Научная статья на тему 'Философско-правовые взгляды Людвига Хольберга'

Философско-правовые взгляды Людвига Хольберга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / РАЦИОНАЛИЗМ / ТЕОЛОГИЯ / ВОЛЬНОДУМСТВО / ГОСУДАРСТВО / УТОПИЯ / ПАРОДИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Минеева Т. Г.

Анализируются философско-правовые взгляды Людвига Хольберга, датско-норвежского литератора, их развитие в контексте эпохи Просвещения. Антиутопия Хольберга стала одноим из первых примеров отрицания возможности существования идеального государства в действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUDVIG HOLBERG''S PHILOSOPHICAL AND LEGAL IDEAS

The article analyzes the legal and philosophical views of the Danish-Norwegian writer Ludwig Holberg and their development in the context of the Age of Enlightenment. Holberg's dystopia became one of the first examples of denying the possibility of the existence of an ideal state in reality.

Текст научной работы на тему «Философско-правовые взгляды Людвига Хольберга»

152

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 152-155

УДК 330.122

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЮДВИГА ХОЛЬБЕРГА © 2014 г. Т.Г. Минеева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

t.mineeva@yandex.ru

Поступила в редакцию 8.10.2014

Анализируются философско-правовые взгляды Людвига Хольберга, датско-норвежского литератора, их развитие в контексте эпохи Просвещения. Антиутопия Хольберга стала одноим из первых примеров отрицания возможности существования идеального государства в действительности.

Ключевые слова: просвещение, рационализм, теология, вольнодумство, государство, утопия, пародия.

Европа XVIII в. переживала один из интереснейших периодов в своем развитии. XVIII в. - век просвещения. Это был именно тот период, когда традиционные религиозные и связанные с ними политические, юридические и социально-философские дисциплины подверглись коренной перестройке. На смену религии пришел рационализм, более того, пришла вера, что только через рациональное познание мира человечество может открыть себе дорогу в счастливое будущее. Эта идея не была абсолютно новой для XVIII в., ее широко обсуждали либертины, или вольнодумцы, XVII в. Однако в XVIII в. передовые поводыри человечества выдвинули некое новое кардинально важное предложение: рационалистически образованным должен стать каждый человек, в этом ключ к прогрессивному развитию человечества. Родиной просвещения часто и не без основания называют Францию, но вряд ли можно отделить французское просвещение от идей, широко распространенных в Англии, Голландии, а также в меньшей степени в политических структурах Германии, Италии и Испании.

О том, что призыв к овладению знаниями не оказался пустячным, а был воспринят широким кругом людей, не всегда образованных, свидетельствуют события французской революции, когда народ Франции торжественно провозгласил право на самые высокие человеческие почести своих мыслителей - великого Вольтера и бессмертного Руссо. Из передовых стран Европы просвещение стало проникать в страны менее образованные, а также в Северную Америку, отдельные регионы Азии и Африки. В эту вторую волну просвещения попали Российская империя и скандинавские королевства. Здесь речь пойдет о Дании, а точнее о датско-норвежском просветителе Людвике Хольберге (1684-1754).

Хольберг родился на периферии тогдашней европейской цивилизации, в глухом углу Северной Европы, в городе удачливых рыбаков и мореплавателей Бергене. От Бергена до центров европейской цивилизации было далеко. Однако идеи просвещения доходили до этого небольшого, пропитанного дождями и окутанного туманами, проникнутого морской влагой города и волновали умы его жителей. Немногих из этих жителей они не только волновали, но и заставляли действовать. К числу таких жителей относился и Людвик Хольберг. Пытливый мальчик сначала читал все, что мог найти в библиотеках лютеранских приходов города, а когда подрос, то с изумляющей отвагой отправился на поиски знаний в великие города континентальной Европы. С 1704 по 1722 год Хольберг посетил Англию, где слушал лекции Локка в Оксфордском университете, Дрезден и Лейпциг, где на него произвели впечатление профессора теологии Киприан и Рейхенберг. В Париже он пробыл полтора года и изучил замечательный драматический театр тогдашней Франции, который ставил не только пьесы классиков Корнеля и Расина, но и молодого Вольтера. Хольберг также читал и перечитывал «Исторический и критический словарь», знаменитое энциклопедическое сочинение Пьера Бейля. После Парижа Хольберг побывал в Генуе, Риме, Флоренции, Лионе, Амстердаме.

