УДК 13:82(47)
ББК 83.3(2)5-022.34:87.7
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ГРАНИ МИСТИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА (Г.И. ЧУЛКОВ И ВЯЧ. ИВАНОВ)
КЬЯРА РАМПАЦЦО
Университет г. Удине Виа Палладио, 8, г. Удине, 33100, Италия E-mail: [email protected]
Рассматривается теория мистического анархизма, основателем которой является Г.И. Чулков, русский писатель и представитель символизма. Предлагается историко-литературный обзор и анализ основных принципов, лежащих в основе данной теории, таких как свобода личности, соборный индивидуализм, идея неприятия и преображения мира через революционную борьбу. Раскрываются мотивы сотрудничества Г.И. Чулкова с одним из крупнейших представителей Серебряного века, Вячеславом Ивановым, автором вступительной статьи к манифесту мистических анархистов, вышедшему в свет в первое десятилетие ХХ века. Выясняются причины постепенного исчезновения мистического анархизма с литературной сцены, среди которых острая полемика, возникшая между московским и петербургским крылом символистов. Выявлена роль печатных органов в литературном процессе начала ХХ века.
Ключевые слова: мистический анархизм Г.И. Чулкова, личность, индивидуализм, свобода, соборность, идея неприятия мира, освобождение личности.
PHILOSOPHICAL AND AESTETIC BOUNDS OF MISTICAL ANARCHISM (G.I. E ULKOV AND VYACH. IVANOV)
CHIARA RAMPAZZO
Udine State University 8, Palladio str., Udine, 33100, Italy E-mail: [email protected]
The theory of mystical anarchism, exposed in those programmatic documents analyzed for this purpose, is considered in this article. The main author and initiator of this theory is G.I. Chulkov, Russian writer and representative of Russian symbolism. The attention focuses on the historical-literary overview and analysis of the main principles, lying at the basis of this theory, such as the liberation of the individual, the individualism of the community, the idea of non-acceptance of the world, the revolutionary struggle and transformation of the world. The artistic and literary cooperation between G.I. Chulkov and one of the leading protagonists of the Silver Age, Vyacheslav Ivanov, author of the introduction to the manifesto of mystical anarchism, published in the first decade of the twentieth century, is revealed. The reasons, leading to the gradual disappearance of the mystical anarchism from the literary scene, are investigated, including the burning controversy that arose among Moscow and Saint-Petersburg wings of Symbolists. The importance of the role played by the press in the literary development process in the early twentieth century is underlined.
Key words: G.I. Chulkov's mystical anarchism, identity, individualism, freedom, collegiality, non-acceptance of the world idea, identitty liberation.
Социально-общественные потрясения начала XX века, породившие в обществе предчувствие грядущего катаклизма, заставили русскую интеллигенцию погрузиться в размышления о необходимости социально-политической перестройки в связи с религиозно-идейными исканиями современности. В рамках поиска новых ориентиров стало широко распространенным обсуждение острых проблем, связанных с новым антропологическим миросозерцанием и с религиозно-духовной жизнью человека. Русская философия пыталась осмыслить проблему роли индивидуума в мире и то, как она представлена в философско-религиозных учениях современности. Существенный вклад в философско-религиозное исследование российской жизни начала XX века внесли такие мыслители, как Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л. Шестов. К их числу можно отнести и несправедливо забытого Георгия Ивановича Чулкова, одного из организаторов и активных участников символистского движения в России1.
Г.И. Чулков (1879-1939) - поэт, прозаик, литературный критик, активный участник литературной жизни Серебряного века. Он автор крупных романов, рассказов, многочисленных стихотворений и мемуаров, теоретик символизма2, исследователь творчества А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева3, наследия Ф.И. Тютчева4 и истории России. В литературной истории страны его имя связано, прежде всего, с теорией мистического анархизма, созданной им при участии Вяч. Иванова. Он сотрудничал с различными известными журналами той эпохи, основал альманах «Факелы»5, вокруг которого был намерен собрать писателей разных литературных направлений, создавая, таким образом, своего рода мистико-анархический союз.
