Научная статья на тему 'Философско-правовые аспекты понимания принципа справедливости в праве'

Философско-правовые аспекты понимания принципа справедливости в праве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
617
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович, Юнусов Эмзари Абдулжабарович, Жеребцова Елена Николаевна

В статье с учетом анализа высказываний философов рассматривается категория «справедливость». Отмечено, что справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политическом и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций, в свою очередь и государство должно выполнять обязанности по отношению к гражданам в реализации принципа справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович, Юнусов Эмзари Абдулжабарович, Жеребцова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-правовые аспекты понимания принципа справедливости в праве»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

^ А. ЮНУСОВ, преподаватель-методист юридического факультета Академии ФСИН России (г. Рязань)

S. A. YUNUSOV, head teacher of Law Department of the Academy of FSIN of Russia (Ryazan)

Э. А. ЮНУСОВ, старший преподаватель кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России (г. Рязань)

>

1®|

E. A. YUNUSOV, Senior Lecturer, Department of Theory of State and Law, International and European Law Academy FSIN of Russia (Ryazan)

Е. Н. ЖЕРЕБЦОВА, курсант 417 учебной

группы, Академии ФСИН России (г. Рязань)

Щ

E. N. ZHEREBTSOVA, 417 cadet training > group, the Academy of the Federal Penitentiary 3

Service of Russia (Ryazan) a

a

u u

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРИНЦИПА

СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВЕ |

а

LEGAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF UNDERSTANDING THE |

PRINCIPLES OF JUSTICE IN THE RIGHT i

вается категория ««справедливость». Отмечено, что справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политическом и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и

«

Аннотация. В статье с учетом анализа высказываний философов рассматри- а

I

ная в праве и утвердившаяся в политическом и нравственном сознании, выступает в ка- ^

¥ а

от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций, в свою а очередь и государство должно выполнять обязанности по отношению к гражданам в 2 реализации принципа справедливости. |

Ключевые слова: справедливость, мораль, нравственность, право. о

I

Annotation. The article based on the analysis of statements philosophers considered ¡^

Vaeth category of «justice». Noted that justice, fixed-valued and the right to approve the po- ^

litical and moral consciousness acts as a spiritual personality as safeguards against arbitrar- g

iness of other persons, and from excess powers of the state, its agencies and organizations, in Ju turn, and the state should carry out duties in relation to citizens in the implementation of the principle of justice.

Keywords: justice, morality, ethics, and law.

Справедливость - одна из важнейших нравственных проблем современности. И поэтому правильно отмечает М. Ю. Пахалов, что справедливость, вероятно одно из самых сложных, многозначных и «неудобных» для научного обихода понятий [1]. Ее можно назвать процессом, претерпевающим изменения в историческом плане, приобретающим новые качества и теряющим имеющиеся, получающим новую сущность и оценку.

Смысл понятия справедливости искали множество ученых, философов, мыслителей древности, жившие в разных странах и в разные временные эпохи. Они понимали, что эта категория -один из самых важных факторов, оказывающих мощное влияние на течение жизни всей человеческой цивилизации.

Многие мыслители Древнего мира в своих сочинениях поднимали проблему справедливости и несправедливости, считая два этих понятия признаками совершенства или несовер-^ шенства человеческих взаимоотноше-^ ний, критериями их поведения, при-3 знавая их божественное происхожде-а ние. Например, греческий философ Ге-^ раклит Эфесский, который жил в 544-Оц 483 гг. до н. э., указывал: «Бог - спра-¡^ ведливость... У бога прекрасно все, и ^ хорошо, и справедливо; люди же одно | считают несправедливым, другое -справедливым». А вот что утверждает Ц Пифагор (580-500 гг. до н. э.) в своем ■е произведении «Золотые строки пифа-^ горейцев»: «В силе и в деле себя под-

Т-Т

§ чиняй справедливости строгой». Пре-| подававший в Афинах философию „а Анаксагор (около 500-428 гг. до н. э.) ^ считал, что ум - бесценный источник | прекрасного и справедливого. | Мысли древних философов о

^ том, что существует прочная связь понятий о справедливости, правде, истине ^ и интересов человеческого общества, а государственности, отразились в со-

держании мифа, придуманного, по свидетельству Платона, Протагором (481411 гг. до н. э.). Миф гласил: искусство политиков состоит в том, чтобы объединенные совместным проживанием в одном городе (или государстве) люди не причиняли друг другу обиды, а если причинят, то их общая жизнь может завершиться, они рассеются и погибнут. Именно поэтому Зевс привел к людям Стыд и Правду, которые должны были поддерживать порядок в городах и укреплять дружбу жителей, приказал разделить их между всеми поровну и установить закон: тех из них, кто не в состоянии иметь в своей душе эти два качества, «убивать, как язву города» [2].

