Научная статья на тему 'Философско-культурологическии анализ феномена нигилизма в контексте критической ориентации западной философской мысли конца XIX начала XX в'

Философско-культурологическии анализ феномена нигилизма в контексте критической ориентации западной философской мысли конца XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ / НИГИЛИЗМ / КРИТИКА КУЛЬТУРЫ / WESTERN PHILOSOPHY / NIHILISM / CRITICISM OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нестеров Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрены взгляды представителей западной философской мысли конца XIX начала XX в. на роль феномена нигилизма в переосмыслении и переоценке культуры и ее феноменов в аспекте общей критической направленности философской мысли данного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHIC AND CULTURAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF NIHILISM IN THE CONTEXT OF CRITICAL ORIENTATION OF WESTERN PHILOSOPHICAL THINKING OF THE END OF XlXth AND THE BEGINNING OF XXth CENTURY

The article represents the ideas and thoughts of western philosophers of the end of XIXth and the beginning of XXth century on the role of the phenomenon of nihilism in the re-assessment of culture and its components in the aspect of general critical orientation of philosophical thinking of the given period.

Текст научной работы на тему «Философско-культурологическии анализ феномена нигилизма в контексте критической ориентации западной философской мысли конца XIX начала XX в»

УДК 1(100)(091)

Д С. Нестеров

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА НИГИЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ КРИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

В статье рассмотрены взгляды представителей западной философской мысли конца XIX - начала XX в. на роль феномена нигилизма в переосмыслении и переоценке культуры и ее феноменов в аспекте общей критической направленности философской мысли данного периода.

Ключевые слова: западная философия, нигилизм, критика культуры.

D.S. Nesterov

PHILOSOPHIC AND CULTURAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF NIHILISM IN THE CONTEXT OF CRITICAL ORIENTATION OF WESTERN PHILOSOPHICAL THINKING OF THE END OF XIXth AND THE BEGINNING OF XXth CENTURY

The article represents the ideas and thoughts of western philosophers of the end of XIXth and the beginning of XXth century on the role of the phenomenon of nihilism in the re-assessment of culture and its components in the aspect of general critical orientation of philosophical thinking of the given period.

Key words: western philosophy, nihilism, criticism of culture.

Развитие любой науки основывается на принципах критики, переоценки и переосмысления накопленного ранее знания, и философия не является исключением. Если говорить о развитии критической ориентации в западной философии XX - начала XXI вв., то она детерминирована следующими факторами: во-первых, постоянной сменой парадигм философствования, борьбой философских школ и течений; во-вторых, возросшим интересом к экзистенциональным проблемам человека, осознающего неподконтроль-ность собственного ментального состояния, зачастую приводящего к бесчеловечным действиям, человека, переживающего кризис идентичности, осознающего наличие новой реальности, в которой правила поведения, прежде обеспечивающие стабильность и понятность окружающего мира, отныне не существуют, подвергаются постоянным трансформациям, крайне неустойчивы и постоянно изменяются; в-третьих, доминированием идеи прогресса, сопровождаемого культом постоянных изменений; в-четвертых, «культурным шоком», вызванным ускорением хода времени, неспособностью человека справляться с все возрастающими информационными нагрузками, а в итоге приводящим к восприятию культуры как системы хаотичной, дезорганизованной.

Необходимо сказать, что одним из направлений критики как накопленного ранее философского знания, так и культуры, ее феноменов в рамках западной философской мысли конца XIX - начала XX в. выступает концепция нигилизма.

Вообще сам термин «нигилизм» впервые был введен немецким философом Ф. Г. Якоби в его

послании к И. Г. Фихте, однако наибольшее внимание к нему связано с именем Ф. Ницше, для которого это явление связано с переоценкой всех высших ценностей, то есть тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. Следовательно, отныне не существует никаких авторитетов, прежние кумиры и идолы оказались свергнутыми, прежде господствующие идеологии и элиты стали бессильными. Но нигилизм, по мнению Ф. Ницше, это не абсолютизация идеи разрушения, созданной ради самой себя, это не разрушение ради разрушения, это творческое переосмысление фундаментальных ценностей, направленное на преобразование существующего и созидание нового мира [1], [2].