Мистический анархизм Г.И. Чулкова трудно определить несколькими словами, потому что речь идёт не только об учении теоретика символизма, но и о том, что, собственно говоря, способствовало распространению его идей - о жестких выпадах против него. На самом деле, как сам Г.И.Чулков признавался двадцать лет спустя, мистический анархизм был не что иное, как смелая попытка малоопытного автора, который «слишком громко, неосторожно и поспешно произнес такие слова, какие у многих были на уме»6. И это были слова об освобождении и утверждении личности, о религиозном сознании человека,
1 См.: Михайлова М.В. Интересный и безукоризненно честный писатель... // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М., Республика, 1998. С. 5-14 [1].
2 Напр.: Чулков Г.И. Покрывало Изиды и ещё Оправдание символизма // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М., Республика, 1998. С. 363-369; 422-430 [2].
3 Чулков Г.И. Жизнь Пушкина. М., Гослитиздат, 1938. 340 с. [3]; Чулков Г.И. Как работал Достоевский. М., Сов. писатель, 1939. 340 с. [4]; Чулков Г.И. Поэзия Вл. Соловьева // Вопросы жизни. 1905. № 5. С. 101-117 [5].
4 Чулков Г.И. Летописи жизни и творчества Ф.И. Тютчева. М.; Л., Академия, 1933. 264 с. [6]; под редакцией Г.И. Чулкова вышло первое «Полное собрание стихотворений Ф.И. Тютчева»: в 2 томах. М.; Л., Academia, 1933-1934. Т. 1. 403 с.; Т. 2. 543 с.
5 Факелы: Альманах. СПб., изд. Д.К. Тихомирова, 1906-1908 [7].
6 Чулков Г.И. Годы странствий // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 475 [8].
о необходимости новой духовной системы, основанной на мистическом и «музыкальном» опыте7 (под музыкальностью он подразумевал некую совокупность переживаний), о переустройстве государственной системы без ограничений, внешних и внутренних обязательных норм, о новой организации общества, основанной на началах любви и музыки, возможной только в результате революционной борьбы.
Начало эпохи, определяемое, с одной стороны, бурными событиями революционных потрясений, а с другой - активным развитием русской культуры, послужившим толчком к размышлению над общественными проблемами, обусловливало особые характеристики этого движения. Мистический анархизм можно назвать «плодом» эпохи, в данном случае - результатом активизации революционных настроений в России начала XX века8. В его концептуальном основании отражаются черты, характеризующие современную эпоху: 1) напряженность предчувствий грядущих социально-общественных и политических перемен; 2) распространение среди интеллигенции идей анархизма, основанных на западноевропейской традиции философской мысли и, особенно в этом контексте, размышлениях над проблемой индивидуализма; 3) новое религиозное сознание; 4) наследие учения Вл. Соловьева в философской мысли; 5) интерес к религиозной мистике и оккультизму (В.Я. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов). Таким образом, движение, задуманное Г.И. Чулковым, носило одновременно общественно-политический и эстетико-философский характер. Наряду с этим заметно и намерение Г.И. Чулкова создать вокруг альманаха «Факелы» некое объединение писателей, принадлежащих к разным литературным направлениям, под лозунгами мистического анархизма. Таким образом, теория Г.И. Чулкова в рамках русского символизма претендовала как на общественный, так и на фило-софско-эстетический и собственно литературный статус.
Эссе «О мистическом анархизме»9 Г.И. Чулкова и вступительная статья к нему Вяч. Иванова под названием «Идея неприятия мира и мистический анархизм»10, опубликованные в 1906 году, являются главной теоретической базой, включающей ряд принципов, лежащих в основе мистического анархизма. Задача Г.И. Чулкова - найти «путь для воссоединения свободы и утверждения личности, т.е. для воссоединения плана формального с планом мистическим»11. Именно в этом соединении двух планов, эмпирической реальности с трансцен-
7 См.: Жукоцкая З.Р. Философия музыки мистического анархизма Г. Чулкова // Свободная теургия: культурфилософия русского символизма. М.: РГТУ, 2003. С. 80-100 [9].
