Научная статья на тему 'Философский диалог: беседа с Дж. Римонди (Италия)'

Философский диалог: беседа с Дж. Римонди (Италия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ДИАЛОГ / ИТАЛИЯ / ДЖ. РИМОНДИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философский диалог: беседа с Дж. Римонди (Италия)»

1/64. Стать русским при желании мог представитель любой народности. Гораздо больше в трактовках, кого считать русским, значил вероисповедный фактор.

Однако по мере приближения XX в. позаимствованные на Западе националистические идеи стали сужать представление о русских. Под ними все чаще стали понимать лишь представителей трех ветвей единого народа - великороссов, малороссов и белорусов, и, с рядом оговорок, органически слившихся с ними инородцев. В то же время следует подчеркнуть, что и националистами, и черносотенцами, которые в начале XX в. стали главными пропагандистами этого лозунга, понятие «русский» все еще трактовалось широко. Автор тут резюмирует: «Едва ли мы ошибемся, если будем утверждать, что для большинства правых и националистов начала XX в. право называться русским обретал православный человек, отождествлявший себя с русской культурой, русской историей, русскими государственными интересами и бывший сторонником монархической формы правления, вне зависимости от своего этнического происхождения» (с. 121). В любом случае термин «русские», несмотря на его эволюцию и постепенное сужение (все же некоторые считали русскими только великороссов, малороссов и белорусов, а некоторые лишь великороссов), даже в самых радикальных своих трактовках он никогда не сводился до принципов этнической чистоты, кровного родства или расово-биологического критерия.

Важно также отметить, что помимо внутренней направленности лозунг «Россия для русских» имел и другое содержание. Означая, что русские люди должны развивать и осваивать свою страну и думать о себе самих, а не об освобождении славян от турок и немцев, жертвуя собой ради появления на свет новых маленьких государств, потенциально готовых стать враждебными России.

Ю.В. Пущаев

2019.03.003. ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ: БЕСЕДА С Дж. РИ-МОНДИ (ИТАЛИЯ).

Ключевые слова: философия; диалог; Италия; Дж. Римонди.

В январе 2019 г. в отделе философии (к. 511) состоялась неформальная встреча с молодым философом из Италии Джорджией

Римонди (Giorgia Rimondi, PhD in Slavistica), которую привела к нам большой друг отдела и ИНИОНа Марианна Соколова, сама когда-то окончившая у нас докторантуру и часто публикующаяся в изданиях ИНИОН РАН. Дамы сели с противоположных сторон стола, en face друг к дружке, я приготовил обеим иван-чай - и беседа началась.

По-русски Джорджия говорила бегло, понимала еще лучше: не переспрашивала и не перебивала собеседников, кроме того, свободно владеет еще английским и французским (по-немецки -«очень, очень плохо», сама сказала), так что проблем с коммуникацией не возникало (немецкий нам не требовался): говорили только по-русски с редкими, с ее стороны, фразами по-английски и с моей -по-французски и итальянски, тем более что ее интересовала в основном русская-советская философия начала - средины ХХ в. Поэтому говорить в основном приходилось мне, прочитавшему краткую лекцию по основным фигурам этого периода, включая Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, А.Ф. Лосева, А.М. Пятигорского, пожалев, что наш главный специалист по этому периоду, Ю.В. Пущаев, выпустивший недавно объемную и ценную монографию по первым двум, не присутствовал, так как со стороны итальянского специалиста вопросов было много и разных, хотя сама она говорила мало и редко и, казалось, испытывала недостаток слов, какую-то трудность в их подборе, дополняя себя иногда английскими и итальянскими терминами. Было очевидно, что ей хотелось больше слушать и узнавать, чем говорить самой. На вопрос, какое направление философии доминирует сейчас в Италии, ответила односложно: аналитическая, - американская, объясняя это большими трудностями с трудоустройством: нет мест работы. Так, например, чтобы преподавать в лицее, мало быть «доктором философии», надо написать еще одну, особую работу, пройти нелегкий конкурс и т.д. Зашла речь и о вере в Бога. Ответ был: почти никто не верит, так как люди полагают, что им достаточно своих собственных сил, а Он - оказывается для них «излишен»: и так якобы можно прожить, не тратя время на молитвы, походы в церковь и т.д. Человек стал будто бы самодостаточным, - достаточно социально, экономически и медицински защищенным. И в его жизни не происходит никаких мистических или странных событий, которые не могла бы объяснить современная наука и которыми Он бы «по-

казывал», проявлял Свое существование. Так что если кто и верит, то это в основном деисты, считающие, что Бог, мол, сотворил мир, а затем самоустранился от него, не вмешиваясь ни в частную, ни в общественную жизнь людей, ни в их историю.

