Научная статья на тему 'Философско-методологический компонент общегуманитарного базиса образования'

Философско-методологический компонент общегуманитарного базиса образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ БАЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / HUMANITARIZATON (COMPLETION WITH HUMANITIES) OF EDUCATION / EDUCATION BASED ON GENERAL HUMANITIES / WORLD OUTLOOK / PHILOSOPHICAL AND PROCEDURAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елканова Тамара Михайловна, Чеджемова Нина Михайловна

Рассмотрены сущность и структура философско-методологического компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, формирующего способы мышления и деятельности и предусматривающего выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елканова Тамара Михайловна, Чеджемова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PROCEDURAL COMPONENT OF EDUCATION BASED ON GENERAL HUMANITIES

There paper considers the essence and structure of the philosophical-& procedural component of a conceptually estimated model of education based on general humanities, forming specific modes of thought and acting, and providing for identification and comprehensive analysis of philosophical content of various theoretical assumptions, methods of harmonization of conceptual structures with physical reality.

Текст научной работы на тему «Философско-методологический компонент общегуманитарного базиса образования»

УДК 378.02

Елканова Тамара Михайловна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

E-mail: [email protected]

Чеджемова Нина Михайловна,

Elkanova Tamara Michailovna,

Ph D in Phys ics, Associate Professor of the Chair of Condensed Matter Physics, State Educational Institution of Higher Professional Education “North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov” E-mail: [email protected].

Chedzhemova Nina Mikhailovna,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных факультетов ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

E-mail: [email protected].

PhD in Pedagogics, Associate Professor of the Chair of Foreign Languages, State Educational Institution of Higher Professional Education “North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov”

E-mail: [email protected].

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены сущность и структура философско-методологического компонента концептуально -теоретической модели общегуманитарного базиса образования, формирующего способы мышления и деятельности и предусматривающего выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью.

PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL COMPONENT OF THE GENERAL-HUMANITARIAN BASIS OF EDUCATION

There paper considers the essence and structure of the philosophical-& procedural component of a conceptually estimated model of education based on general humanities, forming specific modes of thought and acting, and providing for identification and comprehensive analysis of philosophical content of various theoretical assumptions, methods of harmonization of conceptual structu res with physical reality.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, об- Key words: humanitarizaton (completion with humanities) щегуманитарный базис образования, мировоззрение, of education, education based on general humanities, философско-методологический компонент. world outlook, philosophical and procedural component.

Современная цивилизация характеризуется новым типом социокультурного образования, в рамках которого главным является подготовка к овладению методами и содержанием познания, поэтому целью обучения выступает не только получение самого результата, а прежде всего овладение методами деятельности, ее средствами. В связи с этим одной из главных целей современного высшего образования является обучение студентов научному мышлению, применению методов и категорий науки, что требует включения в содержание профессионального образования специальных методологических знаний, состоящих из общенаучных терминов, знаний о структуре знаний, знаний о методах научного познания. Переосмысление схем мышления, которое невозможно осуществить без методологических знаний, диктуется и психологическими условиями деятельности в быстро изменяющейся технологической среде. К такому же выводу приходят и специалисты в области методологии научного познания: «В учебном процессе, наряду с приобретением учащимися предметного профессионального знания и складывающейся на его основе картины мира, должно не менее интенсивно формироваться научное понимание самого процесса познания, овладения методологическими, регулятивными принципами и нормами» [1, с. 21-25.].

Компоненты новой образовательной парадигмы - фундаментализация и целостность образования. «Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический - с освоением методологии и приобретением навыков познания» [2, с. 23-27]. Это обусловливает необходимость отражения в содержании профессионального образования вопросов формирования методологической культуры, включающей методы познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности.

Мы считаем, что обязательным структурным элементом в разработанной нами модели общегуманитарного базиса образования [3, с. 88-93; 4, с. 56-59; 5, с. 62-64] является философско-методологический компонент, которыйформирует способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера, а также предусматривает выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью. Философско-методологический ком-

21S

понент призван раскрыть особенности современного мышления, адекватного новым условиям и задачам, стоящим перед обществом XXI века и связанным с необходимостью обеспечения не только выживания, но и развития человечества. Этот компонент приобретает особенно важное значение в связи с формированием на современном этапе развития науки новой эволюционно-синергетической картины мира, требующей освоения понятийно-категориального аппарата эволюционной концепции научной картины мира, характеризующегося таким уровнем обобщения и систематизации научного знания, при котором наиболее полно представляется взаимосвязь конкретно-научных концепций и философии. Формирование философско-методологических компетенций в учебном процессе необходимо для развития целостного научного мировоззрения, системного взгляда на текущее состояние своей профессиональной области, на цели, предмет, характер и результаты своей профессиональной деятельности (решение задач совершенствования, рационализации научной деятельности, опираясь на разрабатываемые философией мировоззренческие и методологические ориентиры и основные положения, способность отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения, способность переноса знаний в незнакомые проблемные ситуации). В настоящее время проблема исследования педагогических условий и методов формирования общенаучных компетенций в процессе изучения отдельных дисциплин является достаточно актуальной. Однако, несмотря на наличие ряда разработок, потенциальные возможности учебных дисциплин по формированию научного мировоззрения используются в недостаточной степени, взаимосвязь конкретно-научных знаний и философских, методологических проблем конкретной учебной дисциплины не находит адекватного отражения и реализации ни в программах, ни в учебниках, ни в методических разработках, в которых преобладают объяснительноиллюстративные, декларативные методы предъявления информации. Поэтому проблему углубленного исследования мировоззренческого потенциала общенаучных и специальных и разработку методов его эффективной реализации на основе системного подхода мы считаем актуальной.