8 См.: Аладышкин И.В. Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX - первой декады XX века (на материалах г. Москва и г. Санкт-Петербург): дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. Иваново, 2006. 284 с. [10].
9 Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб.: Изд-во Д.К. Тихомирова, сер. «Факелы», 1906. 79 с. [11].
10 Иванов В.И. Идея неприятия мира и мистический анархизм // Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб.: Изд-во Д.К. Тихомиров, сер. «Факелы», 1906. С. 5-23 [12].
11 Чулков Г.И. О мистическом анархизме // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 344 [13].
дентальным миром, мира данного с миром долженствующим быть, в соборном союзе между личностью и новым преображенным обществом заключается смысл теории мистического анархизма. Провозглашённое утверждение личности в понимании Г.И. Чулкова соединяется с революционно-освободительным процессом. Бунт, мятеж, революция в общественном освободительном движении являются фундаментальными реквизитами, поставленными современностью для утверждения личности в плане эмпирическом. Но в понимании Г.И. Чулкова такой акт отражается и в религиозном плане, как богоборчество, основателем которого был Христос. Идея «неприятия мира» явилась философской основой мистического анархизма. Она подробно раскрывается во вступительной статье Вяч. Иванова «Идея неприятия мира и мистический анархизм». Конечным результатом борьбы должно стать преображение мира, но, будет ли оно христианским, для Г.И. Чулкова не важно. Он утверждает, что «будет ли этот ренессанс христианским ренессансом, мы не знаем, но, во всяком случае, необходимым условием для того, чтобы возникла церковь любви и свободы, а не церковь смерти и тления, должна быть живая надежда, что сомкнётся, наконец, земля с небом в едином союзе» [13, с. 355].
Г.И. Чулков определяет значение современной эпохи в утверждении мистического Я человека: эмпирическая личность через непрестанную социальную борьбу утверждает себя сначала в общественности, а потом, через мистический опыт, в абсолютном начале, там, где она соединяется с божественным. Поэтому он заключает, что «мистик-анархист рассматривает весь исторический процесс как путь к освобождению и зовет к жизнедеятельности. Борьба с догматизмом в религии, философии, морали и политике - вот лозунг мистического анархизма. И не к безразличному хаосу приведет борьба за анархический идеал, а к преображенному миру, если только наряду с этой борьбой за освобождение мы будем причастны мистическому опыту чрез искусство, чрез религиозную влюбленность, чрез музыку вообще» [13, с. 356].
Результатом освобождения и последнего утверждения личности является наступление новой общественной жизни, основанной на началах любви и музыки. Здесь концепции Г.И. Чулкова и Вяч. Иванова пересекаются. Размышляя над этой проблемой, Вяч. Иванов определяет тот же самый принцип, необходимый для достижения соборного соединения людей, - освобождение и утверждение личности: «Ибо соборность - сверхличное утверждение последней свободы. Внешнею формою соборной связи, единственно приемлемою для мистического анархизма, но тем более ему желанною, были бы общины - союзы мистического избрания по сродству взаимно угаданного их членами друг в друге последнего «Да» и «Так да будет», погребенного в их последнем Молчании» [12, с. 21].
Вяч. Иванов, таким образом, узнавал в идее религиозной общественности, выдвинутой Г.И. Чулковым в своей теории мистического анархизма, формулировку собственного принципа соборности. Обе теории, на самом деле, основывались на необходимости синтеза общественного идеала и свободы индивидуума. На этой почве и возникло сотрудничество между великим мэтром символизма Вяч. Ивановым и Г.И. Чулковым.