Он знал греческий, латинский, немецкий, французский, английский и итальянский языки. Пьесы и другие произведения Хольберга, а также его переводы французских пьес, в числе которых был «Скупой» Мольера, составили основу репертуара датского театра и были оценены королем, который пожаловал Хольбергу имение в Соре, славящемся своими плодородными землями. Вместе с землей он получил и соответ-

ствующий его новому положению титул барона датского королевства [1]. Следует пояснить, что бароны того времени в Дании и Швеции не имели ничего общего с высокими феодальными титулами, как это было в Англии или Франции. Барон северной Европы - это РпЬегг, т.е. свободный человек, собственник земли, хотя бы потому, что свободной земли в Дании не было, она принадлежала феодалам, а крестьяне, жившие на земле, испытывали все прелести зависимости от землевладельцев-феодалов.

Укрепив свое материальное положение, Хольберг обратился к активной творческой работе, причем деятельность его была связана с различными областями культуры. Ему принадлежат замечательные литературные, главным образом драматургические произведения [2]. Он писал также научные трактаты по философии права, по политическому устройству, по этике (подражая Пуфендорфу) и др.

Если пытаться дать общую оценку научной деятельности Хольберга, то мы должны признать его ярким представителем европейской юридической науки, преобразившейся именно в это время из науки схоластической, зависевшей от разного рода богословских школ и их интересов, в науку экспериментальную, изучающую реальные явления окружающей жизни, политической и социально-экономической, и пытающейся найти пути к обновлению общества на высоких гуманистических началах.

Что собой представляли рационалистические взгляды ведущих представителей европейской научной мысли? Фрэнсис Бэкон призывал к изучению тайн природы с опорой на силу человеческого разума [3]. Человеческий разум в понимании вольнодумцев XVII-XVIII вв. позволил объяснить многие загадки в области механики и математики, представить теорию кровообращения, выявить взаимосвязь между фазами луны и наступлением приливов и отливов. В сфере духовной рационализм породил особое философское направление - деизм.

Первым деистом был Эдвард Герберт, лорд Чербери (1581-1648), предложивший строить религиозные представления не на абстрактной вере в чудесное и священных книгах, а на основах разума. Пять принципов Герберта не исключают присутствия в мире высшего существа и высшего разума, являющегося началом всей природы и проявляющегося через ее красоту и гармонию. Однако обязательное почитание высшего начала сочетается с автономностью человека. В отличие от сторонников пантеизма, которые утверждали постоянное присутствие божественного промысла в природе, Герберт

признавал существование бога-творца, но не промыслителя [4]. Значительная часть идей Герберта связана с представлением о важности добродетели, проступки перед которой необходимо загладить и исправить.

Отрицание влияния бога и божественного промысла на повседневную жизнь нашло отражение при формировании концепции чистого естественного права, предложенного в трудах Гоббса, Спинозы и Локка. Левиафан, могучее чудовище библейских легенд, для Гоббса - символ государства, порожденного договором, заключенным когда-то людьми и управляемого естественными законами. Естественные законы Гоббса выведены не схоластическим путем, а из разума и опыта. По мнению Гоббса, человеку свойственно стремление познать окружающий мир, разобраться в его разнообразных и противоречивых явлениях. Неумение понять естественные причины вещей и явлений является источником суеверия. Страх людей перед тем, что имеет силу причинять людям много добра и зла, делает людей склонными «предполагать и воображать существование разного рода невидимых сил, благоговеть перед образам своего собственного воображения, призывая их на помощь в моменты несчастий и вознося им благодарность при предвидении успеха, делая, таким образом, своими богами творения собственной фантазии» [5].

