Научная статья на тему 'Литературный образ как основа общественных изменений'

Литературный образ как основа общественных изменений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
446
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ / ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА НА ОБЩЕСТВО / ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УТОПИЯ / ФУТУРИЗМ / LITERARY IMAGE / LITERARY IMAGES INFLUENCE ON SOCIETY / LITERATURE'S IMPACT / SOCIAL TRANSFORMATIONS / UTOPIA / FUTURISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корчагина Анастасия Павловна

В статье исследуется влияние футуристической литературы на общество. Рассмотрена художественная и научная литература. Сделан вывод, что утопии были одной из причин появления революционных идей. В индустриальную эпоху утопии потеряли свою популярность. Антиутопии, более популярные в XX и XXI вв., служат предупреждением для современного общества, предостерегая от возможных негативных последствий непродуманных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY IMAGE AS THE BASIS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS

The article investigates the influence of futuristic literature on the society. Fiction and scientific literature are analyzed. The conclusion is made that utopian literature contributed to the appearance of revolutionary ideas. In the industrial epoch utopian literature lost its popularity. The more popular in the 20th and 21 st cent. dystopias serve as a warning against the possible negative consequences of ill-considered reforms.

Текст научной работы на тему «Литературный образ как основа общественных изменений»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Анастасия Корчагина*

философы эпохи Просвещения, писатели-футуристы, фантасты XX века создавали образ будущего человечества, стремились обратить внимание людей на важные проблемы, которые будут актуальны.

В настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос, как литература, проектирующая будущее, может повлиять на умы людей и какую может предоставить пищу для размышлений. Литература разной направленности:

публицистическая, научная, художественная -может повлиять на настроения целого общества в определенный отрезок времени.

Так, произведения социалистов-утопистов породили волну новых идей в обществе и способствовали возникновению революционных движений в борьбе за свободу, права и идеальное общество. Томас Мор написал свою книгу, даже в названии отражавшую надежду на лучшее устройство общества, и рассчитанную на широкого читателя «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия». Томмазо Кампанелла создал «Город солнца», изображая идеальное общество и государство в своем видении.

“Произведения социалистов-утопистов

породили волну новых идей в обществе и способствовали возникновению революционных движений...”

В XVIII веке наиболее популярными политическими теориями стали «Теория общественного договора» и «Концепция естественных прав». В соответствии с ними каждый человек от рождения имеет все права. Томас гоббс в «Левиафане» определяет естественный закон, «как предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни»1. В соответствии с договорной теорией люди сами определяют

* Корчагина Анастасия Павловна,

студентка Факультета иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета;

170100 Тверь, ул. Желябова, 33;

Email: koshka6754@mail.ru

56

Анастасия Корчагина

правителей и передают им часть своих прав. Эти идеи стали основой буржуазных революций XVII-XIX вв. Люди вдохновенно верили, что, свергнув абсолютизм, они смогут вернуть свои права.

Но XVII-XIX века стали эпохой становления индустриального общества, временем формирования не только новых общественных теорий, но и экономических. господствовали концепции «экономического человека», в соответствии с которыми стремление к выгоде является единственным мотивом деятельности человека. Лозунг "Деньги имеют значение" ("Money matters"), становится определяющим, за ним не видно человека. Однако конец XIX века - начало XX в. продемонстрировали обществу, что накопительство без общественного спроса и государственного контроля может привести к кризису. Мы не можем смотреть в будущее, не учитывая уроков истории.

человечество, пережившее в XX веке две мировые войны и экономическую депрессию, распад крупных колониальных империй и появление новых государств, подготовило почву для новых размышлений. прошлое казалось лучше настоящего, а появление тоталитарных режимов рисовало будущее в самых мрачных тонах. писатели, будучи угнетенными безысходностью своего века, не имея надежды на какие-либо перемены, создавали антиутопии, показывая, что далее жизнь станет более тяжелой для свободных людей. В этом ряду особенно выделяются книга Евгения замятина «Мы», роман Джорджа Оруэлла «1984», и книга Дэвида Митчелла «Облачный атлас».

Евгений замятин в своей антиутопии «Мы» показал ужасающую картину, где все подчинены одному Благодетелю, люди не имеют права на собственные мысли, все подчинено точным расчетам, все живут одинаково, нет ни любви, ни дружбы, ни семьи. Все общее, нет никакой собственности, существует лишь «уравниловка», но не равенство. Есть лишь слепое подчинение власти. В человеке даже пытаются убить фантазию, последнее, что делает человека человеком. этот литературный сюжет напоминает «город Солнца» томмазо кампанеллы, где общественным было все: и семья в том числе, все было подчинено государственному контролю.

В данной истории связь настоящего и прошлого разрушена. Для всех жителей музыка и литература древности - это что-то дикое, не укладывающееся в рамки разумного и рационального. Люди работают на будущее, стремятся, чтобы разум победил, но окончательно вычеркнули опыт прошлого из своей жизни.

