Научная статья на тему 'Хронотоп порождения человеческой активности'

Хронотоп порождения человеческой активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХРОНОТОП / ПРОТИВОРЕЧИЕ / КУЛЬТУРА / ACTIVITY / CHRONOTOP / CONTRADICTION / CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Максим Юрьевич

В статье анализируются основные особенности человеческой активности, выявляются условия ее возникновения и существования. На основании проведенного анализа автором предлагаются рекомендации, позволяющие повысить уровень человеческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronotop generating human activity

In this article the author analyzes basic features of human activity, exposes conditions of its origin and existence. On the basis of the analysis the author offers recommendations raising the level of human activity.

Текст научной работы на тему «Хронотоп порождения человеческой активности»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

5. Зборовский Г.Е. Социология образования : учеб. пособие : в 2-х ч. — Ч. 1 / Г.Е. Зборовский. — Екатеринбург : Изд-во Свердловского инж.- пед. ин-та, 1993. — С. 67.

6. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории /

A.М. Осипов. — Ростов-н/Д : Феникс, 2006. — С. 173, 470.

7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М. : «Школа-Пресс», 1995. — С. 35.

8. Деттер А.В. Введение в философию и историю образования : учеб. пособие / А.В. Деттер. — Томск : ТГПУ, 1998. — С. 13.

9. Долженко О.В. Очерки по философии образования : учеб. пособие / О.В. Долженко. — М. : Промо-Медия, 1995. — С. 37.

10. Дмитриенко В.А. Образование как социальный институт /

B.А. Дмитриенко, М.А. Люрья. — Красноярск : Изд-во КГУ, 1989. —

C. 18, 17.

11. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. — М. : Изд-во «Совершенство», 1998. — С. 34,

35, 45.

12. Горовая В.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания / В.И. Горовая, С.И. Тарасова. — М. : ИЛЕКСА, 2005. - С. 8-9.

13. Шереги Ф.Э. Социология образования: Прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. — М. : Юрист, 1997. - С. 13.

14. Тадевосян Э.В. Социология : учеб. пособие / Э.В. Таде-восян. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Знание, 2001. — С. 264.

15. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова. — М. : Педагогика, 1991. — С. 5.

16. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты / Е.В. Добренькова. — М. : Альфа-М, 2006. — С. 90.

17. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. — 1992. — 31 июля.

СТАРНИКОВА Виктория Геннадьевна, старший преподаватель кафедры философии.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 14.07.2009 г.

© В. Г. Старникова

удк 111 М. Ю. СМИРНОВ

Омский государственный институт сервиса

ХРОНОТОП ПОРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ________________________

В статье анализируются основные особенности человеческой активности, выявляются условия ее возникновения и существования. На основании проведенного анализа автором предлагаются рекомендации, позволяющие повысить уровень человеческой активности. Ключевые слова: активность, деятельность, хронотоп, противоречие, культура.

Одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня, на наш взгляд, является проблема человеческой активности. Что представляет собой эта активность, как она возникает и существует, что влияет на ее уровень? Без ответа на эти вопросы невозможно решить ни одной проблемы в гуманитарных науках. Понимание таких феноменов, как сознание, человек, личность, немыслимо без раскрытия загадки возникновения и существования человеческой активности.

Как убедительно показывают исследования отечественных психологов и философов, сознание человека (и собственно сам человек) формируется и проявляется в деятельности-активности. Другими словами, возникновение сознания и его многочисленных феноменов предваряется наличием определенной активности. При отсутствии подобной активности сознание (человек) не может возникнуть. Равным образом, развитие сознания и его феноменов, очевидно, определяется тем, насколько эта активность обладает интенсивностью и полнотой. Переформулируя данный тезис, можно сказать, что человек начинается с определенного вида активности, и мера человеческого в человеке определяется интенсивностью и полнотой данного вида активности. Например, у аутичных детей, в силу отсутствия этой активности, сознание либо не возникает, либо развивается крайне ограниченно. Таким образом, понимание человека и его развития неминуемо предполагает выявление и изучение ис-

точников возникновения активности, делающей его человеком.

Во многих гуманитарных науках, таких как психология, педагогика, менеджмент, проблема повышения уровня человеческой активности является одной из главнейших. Связано это с тем, что результативность любой деятельности (учебной, трудовой, научной) во многом определяется уровнем активности людей ее осуществляющих. Жизненный успех любого народа, трудового коллектива или отдельного человека во многом определяется уровнем их активности в различных сферах жизни. Возможно ли повысить этот уровень?

