Научная статья на тему 'Реализация модели фирменного образования как условие повышения качества профессионального образования'

Реализация модели фирменного образования как условие повышения качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИРМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОЗНАНИЕ ПРОФЕССИИ / PRE-UNIVERSITY VOCATIONAL EDUCATION / QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION / FIRM EDUCATION / AWARENESS OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Валентина Ивановна, Самсонов Виктор Серафимович

В статье рассматривается фирменный тип образования, связанный не только с повышением качества образования, но и с созданием привлекательной среды, особой атмосферы учебного заведения, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Валентина Ивановна, Самсонов Виктор Серафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A FIRM MODEL OF EDUCATION AS A CONDITION OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the firm type of education, connected not only with improvement of the quality of education, but also with arrangement the nice attractive environment and good atmosphere of the college, directed to formation of graduate’s professional image, improvement of motivation to his vocational activity.

Текст научной работы на тему «Реализация модели фирменного образования как условие повышения качества профессионального образования»

участников. Участники сети совершают несложные действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, становятся членами сообщества.

Сетевые профессиональные сообщества, формируемые как специфическая форма и способ групповой коммуникации и взаимодействия, являются наиболее высоким результатом как сетевого взаимодействия, так и совершенствования информационной компетентности педагогов.

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Отличительными особенностями сетевых сообществ являются следующее:

1. Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.

2. Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.

3. Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.

Подводя итоги, представим модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия в виде следующей схемы:

Литература

1. Гуриков С. Р. Развитие информационной культуры преподавателя // Специалист. - 2004. - № 6.

2. Формирование информационной компетентности педагога как условие повышения качества образования // Современные образовательные технологии в модернизации образовательной деятельности вуза и повышении качества высшего образования: материалы регионал. науч.-метод. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА. - 2008. - С.160-163.

3. Модель сетевого взаимодействия педагогов и ОУ// Подготовка управленческих кадров в ходе реализации регионального комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование» (материалы Всероссийского симпозиума). - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2008. - 276 с.

4. Пронина Л.А. Информационное поведение и информационная культура педагога http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek5/9.htm.

5. Тонконогая Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии // Новые знания. - 1997. - №4. - С.13-15.

6. Харчевникова Е.Л. Информационная культура как системообразующее качество профессиональной компетентности современного педагога http://vgpu.vladimir.ru/konf/lerner/sek3/ Harchevnikova.doc.

7. Сайт сетевого взаимодействия школ и педагогов Бурятии - http://buryatiaschool.ru.

Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент кафедры МИЕН БГУ. 670013 г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 78, кв. 20, тел. (3012) 412875. E-mail:valen51@mail.ru

Базаржапова Туя Жамьяновна, ст. преподаватель кафедры «Информатика и ИТЭ» ФБГОУ ВОП «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 670000 г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. E-mail : tuya_73@mail.ru, тел. + 7(902)606757.

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of MIEN, Buryat State University. 670013, Ulan-Ude, 78 Kluchevskaya Str. 20, tel (+73012)412875. E-mail:valen51@mail.ru

Bazarzhapova Tuya Zhamyanovna, senior teacher, department of computer science and information technology in the economy, V.R. Philippov Buryat State Agricultural Academy 670000, Ulan-Ude, Pushkin Str., 8. E-mail: tuya_73@mail.ru, tel. + 7902606757.

УДК 318.14

© В.И. Ваганова, В.С. Самсонов

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается фирменный тип образования, связанный не только с повышением качества образования, но и с созданием привлекательной среды, особой атмосферы учебного заведения, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: довузовское профессиональное образование, качество профессионального образования, фирменное образование, осознание профессии.

V.I. Vaganova, V.S. Samsonov

IMPLEMENTATION OF A FIRM MODEL OF EDUCATION AS A CONDITION OF IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the firm type of education, connected not only with improvement of the quality of education, but also with arrangement the nice attractive environment and good atmosphere of the college, directed to formation of graduate’s professional image, improvement of motivation to his vocational activity.