Похожая ситуация предстает и в книге «1984» Джорджа Оруэлла, где история и прошлое меняются, согласно нуждам партии, чтобы она была удобной правящим эшелонам власти. Книга пронизана антиутопическими настроениями. Джордж Оруэлл изобразил будущее мира после Второй мировой войны в 1984 году. Опять же на вершине власти стоит практически полубог Большой (Старший) Брат, который следит за всеми. В книге также показана тяжелая жизнь простых людей, задавленных нищетой, бесправием, постоянным наблюдением, доносами, слежкой. по предыдущим поколениям прокатилась волна

57

Социальные явления №2. 2013

репрессий, ненужные и опасные люди были «распылены», стерты с лица Земли, словно их никогда и не существовало. здесь свободомыслие всячески раздавливалось. Если люди уклонялись от «правильных» мыслей, то сначала мысли уничтожали в их головах, а затем казнили. Жестокость власти была направлена даже на самое светлое чувство -на любовь, которая была между главными героями.

Главный герой работал в месте, где переписывалось то, что ранее было правильным, где история поминутно исправлялась и подчищалась, согласно нуждам настоящего. Прошлое лишь смутно существовало в воспоминаниях. Изгнание прошлого было направлено лишь на то, чтобы люди думали, что лучше, чем их жизнь, быть не может. Опыт прошлого всегда важен и многое в историческом процессе повторяется; к сожалению, чаще всего люди забывают это правило. Подчеркиваются ошибки прошлого, но не замечаются ошибки настоящего, и, как правило, это прогнозирует неустроенность в будущем.

«Облачный атлас» - книга неоднозначная и вызвавшая много споров и обсуждений, также как и экранизация данной истории. Это сложная история, где затронуто много различных тем: дружба, любовь, предательство, борьба за независимость и даже переселение душ, использование человека как биоматериала.

Но из всей книги наиболее интересна читателю часть «Оризон Сонми-451», описание будущего. Эта история и есть самая настоящая антиутопия. Показан город будущего, компьютерные технологии на службе человечества и люди... люди, выращенные искусственным путем: так называемые фабрикантки. Взгляд автора на будущее настолько мрачен, что читателя оно скорее удручает, а не вдохновляет. Современное общество стремится к идеальному правовому обществу, и вдруг нам рисуется образ, где люди разделяются на так называемых чистокровных и фабрикантов. Первые становятся полноправными хозяевами не только в государстве, но и решают судьбы вторых.

Такие фабриканты как Сонми, Юна и прочие девушки-прислужницы кажутся идеальным вариантом для сферы услуг, им не нужна зарплата, отдых, они вынесут любое обращение клиентов-потребителей. В образах этих прислужниц знаменитая фраза «Клиент всегда прав», столь популярная в сфере обслуживания, рисуется как укор своенравности современного мира и вызывает сочувствие ко всем людям, кто работает в данной сфере. Как это похоже на эпоху XVIII-XIX веков, когда деньги решали все, а все духовные ценности уходили на второй план или вовсе не принимались во внимание. История дает нам много примеров того, что деградирующее общество не может гармонично развиваться и уж тем более не может считаться высокоразвитым и идеальным. В любом бесправном обществе, где даже собственные мысли считаются преступлением, рано или поздно появляются идеи свободомыслия и ничем и никогда нельзя убить индивидуальность человека. Несмотря на свои иллюзии в представлении будущего, автор напоминает, что ошибки прошлого могут проявиться в будущем, и нельзя об этом забывать.

58

Анастасия Корчагина

Все книги призывают нас задуматься над тем, каких мы воспитаем потомков, будут ли они безликими и бесчувственными машинами или останутся способными сострадать, помогать. философы и писатели на протяжении многих веков задаются одним и тем же вопросом, что ценнее для человечества: культура или экономическое благосостояние? И не однажды общество получало

подтверждение того, что без культуры невозможно развитие цивилизации.

Если в XVII веке, в эпоху просвещения, люди верили в светлое будущее и был уверены, что можно построить идеальное общество, то в XX веке после двух мировых войн и появления тоталитарных режимов у философов, рисующих образ будущего, появилась уверенность, что дальше жизнь будет только хуже.

Утопии постепенно потеряли свою популярность в обществе, потому что они демонстрировали всеобщее равенство, но в развитии каждого общества эта идея была опровергнута, так как стало очевидно, что все люди разные, а равенство и индивидуальность несовместимы.

появление антиутопий в литературе для современных людей должно стать предупреждением, каким может быть ужасным будущее, если в настоящем неправильно расставлены жизненные акценты.

Индивидуальность каждого бесценна. Литературные истории показывают, к чему может прийти человек, если все будет обезличено, упорядочено одной идеологией: будет существовать только неуемная жажда прибыли одних, либо жажда власти других, подавляющих свободу. к сожалению, личности, стремящиеся к лучшей жизни, всегда жертвуют собой ради великой цели, ради идеального общественного мира. Но несовершенство окружающей действительности также всегда будет причиной появления мрачных картин будущего. Образ будущего в литературе может восприниматься обществом как руководство к действию; у людей появляется навязчивая идея либо следовать этой картине, либо приложить максимум усилий, чтобы избежать такого будущего.

Примечание

1 1 Гоббс Т Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.,

1936. с.115.

“История дает нам много примеров того, что деградирующее общество не может гармонично развиваться и уж тем более не может считаться высокоразвитым и идеальным..."

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.