Для того чтобы решить поставленную проблему, необходимо разобраться в том, что собой представляет человеческая активность и каковы причины ее возникновения. Как отмечает А. И. Крупнов: «Эффективность практической работы по формированию активной, творческой личности невозможна без решения ряда принципиальных вопросов, связанных с выявлением движущих сил и источников активности человека, знанием их оснований и закономерностей индивидуальных проявлений. Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменяются условия, обеспечивающие новый и качественно иной уровень активности» [1, с. 26].

Несмотря на то, что категория «активность» является одной из центральных научных категорий, она, на наш взгляд, практически не разрабатывалась. До сих пор нет общепринятого определения данной категории. Различные исследователи порой совершенно отлично друг от друга понимают и используют категорию «активность».

Среди исследователей, обращавшихся к изучению феномена активности, можно отметить таких, как М. Н. Руткевич, В. В. Орлов, А.Н. Илиади, Ф. И. Георгиев, В. И. Кремлянский, Н. В. Тимофеева, Л. Ю. Воробьев, В. Г. Мордкович, Л. П. Станкевич, М. В. Демин,

B. В. Поливанов, И. Я. Лысый, В. Н. Сагатовский, В. Х. Беленький, Б. С. Украинцев, С. Д. Смирнов, А. И. Крупнов. Обобщая взгляды различных исследователей на проблему определения понятия «активность»,

C. Д. Смирнов отмечает: «Большинство отечественных исследователей понимают под активностью всеобщее свойство материи, выражающееся 1) в ее способности к самодвижению, 2) в способности изменять другие объекты и 3) в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий» [2, с. 26].

Вслед за С. Д. Смирновым, опираясь на точку зрения большинства отечественных исследователей, мы можем определить активность как всеобщее свойство материи, заключающееся в ее способности к самодвижению, т.е. в тенденции к выходу из состояния полной уравновешенности со средой за счет внутренних отклонений, причиной которых является, в конечном счете, некоторая неоднородность материи [2, с. 26].

Представляя собой всеобщее свойство материи, активность реально существует как активность отдельных материальных объектов — предметов, процессов, явлений, вещей. Эти объекты проявляют активность через свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное и обнаруживает себя своеобразным способом в своем отношении к этому другому. Это свойство, т.е. активность отдельных материальных объектов (систем), соотносится с их движением иначе, чем активность и движение материи в целом. Для более полного раскрытия взаимосвязи активности и движения на этом уровне вырабатывается новое понятие — «пассивность».

Большинство исследователей утверждают, что активность представляет собой совокупность действий, зависящих главным образом от внутренних противоречий, которые опосредствуют влиянию извне. Вследствие этого активность характеризуется определенным преобладанием внутренней детерминации над внешней. Любой объект может быть приведен в движение как собственными внутренними противоречиями, так и внешними для него. В первом случае объект активен, т.е. самодвижим, во втором — пассивен, т.е. его движение есть результат внешнего воздействия, а не его собственной активности.

Каковы же специфические особенности человеческой активности? Исследователи отмечают, что, в отличие от активности животных, человеческая активность носит преобразовательный характер. Человек не столько адаптируется к среде, сколько, наоборот, преобразует среду под себя. В отличие от животной активности, человеческая активность является надситуативной. Поведение животного всецело ограничено его витальными потребностями и той жизненной ситуацией, в которой оно находится. Человек же способен подниматься над ситуацией, выходить за ее пределы, выходить за рамки самого себя.

Способность человека быть относительно независимым от ситуации и выходить за ее пределы в основном связывается с наличием у него сознания. На наш взгляд, возникновение сознания и его развитие во многом является не причиной, а следствием наличия у человека такого феномена, как надситуативная активность. Процесс осознавания всегда начинается с того, что в психике человека возникает некоторая активность, вызванная достаточно сильным нарушением равновесия сил и отношений, установившихся у человека со средой. Недостаток надситуативной активности обусловливает суженность, примитивность сознания человека, объясняет его неспособность встать над ситуацией, преодолеть, казалось бы, незначительные препятствия на своем пути. Без подобного рода активности невозможно обеспечить даже путем целенаправленного воспитания и обучения полноценного развития сознания человека. Примером этого могут быть умственно отсталые и аутич-ные дети.