Очень много сделали для изучения и разработки понятия справедливости, толкования ее социальной роли знаменитые древнегреческие философы и мыслители - Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Платон в своем учении о справедливости использует суждения, не утратившие своей актуальности и в наши дни. Например, он утверждал, что законность и справедливость идентичны, а в основе писаных законов и обычаев лежит справедливое начало. Тезис софиста Фраимаха о том, что справедливость - это пригодное для сильного тождество закона и справедливости, не нашла у Платона поддержки, ибо он считал, что идеальное государство можно построить только на базе законности, а никак не на усмотрении правителя, которое может привести самым непосредственным путем к «порче и несправедливости» государственного строя и законов построенного на его основе государства [3].

Вызывают интерес и мысли Платона о равенстве как показателе справедливости, особенно его идея воздаяния равным за равное. Мыслитель воспринимал равенство в качестве изме-

няющейся под воздействием обстоятельств «надлежащей меры» и соответствующего ей пропорционального воздаяния. В своих «Законах» ученый назвал равенство двух видов, пусть и одноименных, но в реальности во многом чуть ли не антагонистических. Почетное место Платон отводит равенству мер, веса, чисел. Смысл этого лучшего и бесспорного равенства сводится к следующему: оно уделяет большему большее, меньшему меньшее и дает каждому соразмерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда людям более добродетельным в противоположность тем, что менее преуспели в добродетели и воспитании. Оно разумно уделяет каждому надлежащее. Учитывая, что одной из главных добродетелей в античном мире считалось богатство, можно сказать: равенство по человеческим достоинствам по сути своей выражало реальные отношения социального неравенства [4].

«Для неравных равное стало бы неравным, если не соблюдена надлежащая мера», - отмечает Платон. Указанную меру может установить и обеспечить ее реализацию только государство, поэтому все, что относится к государственному устройству, идентично справедливости. Философ усматривает в этом положении некоторое несоответствие восприятию справедливости толпой народа, из-за чего могут возникнуть в стране волнения и междоусобицы, поэтому предлагает иной вид равенства, также необходимый по указанным выше причинам. Этот вид - равенство граждан вне зависимости от принадлежащих им достоинств и добродетелей, и называется демократическим: «...Вследствие недовольства широких толп необходимо применять равенство, путем жребия, призывая в молитвах бога и доброе счастье, чтобы они направили жеребьевку к высшей справедливости. Так-то приходится пользоваться обоими видами равенства; однако тем из них, где господ-

ствует случайность, как можно реже»

[5].

Как видим, Платон приравнивает идею социального неравенства к выражению высшей справедливости, причем божественного происхождения, утверждая, что это «самое истинное и наилучшее равенство, ибо это - суждение Зевса». Одновременно он признает подлинное равенство людей второстепенным и даже случайным, не приносящим пользы явлением, которое практически не связано с истинной справедливостью.

Древнегреческие философы делили справедливость на два вида -уравнительную и распределительную -и отдельно называли такой вид справедливости, как воздаяние, базирующееся на принципе пропорциональности заслуг человека перед обществом. Платон указывал на то, что справедливость может быть свойственна и конкретному человеку, и, видимо, целому государству. Идею об идеальном и справедливом государстве мы находим в его работе «Государство», где отмечается, что государство само может создавать человеческие потребности. Основой государства он назвал принцип разделения труда, который определял существование трех сословий - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Платон считал требованием справедливости то, что каждое из названных сословий, а также каждый член государства занимался порученным ему делом: «Заниматься каждому своим делом - это, пожалуй, и будет справедливость». Кроме того, ученый делал замечание о том, чтобы каждый человек «имел свое и исполнял тоже свое» так, чтобы никто «не захватил чужого и не лишился своего»

[6].

Идеалы справедливости и гуманизма имеют глубокие исторические корни и органически соединяют в себе преходящее и непреходящее, изменчивое и устойчивое [7]. С древнейших времен до

> >

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

наших дней краеугольным камнем юриспруденции является идея справедливости, а точнее - представления о «справедливости» в их социально-правовой, научно-практической и философской интерпретации в различные периоды истории и в разных обществах.

Сегодня справедливость служит мерилом уровня духовной жизни, определяющим оценку всех общественных отношений и человеческой

деятельности. Она включает в себя оценку всего того, что создает человек с позиций исторически сформировавшихся представлений о должном и желанном. Сконструировать меру для оценки человеческих поступков - это и есть суть справедливости.