Литературный контекст эпохи показывает, что явных сторонников, в прямом смысле слова, у Г.И. Чулкова не было, за исключением Вяч. Иванова, которому принадлежит соавторство данной теории. Можно назвать несколько имен, чья позиция была близка движению мистического анархизма, например, Ф.К. Сологуб (указавший в своей статье о верности пути мистиков-анархистов), С.М. Городецкий, А.А. Мейер, К. Эрберг. Но их позиция выглядела более нейтральной, чем партийной, их суждения носили, скорее, самостоятельный характер, чем были продолжением идей Г.И. Чулкова. С другой стороны, более решительную позицию заняли противники мистического анархизма в лице В.Я. Брю-сова, А. Белого, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д.В. Философова и Эллиса: они твёрдо заявили своё отрицательное отношение, во-первых, к самому движению и, во-вторых, к его стремлению стать объединяющим союзом разных литературных направлений12. Это чёткое расположение интеллектуальных сил можно рассматривать как отражение внутренней композиции русского символизма, объединяющего «московскую» сторону (сторонников ортодоксального символизма), возглавляемую В.Я. Брюсовым, и «петербургское» крыло, которое постепенно начинало приобретать самостоятельное место в литературном процессе начала ХХ века. Именно здесь, в «петербургском» крыле, в период активной деятельности Г.И. Чулкова стали распространяться идеи, освещённые началами соборности, нацеленные на общественное переустройство и набиравшие со временем свой особенный культурный вес.
При этом следует указать и на значительную роль печатных органов в литературном процессе начала XX века. Сформировавшееся на страницах художественно-литературных журналов и газет «новое искусство» стало одним из самых востребованных авторами того времени способов для издания собственных произведений, опубликования стихотворений, статьей, литературных очерков, открытого обсуждения культурных вопросов. Распространению теории мистического анархизма Г.И. Чулкова способствовали публикации на страницах журналов той эпохи (первая публикация манифеста мистического анархизма в июльском номере журнала «Вопросы жизни» за 1905 г.) и альманаха «Факелы». Бурная полемика, поднявшаяся вокруг мистического анархизма, затрагивавшая теоретика символизма и его своеобразную личность, разворачивалась на страницах самых известных журналов того времени. В какой-то мере историю развития мистического анархизма можно определить как публицистическую, в том смысле, что эволюция и крушение теории Г.И. Чулкова нашли отражение в журналах того времени. Разговор о мистическом анархизме постепенно стал утихать в 1908-1910 годах вместе с прекращением существования данных печатных средств.
Особый интерес к мистическому анархизму вызывался причастностью к нему Вячеслава Иванова, интеллектуальная значимость которого во много раз превосходила Г.И. Чулкова. Вопросы, поставленные современностью, подтолкнули этих двух теоретиков символизма к размышлениям, приведшим к общим
12 Аладышкин И.В. Из истории петербургских мистических анархистов // История Петербурга. 2008. № 4 (44). С. 61-67 [14].
выводам. Религиозные искания Вяч. Иванова ещё до встречи с Г.И. Чулковым сконцентрировались на концепции соборного индивидуализма. Со своей стороны Г.И. Чулков, будучи постоянным гостем на «башне» Вяч. Иванова, нашёл у великого мэтра символизма благосклонную поддержку его теории мистического анархизма. По словам Г.И. Чулкова, Вяч. Иванов «несмотря на неосторожно и торопливо высказанные мною мысли, почувствовал в них известную правду, ему близкую» [8, с. 473]. Таким образом объяснилось появление совместной работы блестящего интеллектуала символизма с писателем Г.И. Чулковым, пользовавшимся гораздо меньшей популярностью в литературной среде. Стоит отметить, что взаимное согласие между Вяч. Ивановым и Г.И. Чулковым закончилось ещё до момента окончательного ослабления движения13. Целых два года, после опубликования в 1906 году книги, содержащей две программные статьи, не прекращались острые нападки на работу Г.И. Чулкова и на его личность, а также критиковалась поддержка со стороны Вяч. Иванова деятельности Г.И. Чулкова. Ожесточение критических суждений в 1907 году, выпады против издательства «Оры», настойчивость Г.И. Чулкова в соавторстве с Вяч. Ивановым, с одной стороны, и его ученическое положение по отношению к поэту, с другой, а также личная драма Вяч. Иванова, вызванная смертью его жены и единомышленницы Л.Д. Зиновьевой-Аннибал, - всё это привело к охлаждению отношения Вяч. Иванова к мистическому анархизму, ибо с тех пор о мистическом анархизме им больше не было произнесено ни слова.