Некоторые исследователи характеризуют человеческую активность как деятельность. На наш взгляд, понятие «деятельность», которое, зачастую, определяют как целенаправленную активность, является более узким и не раскрывает все специфические особенности человеческой активности.

В вопросе о соотношении категорий «активность» и «деятельность» мы считаем, что категория активность является более широкой, чем категория «деятельность». Например, деятельность может быть более или менее активной. В этой связи в научной литературе категория активность часто понимается как мера деятельности [3]. Необходимо отметить также, что активность не всегда предполагает в отличие от деятельности наличие цели. В связи с этим активность может быть рассмотрена в том числе и как движение самой человеческой деятельности, как процесс ее развития, в ходе которого меняются изначальные цели. Характеризуя человека как активного, мы также порой отмечаем его вовлеченность в большое количество деятельностей в отличие от человека пассивного.

В. В. Поливанов указывает, что не всякая деятельность является активной. Активность человека представляет собой превалирование в его деятельности внутренней детерминации над внешней, самодеятельности над деятельностью, вызванной внешними для него побудителями. Говоря об активной деятельности, В. В. Поливанов отмечает, что она, «как правило, сопровождается повышенной интенсивностью (через сознательную самоинтенсификацию деятельности), сверхнормативностью, высокой производительностью, результативностью и т.п.» [4, с. 24]. «Активность, — по его словам, — «светится» в деятельности ровно настолько, насколько она как сущность обрела в ней свое опосредствованное существование, т.е. насколько деятельность самодеятельна. Самодеятельность есть существование активности в конкретной деятельности или явлении» [4, с. 24].

Деятельность как целенаправленная активность связана не только с активными, но и с пассивными моментами (некоторые устойчивые неподвижные связи, заданные установками, которые фиксируют деятельность в заданных границах). В этой связи деятельность может быть навязанной человеку как некий ограничитель его собственному самодвижению. Таким образом, определенные стороны деятельности гасят моменты активности. Но деятельность несет в себе и активные стороны, образующие моменты ее самодвижения. Таким образом, деятельность

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

включает в себя и активность и пассивность и может тем самым быть более активной и менее активной. Активность можно определить как качественную характеристику деятельности, тот энергетический центр, из которого исходит застывающая в своих результатах деятельность.

Как видим, осуществление человеком деятельности еще не говорит о том, что человек проявляет активность. Какого же рода условия могут способствовать повышению уровня активности людей? В философской и психологической литературе указывается на то, что причиной активности является нарушение равновесия и возникновение противоречий в структуре объекта, становящегося источником активности. В этом случае объект становится субъектом. Гегель писал: «Такое существо, которое содержит противоречия внутри себя и способно его вынести, есть субъект...» [5, с. 478] «Субъект активен, деятелен постольку, поскольку он содержит в себе внутреннее беспокойство, напряжение, поскольку он воплощает собой имманентное ему, выражающее его природу противоречие» [6, с. 124]. Следовательно, отсутствие активности (т.е. пассивность) предполагает наличие равновесия в структуре объекта, отсутствие в нем противоречий.

Бытие человека характеризуется наличием комплекса базовых противоречий, развившихся в ходе его эволюционного и исторического развития. Собственно, эти противоречия и делают человека человеком, формируют его активность. В этой связи падение активности человека мы можем связать с фактами неправомерного сглаживания этих противоречий, со стремлением убрать их. Наоборот, обострение данных противоречий приводит к повышению уровня человеческой активности.

Какого же рода противоречия способны вызывать и повышать человеческую активность? Очевидно, это должны быть противоречия, которые вырывают человека из животного царства, выводят его за рамки животной активности. Эти противоречия должны нарушать биологическое равновесие человека со средой, разрушать его инстинктивные и условно-рефлекторные стереотипы. Человеческая активность возникает и развивается лишь в условиях, в которых имеют место данные противоречия.

