Научная статья на тему 'Интервью с зав. Отделом философии ИНИОН РАН Хлебниковым Г. В. О тематике философских исследований и работе отдела'

Интервью с зав. Отделом философии ИНИОН РАН Хлебниковым Г. В. О тематике философских исследований и работе отдела Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с зав. Отделом философии ИНИОН РАН Хлебниковым Г. В. О тематике философских исследований и работе отдела»

ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

2019.01.001. ИНТЕРВЬЮ С ЗАВ. ОТДЕЛОМ ФИЛОСОФИИ ИНИОН РАН ХЛЕБНИКОВЫМ Г.В. О ТЕМАТИКЕ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАБОТЕ ОТДЕЛА.

- Георгий Владимирович, скажите, трудно ли руководить десятью философами?

- Конечно, ведь каждый из них, наверное, отдельный когнитивный центр мира, со своей концептуальной Вселенной, личными вкусами, пристрастиями и интересами, которые следует гармонизировать в симфонию коллективной работы, общую мелодию, чтобы каждый вел в ней свою партию, ведь и философия - музыка Мысли.

- Был ли у Вас до этого назначения заведующим соответствующий опыт?

- Вероятно, да: ведь до ИНИОНа мне пришлось работать и преподавателем в различных вузах, и в нескольких федеральных министерствах СССР и России, сначала в должности главного специалиста, а затем и госсоветника 1 класса, где приходилось заниматься на различных курсах и семинарах, в том числе проводимых иностранными специалистами, по менеджменту и управлению.

- Как на Ваш взгляд, есть ли какой-либо общий принцип работы с таким сверхкомпетентным коллективом, как сообщество ученых?

- Наверное, да, и он давно известен: в самом общем виде -это «laissez-faire», т.е. полная свобода для исследователей-специалистов вашего коллектива и лояльное отношение к властям, от которых зависят финансирование и другие материальные условия нормальной работы организации.

- И какие же направления исследований практикуют ученые в Отделе философии?

- Проще было бы сказать, какие они не проводят. Самые разные: изучаются особенности взаимодействия философских направлений, культур и религиозных учений в современном цивили-зационном процессе; изучаются особенности отношений человека и общества, а также различных групп людей между собой в современной России, рассматривается цивилизационный генезис этих отношений; анализируются также основные тенденции философской мысли в современных развитых странах: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Польше и др.; и иные вопросы, например: вопросы национальной идентичности, консерватизма - либерализма, молодежных ценностей, биоэтики, логики, свободы и рабства, гетеротопии, проблемы мышления и творчества, этики и эстетики, различных видов искусства, литературы, окружающей среды, герменевтики, эсхатологии, онтологии, истории философии, теологии. В общем можно сказать, что реферативный журнал «Философия» и «Человек: Образ и сущность» в их нынешнем, аналитико-информационном формате являются, прежде всего, научными изданиями, ориентированным как на профессиональную аудиторию, так и на широкий круг интеллектуалов, бывших школьных отличников, как когда-то говорили: от гуманитариев до лиц с техническим образованием, имеющим широкий ноэтический и культурный горизонт.

- То есть, как я понимаю, проводятся исследования новейших тенденций в духовной жизни современного общества в целом как у нас в стране, так и за рубежом?

- Именно. Так, например, профессор Ю.А. Кимелев продуктивно работает в области современной философии, философии и социальной теории, социальной онтологии, успешно изучает проблему индивида в современных условиях, имеет ряд признанных научным миром публикаций в данной области, недавно выпустил вместе с супругой Н.Л. Поляковой монографию «Модерн и процесс индивидуализации: Исторические судьбы индивида модерна». В его планах - издание в ближайшее время интереснейшей небольшой монографии по итальянской философии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Логик Л.А. Боброва, ученица известного философа-логика и писателя А.А. Зиновьева, отслеживает актуальные тенденции в развитии логики, дает интерпретации развития аналитической философии во второй половине XX в., намечает перспективы развития эпистемологии. Она готовит исследование по проблеме мышления в современной эпистемологии.

О.В. Летов, несмотря на семейную трагедию, продолжает анализировать самые актуальные вопросы биоэтики, связанные в том числе с проблемой эвтаназии, медицинской этикой, включая такой всегда деликатный и актуальный аспект, как отношения врач -пациент.

С.В. Погорельская изучает и публикует в том числе наиболее актуальные материалы по дискуссиям, разгорающимся вокруг наследия крупнейшего немецкого философа минувшего столетия М. Хайдеггера.