Причины ухода мистического анархизма с литературной сцены относят, в первую очередь, к тому, что сам Г.И. Чулков, говоря о своем учении, определял «неосторожностью» и «торопливостью». Адаптация западноевропейских теорий индивидуализма и анархизма на русской почве была возможной, с точки зрения русской интеллигенции того времени, лишь на основе переоценки их с помощью первородной русской философской традиции. Мистический анархизм, в этом смысле, являлся попыткой Г.И. Чулкова осмыслить и соединить основы теории индивидуума (например, Ф. Ницше и М. Штирнер), идеалы анархизма (М.А. Бакунин) с исконно русскими идеями «всеединства» и «соборности», выраженными соответственно Вл. Соловьёвым и Вяч. Ивановым. Революционные события, в понимании Г.И. Чулкова, были необходимым импульсом для выяснения непримиримых взаимоотношений власти и человека. Мистический анархизм был движением, возникшим в той определённой ситуации, которая сложилась в России в начале XX в., поэтому его основы были тесно укоренены в культурной атмосфере той эпохи. Русская интеллигенция была сильно потрясена трагическим результатом первой русской революции, что способствовало ее обращению к идеализму, западноевропейского и национального происхождения, а также к идеям богоискательства, исторического христианства и им подобным. Социально-общественные и культурные перемены, происходившие в стране в постреволюционные годы, изменившаяся духовная
13 Обатнин Г.В. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о «мистическом анархизме» // Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1993. № 3. С. 466-477 [15].
атмосфера, новые умонастроения русской интеллигенции также явились причинами упадка мистического анархизма Г.И. Чулкова.
В заключение следует сказать, что мистический анархизм Г.И. Чулкова был «продуктом» смутного начала нового века, в котором сыграли важнейшую роль распространенные среди интеллектуалов и мыслителей того времени настроения - это совокупность революционных идеалов, освободительных устремлений и религиозно-мистических исканий современности. После революции 1905 года казавшиеся когда-то передовыми идеалы, выдвинутые мистическими анархистами, остались в прошлом, перестали выступать в качестве мыслимого ответа на насущные проблемы современности.
Список литературы
1. Михайлова М.В. Интересный и безукоризненно честный писатель... // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 5-14.
2. Чулков Г.И. Покрывало Изиды; Оправдание символизма // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 363-369; 422-430.
3. Чулков Г.И. Жизнь Пушкина. М.: Гослитиздат, 1938. 340 с.
4. Чулков Г.И. Как работал Достоевский. М.: Сов. писатель, 1939. 340 с.
5. Чулков Г.И. Поэзия Вл. Соловьева // Вопросы жизни. 1905. № 5. С. 101-117
6. Чулков Г.И. Летописи жизни и творчества Ф.И. Тютчева. М.; Л.: Академия, 1933. 264 с.
7. Факелы: Альманах. СПб.: Изд-во Д.К. Тихомирова, 1906-1908.
8. Чулков Г.И. Годы странствий // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. 608 с.
9. Жукоцкая З.Р. Философия музыки мистического анархизма Г. Чулкова // Свободная теургия: культурфилософия русского символизма. М.: РГТУ, 2003. С. 80-100.
10. Аладышкин И.В. Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX - первой декады XX века (на материалах г. Москва и г. Санкт-Петербург): дис. ...канд. ист. наук: 0700.02. Иваново, 2006. 284 с.
11. Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб.: Изд-во Д.К. Тихомирова, сер. «Факелы», 1906. 79 с.
12. Иванов В.И. Идея неприятия мира и мистический анархизм. СПб.: Изд-во Д.К. Тихомиров, сер. «Факелы», 1906. С. 5-23.
13. Чулков Г.И. О мистическом анархизме // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 343-360.
