Научная статья на тему 'Философский, социологический, психологический, педагогический аспекты самоопределения личности'

Философский, социологический, психологический, педагогический аспекты самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсова В. И.

В статье исследуется феномен самоопределения личности с философской, социологической, психологической и педагогической позиций. Особое внимание в статье уделено философскому знанию, которое задаёт общее направление и ценностные ориентиры процесса самоопределения. Содержание понятия «самоопределение» с позиции социологии представлено как основной инструмент социализации личности. В статье раскрываются психологические подходы к проблеме самоопределения, доказывается взаимосвязь внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе самоопределения. Педагогический аспект самоопределения рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, раскрывает механизм развития ценностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философский, социологический, психологический, педагогический аспекты самоопределения личности»

нравственных ценностей оказывают и такие ценности, как «гражданская позиция», «ответственность», которые понимаются старшеклассниками как осознание прав и обязанностей в обществе, социальной ответственности, бережное отношение к истории и культуре своего народа, а также в долге по отношению к родителям, к себе, обществу и природе. Мировоззренческая позиция включает такие показатели, как понимание духовнонравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания и бытия, готовность и стремление следовать морали в системе отношений с окружающим миром, готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Таким образом, ценности образуют иерархическую содержательную структуру ценностных ориентаций выпускников старших классов. Ценности, которые занимают незначительное место в иерархической структуре, не дают достаточной информации для определения общей направленности личности. Они больше, чем другие подвержены ситуативному влиянию и выступают как добавление к общей оценке содержательной стороны ценностных ориентаций личности в процессе ее социализации.

Список литературы:

1. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций в российском обществе. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 334 с.

2. Социализация и воспитание молодежи. Выпуск 1. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. - 186 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография. - Кемерово, 2000. - 204 с.

ФИЛОСОФСКИЙ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Юсова В.И.*

Педагогический колледж, г. Балей

В статье исследуется феномен самоопределения личности с философской, социологической, психологической и педагогической позиций. Особое внимание в статье уделено философскому знанию, которое задаёт общее направление и ценностные ориентиры процесса са-

* Преподаватель психолого-педагогических дисциплин, кафедра Педагогики и психологии, учитель-методист, Почетный работник среднего профессионального образования РФ

моопределения. Содержание понятия «самоопределение» с позиции социологии представлено как основной инструмент социализации личности. В статье раскрываются психологические подходы к проблеме самоопределения, доказывается взаимосвязь внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе самоопределения. Педагогический аспект самоопределения рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, раскрывает механизм развития ценностного самоопределения.

Исследование феномена самоопределения студента педагогического колледжа предполагает выявление исходных методологических положений, которые позволят дать теоретический анализ сущности процесса самоопределения с философской, социологической, психологической и педагогической позиций.

Понятием «самоопределение» оперируют в разных областях знаний: в философии, социологии, психологии, педагогике и др. Так, философско-методологические аспекты самоопределения связаны с сознательным регулированием человеком жизненного пути, с пониманием смысла жизни, с личной ответственностью, нравственным выбором (И.В. Бестужев, Л.П. Буева, Г.В. Гегель, В. Гумбольдт, Д.И. Дубровский, А.Г. Здравомы-слов, Э.В. Ильенков, Н.С. Кон, В.П. Кузьмин, В. А. Лекторский, М.Н. Рут-кевич, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, Г.П. Щедровицкий, В. А. Ядов и др.).

Фактически в каждом крупном философском течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов: что такое человек, какова его природа и сущность, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотношения человека и общества. Наиболее важными, в контексте нашего исследования, являются философские работы Ж.Ж. Руссо (проблемы «естественного состояния» человека и идеальной модели возможного общества), И. Канта (проблема свободы воли), А. Шопенгауэра (вопрос иррациональности человеческой воли), Ф. Ницше (идея воли к власти).

С позиций современной европейской философии, в частности философии персонализма, личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Проблему самоопределения человека она ставит следующим образом: недостаточна только интериоризация -внутренняя сосредоточенность индивида и его духовный мир, необходимо и его самоосуществление - возможность и способность через целеполага-ние и целенаправленность реализовывать своё человеческое и божественное предназначение. Только глубинная взаимосвязь интериоризации и экстериоризации есть основа движения трансцендирования, единство социального и психологического.

Обращение к трудам современных отечественных философов, касающихся проблем самоопределения, позволяет отметить работы М. Л. Розова (проблема свободы человека), Н.И. Кузнецовой (проблема человека и сознания), П. Шульца (самоопределение как основное понятие философской антропологии). Философский аспект нравственного самоопределения рассматривается Л.М. Архангельским, А.Л. Гусейновым, О.Г. Дробницким.

Исходя из вышеизложенного, отмечаем: философское знание задает общее направление, сущностные характеристики и ценностные ориентиры процесса самоопределения: свобода, воля, нацеленность на будущее.