Ю.В. Пущаев, известный философ и публицист, выпустил несколько заметных работ, посвященных выдающимся философам советского периода российской истории (Э.В. Ильенков, М.М. Ма-мардашвили), исследует актуальные проблемы русского консерватизма; и у него в семье - трое детей.

Канд. филос. наук Р.С. Гранин, отец двоих детей, издал несколько репрезентативных работ по проблемам эсхатологии, которые в последнее время широко обсуждаются массмедиа, в самых разных изданиях.

И.М. Цибизова, полиглог - специалист по Балканскому региону, исследует наиболее актуальные материалы по философским вопросам итальянского католицизма, тенденциям и перспективам его развития, как и общим проблемам католической философии. Сейчас исследовательница работает над вопросами сравнительной характеристики западной и восточной философской мысли.

Наш молодой коллега Д.Г. Шкаев выпустил целую серию (больше восьми) книг-сборников, включающих работы ведущих ученых страны по проблемам молодежи, посвященные ее ценностным ориентациям, мировоззрению, культурным предпочтениям, религиозным взглядам, надеждам и ожиданиям. И у него в семье -двое детей.

Молодой ученый С.В. Мельник защитил актуальную диссертацию по межкультурному диалогу, успешно выступает со своей темой на международных конференциях.

В отделе была подготовлена и докторская диссертация Е.Э. Фетисовой по философским течениям и методам, характерным для литературы русского Серебряного века, по материалам которой издана монография «Неоакмеизм как система программных и латентных течений ХХ века» (М., 2016 г.).

Перспективный молодой ученый А.М. Гагинский, работающий в отделе на полставки (основное место занятости у него -Институт философии РАН), успешно работает над докторской диссертацией, издал в этом году монографию «Философия беспредпо-сылочных начал»; и это притом, что у него трое детей!

- А Вы над чем работаете, хотя бы в двух словах? Ведь в институте известно, что Вы в свое время окончили философский факультет ЛГУ, затем аспирантуру на кафедре ИЗФ (истории зарубежной философии) МГУ у Ю.К. Мельвиля, докторантуру в Минском университете, знаете более 10 иностранных языков, и у Вас - пятеро уже взрослых детей...

- Разве что в двух: область моих исследований - античная философская теология, по которой в общей сложности я издал две монографии и четыре небольшие монографии, не считая статей и рефератов; а также история философии, мысли, культуры вообще, с акцентом на Античность, в которой, как мне думается, момент связи, сизигии и синергии человеческой мысли, духа с тем, что их выше, с трансцендентным, - проявляется наиболее ярко и очевидно. Но процесс научной объективации этого факта для общественности у нас в стране был трагически прерван кровавым переворотом 1917 года. Надо восстанавливать и продолжать дело предков. Впрочем, это все темы для отдельных разговоров и интервью.

- Согласен. А могут ли у Вас публиковаться авторы из других отделов или даже не работающие в ИНИОН РАН?

- Да, мы приглашаем к сотрудничеству и других специалистов, работы которых наши редколлегии сочтут достаточно актуальными и соответствующими тематике наших исследований. Так, с нами сотрудничают д-р филос. наук, проф. Л.В. Скворцов из Отдела литературоведения, д-р филос. наук, проф. МОУ В.Л. Кураб-цев, канд. филос. наук М. Соколова и мн. др.

Но самое главное, наш мегаинститут - это еще и мини-академия, объединяющая в единый комплекс и философию, и языкознание, и литературоведение, и культурологию, и социологию, и политологию, и экономику, и многоаспектные исследования Востока, Балканского региона и славянских стран... И все это подчинено одной сверхзадаче, имеющей общемировое и цивилизационное значение: выработке конструктивной концепции общечеловеческой цели развития не ради господства и блага какой-либо одной расы на Земле, к чему стремились вожди III Рейха, одной из самых технически развитых стран западного мира; и не одного, отдельно взятого класса или нескольких классов, что обосновывали теоретики и к чему стремились практики чудовищного социального эксперимента над Россией, а единой гуманитарной цели прогрессивного и эволюционного развития всех людей во всех странах в мире без войн, насилия, эксплуатации, угнетения и несправедливости.

Кроме того, именно ИНИОН РАН был той кузницей высококвалифицированных кадров, после которой, ученый достигал профессионализма мирового уровня: здесь, в его стенах, аспиранты и молодые ученые писали рефераты, статьи, монографии, учились работать и овладевали научной информацией, становясь кандидатами и докторами наук, академиками. Здесь они также учились занимать активную социальную позицию, а не оставаться в стороне от жизни гражданского общества страны, ее культуры, быть гражданами.

