Научная статья на тему 'Феномен «философский пароход» сквозь призму отношений интеллигенции и государства'

Феномен «философский пароход» сквозь призму отношений интеллигенции и государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философский пароход / инакомыслящая интеллигенция / государство / государственная система / философия / идеология / революция / Советская власть / высылка / диалектика отношений / philosophical steamboat / dissenting intelligentsia / state / state system / philosophy / ideology / revolution / Soviet power / exile / dialectics of relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алов Александр Анатольевич, Привалова Ирина Юрьевна

В статье исследуется феномен «философского парохода», выступающего в качестве символа отношения советской власти к инакомыслящей интеллигенции. Предпринимается попытка по-новому осмыслить причины и последствия высылки из страны научной элиты общества в начале XX в. Отмечается универсальный характер подобного феномена, закономерно возникающего в различных исторических и географических условиях. Исследуется процесс диалектического развития отношений интеллигенции и государства, характерный для России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of “philosophical steamboat” through the prism of the relationship between the intelligentsia and the State

The authors examine the phenomenon of the “philosophical steamboat”, which served as a symbol of the Soviet regime’s attitude toward the dissenting intelligentsia. An attempt is made to rethink the causes and consequences of the society’s scientifi c elite expulsion from the country in the early 20th century. The universal nature of such phenomena, which naturally arise in various historical and geographical conditions, is noted. The process of dialectical development of relations between the intelligentsia and the state, characteristic of Russia at the present time, is investigated.

Текст научной работы на тему «Феномен «философский пароход» сквозь призму отношений интеллигенции и государства»

ФИЛОСОФИЯ: МИР В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

PHILOSOPHY: UNIVERSE IN HUMAN AND HUMAN IN UNIVERSE

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 55—60. Economic and Social Research. 2022. No. 4 (36). P. 55—60. Научная статья

УДК 101.9

doi: 10.24151/2409-1073-2022-4-55-60

Феномен «философский пароход» сквозь призму отношений интеллигенции и государства

А. А. Алов1, И. Ю. Привалова2

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

1 Alovaleksandr40@gmail.com

2 privalova912@rambler.ru

Аннотация. В статье исследуется феномен «философского парохода», выступающего в качестве символа отношения советской власти к инакомыслящей интеллигенции. Предпринимается попытка по-новому осмыслить причины и последствия высылки из страны научной элиты общества в начале XX в. Отмечается универсальный характер подобного феномена, закономерно возникающего в различных исторических и географических условиях. Исследуется процесс диалектического развития отношений интеллигенции и государства, характерный для России в настоящее время.

Ключевые слова: философский пароход, инакомыслящая интеллигенция, государство, государственная система, философия, идеология, революция, Советская власть, высылка, диалектика отношений

Для цитирования: Алов А. А., Привалова И. Ю. Феномен «философский пароход» сквозь призму отношений интеллигенции и государства // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 55-60. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-55-60

Original article

The phenomenon of "philosophical steamboat" through the prism of the relationship between the intelligentsia and the State

© Алов А. А., Привалова И. Ю.

A. A. Alov1, I. Yu. Privalova2

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

1 Alovaleksandr40@gmail.com

2 privalova912@rambler.ru

Abstract. The authors examine the phenomenon of the "philosophical steamboat", which served as a symbol of the Soviet regime's attitude toward the dissenting intelligentsia. An attempt is made to rethink the causes and consequences of the society's scientific elite expulsion from the country in the early 20th century. The universal nature of such phenomena, which naturally arise in various historical and geographical conditions, is noted. The process of dialectical development of relations between the intelligentsia and the state, characteristic of Russia at the present time, is investigated.

Keywords: philosophical steamboat, dissenting intelligentsia, state, state system, philosophy, ideology, revolution, Soviet power, exile, dialectics of relations

For citation: Alov A. A., Privalova I. Yu. "The Phenomenon of "Philosophical Steamboat" through the Prism of the Relationship between the Intelligentsia and the State". Economic and Social Research 4 (36) (2022): 55-60. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-55-60

Противоречия между государством и критично мыслящей интеллигенцией, как правило, обостряются в переломные, кризисные для развития общества годы. Очевидно, что сегодня российское общество переживает подобный этап развития. Данное предположение обусловливает актуальность нашего обращения к историческим событиям 100-летней давности, имевшим место на территории современной России.

В сентябре 2022 г. исполнилось 100 лет с момента изгнания из Советской России многочисленных представителей интеллигенции — деятелей философии, науки и культуры. В конце ХХ в. этот феномен получил обобщенное название «философский пароход».