Таким образом, человеческая активность способна зарождаться лишь в рамках определенных условий, которые нарушают биологическое равновесие человека со средой, разрушают его инстинктивные и условно-рефлекторные стереотипы. Система таких условий образует своего рода хронотоп (греч. chronos — время и topos — место) порождения человеческой активности. М. М. Бахтин дает общее определение хронотопа как слияния пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Хронотоп, фактически, означает определенное пространственно-временное целое (некоторую ситуацию или смысл), определяющее существование попавшего в него человека. Хронотоп — это не просто совокупность определенных временных и пространственных обстоятельств (факторов). Эти факторы взаимосвязаны между собой и образуют структуру. Именно эта структура и задает хронотоп и определяет результаты его влияния на человека. Однако, мы можем видеть, что хронотопы по своей структуре неравноценны. В каких-то хронотопах возможна большая актуализация человеческой сущности и активности, а в каких-то меньшая. Как уже было нами отмечено, хронотоп, в котором генерируется человеческая активность, производит торможе-

ние инстинктивной и условно-рефлекторной деятельности человека, высвобождая тем самым в нем те энергии, которые до этого сдерживались данной деятельностью. Это есть, прежде всего, хронотоп духовной культуры.

Духовная культура, имеющая место, правда, не во всяком человеческом сообществе, стремится не столько помочь человеку выжить и приспособиться к окружающей среде, сколько, наоборот, всячески мешает ему это делать. Духовная культура постоянно затрудняет жизнь человека, усиливает противоречия между ним и окружающей действительностью. Духовная культура расшатывает те структуры психики человека, которые стремятся установить равновесие с внешней средой наиболее доступным (часто примитивным, животным) образом. В самом деле, если подумать рационально, зачем садиться есть за стол, когда можно обойтись без него, зачем жениться и создавать семью, когда половой инстинкт можно удовлетворить и без брака, зачем молиться или держать пост? При этом чем более бессмысленными, с точки зрения удовлетворения биологических потребностей, являются установления культуры, тем больший эффект они могут дать относительно роста уровня человеческой активности и сознания.

Как известно, затруднение удовлетворения насущных биологических потребностей может приводить к галлюцинациям и особым состояниям сознания. В этот момент может происходить дистанцирование от привычных стимулов внешней среды и формирование в результате инсайта нового более расширенного отражения окружающего мира. Не в этом ли скрыта загадка возникновения сознания? Люди уже с глубокой древности заметили, что определенные природные места очень сильно могут воздействовать на психику, вызывая в ней необычайные состояния и приводя человека в возвышенное состояние. Такие места считали священными. Считалось, что в них люди сталкивались и беседовали с богами. Возможно, структура этих мест каким-то образом воздействовала на психику человека и тормозила его насущные биологические потребности, что приводило к высвобождению неведомых ранее человеку психологических сил, формировавших у него сознание и выводивших его активность на новый уровень. Возможно, храмы древности являют собой искусственное воспроизведение осознанных структур таких мест.

Духовная культура своими инструментами как бы стремится воспроизвести то первоместо (тот хронотоп), в котором впервые произошла остановка животных начал у человека и открылось более беспристрастное видение мира, позволяющее свободно решать большое количество сложных задач, чувствовать необычайный подъем, связанный с освобождением от напряжений животного характера и грезами наяву. Чем сильнее удается духовной культуре затормозить инстинктивные и условно-рефлекторные нервные связи у человека, тем более мощный эффект она способна вызывать, тем более мощная человеческая активность может быть вызвана. В этой связи духовная культура стремится любыми средствами, и прежде всего используя социальные связи людей, добиться нужного эффекта. Очевидно, что в структуре всех артефактов, которыми опрерирует духовная культура, заложена способность тормозить инстинктивные, животные начала в человеке.

Хронотоп духовной культуры включает в себя множество механизмов, порождающих человеческую активность. В данной статье мы рассмотрим лишь один из этих механизмов, являющийся, по нашему

мнению, базовым для данного хронотопа. Этот механизм может быть представлен как постоянно существующее и поддерживаемое людьми противоречие между «мы» и «они». Первое, на что мы наталкиваемся при изучении различных архаических культур, — это наличие дуальной организации. Практически все первобытные племена делятся на две половины (фратрии), между которым устанавливаются достаточно напряженные отношения. Почему так? Дело в том, что постоянное существование рядом чужаков, живущих иначе, чем мы, производит разрушение наших привычных стереотипов поведения, подавляет наши животные начала. В своих работах Б. Ф. Порш-нев убедительно доказал, что первоначальной функцией слова является интердикция, т. е. торможение инстинктивных потребностей и действий человека, которое производилось первоначально одним существом (гоминидом) с целью подавить инстинктивную природу другого существа (гоминида). Интердикция осуществляется за счет произведения некоторого действия, которое нарушает привычный стереотип поведения у другого существа. Результатом подобного нарушения является остановка производимого инстинктивного действия и выход в особое психическое состояние, сопровождаемое галлюцинациями [7].