Кроме того, ученые нашего отдела осуществляют информационное обеспечение преподавания философии в высших учебных заведениях, выпуская для них монографии, аналитические обзоры, сборники научных статей и другую нужную в педагогическом процессе литературу.

- Для этого нужно еще хорошее знание иностранных языков?

- Разумеется, как правило, каждый из коллег знает не меньше двух-трех языков, некоторые четыре-пять и больше.

- Для работы таких специалистов требуются, вероятно, особые условия?

- Да нет, до пожара в ИНИОН все было хорошо и практически все были довольны.

- А сейчас?

- Погорельцам на Руси всегда все помогали всем миром: и наш случай, в общем, не стал печальным исключением. Нас даже переместили на время ремонта поврежденного здания ИНИОН в дом неподалеку от прежнего места (ул. Крыжановского, д. 15 -можно пешком дойти), - выделив первый, четвертый и пятый этажи и пообещав остальные по мере освобождения. Спасибо всем.

- А потом?

- А потом вдруг под разными предлогами стали выселять, предлагая один вариант хуже другого, общим для которых было одно: на нынешнем месте куда лучше, чем в любом из них. Посмотрите, например, фото последнего любезного предложения, которое иначе чем глумливо-издевательским и не назовешь: в какой-то производственный цех завода. На бетон, залитый машинным маслом? И начинают одновременно отключать отопление (!), не пускать специалистов в нынешнее здание на их рабочие места и т.п. Разумеется, это не способствует выполнению государственного задания, отнюдь не помогает ученым работать со сложными иностранными и русскоязычными текстами. Вести нормальную научную деятельность, писать монографии, книги, статьи. Люди устали жить на чемоданах, под дамокловым мечом очередного переезда, остановки работы, а потом - опять многонедельный аврал? Опять выполнение сверхнормативов? Новая гонка за упущенным не по своей вине временем? Посмотрите на динамику заболеваний, даже смертей, - как резко она возросла, сколько человек мы уже утратили - больше половины штата 2015 г.! Страна теряет уникальных специалистов, таких профессионалов, вырастить которых дело не одного десятилетия. Тем не менее посмотрите на издательскую деятельность ИНИОН - сколько книг он уже выпустил и выпускает ежегодно, и каких нужных! Причем всем: от профи до студентов и интеллектуалов, интеллигентных людей, лояльных и нужных государству, поддерживающих нынешний эволюционный путь развития свободной страны, более, чем когда-либо!

- И что теперь, как быть?

- Несмотря ни на что абсолютное большинство ученых-патриотов работают, не покладая рук, как всегда, делая наилучшее из возможного в сложившихся условиях, помогая друг другу всем, чем можно. И с новым руководством АН России и более осмыс-

ленным, понимающим отношением руководства страны к ученым, их нуждам, уверен, этот путь приведет к успеху, не может не привести. Список только одних монографий, изданный учеными нашего отдела, говорит сам за себя.

Монографии отдела философии

Скворцов Л.В. Цивилизационные опасности: Философская интерпретация.

Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал.

Гранин Р.С. Эсхатология как феномен русской религиозно-философской метафизики.

Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Модерн и процесс индивидуализации: Исторические судьбы индивида модерна.

Мельник С. В. Православие и хасидизм Хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога.

Пущаев Ю.В. Философия советского времени: Мамарда-швили и Ильенков (энергии отталкивания и притяжения).

Беседовал С.В. Мельник.

2019.01.002. МОРДАЧЧИ Р. НЕОМОДЕРНОВОЕ СОСТОЯНИЕ. MORDACCI R. La condizione neomoderna. - Torino: Guilio Einaudi, 2017. - XIII, 130 p.

Ключевые слова: постмодернизм; современная философия; истина; философия истории.

Постмодерн - это тезис, в соответствии с которым эпоха модерна завершилась. Это обстоятельство следует приветствовать, поскольку принцип разума, на котором базировался модерн, породил исторические бедствия - холокост, ядерную войну, социальную несправедливость, глобальное потепление. В ХХ в. стали очевидны противоречия разума, соответственно, наступил «конец» истории, истины, субъекта, свободы, морали, т.е. всех тех идей и ценностей, которые были столь дороги эпохе модерна.

Для постмодернистов подобный «конец» - радостная новость, свидетельство освобождения от пут модерна.

Однако постмодернизм не связан с чем-то реальным, это «призрак». Постмодернизм притязает на то, чтобы быть диагнозом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.