Научная статья на тему 'Философско-методологический анализ феномена «Образование»'

Философско-методологический анализ феномена «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старникова Виктория Геннадьевна

В статье автор формулирует два методологических принципа, на основе которых может быть осуществлен социально-философский анализ образования в контексте философии образования. Рассматривая различные подходы к исследованию феномена «образование» автор выявляет деятельностный, ценностный, институциональный и системный его аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and methodological analysis of the phenomenon «education»

In the article the author formulates 2 methodological principles on which base the social-philosophical analysis of the education in the context of the philosophy of education can be carried out. Taking into consideration approaches to the research of the phenomenon «education» the author discovers its active institutional and systematic aspects.

Текст научной работы на тему «Философско-методологический анализ феномена «Образование»»

15. Гусейнов АЛ. Справедливость // Этика. Энциклопеди- Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11. ческий словарь. — М., 2001. — С. 458.

КИБАРДИНА Людмила Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, соци- Статья поступила в редакцию 02.07.2009 г. альной работы и политологии. © Л. Н. Кибардина

уДК 1+2-75 В. Г. СТАРНИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ОБРАЗОВАНИЕ»_______________________________

В статье автор формулирует два методологических принципа, на основе которых может быть осуществлен социально-философский анализ образования в контексте философии образования. Рассматривая различные подходы к исследованию феномена «образование» автор выявляет деятельностный, ценностный, институциональный и системный его аспекты.

Ключевые слова: образование, философия образования, методологические принципы, социально-философский анализ.

В XXI веке особенно важно уделять специальное внимание философскому обоснованию проблем образования. Российская система образования переживает глобальное обновление, требующее философского осмысления и обоснования условий, которым она должна соответствовать, а также общих целей и задач, которые она призвана решать в обществе.

Философское осмысление феномена образования есть направленный процесс, при котором упорядочение деятельности познающего субъекта осуществляется посредством определенных методологических регулятивов. Поэтому в условиях современной модернизации образовательных систем и смены образовательной парадигмы невозможно внести какой-либо существенный вклад в теорию и практику образования без овладения методологическими приемами философии, без понимания значения методологической функции философии в образовательном процессе.

Философия сама является общей методологической для всех других наук, определяет общие формы и методы научного мышления и образует высший уровень методологического анализа, включающий мировоззренческую интерпретацию результатов научного исследования. На философском уровне анализа современного образования реализуется методологическая, гносеологическая, аксиологическая и социальная функции философии.

Поскольку речь идет о философском осмыслении современного образования, выявлении вышеуказанных функций философии в теории и практике образовательного процесса, по мнению автора, основополагающим методологическим регулятивом выступает философия образования.

Для философского анализа феномена «образования» необходимо сформулировать некоторые методологические принципы.

Первый методологический принцип следует из понимания самой философии образования как отрасли философии, «ставящей и решающей философские проблемы в определенной сфере социального бытия» [1].

Предмет философии образования автор усматривает в определении образования как подсистемы общества, вида социальной деятельности, социального института и определяет обусловленность данного феномена социально-экономическими и духовными потребностями человека и общества. Соответственно, в философском исследовании феномена «образование» используются социально-философские категории, а определяющим методом философии образования для нас является социально-философский.

Второй методологический принцип основан на понимании того, что социальная философия рассматривает образование как социальный феномен, область социальной реальности. Такой взгляд на образование позволяет:

во-первых, выявить место и роль образования в обществе, его взаимообусловленность социальными, экономическими, духовными политическими, демографическими и другими общественными процессами;

во-вторых; представить взгляд на образование как вид социальной деятельности, что переносит акцент на анализ её целей и мотивов;

в-третьих, раскрыть специфику удовлетворения образовательных потребностей и интересов различных субъектов, что задает образовательной концепции смысл;

в-четвертых, проанализировать отношения субъектов образовательного процесса, производных от форм и успешности их взаимодействий.

Итак, философия образования выступает формой философской концептуализации знаний об образовании. Она показывает, что общие принципы фило-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

софии могут быть применены для анализа различных сторон и аспектов образования, которые рассматриваются нами как комплексное явление.