В свою очередь, немецкий философ М. Хайдеггер считал, что нигилизм - попытка отыскания человеческой сущности путем переосмысления, переоценки существующего, это «приходящая к господству истина о том, что все прежние цели пошатнулись <...>. Нигилизм обозначает освобождение от прежних ценностей как освобождение для некой переоценки всех ценностей» [3]. Здесь нигилизм - попытка заново понять человека, который утратил цель собственной жизни, и тем самым отныне он «потерян» для других.

Более того, можно предположить, что современный человек с помощью переосмысления пытается найти фундаментальные принципы, способные сделать его жизнь более понятной и безопасной; отыскать изначально заложенные основы взаимодействия с другими, утерянные в ходе «культурного» развития, зачастую воспринимаемого как тотальное наложение запретов,

отказа от природы. Отсюда отказ от всех достижений духовной культуры, приобретенных в ходе исторического и культурного развития человечества, есть стремление «оголить» человека, показать его истинную природу со всеми ее достоинствами и недостатками. Ведь возвращение к собственным корням, понимание истинной природы окружающих нас явлений - одна из фундаментальных черт человека как существа познающего.

В свою очередь О. Шпенглер говорил о том, что нигилизм - скрытая сущность европейской цивилизации в форме заката, кризиса культуры, выражающегося в угасании ее творческого духа. Существование нигилизма он объяснял «подменой подлинных культурных ценностей суррогатами рассудочности, практицизма, вытеснением трагического мировосприятия механически-

естественнонаучным, <...> когда вчерашние

идеалы изжиты, и только этот последний акт культуры - ее самоотрицание - еще раз служит выражением всего ее существования.» [4]. То есть нигилизм - результат чрезмерной рационализации человеческих отношений, ведущий к подмене истинных ценностей, однако с другой стороны, демонстрирующий, что культура обладает функциями самосохранения и саморегуляции. Самоотрицание культуры демонстрирует то, что она способна к поддержанию своеобразного «культурного гомеостаза», более того, способна быть аутопойетической системой, основанной на принципах автономного существования.

Общим моментом для всех вышеизложенных взглядов на феномен «нигилизма» является то, что современный человек, понимая определенную бессмысленность и трагичность собственного существования, реальную неподконтроль-ность ему многих явлений окружающей действительности, пытается переосмыслить основы существующего, но не с помощью тотального отрицания либо игнорирования, а благодаря творческой переоценке, ориентированной не на разрушение, а на переформатирование, трансформацию. И на самом деле вот это «мягкое» отрицание - и есть демонстрация сохранения «человеческого» в человеке; того, что он не уничтожает все за собой, а предпринимает очередную попытку выйти из замкнутого круга, преодолеть негативные факторы собственного существования.

Несколько иной взгляд на проблему нигилизма предлагает французский философ А. Камю, который, рассуждая о причинах кризиса рациональности в современном ему мире, утверждал, что им «правит Бунт», которому свойственны отрицание жизни и стремление к разрушению. Он порожден нигилизмом, неизбежно влекущим человека к крайностям, а также заставляющим

его усомниться в собственных способностях [5, 353-355]. По мнению А. Камю, нигилизм - проявление свободы человека, когда он стоит перед необходимостью выбирать то, что приносит с собой бунт: либо абсолютное принятие, либо тотальное отрицание всего существующего.

В свою очередь, философ и культуролог К. Ясперс определял нигилизм как «открытое отсутствие веры, когда человек отвергает все ее содержание, всякое толкование мира и бытия он разоблачает как обман, для него все обусловлено и относительно, все ставится под вопрос». Он рассматривал нигилизм в качестве последней попытки веры, идеологии, морали, искусства доказать их жизнеспособность, реальность, полезность и ценность для человека, а его «слепое неприятие и отрицание» - как признак догматизма, высокомерия самой культуры и ее представителей [6, 486].

Здесь следует отметить, что нигилизм не имеет четко определенной полярности вследствие диалектичности собственной природы, что не позволяет с уверенностью говорить о его исключительно негативной направленности. Ведь никто не может лишить человека права отрицать нигилизм, даже если он и имеет позитивные функции в развитии культуры, личности и общества, ибо абсолютное отрицание нигилизма, равно как и его абсолютное принятие, не оставляет человеку возможности и свободы выбора.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нигилизм - это бунт, протест человека против несправедливости, несовершенства окружающего мира, либо разрушающий, либо созидающий, предоставляющий человеку свободу выбора; более того, нигилизм - это критика существующей духовной культуры, заставляющая ее самосовершенствоваться.