Полуриторически, полувопросительно спросила: «Где Он?!» Ответил сначала аргументом от «бытия», которое почему-то есть, хотя «небытие» было бы вероятнее и явно проще, чем столь многие и умноженные сущности, показывая ей одновременно разумность устройства всего в природе, что нас окружает; потом сказал о тяжелых жизненных положениях, например, неизлечимые болезни, пограничные ситуации, безответная, односторонняя любовь, боль от смерти близких и т.п., от которых даже сильные люди сходят с ума и стремятся покончить с собой, когда ни наука, ни люди помочь уже не могут, а только Он. Припомнил и «пари Паскаля»: резюмировав, «атеист», мол, рискует, неизмеримо больше, - покивала головкой с изящным римским носиком, - знает, согласна. Рассказав, что и в своей частной жизни люди сталкиваются с проявлениями не только благоприятных воздействий, но и с противоположными, темными силами, о вмешательстве которых в жизнь людей повествуют, например, и Евангелия, - тоже читала, кивнула, знает. Рассказал по этому случаю и о своем личном опыте в третьем браке с «серой ведьмой», заинтересовав обеих слушательниц и пообещав Джорджии, пристать свой рассказ об этом. Спросила меня, верую ли я в Бога. Ответил, что не только я, но и многие другие люди разных отделов в ИНИОНе не только искренне веруют в Бога, но и имеют личный духовный опыт, а атеист сейчас мне известен только один, да и тот недавно признался, что он уже не атеист, а скорее агностик. Добавил, что сейчас одно из главных течений в философии новой России - это восстановление духовной культуры исторической России до 1917 г., с того места, в котором ее прервали, убив. А это: духовность во всем, онтологическая связь с трансцендентным. Сказал и о том, что утверждение: «Бог есть!» - чрезвычайно сильно по своим консеквенциям и было известно человечеству чрезвычайно давно, так что уже с Античности люди и в повседневности жили с божественными энергиями, с трансцендентным, и я хочу это показать в своих работах, а это трудно сейчас еще и потому, что ни латынь, ни греческий в России не изучаются широко, нужных текстов нет. Джорджия тут же пообещала

помочь, но отрицала, что в Италии есть какие-либо сайты с такими книгами: копирайт! Так что и книги XIX в. скачивать нельзя, не то, что современных лет издания.

Марианна спросила, почему сейчас в России нет таких людей, как Ильенков, Мамардашвили, Трубников. Ответил, что мы все работаем, создаем почву, чтобы они появились, так как каждый русский человек - такой потенциально, все должны были стать такими, как они - Ломоносовыми.

На прощание мы подарили Джорджии экземпляр книги Ю.В. Пущаева «Философия советского времени: М. Мамардашвили и Э. Ильенков (энергии отталкивания и притяжения)», которую она приняла с огромной благодарностью как полностью соответствующую ее актуальному направлению исследований.

Участвуя в диалоге, я понял и почему русские аристократы до 1917 г. так охотно и часто женились на итальянках: очень миловидное, живое лицо, русская непосредственность чувств, ясность и рационализм мысли, облик чистоты от порока и какой-то русскости в лучшем виде. Поэтому даже спросил: не было ли у нее в роду русских предков? На секунду задумавшись, отрицательно качнулась в сторону, как показалось, с сожалением: «Нет, (увы), не было».

Г.В. Хлебников

2019.03.004. ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМ ПРОРЕКТОРОМ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ДОКТОРОМ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ НС. КИРАБАЕВЫМ.

Ключевые слова: Н.С. Кирабаев; философия; РУДН; реферат; история философии.

«Реферирование в современных условиях - очень важный инструмент для экономии времени ученого. Реферат позволяет обратить внимание на существенные детали».

Д.Ш.: Нур Серикович, добрый день! У вас богатая биография, и в ней есть этап, связанный с ИНИОНом. Что вам дала эта деятельность и как все началось?

Н.К.: В семидесятые годы в ИНИОНе работали выдающиеся ученые. Поэтому ИНИОН - не просто институт, который занимался подготовкой библиографических и реферативных материалов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.