Мы считаем, что целенаправленная и всесторонняя разработкапроблемы формирования научного мировоззрения, философско-методологических компетенций студентов в процессе обучения может идти в следующих направлениях: разработка основных положений и концепций комплексной, научно обоснованной программы гуманитаризации естественнонаучного и технического образования как необходимого условия формирования целостного научного мировоззрения [[3, с. 88-93; 4, с. 56-59; 5, с. 62-64; 7, с. 64-66]; расширение содержания междисциплинарных связей в преподавании общетеоретических и специальных дисциплин, разработка обязательных и элективных спецкурсов интегративного характера;более полное выявление мировоззренческого потенциала изучаемых дисциплин и разработка методов его эффективной реализации во всех формах организации учебного процесса; разработка критериев определения уровня сформированности научного мировоззрения, методов оперативной диагностики, контроля и самоконтроля уровня усвоения мировоззренческих понятий.

При изучении любой учебной дисциплины должно формироваться понимание мира как системы, развитие которой имеет сложный нелинейный характер. Почти каждая тема курса естественнонаучных, математических и технических дисциплин дает возможность акцентировать внимание на стратегии, уровнях и методах научного познания, общенаучных и общеметодологических принципах симметрии, причинности, сохранения, дополнительности, соответствия и т.п. Мы считаем, что необходимо уделить особое внимание проблемам, связанным с формированием и эволюцией конкретно-научных картин мира, так как именно в научной картине формируется понятийно-категориальный аппарат эволюционной концепции картины мира как высшего уровня обобщения и систематизации знания, где наиболее полно находят свою конкретизацию общенаучные понятия: материя, пространство, время, взаимодействие, развитие, самоорганизация и др. Многие авторы отмечают, что один из основополагающих принципов современного научного познания - принцип глобального эволюционизма - радикально изменил общенаучную картину мира, придав ей отчетливо выраженную эволюционно-синергетическую направленность, ориентированную на изучение объектов, процессов и явлений окружающего мира как сложных, исторически развивающихся систем.

Философско-методологические знания вводятся в учебно-воспитательный процесс с помощью разных форм включения. Не затрагивая всего комплекса проблем, связанных с реали-зацией указанных выше направлений, остановимся на разработке и совершенствовании активных методов формирования научного мировоззрения, применение которых позволяет изменить ролевую позицию студента в учебном процессе, переводя его из объекта обучения в субъект

деятельности; при этом студенту не просто предъявляется учебная информация, а его усилия направляются на непосредственное с нею взаимодействие. Предлагаемая нами система активных методов предусматривает:широкое использование на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях проблемных методов обучения и воспитания как при изучении нового материала, так и при организации самостоятельной работы студентов;использование специальных проблемно-исследовательских заданий и вопросов философского, методологического характера, а также анализ мировоззренческого содержания изучаемого материала (производится студентами самостоятельно и контролируется преподавателем) и самостоятельное составление студентами вопросов такого типа. Для обеспечения возможностей эффективной реализации предлагаемых методов нами разработана типология философских, методологических заданий и вопросов, включающая, в частности, задания, направленные: на формирование, развитие и конкретизацию общенаучных понятий; на формирование общенаучных и конкретнонаучных методов познания; на усвоение методологических принципов науки; на выделение основных положений и важнейших характеристик конкретно-научной картины мира, этапов ее эволюции; на раскрытие взаимообусловленности уровня развития науки и уровня развития производительных сил; задания и вопросы на конкретизацию философских законов и категорий, на раскрытие философских, мировоззренческих аспектов конкретно-научных явлений и процессов; задания, раскрывающие влияние мировоззрения на интерпретацию и применение научных открытий; задания на критический анализ выдержек из научных работ; задания, основанные на историко-методологическом материале; задания, касающиеся спорных, нерешенных проблем, стоящих перед наукой и др. В соответствии с разработанной типологией составлены учебные пособия, которые содержат около 600 вопросов и заданий по философским проблемам физики. Блок по философско-методологическим проблемам физики включен и в разработанные нами учебные пособия по физическому практикуму и решению задач.

Диагностика и контроль сформированности системы философско-методологических компетенций предполагает выполнение студентами заданий специального характера в форме тестов разного типа и уровня и выполнение исследовательских экспериментальных работ. При этом критерием качества компетенций студентов выступает умение применять общие принципы, методологию познания конкретных явлений и процессов при решении возникающих проблемных ситуаций и учебных задач.

Накопленный в течение длительного времени опыт реализации предлагаемых активных методов формирования научного мировоззрения показывает, что при этом достигаются следующие цели: осуществляется актуализация и эффективный перенос знаний из одной области знания (философии) в другую (конкретно-научную), формируется научное мировоззрение; вырабатываются навыки ориентации в потоке научной информации, развиваются умения анализировать, сопоставлять, дискутировать, оценивать; происходит профессионализация знаний; увеличивается эмоциональность восприятия, развивается познавательная активность и творческая самостоятельность; осуществляется оперативная диагностика уровня сформированно-сти научных понятий, реализуется возможность непрерывного контроля и самоконтроля; улучшается знание изучаемого фактического материала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. МикешинаЛ.А. Стиль научного мышления (философско-методологические и педагогические аспекты) // Вестник высшей школы. 1988. №5.

2. Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного образования // Высшее образование в России. 1994. №4.

3. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. 1992. №2.

4. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. №7.

5. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Гуманитаризация профессионального образования в компетентностно-ориентированной системе // Высшее образование сегодня. 2010. №10.

6. Елканова Т.М., Белогуров А.Ю. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. 1995. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.