Вполне возможно, что существование рядом чужаков необходимо для сохранения тех условий, в которых возможно возникновение и функционирование человеческой активности и человеческого сознания. Чужаки как бы своим поведением постоянно расшатывают наши стереотипные структуры, выталкивают нас за рамки самих себя. Таким образом, условием возникновения человеческой активности является наличие противоречий между «нами» и «другими», между мной и другим. Очевидно, что обострение данного противоречия может приводить к повышению уровня человеческой активности. Исчезновение же подобного противоречия может привести к исчезновению и человека и человеческой активности. Такого рода попытки уже имели место в истории. Вспомним фашизм с его стремлением уничтожить «других» («другое»), тем самым сняв данное противоречие. Точно также сейчас делаются попытки создать единое человечество, убрать все языковые и культурные различия (космополитизм). Все эти попытки являются проявлением животных начал в человеке.

На наш взгляд, именно эта закономерность объясняет существование во всех культурах правила экзогамии. Существование такой культурной нормы, как экзогамия, призвано разрушать установившееся равновесие в человеческих отношениях, выводить их из автоматизма восприятия. В самом деле, гораздо удобнее и проще брать себе брачного партнера из своей родовой группы, поскольку с ним гораздо проще установить взаимопонимание. При этом какие-либо конфликты сводятся к минимуму, поскольку это «свой» и все родственники видят в нем «своего». Совсем другая ситуация возникает, когда в род приходит «чужак». Он имеет совсем другие стереотипы поведения и общения, которые могут вызывать недовольство родственников. Классическим в этом отношении является конфликт тещи и зятя, свекрови и невестки. Однако именно благодаря наличию таких конфликтов активность членов родовой группы значительно

повышается. Возникающие проблемы заставляют постоянно подниматься над ситуацией, выходить за привычные рамки, осуществлять надситуативную активность.

Показательным в этом отношении является обряд инициации (посвящения) у первобытных народов. В момент посвящения путем многочисленных физических и психологических испытаний, путем избиений и издевательств у посвящаемого подростка разрушали привычное установившееся (часто чисто биологическое) равновесие со средой. В хронотопе посвящения подросток узнавал о существовании чего-то сверхестественного, таинственного и непознаваемого, фактически он узнавал о существовании «другого», живущего совсем иначе, чем «мы». Таким образом, обряд посвящения представляет собой апогей отношений «я» и «другой», сверхинтенсивное переживание напряжения между «мной» и «другим», между привычным и непривычным, поселявшее в посвящаемом неразрешимое внутреннее противоречие, устойчиво нарушающее его привычное равновесие со средой.

Таким образом, хронотоп порождения человеческой активности характеризуется, прежде всего, наличием обостренных противоречий, вызываемых духовной культурой, и нарушающих биологическое равновесие человека со средой, разрушающих его инстинктивные и условно-рефлекторные стереотипы. Повышение уровня человеческой активности в связи с этим может быть обеспечено помещением человека в подобного рода хронотоп. Постоянно нарушая биологическое равновесие человека со средой посредством средств духовной культуры и интенсифицируя его отношения с другими непохожими на него людьми, мы можем обеспечить значительное повышение уровня его человеческой активности.

Библиографический список

1. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 25-34.

2. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М. : Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.

3. Станкевич Л.П. Активность как мера деятельности личности // Вестник МГУ. Сер. 8. Философия. — 1970. — № 6. —

С. 25 — 32.

4. Поливанов В.В. Социальная активность как категория исторического материализма // Социальная активность: от потребности к деятельности. — Челябинск, 1978. — Вып. 4. — С. 3 — 28.

5. Гегель Г.В.Ф. Собр соч. : в 5 т. — М. : Соцэкгиз, 1935. — Т. II. — 683 с.

6. Типухин В.Н. Логические основания становления субъекта. — Омск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971. — 264 с.

7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М. : Мысль, 1974. — 487 с.

СМИРНОВ Максим Юрьевич, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2009 г.

© М. Ю. Смирнов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.