Keywords: pre-university vocational education, quality of vocational education, firm education, awareness of profession.

Рыночные отношения диктуют необходимость подготовки рабочих и специалистов совершенно иной формации, способных работать в новых условиях хозяйствования. Уровень подготовки квалифицированных кадров должен соответствовать современным требованиям рынка труда, в противном случае выпускники будут не востребованными.

В эпоху индустриализации развивающейся экономики нашей страны нужны были квалифицированные рабочие, подготовка которых велась в фабрично-заводских училищах, так называемых ФЗУ. Значение их огромно и не стоит его умалять. Система профессионально-технического образования являлась одной из наиболее успешных в мире, хотя была ориентирована на административнокомандную экономику. Тезис «кадры решают все» был определяющим.

Но сейчас другое время, и постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Если раньше были востребованы узкоспециализированные умения и навыки, то сегодня, в условиях высокотехнологичных производств, необходимы специалисты, владеющие широким спектром видов профессиональной деятельности, способные пользоваться компьютерными программами, со знаниями по экономике, готовые к изменению характера и содержания труда.

В Программе развития довузовского профессионального образования Республики Бурятия на период до 2015 года определены следующие приоритетные направления, ориентированные на решение проблем и на преобразования в системе профессионального образования начального и среднего звена:

1) обеспечение доступности качественного профессионального образования;

2) создание и внедрение новых институциональных механизмов управления и финансирования, разработка технологии частно-государственного партнерства, ориентация подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на рынок труда;

3) обеспечение роста профессиональной компетентности руководящих и инженернопедагогических кадров как основополагающего фактора, обеспечивающего модернизацию и развитие профобразования;

4) развитие и укрепление материально-технической базы, создание ресурсных центров по приоритетным направлениям подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;

5) совершенствование экономических механизмов, переход на нормативно-подушевое финансирование, внедрение новой системы оплаты труда ИПР. Направленность финансирования по профессионально ориентированным нормативам, учитывающим реальные потребности затрат на подготовку каждой профессии;

6) разработка новых подходов и механизмов развития сети учреждений НПО, СПО;

7) осуществление дальнейшего развития системы воспитания обучающихся.

Остановимся подробнее на двух направлениях: ориентация на рынок труда и повышение качества подготовки специалистов. Как показывают исследования, предприятия нуждаются в рабочих кадрах высокой квалификации 4-5-го разрядов. Наиболее перспективной задачей в этих условиях является анализ и оценка качества профессионального образования в соответствии с потребностью предприятий и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах.

Именно поэтому современное понимание качества образования связано не только с оценкой образовательных достижений учащихся. К элементам качества образования, по мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, относятся качество потенциала образования (качество преподавательских кадров, качество абитуриентов, создание современной технической и технологической базы, информационный

потенциал и др.), качество процесса образования (современные образовательные, информационные и производственные технологии, интенсивность обучения, оптимальное соотношение теоретического и производственного обучения, взаимодействие субъектов образовательного процесса), качество результата, т.е. компетентность, профессионализм. К результатам следует отнести социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания. В оценке качества деятельности системы профессионального образования важно понятие «профессионализм». Главным в процессе формирования и развития профессионализма является не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности.

Важным фактором качества профессионального образования является осознание профессии. Выбор и осознание профессии связаны с пониманием профессии, которое определяется объективностью внешней оценки, престижностью профессии, а также готовностью к профессиональному успеху, что ведет к мотивации эффективной профессиональной деятельности и трудоустройству.

Повышение качества профессионального образования связано, в первую очередь, с удовлетворением текущих и перспективных потребностей развивающейся экономики нашей республики и потребностью личности. Управление качеством профобразования связано с воздействием на процессы становления, обеспечения, поддержания повышения качества в ОУ в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами.

