ленным, понимающим отношением руководства страны к ученым, их нуждам, уверен, этот путь приведет к успеху, не может не привести. Список только одних монографий, изданный учеными нашего отдела, говорит сам за себя.
Монографии отдела философии
Скворцов Л.В. Цивилизационные опасности: Философская интерпретация.
Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал.
Гранин Р.С. Эсхатология как феномен русской религиозно-философской метафизики.
Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Модерн и процесс индивидуализации: Исторические судьбы индивида модерна.
Мельник С. В. Православие и хасидизм Хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога.
Пущаев Ю.В. Философия советского времени: Мамарда-швили и Ильенков (энергии отталкивания и притяжения).
Беседовал С.В. Мельник.
2019.01.002. МОРДАЧЧИ Р. НЕОМОДЕРНОВОЕ СОСТОЯНИЕ. MORDACCI R. La condizione neomoderna. - Torino: Guilio Einaudi, 2017. - XIII, 130 p.
Ключевые слова: постмодернизм; современная философия; истина; философия истории.
Постмодерн - это тезис, в соответствии с которым эпоха модерна завершилась. Это обстоятельство следует приветствовать, поскольку принцип разума, на котором базировался модерн, породил исторические бедствия - холокост, ядерную войну, социальную несправедливость, глобальное потепление. В ХХ в. стали очевидны противоречия разума, соответственно, наступил «конец» истории, истины, субъекта, свободы, морали, т.е. всех тех идей и ценностей, которые были столь дороги эпохе модерна.
Для постмодернистов подобный «конец» - радостная новость, свидетельство освобождения от пут модерна.
Однако постмодернизм не связан с чем-то реальным, это «призрак». Постмодернизм притязает на то, чтобы быть диагнозом
эпохи, но в действительности он представляет собой всего лишь моду. Вместе с тем постмодернизм больше, чем какое-либо другое интеллектуальное движение, несет ответственность за моральную и интеллектуальную дезориентацию по меньшей мере двух последних поколений. Обесценивая разум, отказываясь от опоры на обоснованное рассуждение, постмодернизм привел к торжеству «постистины», этому массовому воплощению моральной и культурной безответственности.
«Постистина» вкупе с экономическим кризисом, разразившимся в 2007 г., представляют собой наиболее негативные последствия постмодернизма. Культурное движение с претензией на эмансипацию породило новые формы порабощения, смирения и отказа от социальной критики.
Конец постмодернизма обусловлен не только новыми историческими событиями. Стала очевидной его теоретическая несостоятельность. Постмодерн уже не в состоянии быть средством постижения эпохального движения настоящего времени. Теоретическая несостоятельность постмодернизма связана, по мнению автора, как с тем, что он является наследником историзма, так и с «полностью ошибочной оценкой модерна».
Одно из серьезных заблуждений постмодернистов состоит в том, что модерн рассматривается ими без исторической диффе-ренции, как нечто единое, причем единое и в том плане, что модерн был полностью явлен уже в самом своем начале. Соответственно, главным обвиняемым выступает картезианское cogito, вышедшее за пределы собственно философии.
В общем плане вина модерна видится в отпадении, дистанцировании по отношению к Природе или Бытию. Выход ищут в преодолении разделения субъекта и объекта, человека и природы -разделения, осуществленного неверным модерновым разумом.
Противоречия и напряжения, выявившиеся в XIX в., постмодернисты неправомерно экстраполировали и на начальный период эпохи модерна, на XIII-XVII вв. Это был очень бурный период, когда европейцы сумели разработать средства и ценности, которые позволили обрести социальную стабильность, свободу мысли и познания, утвердить религиозную терпимость. Значительная часть подобных успешных усилий пришлась на эпоху Просвещения.
Автор указывает на то, что до сих пор не выработано адекватное теоретическое видение нынешнего социального состояния, которое можно было бы противопоставить постмодернистскому видению. Очень многие продолжают считать правомерным и надежным постмодернистское повествование, несмотря на то что давно видны признаки его устарелости. Сохранение постмодернизма во многих отношениях обусловлено отсутствием должной переинтерпретации его сильных и слабых сторон.
А стремиться к такой переинтерпретации, искать альтернативы необходимо в нынешний «очень опасный» поворотный момент истории, причем искать не только для Европы, но и для всего «глобального мира».
Где-то в начале нового тысячелетия произошла настоящая смена эпох, которую не может постичь постмодернизм с его тезисом о неподвижности истории. «Мой тезис заключается в том, что мы находимся в новом модерне, причем все происходит уже на глобальном, а не только европейском уровне» (с. 73). В противоположность постмодернистскому повествованию настоящее время больше напоминает новый модерн, чем его конец.
Это чрезвычайной важности обстоятельство должно направлять теоретическое осмысление нынешней социальной ситуации.
В своем собственном поиске подобного рода осмысления автор исходит из постулата о наличии «сильных аналогий» между ранним модерном и нашим временем. Кроме аналогий с ранним модерном следует опираться и на ценности и интуиции «полного модерна», т.е. «века просвещения».
Ю.А. Кимелев
2019.01.003. СВ. ПОГОРЕЛЬСКАЯ. ЮРГЕН ХАБЕРМАС О ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОТ ВООДУШЕВЛЕНИЯ ДО РАЗОЧАРОВАНИЯ (2011-2018). (Обзор).
Ключевые слова: политическая философия; идентичность; Юрген Хабермас; Эммануэль Макрон; Евросоюз (ЕС); европейская интеграция; национальное и общечеловеческое.
Юрген Хабермас, известнейший немецкий философ, придерживающийся традиций франкфуртской школы, - убежденный сторонник общеевропейской идеи, представления о ЕС как еди-