Государство для Гоббса - живой организм, имеющий органы, ответственные за принятие решений, осуществление их, выражающий свои желания и постоянно конфликтующий с обществом. Для превращения общества в послушного слугу Левиафан использует религию, это «суеверие, допущенное государством... часть человеческой политики, указывающей часть тех обязанностей, которых земные цари требуют от своих подданных» [6].

Идея антагонизма человеческого общества, передавшего часть своих прав чудовищу Левиафану для обеспечения своей безопасности и удовлетворения потребностей, и все увеличивающаяся агрессивность государства с его вмешательством в частные дела своих подданных, четко выражена в еще одном произведении Т. Гоббса «Бегемот», однако, по мнению философа, люди не могут оказать сопротивления, так как тем самым нарушат заключенный договор и третий естественный закон, что неминуемо приведет к гибели человечества. Таким образом, несмотря на существование позитивного права, естественные законы, три главных и шестнадцать производных, признаются необходимыми для нормального существования государства.

154

Т.Г. Минеева

Младший современник Гоббса Д. Локк вовсе не был согласен с его пессимистичными оценками. Для Локка государство - это «ночной сторож», не более того, которое оберегает личные и естественные права человека, не вмешиваясь в его личную жизнь и не диктуя ему норм поведения. При этом Локк явно лукавит, признавая полный объем охраняемых государством прав лишь для очень небольшой группы людей, ограниченной как вероисповеданием (протестантским), так и расовой принадлежностью (белые люди).

Для Локка естественное право тесно связано с естественным законом, который имеет все необходимые признаки формально закрепленной нормы права [7].

Хольберг в своем творчестве также испытывал влияние знаменитой «Утопии» Томаса Мора и, возможно, также знаменитой античной утопии Эвгемера. Однако прекрасные идеалы утопистов Хольбергом передаются не буквально, он осмысливает их с грустью и даже разочарованием. Самое известное из произведений Людвига Хольберга, сейчас называющееся кратко «Подземное путешествие Нильса Клима», имело при первом переводе на русский язык длинное, в стиле XVIII в. название: «Подземное путешествие, представляющее историю разнородных с удивительными и неслыханными свойствам животных, також образцев житья и домостроительства оных, которое с чудными и разнопревратными похождениями чрез двенадцать лет отправя, наконец, в Копенгагене на латинский язык, на свет извлек Николай Клим, бергенский студент, подземный герой и после бывший бергенской же крестовой кирхи пономарь» и было издано в 1762 году типографией Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Собственно, само произведение по форме напоминает «Приключения Гулливера» Д. Свифта или «Персидские письма» Ш.-Л. Монтескье. Это такой же роман, описывающий приключения самого обычного человека в незнакомой ему стране, с незнакомыми нравами и законами.

События начинаются с того, что берген-ский студент Нильс Клим случайно проваливается в глубокую пещеру. К его удивлению, Земля оказывается полой внутри, со своей собственной системой планет. На каждой из планет живет совершенно особый народ, существуя в своей антиутопии. В противоположность концепциям об идеальном устройстве государства планеты, описанные Хольбергом, представляют собой остроумную пародию. Каждое из этих «идеальных» государств ущербно. Страна На-

кир, на первый взгляд, представляет собой мечту любого утописта, в ней живут совершенные люди, умные, проницательные, отличающиеся высокими моральными принципами. Однако жить в такой совершенной стране невыносимо скучно. «Я предполагал, что глупость - это недостаток, ошибка природы, но теперь мне не кажется слишком разумным полностью исключить глупость из устройства государства», говорит Нильс Клим, выражая, таким образом, отношение самого Хольберга к идеальным проектам [8]. Другие планеты, существующие в полом пространстве внутри Земли, представляют собой различные формы утопий. Вот страна, где все люди превыше всего ставят математику и естественные науки, как о том писал Фрэнсис Бэкон, и даже в церкви вместо молитвы читают таблицу умножения. На другой планете превыше всего ценится умение логически излагать свои мысли, профессора и студенты проводят свое время в бесконечных диспутах, но произносят они речи, одновременно соревнуясь в беге. Есть также планеты, которыми правят музыкальные инструменты, говорящие животные и нелепые Homo arborealis (древесные люди). Ставший императором на одной из планет, Нильс Клим незаметно для себя превращается в тирана и вызывает недовольство своих подданных, а затем и революцию, напоминая этим об идеях Ж.-Ж. Руссо, высказанных в «Общественном договоре». Нильсу Климу чудом удается спастись, выбравшись из пещеры, и его удивительное путешествие завершается примирением вольнодумствующего студента с учением церкви и превращением его в скромного пономаря, осуждающего тех, кто «упраздняют откровение и высмеивают Священное писание».