Репрессивным мерам были подвергнуты не только преподаватели вузов, но и студенты, не только профессора, ученые в области гуманитарных и естественных наук, но и медики, политические и общественные деятели, инженеры из Москвы, Петрограда, Киева, Севастополя, Одессы и Харькова. Правовым сопровождением высылки было принятое правительством 19 августа

1922 г. Постановление о высылке за пределы РСФСР. Основанием для высылки являлось обвинение по ст. 57 УК «Контрреволюционная деятельность в период особого положения в стране». К контрреволюционной деятельности относилась пропаганда и агитация (ст. 69 УК РСФСР) и распространение агитационной литературы (ст. 72 УК РСФСР), поэтому высылка объявлялась бессрочной, а в случае самовольной попытки возвратиться в Россию обвиняемому грозил расстрел.

В опальном положении среди интеллигентов и философов оказались западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народники и эсеры, мирнообновленцы и радикалы, евразийцы и религиозные мыслители, — все они в той или иной мере мечтали о сильной и процветающей России, хоть и выбирали разные пути достижения этой цели [1].

Позднее понятие «философский пароход» стали нередко интерпретировать как преследование и административное выдворение оппозиционных интеллектуалов в период существования советской власти, включая высылку Солженицына, Сахарова, Бродского и других представителей научной элиты. Мы полагаем,

что было бы неверным излагать подобную политику Советов по отношению к инакомыслящим как уникальное, свойственное только советской 70-летней истории явление. Мировая история показывает, что практически всегда, независимо от способа производства или типа общества, государственная власть, как правило, относилась с подозрительностью и враждебностью к тем, кто высказывает взгляды, противоречащие официальной идеологии или господствующему общественному мнению. Достаточно вспомнить гонение на софистов, вердикты, вынесенные судом присяжных Сократу в Афинах, преследование Галилея, Т. Мора, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы в Европе. «Исходя из такой широкой интерпретации, можно сказать, что первым в ХХ веке философским пароходом был так называемый "русский ковчег" в США: зимой 1919 г. американское правительство пароходом "Будфорд" насильственно депортировало из страны 249 человек, придерживавшихся левых взглядов и подозреваемых в симпатиях к большевизму и Октябрьской революции» [2].

Среди известных российских ученых и философов, изгнанных большевиками, были: И. А. Ильин, отец Сергий Булгаков (С. Н. Булгаков), Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, Ф. А. Степун, И. И. Лапшин, П. А. Сорокин и кн. С. Е. Трубецкой. Рассмотрим диалектику отношений философов и государства, обусловленных государственно-правовым становлением советского общества. Философ И. А. Ильин всегда открыто высказывался о неприятии советской власти. Он шесть раз подвергался арестам, но затем, в изгнании, до последних дней не оставлял надежды вернуться в новую возрожденную Россию — великую, «стряхнувшую с себя большевистское иго». Искренне веря в освобождение России от «большевистской заразы», И. А. Ильин, будучи за границей, писал Конституцию для возрожденной Православной России1. Отец Сергий Булгаков — философ, экономист,

1 Вакулинская А. Философский пароход: Иван Ильин // YouTube [Проект: Науки о человеке] [Электронный ресурс]. URL: https://www. youtube.com/watch?v=XtVSZH4ks6I (дата обращения: 02.11.2022).

богослов и православный священник, будучи высланным из Севастополя, испытал двоякое чувство: щемящую грусть-тоску по потерянной Родине и одновременно свободу, освобождение от «большевистских оков».

В определенном смысле изгнание из России философов, ученых и иных представителей интеллигенции, действительно, явилось для них спасением от смерти. Их не расстреляли, и они не умерли от голода (отметим, что в эти годы многие ученые умирали голодной смертью, как, например, известный русский академик Борис Тура-ев). Паек хлеба, который полагался ученым в эти годы, был меньше, чем у рабочих. Ученых большевики считали низшим, нетрудящимся элементом. Процесс высылки был организован в очень унизительной для интеллектуальной, духовной элиты России форме: было дано четкое предписание о количестве пар верхней одежды и нижнего белья, не превышающем объема одного небольшого чемодана. Книги, драгоценности, деньги в сумме более 20 долларов вывозить запрещалось. Более того, под запретом были даже нательные крестики. В первое время ссылки ученые выживали за границей за счет средств местного Красного креста и единичных сочувствующих им благотворителей. Таким образом, «формально провозглашая себя сторонниками диалектики, на деле, высылая лучших представителей прежней интеллигенции, советские чиновники тем самым нарушили один из ее основополагающих законов — закон отрицания отрицания, в соответствии с которым невозможно создание новой более передовой системы при отказе от всего лучшего, накопленного на предшествующих "витках" развития. В противном случае движение из спиралевидного превращается в бесконечное циклическое движение, в котором всё приходится начинать с нуля» [1, с. 80].

