Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2022»
«философский пароход»: предпосылки, исторический контекст, история, хронология
© Ксёнз Евгения Алексеевна
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Раевская Н.Ю. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: ^ёш Евгения Алексеевна — студентка 2 курса Педиатрического факультета, E-mail: ksyonz02@mail.ru
ключевые слова: Философский пароход, интеллигенция, большевики.
Актуальность исследования: в год столетия «философского парохода» стоит еще раз вспомнить о причинах и последствиях этого события. Его оценка важна как с теоретической, так и с практической точки зрения: репрессии в отношении интеллигенции не должны оставаться без внимания и не имеют cрока давности.
цель исследования: выяснить коренные причины и оценить последствия «философского парохода» для российской науки, культуры.
Материалы и методы: документальные источники и мемуары участников и очевидцев «философского парохода», труды исследователей, занимающихся проблематикой становления советской власти.
Результаты: старая интеллигенция быстро разочаровалась в молодой товетской власти, носившей деспотический характер. В свою очередь, власть видела в образованных и нравственно независимых деятелях науки и культуры прямую угрозу. Конфликт стал неизбежен. массовая высылка 20-х годов XX века лучших представителей отечественной науки, названная «философским пароходом», породила феномен манкуртизма — искусственно созданного прерывания интеллектуальной преемственности в российской интеллигенции, что нанесло серьезный удар по отечественной науке и культуре. Стремление советской власти навсегда избавиться от интеллектуальной оппозиции привело страну к социокультурной катастрофе. «Философский пароход» создал предпосылки для искоренения инакомыслия среди образованных людей, таким образом, облегчив установление тоталитарного режима 30-х годов в СССР. Власть окончательно разрушила обратную связь с интеллектуальной элитой, тем самым лишив себя критической оценки своих действий по строительству нового общества [1, 2, 3].
Выводы: пример «философского парохода» показывает недопустимость подобных репрессивных акций, порождающих сужение идеологического разнообразия и препятствующих развитию диалога власти и общества. Литература
1. Главацкий м. Г. «Философский пароход»: год 1922-й: Историографические этюды. Екатеринбург, 2002.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. т. II. Ч. 2. Л., 1991.
3. макаров В. Г. Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России. м.: Русский путь, 2010.
FORCIPE
VOL. 5 SUPPLEMENT 3 2022
ISSN 2658-4174