14. Аладышкин И.В. Из истории петербургских мистических анархистов // История Петербурга. СПб., 2008. № 4 (44). С. 61-67.
15. Обатнин Г.В. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о «мистическом анархизме» // Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1993. № 3. С. 466-477
References
1. Mikhaylova, M.V Interesnyy i bezukoriznenno chestnyy pisatel'... [Interesting and unobjectionably honest writer], in Chulkov, G.I. Valtasarovo tsarstvo [Balthazar's Kingdom], Moscow: Respublika, 1998, pp. 5-14.
2. Chulkov, G.I. Pokryvalo Izidy. Opravdanie simvolizma [Isis' veil. The justification of symbolism], in Chulkov, G.I. Valtasarovo carstvo [Balthazar's Kingdom], Moscow: Respublika, 1998, pp. 363-369, 422-430.
3. Chulkov, G.I. Zhizn' Pushkina [The life of Pushkin], Moscow: Goslitizdat, 1938, 340 p.
4 Chulkov, G.I. Kak rabotal Dostoevskiy [How Dostoyevsky worked], Moscow: Sovetskiy pisatel', 1939, 340 p.
5. Chulkov, G.I. Poeziya Vl. Solov'eva [The poetry of Vl. Solov'ev], in Voprosy zhizni, 1905, no 5, pp. 101-117.
6. Chulkov, G.I. Letopisi zhizni i tvorchestva F.I. Tyutcheva [The chronicle of life and works of FI. Tjutchev], Moscow-Leningrad, Akademiya, 1933, 264 p.
7. Fakely: Al'manakh [Fakulae: Almanac], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo D.K. Tihomirova, 1906-1908.
8. Chulkov, G.I. Gody stranstviy [Years of wandering], in Chulkov, G.I. Valtasarovo tsarstvo [Balthazar's Kingdom], Moscow: Respublika, 1998, 608 p.
9. Zhukotskaya, Z.R. Filosofiya muzyki misticheskogo anarkhizma G. Chulkova [The philosophy of music in the mystical anarchism of G. Chulkov], in Svobodnaya teurgiya: kul'turfilosofiya russkogo simvolizma [Free Theurgy: culture and philosophy of Russian symbolism], Moscow: RGTU, 2003, pp. 80-100.
10. Aladyshkin, I.V Anarkho-individualizm v srede otechestvennoy intelligentsii vtoroy poloviny XIX-pervoy dekady XXveka (na materialakh g. Moskva i g. Sankt-Peterburg). Diss. kand. ist. nauk [Anarchic individualism among Russian intelligentsia from the second half of XIX century and the first years of the XX century (based on the material from Moscow and Saint-Petersburg). Cand. histor. sci. diss.], Ivanovo, 2006, 284 p.
11. Chulkov, G.I. O misticheskom anarkhizme [On mystical anarchism], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo D.K. Tihomirova, 1906, 79 p.
12. Ivanov, VI. Ideya nepriyatiya mira i misticheskiy anarkhizm [The idea of non-acceptance of the world and the mystical anarchism], Saint-Petersburg: Izdatel'stvo D.K. Tihomirov, 1906, pp. 5-23.
13. Chulkov, G.I. O misticheskom anarkhizme [On mystical anarchism], in Chulkov, G.I. Valtasarovo tsarstvo [Balthazar's Kingdom], Moscow: Respublika, 1998, pp. 343-360.
14. Aladyshkin, I.V. Iz istorii peterburgskikh misticheskikh anarkhistov [About the history of mystical anarchists in Saint-Petersburg], in Istoriya Peterburga [The history of Saint-Petersburg], Saint-Petersburg, 2008, no. 4 (44), pp. 61-67.
15. Obatnin, G.V Neopublikovannye materialy Vyach. Ivanova po povodu polemiki o «misticheskom anarkhizme» [Non-published material of Vyach. Ivanov about the polemic around mystical anarchism], in Litsa. Biograficheskiy al'manakh [Faces. Biographical anthology], Moscow-Saint-Petersburg, 1993, no. 3, pp. 466-477.