С позиций социологии самоопределение рассматривается применительно к поколению в целом и характеризует результат его вхождения в социальные структуры и сферы жизни и фиксацию этого результата. Не удивительно, что многие авторы (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Дж. Ма-сионис, П. Штомпка, А.Г. Эффендиев и др.) считают правила и образцы поведения культурным остовом. Среди многих социологических концепций человека: homo socius, homo politicus, homo economicus, homo ludens, homo reciprocus, имеет место и такая, согласно которой человек - это существо, руководствующееся правилами ... определяющими внешние границы для его собственной индивидуальной активности (П. Штомпка) и процесс вхождения в мир людей. Самоопределение человека в данной системе координат утверждает его в определенной социальной позиции.

Плодотворным для нашего исследования является изучение основного вопроса социологии личности: определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, что определило два основных направления. Последователи первого утверждают, что общество «продавливает» свои интересы, сторонники второго оппонируют -личность выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде. Нам представляется, что истина определяется гармоничным соотношением внешнего и внутреннего в самоопределении человека.

Это высказывание в контексте нашего исследования позволяет утверждать значимость системы ценностных ориентаций в самоопределении молодого человека. В этой связи для нас представляют большое значение работы, в которых говорится о регулировании, социальном регулировании, выборе средств, способов, методов; определении действий, адекватных данной ситуации. Поскольку в основе всего этого лежит процесс самоопределения, процесс экстраполяции системы ценностных ориентаций в конкретные социальные действия, процесс ценностного самоопределения «здесь и сейчас». Такое понимание, стало значимым в организации и определении содержания культурных практик и их роли в ценностном самоопределении студентов. Таким образом, социология рассматривает самоопределение как основной инструмент социализации личности, вы-

бор молодым человеком своего места в социуме, а степень вхождения в социальные структуры - как фактор расширения границ познания.

Общие психологические аспекты становления самоопределения в контексте проблемы развития личности и подготовки ее к будущей деятельности рассматривают Л.И. Божович, Е.И. Толоваха, А.М. Кухарчук, И.О. Кон, Т.В. Кудрявцев, В.С. Мухина, А.Б, Орлов, М.Х. Титма,

А.Б. Ценципер, П.А. Шавир, И.Г. Шендрик и др. Социально-перцептивные аспекты самоопределения, обусловленные особенностями рефлексии, самооценки, самопознания и познания других людей выделяют А.А. Бодалев, Ф.Е. Василюк, А.И. Липюша, Е.Т. Соколова, В.В. Сталин, Е.О. Федотова, Т. Шибутани и др.

Сосредоточив внимание на сущностных сторонах самоопределения личности как субъекта собственной жизни, мы, естественно, обратились к наследию С.Л. Рубинштейна. По мнению М.Р. Гинзбурга [2, с. 43], именно С.Л. Рубинштейн заложил методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения, которая рассматривалась психологом в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» (С.Л. Рубинштейн) [5, с. 359]. В данном случае самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации. В понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» [5, с. 358]. По отношению к этому уровню - уровню человека - в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [5, с. 382].

В развитии данной идеи К. А. Абульханова-Славская рассматривает самоопределение как свободное избрание человеком смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [1, с. 65]. «Самоопределившаяся личность» в данном случае является синонимом «социально созревшей» личности. Основной характеристикой такой личности яв-

ляется соблюдение норм, принятых в обществе, и ориентированность на определенные групповые, коллективные и общественные ценности. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в психологическом знании акцент делается на выявлении роли внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе его самоопределения.

Значительный вклад в изучение самоопределения личности внесли педагоги. Нам представляются интересными исследования Т.К. Ахаян, которая предложила ценностный подход к изучению роли знаний в процессе ценностного самоопределения школьников; работы по развитию идей о роли знаний в формировании ценностных ориентаций как основы самоопределения школьников Л.В. Андрияновой, Н.Ф. Гейжан, А.В. Козлова; труды, рассматривающие ценностные ориентации как основу самоопределения личности школьников В. А. Беликова, З.И.Васильевой, М.Е. Ду-ранова, Н.А. Евдокимовой, Г.К. Нургалиевой.

Особое значение для нашего исследования имеют работы А.В. Кирья-ковой, которая рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, и в рамках авторской теории ориентации личности в мире ценностей раскрывает механизм развития ценностного самоопределения: поиск - оценка - выбор - проекция [4, с. 52]. По ее мнению, центральным звеном, ведущим личностным механизмом, обеспечивающим ценностное самоопределение человека в любой сфере жизнедеятельности, является выбор, который обнаруживает, формирует и закрепляет ценностные отношения личности, приобретающие статус ориентации.

Именно в ситуации выбора многократно закреплённый опыт приобретает устойчивость качества. В выборе задействованы все стороны формирующейся личности: рациональный (когнитивный), эмоциональный (эмо-тивный), действенный (проективный).

Педагогическое знание по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им не может выступать отдельная личность, а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение субъекта образования.

Вытекающие из выше изложенного выводы можно сформулировать следующим образом:

- самоопределение представляет собой свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленную детерминацию; относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества;

- механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации, то есть поиск смысла жизни, который гораздо важнее, чем его обретение;

- связь самоопределения с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы личности позволяет рассматривать определяющее развитие ценностного самоопределения среди других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека;

- ценностное самоопределение личности является сложным феноменом, важнейшей проблемой современного человекознания, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.

Список литературы:

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 240 с.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.

- М., 1973. - 381 с.

5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм. Сумерки богов / Ж.П. Сартр. - М., 1989. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.