Философский анализ образования, прежде всего, предполагает определение его сущности, смысловое наполнение этого понятия. Поскольку понятие «образование» весьма многоаспектно, в философской, социальной, педагогической литературе сложились самые разнообразные его трактовки.

Авторы современных учебников по педагогике определяют образование либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта и собственного развития, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков [2], либо как социальное явление. Так, В. А. Сластенин трактует как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные общеобразовательным сознанием социальные эталоны» [3].

По мнению другого представителя педагогической науки, В. Д. Симоненко, образование есть «процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания» [4].

В таком понимании образование выступает лишь как процесс и результат, но не как сложная иерархически организованная подсистема общества, т.е. при таком подходе не может быть выражен социальный характер данного феномена.

В социологической литературе образование принято рассматривать как социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Данную характеристику образования можно встретить в работах Г. Е. Зборовского, А. М. Осипова и др. [5,6].

А. М. Осипов, рассматривая в единстве системные и институциональные характеристики образования, полагает, что оно «является, во-первых, относительно самостоятельной подсистемой общей жизни, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур (насыщенных социальными отношениями); и, во-вторых, социальным институтом, выполняющим ряд функций (то есть объективных и устойчивых по характеру воздействий) в отношении общества и его отдельных подсистем». Исследователь высказывает мысль о связи современной теоретической социологии с философией, в частности с её социально-философскими концепциями [6].

Философский подход к образованию, очевидно, должен основываться исходя из представлений феномена в рамках его функциональности и сущностных характеристик. По мнению многих исследователей, образование тесно связано с культурой, а также ценностями человека и общества. Данную точку зрения обосновал выдающийся философ и педагог С. И. Гессен, заявивший, что образование есть «не что иное, как культура индивида» [7]. Поэтому, по мнению А. В. Деттера, «задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, религии, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [8].

В контексте культурологического подхода образование как «образование самого себя» рассматривает О. В. Долженко и приходит к заключению, что основным «объектом философии должна стать культура, а целью — культурное понимание культуры. Сама философия образования представляет собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире» [9].

С позиции деятельностного подхода образование трактуют В. А. Дмитриенко и М. А. Люрья, определяя его как «организованную деятельность людей, направленную на освоение накопленных ценностей культуры с целью воспроизводства личности, адекватной социальной природе данного общества» [10].

Таким образом, при исследовании феномена «образование» в педагогической, социологической и философской литературе сложились самые разнообразные подходы: институциональный, системный, культурологический и т.д. Однако только социально-философский подход, при котором образование понимается как социально-философский феномен, позволяет рассмотреть это понятие комплексно, т.е. многоаспектно.

Значительный вклад в разработку аспектного подхода в исследовании понятия «образование» внес академик Б. С. Гершунский, который выделяет «по меньшей мере, четыре аспекта его содержательной трактовки: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат» [11].

Учитывая позитивный опыт аспектных исследований и обобщив разные точки зрения с позиции социально-философского подхода, выделим основные аспекты в определении понятия «образование».

В деятельностном аспекте под образованием понимают «организованную деятельность людей, направленную на освоение накопленных ценностей культуры с целью воспроизводства личности, адекватной социальной природе данного общества» [10].

Применение философской категории деятельности для осмысления понятия «образование» представляется весьма продуктивным поскольку наиболее полно характеризует человека как субъекта общественных отношений, выразителя определенных потребностей и интересов. Выступая в качестве формы бытия и способов существования человека, образовательная деятельность, как и любой другой вид деятельности, выполняет следующие функции:

— «обеспечивает удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, реализации его социальных интересов;

— служит источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира» [12].

Образование является не только особым видом продуктивной деятельности, но и непременной предпосылкой освоения других видов социальной деятельности. «Образовательная деятельность характеризуется мерой социальной активности человека в сфере образования и типом образовательного поведения, обусловленным качеством социальной среды и личным потенциалом социального субъекта» [6].

Итак, в деятельностном аспекте образование можно определить как деятельность по формированию социального субъекта, его отдельных свойств и качеств, способ бытия образовательной реальности.