С изгнанием и политическим преследованием всех немарксистских мыслителей духовная жизнь страны упростилась и «обескровилась», так как правом на существование стал обладать только тот ортодоксальный марксизм, который сложился еще в середине XIX в. Превратившись

в официальную идеологию и перестав поэтому быть теорией, официальная философия утратила не только этиологическую (объяснительную) функцию, но также и функцию прогностическую. В упадок пришла социологическая наука, которая отождествлялась с истматом (историческим материализмом). В результате Советы на десятилетия отстали от стран Запада в разработке и использовании методики и техники конкретных социологических исследований.

Напротив, наука получила развитие за рубежом благодаря работе репрессированных российских ученых. Так, высланный в 1922 г. П. Сорокин стал в США одним из отцов современной социологии [2]. Книга П. Сорокина «Голод как фактор» начала печататься в России в 1922 г., но не успела выйти в свет как раз по причине высылки П. Сорокина из Советской России. Известно, что П. Сорокин был лидером эсеров. Власть объявила его виновным в идейной оппозиции новому политическому режиму, так же как и всех высланных представителей интеллигенции. В 1925 г., уже в Америке, П. Сорокин публикует свой труд «Социология революций», в 1927 г. — «Социальную мобильность», а в 1928 г. издана его книга «Современные социологические теории», ставшая основным учебным пособием по социологии в американских университетах. Позже, в Америке, П. Сорокин, занимаясь исследованием современной культуры и общества, выявил четкие тенденции их деградации. Ученый предупредил человечество о наступлении мировой катастрофы, неминуемой в случае отказа от перехода на принципиально иной уровень человеческих взаимоотношений. Очевидно, что в результате многочисленных жизненных испытаний, в том числе личных, связанных со страданиями, которые пришлось претерпеть в Советской России, П. Сорокин, будучи на чужбине, пропагандирует идеи о необходимости моральной реконструкции всего человечества. Он разочарован в политике, в идее революционной борьбы и говорит о существовании четырех главных монстров: революции, войны, голода и эпидемии [6]. В последние годы жизни в Гарварде

П. Сорокин занимается исследованиями в области созидательного альтруизма. Таким образом, Советская Россия, обрекая П. Сорокина на изгнание, одновременно подарила Западу в его лице новую мощную научную школу, тем самым лишив развития собственную науку.

Также большевики в свое время нанесли мощный удар и другим фундаментальным дисциплинам, заклейменным «буржуазными» и «чуждыми», — генетике, кибернетике и ряду разделов физики. В конечном итоге «философский пароход» положил начало «утечки умов» из страны — тенденции, которая имеет продолжение и сегодня. Для России в этом отношении 1990-е гг. явились не меньшим испытанием, чем первые послереволюционные годы двадцатого столетия: тоже имела место колоссальная эмиграция ученых по причинам прежде всего экономического характера. Сегодня эта опасная тенденция не только не преодолена, но и усиливается по причине геополитической ситуации. Многочисленные политические и экономические санкции, применяемые странами Запада в отношении России, а также «набирающий обороты» в российском обществе идеологический раскол очевидным образом усиливают неблагоприятный для науки отток интеллектуальной элиты из страны. Последний фактор ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала России.

Вероятно, сегодня мы наблюдаем новый исторический виток диалектической спирали отношений интеллигенции и государства. Очевидно, что в начале XX в. власть Советской России пыталась уничтожить традиционные духовные ценности, на базе которых Россия развивалась на протяжении многих веков. Большевики активно боролись (вплоть до физического уничтожения) с теми оппозиционными силами, которые выступали за сохранение традиционных для России духовных ценностей, в частности — православной веры. Новая большевистская идеология, естественным образом выросшая из эпохи Просвещения с преимущественно характерными для нее

материализмом и атеизмом, имела своей целью не только полностью переустроить Россию, но и «возжечь огонь» мировой революции. За идеями пантеизма, имевшими место в Европе эпохи Возрождения, а затем за деизмом эпохи Просвещения в ходе дальнейшего исторического процесса последовал откровенно богоборческий материализм, который пустил свои корни не только в Европе, но в том числе и в России начала XX в. Борьба с религией, церковными институтами и священнослужителями велась открыто и непримиримо. Как итог мы получили абсолютно безбожную власть и соответствующую ей советскую идеологию, по канонам которой сформировалось мировоззрение нескольких поколений Советской России.