Справедливость как феномен общественного сознания пронизана противоречиями, и потому ее сущность не может быть передана в однозначной формально-логической оболочке. Она служит прямым регулятором деятельности людей в любой ситуации и одновременно с идеальными признаками содержит конкретные, реальные, жизненно важные, четко проявляющиеся признаки.

Для справедливости характерна ^ органическая связь с происходящей ^ деятельностью. Она представляет собой 2 не просто цель и образец, мерило, но и а непосредственно процесс, стремящийся ^ к достижению цели [8]. Оц По нашему мнению, справедли-

вость как принцип права в некоторых ^ правовых отраслях представляет собой Ц основную мысль и не закреплена в ка-Ц* честве собственно принципа права в це-| лом (отрасли права). Мы можем увидеть ■е выражение принципа справедливости ^ как идеи, некоего общего начала, со-| держащегося почти во всех отраслях | современного российского права. Хотя „Л в преамбуле Конституции Российской Федерации выражена вера в добро и | справедливость, но в основном тексте | этого основополагающего документа

~ термин «справедливость» почти не ис-а

£

а «

пользуется. Если рассматривать содержание и сущность термина «справедливость», то они повышают ценность отрасли права в целом и выражают его направленность на справедливое правовое регулирование [9]. Вследствие этого если закрепить, например, в ст. 2 Конституции РФ принцип справедливости, то таким образом будет объективно создана справедливая основа для правового регулирования всех отношений в России.

Справедливость должна быть присуща праву изначально, так право есть общеобязательные нормы. И если в содержании норм права в России будет качество справедливости, то сущность справедливого правового регулирования будет иметь место в существующей правовой материи. Справедливость норм права с точки зрения его содержания, его сущности повышает ценность права в целом и выражает его направленность на справедливое правовое регулирование.

Итак, справедливость есть фундамент права, несущего в себе содержательную и юридически точно очерченную истину. Справедливость как непременный элемент правовой системы охватывает все ее составляющие, так как является качественной характеристикой права [10]. Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политическом и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций, в свою очередь и государство должно выполнять обязанности по отношению к гражданам в реализации принципа справедливости.

В комментарии к одному эдикту Ульпиан писал: «Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении к другому, такие же положения могут применены и в отношении его самого» (фраза напоминает впоследствии сформулированный Кантом катего-

рический императив). Мнение Аристотеля по этому поводу таково: «Справедливость - это душевная добродетель,

•к •к •к

состоящая в том, чтобы всем воздать по заслугам» [11].

ЛИТЕРАТУРА

1 См.: Пахалов М. Ю. Справедливость: от объективной ценности в политико-правовой мысли западноевропейского Средневековья к современной абстракции // История государства и права. 2013. № 17. С. 39.

2 Античные философы: свидетельства, фрагменты, тексты. Киев, 1955. С. 23, 26, 38.

3 См.: Беланова Г. О. Указ. соч. С. 22.

4 См.: Там же.

5 Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984. С. 45.

6 Беланова Г. О. Указ. соч.

7 См.: Давидович В. Е. Указ. соч. С. 19.

8 См.: Давидович В. Е. С. 23.

9 См.: Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М., 2008.

10 См.: Давидович В. Е. Указ. соч. С. 191.

11 Цит. по: Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории государства и права. М., 1997.

© Юнусов С. А.

© Юнусов Э. А.

© Жеребцова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1лг\ 111 < А. А. МУХОРТОВ, преподаватель кафед-

УДК 340.111.5 N N ТГТ

^ ры гражданско-правовых дисциплин Уфим-

Щ

ского юридического института МВД Рос- ^ сии (г. Уфа) 3

а а

о о

A. A. MUKHORTOV, lecturer, Department of Civil Disciplines Ufa law Institute of MIA of q^ Russia (Ufa)

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ |

а S

MORALITY AND ETHICS IN ACTIVITIES PROSECUTION AUTHORITIES ^

a о о

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия ^ нравственных и моральных норм, их сходство и различие, а также взаимосвязь данных g норм с органами прокуратуры. Целью исследования является выработка общих и раз- Ц личных аспектов действий норм морали и нравственности с целью определения эф- Ц фективной модели их соотношения.

Ключевые слова: мораль, нормы морали, нравственность, нравственные нор- g мы, нормативные явления, процесс правоприменения, применение норм морали и нрав- §

ственности, этика прокурора. ^

«

а «

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.