Таким образом, блестящая антиутопия Людвига Хольберга имеет аллюзии со многими политико-правовыми идеями, сформировавшимися к концу XVIII в., в ней иронически пародируются многие проекты идеального государства, а завершается она мыслью о том, что все же религия является последним прибежищем разочарованного утописта.

Список литературы

1. Ludvig Holberg. Briefe. Otto Christoph Wenzel. Kopenhagen.1755. 499 s.

2. Гозенпуд А.А. Лудвиг Хольберг. / В кн.: Лу-двиг Хольберг. Комедии. М.: Искусство. 1957. 404 с. С. 12.

3. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М.: Наука, 1990, 328 с.

4. Herbert E. The Autobiography of Edward lord Herbert of Cherburg with introduction, notes, appendices and a continuation of the life by S. Lee. London. 1906. P. 383-386.

5. Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избранные произведения в двух томах. М., 1964. Т. 2. С. 134.

6. Там же. С. 140.

7. Локк Д. Сочинения. В 3 т. М., 1988. Т. 3.

С. 4-6, 9.

8. Хольберг Л. Подземное путешествие, представляющее историю разнородных с удивительными и неслыханными свойствами животных, також об-разцев житья и домостроительства оных, которое с чудными и разнопревратными похождениями чрез двенадцать лет отправя, наконец, в Копенгагене на латинский язык на свет извлек Николай Клим, бер-генский студент, подземный герой и после бывший бергенской же крестовой кирхи пономарь. СПб., 1762. 400 с. С. 283-284.

LUDVIG HOLBERG'S PHILOSOPHICAL AND LEGAL IDEAS T.G. Mineeva

The article analyzes the legal and philosophical views of the Danish-Norwegian writer Ludwig Holberg and their development in the context of the Age of Enlightenment. Holberg's dystopia became one of the first examples of denying the possibility of the existence of an ideal state in reality.

Keywords: Age of Enlightenment, rationalism, theology, free-thinking, state, utopia, parody.

Referenœs

1. Ludvig Holberg. Briefe. Otto Christoph Wenzel. Kopenhagen.1755. 499 s.

2. Gozenpud A.A. Ludvig Khol'berg. / V kn.: Ludvig Khol'berg. Komedii. M.: Iskusstvo. 1957. 404 s. S.12.

3. Bekon F. Istoriia pravleniia korolia Genrikha VII. M.: Nauka, 1990, 328 s.

4. Herbert E. The Autobiography of Edward lord Herbert of Cherburg with introduction, notes, appendices and a continuation of the life by S. Lee. London. 1906. P. 383-386.

5. Gobbs T. Leviafan ili Materiia, forma i vlast' gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo. Izbrannye

proizvedeniia v dvukh tomakh. M., T. 2. 1964. S. 134.

6. Tam zhe. S. 140.

7. Lokk D. Sochmernrn. V 3 tomakh. M., 1988. T. 3. S. 4-6, 9.

8. Khol'berg L. Podzemnoe puteshestvie, pred-stavliaiushchee istoriiu raznorodnykh s udivitel'nymi i neslykhannymi svoistvami zhivotnykh, takozh obraztsev zhit'ia i domostroitel'stva onykh, kotoroe s chudnymi i raznoprevratnymi pokhozhdeniiami chrez dvenadtsat' let otpravia, nakonets, v Kopengagene na latinskii iazyk na svet izvlek Nikolai Klim, bergenskii student, podzemnyi geroi i posle byvshii bergenskoi zhe krestovoi kirkhi ponomar'. SPb., 1762. 400 s. S. 283-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.