.т. 89242955012.
УДК 37.013.73 (470)
© Г.Ц. Молонов
Философское обоснование модернизации российского образования
Автор статьи раскрывает сущность понятий «реформа» и «модернизация образования», их соотношение.
Ключевые слова: реформа, образование, модернизация образования.
G.Ts. Molonov
Philosophical Foundation of Russian Education Modernization
The author reveals the entity of notions "reform" and "education modernization".
Keywords: reform, education, modernization of education.
В Послании Федеральному Собранию 2010 г. Президента Российской Федерации Д.А. Медведева было сказано: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей стране опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям». В тексте Послания ставились задачи модернизации в разных сферах и отраслях российского общества, включая и систему образования.
Когда придается такое большое значение модернизации всей страны и отдельных ее отраслей, возникают логические вопросы: что такое модернизация, в чем заключается модернизация конкретной сферы, отрасли общества и каковы методологические и теоретические основы проведения модернизации?
Совершим исторический экскурс в недавнее прошлое. В начале 1990-х гг. было проведено реформирование образования в нашей стране, начало которого ознаменовалось принятием Федерального закона «Об образовании» в 1992 г. Реформа понимается как преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь. Согласно закону РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в системе образования России. Модернизация означает введение, усовершенствование чего-то, отвечающего современным, новым требованиям. Как соотносится смысл и содержание понятий: реформа образования и модернизация образования в России? Первое указывает на существенные, основательные изменения, преобразования в системе образования страны, а второе - на проведение усовершенствований, изменений, направленных на частичные преобразования с целью улучшения существующей образовательной практики. Например, введение единого государственного экзамена в школах - это акт модернизации, а введение двухуровневой подготовки (бакалавриат, магистратура) - это реформирование в системе образования.
В теме представленной статьи два сущностных вопроса: образование и модернизация образования. Без раскрытия вопроса о сущности и содержании образования не может быть представлена его модернизация. Что такое образование? Достаточно полный, научный ответ может быть дан при использовании разных теоретических подходов. Подход нами понимается как совокупность отношений к чему-нибудь.
Образование в современном обществе представляет систему. Частями системы образования являются общее и профессиональное образование, в свою очередь каждое из них состоит из уровней, например, общее образование подразделяется на начальное, основное и среднее; профессиональное - на начальное, полное среднее и высшее. В организационно-управленческом плане существуют и действуют три уровня системы образования: муниципальный, региональный и федеральный.
Таким образом, рассмотрение образования в четырех сущностях, таких как явление, деятельность, процесс и система, имеет философские обоснования и основания.
Мы указали на смысл и значение понятия «модернизация», сопоставляя с понятием «реформа». Модернизация образования предполагает изменение, обновление образования. Общество и образование как часть общества не статичны, развиваются, не стохастически, а диалектически.
«Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов» [3, с. 287]. Необходимость и осуществление модернизации с позиции обновления и развития представим исходя из четырех характеристик образования, указанных и охарактеризованных выше.
Образование - общественное явление, которое необходимо модернизировать и в котором осуществляется модернизация. Вся история образования показывает, что изменялось и обновлялось; когда-то оно приравнивалось только к просвещению, обеспечению грамотности (читать, писать и считать). Функция образования сводилась к воспитанию культурного человека, формированию цивилизованного общества и т.д. В какие-то периоды истории большое внимание обращалось на гуманитарно-художественную эрудицию, на техническую подготовку и т.д. Ныне в России ставится задача создать такое общество, в котором экономика, другие сферы основываются на достижениях современных высоких технологий.
Эта установка (социальная, экономическая, научная, культурная) диктует постановку и решение очень серьезной и ответственной задачи по отношению к школе, сформулированной в Послании Д.А. Медведева в 2010 г.
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высоко-
технологическом конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Для решения столь сложной педагогической проблемы недостаточно известных методик - необходимы разработки новых технологий, их адаптирование к конкретной дидактической ситуации. Необходимо также внедрить идеи деятельностного и личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, философское обоснование модернизации образования раскрывает пути педагогического, дидактического обеспечения новых требований к образованию как к общественному явлению. Модернизация предполагает обновление образования как деятельности.
Любой вид социальной деятельности состоит из целей и задач, содержания, механизмов его выполнения. Цели и задачи образования всегда уточняются, дополняются, обогащаются и развиваются. Они приобретают новые смыслы и нюансы; например, в Послании Д.А. Медведева читаем: «Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей». В свете этого тезиса предстоит усовершенствовать общественно-политическое и нравственное воспитание учащихся и студентов.
«Вместо прошлой построим настоящую Россию - современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». Для этого граждане России должны быть работоспособными, с высокой квалификацией, предприимчивыми, обладать высоким уровнем научно-технической и технологической подготовки, патриотически воспитанными. Многие предпосылки и основы обязаны заложить в детях семья, дошкольное учреждение, школа.
«Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчиненную сугубо прагматичным целям». Сфера образования действует на основе внутренней политики. В последние годы в деятельность школы введены следующие новшества: единый государственный экзамен, внесены коррективы в профессиональное обучение, реализован приоритетный национальный проект «Образование», обновлены образовательные стандарты, разрабатываются новые требования к качеству образования, расширяется список докумен-
тов, характеризующих успехи и достижения каждого школьника.
Таким образом, содержание деятельности образовательных учреждений должно приобретать необратимое качественное изменение.
Образование может рассматриваться как процесс. Поскольку оно является деятельност-ным, то это процесс, совершающийся в пространстве и времени. А в чем выражается его модернизация? Главный процесс в образовании осуществляется во взаимодействии обучающих и обучаемых: в детском саду - воспитатель и ребенок, в школе - учитель и ученик, в вузе -преподаватель и студент, в аспирантуре - научный руководитель и аспирант. Рассматриваемое взаимодействие является определяющей характеристикой образовательного процесса.
Во взаимодействии учитель и ученик модернизация осуществляется отработкой результативных коммуникационных информационных технологий и развитием у учащихся умения самостоятельно учиться, переходя от объект-субъектных отношений к субъект-субъектным.
Образование как система в нескольких планах:
- совокупность, сеть учреждений общего и профессионального образования, взаимосвязанных по ступеням, содержанию и уровням подготовки;
- система учебных и научных предметов, дисциплин, курсов, программ, проектов, изучаемых в учреждениях основного и дополнительного образования;
- система учебно-методической и научно-методической работы, сложившаяся в практике педагогов, образовательных учреждений, органов управления образования и центров повышения квалификации педагогов.
Модернизация образования - это не материально-производственная, а морально-гуманитарная деятельность, первое положение соответствует только отчасти: обновление материально-технической базы, обеспечение образовательных учреждений новым оборудованием и т.д. Модернизация образования призвана способствовать развитию и становлению новых поколений россиян как участников и творцов в создании общества экономики знаний как свободных личностей с высокой научной и технологической подготовкой.
Она призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильности состояния общества, когда прежние кумиры, идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование
находится в «... пограничной ситуации, на границе бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор» [2, с. 25]. Современное российское общество освободилось от идеалов социализма и коммунизма, просыпается от мифа, что рынок все расставит по местам. Сегодня роль кумира, идеала выполняет бизнес, по большому счету, к сожалению, не во всем позитивно.
Всем известно, что наше общество не стабильно: экономически, политически, технологически, оно должно занять свое место в рядах ведущих, развитых стран мира. Модернизация образования и общества призвана вывести Россию на передовые позиции. Для этого модернизация образования должна осуществляться на научной, философской основе.
Литература
1. Об образовании. Закон Российской Федерации. 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Философия: учебник /В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова. В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.
Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. 8 (301-2)210411.
УДК 371.12: 316.61
© ЕВ. Ткаченко, НА Коноплева
Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность
В статье рассматриваются основные научные подходы к анализу личности учителя, обосновывается взаимосвязь идеального и реального образа учителя и представления о нем целевой аудитории. Данное исследование посвящено имиджу современного российского учителя и проведению сравнительно-сопоставительного анализа с его культурно-историческим образом.
Ключевые слова: имидж, образ, культура, идеальный имидж, реальный имидж, целевая аудитория.
E.V. Tkachenko, N.A. Konoplyova
Theoretical-methodological Approaches to the Analysis of Teacher's Person:
History and Modernity
The article deals with the basic scientific approaches the researches of the person of the teacher devoted to problems, the interrelation of an ideal and real image of the teacher and his representation of a target audience is proved. The given research is devoted to image of the modern Russian teacher and carrying out of the rather - comparative analysis with his cultural - historical image.
Keywords: image, an image, culture, ideal image, real image, a target audience.
Проблема позиционирования индивидуальности в ситуации трансформации российского общества, культурных преобразований и формирования рыночного типа человека актуализирует спрос на создание представления о личности у целевой аудитории, способствующего успеху в жизнедеятельности. В качестве формы подобной самопрезентации выступает имидж. Обращение ученых к понятию имиджа актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей) и конкуренцией на разнообразных рынках - потребительском, политическом и прочих. Соответствующий ситуации имидж со-
вершенно необходим для любого вида социальной деятельности, так как находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.
Несмотря на значимость имиджа в обществе, до сих пор нет единого научного подхода к определению данного культурного феномена. Так, в социологии и, прежде всего, социологии управления имидж рассматривается в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта [1]. В российской науке непосредственное отношение к анализу имиджа имеют результаты исследований (П.С. Гуревич, Е. Русская, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов и др.); положения деятельностного и личностного подходов