Комплексное исследование проблем оценки качества образовательных услуг и потребностей предприятий позволит моделировать ожидаемый результат и процесс подготовки специалистов в целом.

Одним из решений проблемы повышения качества подготовки специалистов и рабочих, на наш взгляд, является реализация модели фирменного образования. В отличии от внутрифирменного образования, это качественно новый вид образования, связанный не только с повышением качества образования, но и с созданием благоприятной, привлекательной среды, особой атмосферы учебного заведения, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности. Все это позволяет раскрыть и реализовать индивидуальные способности, повысить престиж рабочих профессий и профессионального образования в целом.

Дадим определение понятию «фирменное образование».

В широком смысле слова фирменное образование - это меры и мероприятия, направленные на выработку и совершенствование профессиональных компетенций и поведенческих характеристик фирменного рабочего-профессионала.

В узком смысле слова - мероприятия, по развитию профессиональной компетенции, выработке способностей, отношений, ценностных ориентаций, необходимых для новой профессии или вида деятельности.

Реализация модели фирменной подготовки состоит из нескольких этапов.

На первом этапе предполагается принятие организационно-управленческих решений, направленных на предметно-содержательное оформление профессионально-образовательного пространства, которое включает:

• улучшение внешнего вида образовательного учреждения профессионального образования;

• улучшение внутреннего состояния образовательного учреждения, создание благоприятной развивающей среды;

• введение современной фирменной формы для учащихся и студентов;

• создание структур, позволяющих повысить профессиональный имидж, прогнозировать профессиональную карьеру выпускника (кадровые агентства, профессиональные союзы учащихся, авторские проектные мастерские и студии инженерно-педагогических кадров и др.);

• разработка и внедрение фирменной атрибутики образовательного учреждения.

Второй этап подразумевает научно-методическое обеспечение реализации фирменной подготовки, внедрение инновационных образовательных программ, современных образовательных и производственных технологий, методов и форм организации учебного процесса, материально-техническое оснащение современным оборудованием учебных лабораторий и учебно-производственных мастерских, информатизация учебного процесса.

Заключительный этап направлен на реализацию деятельностной модели образования, основанной на технологии социокультурного проектирования, включение учащихся в проектирование будущей

профессиональной деятельности, обеспечивающее раннее вхождение учащихся в профессиональную среду, внедрение компетентностно-ориентированного подхода.

Предложенная модель способствует повышению качества образования не только через применение современного качественного образования, но и путем создания благоприятной образовательной среды учебного заведения. Каждое учреждение профессионального образования должно создать свой индивидуальный стиль, основать традиции, разработать символику, характеризующую данное учебное заведение, что позволит сделать его престижным и привлекательным для молодежи.

В данном направлении был проведен конкурс фирменной формы и атрибутики учреждений начального профобразования в Республике Бурятия. Образовательные учреждения представили более восьмидесяти моделей фирменной одежды и около ста эскизов фирменной формы, а также атрибутику образовательного учреждения, которые раскрывали содержание профессиональной деятельности, создавали имидж будущего рабочего.

Фирменный тип образования требует профессиональной мобильности, нового подхода к организации процесса обучения, начиная с отбора и структурирования содержания и методов работы и заканчивая оценкой качества подготовленности учащихся.

Одним из главных условий фирменного типа профессионального образования является тесная взаимосвязь процесса погружения учащихся в профессиональную деятельность с развитием собственной предпринимательской активности. Эффективность зависит от практических форм участия учащихся в реальной предпринимательской деятельности на основе технологии социокультурного проектирования, методики и содержания проектной работы.

Каждый будущий рабочий-профессионал должен быть лучшим в своей области, что формируется при организации проектной деятельности, конкурсов профессионального мастерства, путем создания профессионального портфолио. И это способствует раскрытию и реализации индивидуальных способностей выпускника.