Далее в истории государственной эволюции России, по завершении периода СССР и после развала Союза, российское общество постепенно стало возвращаться к своим традиционным духовным установкам, было положено начало возрождению Православной Церкви и культуры. Новая власть приступила к формированию идеологии духовных скреп, имеющей четкий исторический референс, характерный для многовековой истории дореволюционной России. Однако одновременно с этим в России в полную силу начала активизироваться деятельность той части интеллигенции, которая имела жесткий прозападный настрой. Этот настрой совпадает во всех своих аспектах с современной «демократической» идеологией коллективного Запада, в коей открыто проповедуются отнюдь не христианские ценности. Сегодня в Америке и странах Европы происходит уничтожение традиционного для христианства понимания семьи как союза мужчины и женщины, легитимизируется однополый брак, законодательно закрепляются новые нормы, расширяющие права сексуальных меньшинств. Заметим, что эти процессы, с одной стороны, характеризуются компенсаторными свойствами, присущими социальным преобразованиям, цель которых — сбалансировать прежние правовые перекосы в обществе; с другой стороны, они имеют выраженный агрессивный характер,

закрепляющий новые правовые нормы. Эти нормы определяют откровенно ущемляющие права в отношении большинства людей, исповедующих традиционные христианские моральные принципы. Активная популяризация новых норм «свободной» морали на Западе не могла не затронуть и Россию: многие представители либеральной интеллигенции России открыто поддерживают эти новации.

Сегодня мы имеем дело с новым витком диалектического развития отношений государства и интеллигенции, выраженным фактом борьбы традиционно настроенной власти с так называемыми новыми революционерами (с «либерально» настроенной интеллигенцией), многие из которых призывают вновь идти по западному пути. Однако необходимо также отметить и значение консолидационных процессов в рядах российской интеллигенции. Несмотря на отток определенной части интеллигенции из страны, идеологическое объединение оставшейся мыслящей элиты с широкими народными массами на базе традиционных ценностей может выступить критическим ресурсом, необходимым для переведения государственной системы, находящейся в точке бифуркации, на новый, более высокий уровень организации.

Список литературы и источников

1. Алов А. А., Привалова И. Ю. Интеллигенция и революция. К 100-летнему юбилею «философского парохода» // Век XXI. Цифровиза-ция: вызовы, риски, перспективы: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (28 апр. 2022): в 2 ч. М.: МИЭТ, 2022. Ч. 2. С. 74—81. (УШ Декартовские чтения).

2. Алов А. А., Привалова И. Ю. «Философский пароход»: опыт современного осмысления // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Мат-лы VII Междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 2728 окт. 2022). Т. 9: Философские и психологические науки / под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. С. 8—10.

3. Главацкий М. Е. «Философский пароход»: год 1922-й: Историографические этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 224 с.

4. Дмитриева Н. А. «Летучий голландец» российской интеллигенции (очерки истории «философского парохода») // Скепсис: на-уч.-просвет. журн. 2005. № 3-4. С. 79—102. EDN RRXJWB.

5. Макаров В. Г. Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России: монография. М.: Русский путь, 2010. 368 с.

6. Сорокин П. А. Человек и общество в условиях бедствий: влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь / пер. с англ. В. В. Салова. М.: Академический проект, 2022. 399 с. (Теории общества).

References

1. Alov A. A., Privalova I. Yu. "Intellectuals and Revolution. To the 100th Anniversary of the 'Philosophical Steamboat' ". Vek XXI. Tsi-frovizatsiya: vyzovy, riski, perspektivy: Mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (28 apr. 2022). Moscow: MIET, 2022. Part 2. 74—81. (In Russian). VIII Dekartovskiye chteniya.

2. Alov A. A., Privalova I. Yu. " 'Philosophical Steamboat': Experience of Present-Day Comprehension". Filosofskiye i psikhologicheskiye nauki. Publ. ed. prof. S. V. Bespalova. Vol. 9 of Donetskiye chteniya 2022: obrazovaniye, nauka, innovatsii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: Mat-ly VII Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 85-letiyu Donetskogo natsional'nogo universiteta (27—28 okt. 2022). Donetsk: Donetsk National University Publ., 2022. 8—10. (In Russian).

3. Glavatskiy M. E. "Philosophical Steamboat": The Year 1922: Historiographical Studies. Ekaterinburg: Ural Univ. Publ., 2002. 224 p. (In Russian).

4. Dmitriyeva N. A. " 'Flying Dutchman' of the Russian Intelligentsia (Outline of 'Philosophical Steamboat' History)". Scepsis 3-4 (2005): 79—102. (In Russian).

5. Makarov V. G. Historical and Philosophical Analysis of Political In-Fighting of the Early 1920s and Forced Displacement of the Dissenting from Soviet Russia, monograph. Moscow: Russkiy put', 2010. 368 p. (In Russian).

6. Sorokin P. A. Man and Society in Calamity. 1st ed. New York: E. P. Dutton & Co., 1942. 352 p.

Информация об авторах

Алов Александр Анатольевич — кандидат философских наук, доцент, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, 1).

Привалова Ирина Юрьевна — кандидат философских наук, доцент, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, 1).

Information about the authors

Alexander A. Alov — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Institute of HighTech Law, Social and Humanitarian Sciences, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Irina Yu. Privalova — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Institute of High-Tech Law, Social and Humanitarian Sciences, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию 19.12.2022. The article was submitted 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.