Ценностный аспект понятия «образование» предполагает, с точки зрения Б. С. Гершунского, «рассмотрение трех видов взаимосвязанных блоков: образова-

ние как ценность государственная, образование как ценность общественная, образование как ценность личностная» [11]. При этом подчеркивается, что «личностным ценностям образования должен принадлежать приоритет ... ибо и государственные и общественные ценности образования не могут лишь дедуктивно распространяться на личностные образовательные ценности, ограничивая их заданными пределами и рамками» [11].

Исследование образования в контексте ценностного аспекта дает представление о реальном содержании интеллектуальных, профессиональных, нравственных и социальных ценностей, транслируемых и вырабатываемых системой образования.

Институциональный аспект позволяет определить образование как социальный институт, характеризующийся особой системой функций, ориентированных на определенные общественные потребности, реализация которых способствует поддержанию целостности общества и его развитию. Исследование образования как социального института, осуществляющего образовательную деятельность в установленных рамках, с использованием специальных средств позволяет определить его социальные функции:

— передача (трансляция) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

— генерирование и хранение культуры общества;

— социализация личности, её интеграция в общество;

— социальный отбор (селекция) для обеспечения воспроизводства и изменений социальной структуры общества, его мобильности;

— обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

— развитие системы непрерывного образования;

— социокультурные инновации, разработки т создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

— социальный контроль [13,14].

В рамках системного аспекта образование определяется как «относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социальноэкономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [15].

Данный аспект предполагает исследование образования как целостного явления, обладающего определенной внутренней структурой, с учетом всего комплекса внешних связей и в развитии. Весьма компетентным представляется мнение Е. В. Добрень-ковой, которая считает, что система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

— органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

— сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.);

— творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

— учреждения инфраструктуры науки и образования;

— культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

— образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

— учебники, учебные и методические пособия для преподавателей и учащихся;

— периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие последние достижения научной мысли [16].

Итак, можно констатировать, что образование очень сложное, многоступенчатое явление, которое нельзя определить однозначно. Конечно, выделение деятельностного, ценностного, институционального и системного аспектов образования, не означает нарушение его целостности. Определить сущность такого сложного и многопланового явления, как образование, можно лишь в единстве и взаимодополнении всех этих аспектных характеристик. «Иными словами, аналитическое «разложение» целостного объекта, каким является «образование», предпринимаемое для выявления особенностей того или иного аспектного проявления его сущностных качеств, предполагает и параллельно идущий процесс синтеза, интеграции этих качеств.» [11].

Обобщив вышеизложенное аспектное исследование образования, можно выделить его следующие характеристики:

— социальный феномен, т.к. его цели и задачи определяются обществом, а самообразование является важным фактором общественного развития;

— ценность личностная, общественная, государственная, т.к. в процессе образования происходит формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала общества и государства;

— особый вид продуктивной деятельности, предпосылка для других видов деятельности;

— открытая целостная система, включающая, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», совокупность следующих элементов: образовательные программы и государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, органы управления образованием [17];

— социальный институт, характеризующийся особой системой функций, ориентированных на определенные общественные потребности, реализация которых способствует поддержанию целостности общества и его развития.

Попытаемся свести все вышесказанное к следующей дефиниции. Образование как социально-философская категория — это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, открытая целостная система взаимосвязанных элементов и социальный институт, характеризующийся системой функций, ориентированных на определение потребности личности, общества и государства, важный фактор общественного развития.

Библиографический список

1. Наливайко Н.В. О взаимодействии философии образования и философии / Н.В. Наливайко // Философия образования. — 2002. - № 5. - С. 85-93.

2. Подластый И.П. Педагогика: Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2-х кн. — Кн. 1.: Общие основы. Процессы обучения / И.П. Подластый. — М. : ВАДОС, 2002. — С. 27.

3. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; ред. В.А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 74.

4. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / ред. В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2005. -С. 85.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

5. Зборовский Г.Е. Социология образования : учеб. пособие : в 2-х ч. — Ч. 1 / Г.Е. Зборовский. — Екатеринбург : Изд-во Свердловского инж.- пед. ин-та, 1993. — С. 67.

6. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории /

A.М. Осипов. — Ростов-н/Д : Феникс, 2006. — С. 173, 470.

7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М. : «Школа-Пресс», 1995. — С. 35.

8. Деттер А.В. Введение в философию и историю образования : учеб. пособие / А.В. Деттер. — Томск : ТГПУ, 1998. — С. 13.

9. Долженко О.В. Очерки по философии образования : учеб. пособие / О.В. Долженко. — М. : Промо-Медия, 1995. — С. 37.

10. Дмитриенко В.А. Образование как социальный институт /

B.А. Дмитриенко, М.А. Люрья. — Красноярск : Изд-во КГУ, 1989. —

C. 18, 17.

11. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. — М. : Изд-во «Совершенство», 1998. — С. 34,

35, 45.

12. Горовая В.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания / В.И. Горовая, С.И. Тарасова. — М. : ИЛЕКСА, 2005. - С. 8-9.

13. Шереги Ф.Э. Социология образования: Прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. — М. : Юрист, 1997. - С. 13.

14. Тадевосян Э.В. Социология : учеб. пособие / Э.В. Таде-восян. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Знание, 2001. — С. 264.

15. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова. — М. : Педагогика, 1991. — С. 5.

16. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты / Е.В. Добренькова. — М. : Альфа-М, 2006. — С. 90.

17. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. — 1992. — 31 июля.

СТАРНИКОВА Виктория Геннадьевна, старший преподаватель кафедры философии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 14.07.2009 г.

© В. Г. Старникова

уДК 111 М. Ю. СМИРНОВ

Омский государственный институт сервиса

ХРОНОТОП ПОРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ________________________

В статье анализируются основные особенности человеческой активности, выявляются условия ее возникновения и существования. На основании проведенного анализа автором предлагаются рекомендации, позволяющие повысить уровень человеческой активности. Ключевые слова: активность, деятельность, хронотоп, противоречие, культура.

Одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня, на наш взгляд, является проблема человеческой активности. Что представляет собой эта активность, как она возникает и существует, что влияет на ее уровень? Без ответа на эти вопросы невозможно решить ни одной проблемы в гуманитарных науках. Понимание таких феноменов, как сознание, человек, личность, немыслимо без раскрытия загадки возникновения и существования человеческой активности.

Как убедительно показывают исследования отечественных психологов и философов, сознание человека (и собственно сам человек) формируется и проявляется в деятельности-активности. Другими словами, возникновение сознания и его многочисленных феноменов предваряется наличием определенной активности. При отсутствии подобной активности сознание (человек) не может возникнуть. Равным образом, развитие сознания и его феноменов, очевидно, определяется тем, насколько эта активность обладает интенсивностью и полнотой. Переформулируя данный тезис, можно сказать, что человек начинается с определенного вида активности, и мера человеческого в человеке определяется интенсивностью и полнотой данного вида активности. Например, у аутичных детей, в силу отсутствия этой активности, сознание либо не возникает, либо развивается крайне ограниченно. Таким образом, понимание человека и его развития неминуемо предполагает выявление и изучение ис-

точников возникновения активности, делающей его человеком.

Во многих гуманитарных науках, таких как психология, педагогика, менеджмент, проблема повышения уровня человеческой активности является одной из главнейших. Связано это с тем, что результативность любой деятельности (учебной, трудовой, научной) во многом определяется уровнем активности людей ее осуществляющих. Жизненный успех любого народа, трудового коллектива или отдельного человека во многом определяется уровнем их активности в различных сферах жизни. Возможно ли повысить этот уровень?

Для того чтобы решить поставленную проблему, необходимо разобраться в том, что собой представляет человеческая активность и каковы причины ее возникновения. Как отмечает А. И. Крупнов: «Эффективность практической работы по формированию активной, творческой личности невозможна без решения ряда принципиальных вопросов, связанных с выявлением движущих сил и источников активности человека, знанием их оснований и закономерностей индивидуальных проявлений. Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменяются условия, обеспечивающие новый и качественно иной уровень активности» [1, с. 26].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.