Создание кадрового агентства позволит прогнозировать профессиональную карьеру выпускника, формировать его профессиональный имидж. Знание ступеней возможной карьеры является стимулом и движущей силой будущей профессиональной деятельности. Наряду с получением основной специальности необходимо планировать получение второй: например, экономической, что позволит повысить профессиональную мобильность будущего рабочего.

Создание профессиональных сообществ преподавателей, таких как авторские проектные мастерские и студии инженерно-педагогических работников позволяет преподавателям воспитывать в подростках интерес, мастерство и творческий подход к будущей профессии.

Одним из приоритетных направлений работы ОУ является социальное партнерство. Восстановление на взаимовыгодной основе отношений с предприятиями способствует повышению качества подготовки специалистов, сокращению текучести кадров, обеспечению предприятий квалифицированными рабочими. Это даст возможность реализовывать разноуровневые образовательные программы в зависимости от потребностей обучающихся, заниматься подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала, незанятого населения.

Работодатель должен включаться в процесс подготовки специалистов и рабочих, чтобы определить, какой специалист нужен, чему его учить. В свою очередь ОУ определяет, как учить и достичь уровень подготовки, который удовлетворил бы работодателя.

Таким образом, фирменное образование является синонимом качественного образования, которое способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и умения и готовности быстро и эффективно обучаться новым технологиям и профессиям, притом самостоятельно, что высоко ценится рынком труда. Сегодня спрос не только на знания, которые учащийся получает в учебном заведении, но и на навыки и культурные стандарты, которые дает сам процесс обучения и пребывание в атмосфере колледжа, лицея или училища.

Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент кафедры МИЕН Бурятского госуниверситета, e-mail:valen51@mail.ru

Самсонов Виктор Серафимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского госуниверситета

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of MIEN, Buryat State University, e-mail:valen51@mail.ru

Samsonov Victor Serafimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of computer facilities and computer science, Buryat State University.

УДК 378.016:811.512.31

© М.С. Васильева

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Программа дополнительного образования учителей бурятского языка и литературы раскрывает основные идеи, цели, принципы государственной образовательной политики Российской Федерации; содержит информацию о современном состоянии и некоторых научно-методических и организационных мерах по повышению качества преподавания бурятского языка и литературы в Байкальском регионе.

Ключевые слова: государственная этнонациональная образовательная политика РФ, учитель бурятского языка и литературы, дополнительное профессиональное образование.

M.S. Vasilieva

THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE BURYAT LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS “ETHNONATIONAL EDUCATION AS A RECOURSE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA”

The program of additional professional education of the Buryat language and literature teachers reveals the main ideas, aims, principals of the Russian federation state educational policy; it contains information on modern state and on some scientific, methodological and organizational measures for improving the quality of the Buryat language and literature teaching in the Baikal region.

Keywords: state ethnonational educational policy of the Russian federation, a teacher of Buryat language and literature, additional professional education.

Раздел 1.Область применения

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации предназначена для учителей бурятского языка и литературы средних общеобразовательных школ. Слушатели курсов должны быть знакомы с основными нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О языках народов РФ», Концепция государственной национальной образовательной политики РФ, Национальная доктрина образования РФ (на период до 2025 г.), проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации).

Приобретенные на курсах профессиональные компетентности должны быть применены в преподавании бурятского языка и литературы при целенаправленной организации процессов социализации и воспитания учащихся, что имеет большое значение для конструирования этнической и гражданской идентичности в современных условиях.

Раздел 2. Характеристика подготовки по программе

Срок освоения программы - 72 ч.

Режим обучения - 36 ч. в неделю.

Формы обучения - с полным отрывом от работы, без отрыва от работы.

Раздел 3. Результаты освоения программы

А. Слушатели курсов должны знать:

- нормативно-правовые документы РФ (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», « О языках народов РФ», Концепцию национальной образовательной политики РФ, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (проект), национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», образовательные стандарты по бурятскому языку и литературе и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.