Кроме того, можно предположить, что нигилизм - осознанный, рациональный бунт, порожденный свободой человека, воспринимаемой не как вседозволенность и анархия, а в качестве источника обязанностей. Следовательно, с помощью нигилизма современный человек пытается решить для себя проблему свободы: он доказывает, что не является вещью, детерминированной исключительно внешними силами, он не оправдывает свои действия обстоятельствами, а «выбирает» самого себя, формирует себя каждым действием и поступком, несет ответственность за все совершенное им.

В другом ключе рассуждал Б. Бозанкетт, который считал, что жизнь человека - постоянный конфликт между существованием и стремлением превзойти ограниченность этого существования, установленного государством с помощью правовых и культурных норм. Отсюда только с помо-

щью нигилизма как «самопревосхождения человеческого Я», изменения норм права и морали, культуры и искусства человек может освободиться от собственной «культурной ограниченности». Но это освобождение ценно не само по себе, а лишь потому, что дает человеку шанс обрести истинные, потерянные им когда-то ценности.

Б. Кроче, отмечая важную роль жизненных препятствий в процессе самоидентификации человека, говорил о необходимости постоянного столкновения с ними, ибо последние не позволяют человеку деградировать. Лишь намеренное создание и эскалация конфликтов, по мнению Б. Кроче, способны привести к преодолению ограничений, наложенных господствующей правовой системой на человека. Парадоксальность существования человека заключается в том, что для сохранения в нем «человеческого» ему необходимо разрушить ту систему норм права и морали, которая регулирует его поведение.

Совершенно иначе считал Х. Ортега-и-Гасет, который, анализируя феномен «заурядной личности» в европейской культуре, отмечал, что ее психологическое положение определяется, во-первых, врожденным ощущением «легкости» жизни, лишенной тяжких ограничений, во-вторых, чувством собственного превосходства и всесилия. Подобная «самодостаточность» повелевает не поддаваться внешнему влиянию, не подвергать сомнению свои взгляды и не считаться ни с кем. Более того, такого человека отличает постоянное желание господствовать, и это желание проявляется в том, что он вмешивается во все, навязывая свою убогость, вмешивается бесцеремонно, безоглядно, безотлагательно и безоговорочно. Здесь можно прийти к достаточно парадоксальному выводу о том, что именно стабильное состояние общества, а не кризисное, может приводить человека к идее господства над менее «развитыми», чем он, сопутствующей ненависти к любым формам инакомыслия.

Следует отметить, что нигилизм - проявление критической ориентации философской мысли, более того, феномен, обладающий диалектиче-

ской природой, то есть содержащий в себе противоречия: может возникать в условиях социального кризиса и стабильности, может приводить к ним, может быть как позитивным, в виде здорового сомнения, так и негативным, может быть разрушительным и созидающим. Это феномен, демонстрирующий способность социальной системы к саморегуляции, к поддержанию независимого существования.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что философская мысль постоянно пытается подвергнуть пересмотру все накопленное ранее знание, существование самого человека, однако все попытки мыслителей поставить под сомнение то или иное человеческое качество не приводят к их разрушению, напротив, они содействуют более интенсивному постижению феномена человека во всем богатстве присущих ему задатков и возможностей.

Литература

1. Nietzsche’s Moral and Political Philosophy. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.plato.stanford.edu/ /entires/nietsche’s - moral- and-political-philosophy (дата обращения: 5.05.2009)

2. Nothingness. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Электрон. дан. - Режим доступа:

http://www.plato.stanford.edu/entires/nothingness (дата обращения: 5.05.2009)

3. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

4. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Электрон. дан. - Режим доступа:

http://www/gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Heidegg/EvrNig. php (дата обращения: 6.05.2009).

5. Шпенглер О. Закат Европы. Электрон. дан. - Режим доступа:

http://www/gumer.info/bibliotek Buks/History/Speng 2.php (дата обращения: 5.05.2009).

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

Нестеров Дмитрий Сергеевич - аспирант кафедры философских наук ГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств».

Nesterov Dmitriy Sergeevich - post-graduate student of department of philosophical sciences of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

E-mail: nesterov841 @rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.