А’ ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК 123 ББКЮ6
ФИЛОСОФСКИЙ БАЗИС ЭСКАПИЗМА И СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Е.В. Касьянова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит.А
Если исследовать причины возникновения молодежных субкультур, в качестве одной из таких причин можно считать то, что они возникают как реакция на становление универсальной middle culture западного образца, утвердившейся в мировом культурном пространстве. Идея «выпадения из системы», весьма популярная среди адептов молодежных субкультур, приводит к двум последствиям: во-первых, к ориентации сторонников молодежных субкультур на погружение в свой внутренний мир, тонкую самореф-лексию и интроспекцию, что приводит к бегству от реальности, совершаемому представителями молодежных субкультур, и, во-вторых, к попытке изменить не себя, но окружающий мир, попытке социальных преобразований. Среди субкультур, ориентированных на интроспекцию, - субкультура хиппи, некоторые сегменты рок-культуры (психоделический рок), рейв-субкультура, ролевики, а среди тех представителей молодежных субкультур, кто видит свою миссию в активном участии в политической жизни, -«новые левые», антиглобалисты, анти-мондиалисты, альтерглобалисты, «зеленые», анархисты и, в какой-то степени, -скинхеды.
Бегство от реальности, неосторожные социальные преобразования являются распространенными недугами современного общества. Поэтому предпринятая в данной статье попытка онтологического исследования этих социальных болезней вплоть до их корней, причин и сущности будет актуальной и своевременной. Философия является рефлексией, переосмыслением культурного опыта, социальной действительности. Симптоматика,
характерная двумя крайностями - либо полные алиенация и эскапизм, либо дерзкие и агрессивные намерения разрушить существующий порядок жизни - осмыслялись в прошлом П.-Ж. Прудоном, авторами Римского клуба, российскими философами Серебряного века, а в настоящем - идеологами и теоретиками молодежных субкультур - X. Беем, М.А. Султановой, Д. Хизом, Э Поттером и др.
Наблюдения и выводы относительно молодежных субкультур, сделанные в данной статье, будут полезны в воспитательной работе со студентами. Знание психологии, интересов молодежи будет способствовать получению ответа на вопрос: «Что поможет улучшить, оптимизировать диалог поколений?».
Рассмотрим философско-миро-
воззренческие основания молодежных субкультур, ориентирующих своих сторонников на самоизоляцию с целью рефлексии и самосознания. Самоизоляция, в результате которой рвутся социальные связи, дает человеку на какое-то время ощущение полной свободы. Свобода становится необходимым условием человеческого счастья. Поиски счастья осуществляют лидеры молодежных субкультур. В условиях предельной дифференциации сфер общественной жизни счастье может иметь место и тогда, когда произойдет освобождение человека от давления общества, от тех обязательств, которое оно накладывает. Образ жизни, которого придерживаются представители молодежных субкультур, дает такое временное освобождение - средствами раскрепощения становятся наркотики, сексуальная свобода, музыка. Молодежные субкультуры ввергают своих привер-
женцев в безоглядное веселье. Условиями, способствующими веселью, являются музыка, танец. В царстве эскапистских молодежных субкультур все расслаблены и стремятся к счастью. Молодежная субкультура, ориентированная на бегство, всех милует и всех прощает, дает приют всем сирым и убогим, дропаутам, изгнанным из общества. К ней тянутся все слабые духом, сомневающиеся, не нашедшие себе места в этом мире.
Рок-концерт погружает людей в лоно анонимности, коллективного бессознательного. Именно оно способствует появлению «царства толпы». Идея о смерти бога, а также ниспровержения традиционных ценностей лежит в основе молодежных субкультур, протестный пафос которых является одним из их отличительных признаков. О смерти единого бога возвещают и молодежные субкультуры, отказываясь от приверженности какой-то одной культурной традиции. Молодежные субкультуры основываются на постмодернистской полифонии ценностей, их адепты, «мыслящие широко», подразумевают, что внутри молодежных субкультур вполне допустима смена ценностей, как и смена жизненных ролей (ролевое поведение характерно для представителей молодежных субкультур).
Эскапистские молодежные субкультуры являются пространством раскрепощения инстинктов.
Субкультура хикикомори, появившаяся в Японии, - среди субкультур, ориентирующих на эскапизм и самоизоляцию. Хикикомори (дословно «отрываться, отходить, устраняться», «быть заточенным, заключенным») - японский термин, используемый для обозначения особого расстройства социальной адаптации у подростков и молодых людей, заключающегося в полном избегании любых контактов с социумом.
Многие, если не большинство, находясь в обществе («среди людей»), испытывают те или иные неудобства (дискомфорт, страх, чувство опасности, стеснение, чувство неполноценности, панику -вплоть до серьезных соматических симптомов типа сердцебиения, потоотделе-
ния, пищеварительных расстройств, болей, даже обморока) - все это называют «социофобией», навязчивыми состояниями, расстройствами личности. Хикикомори борются с этим одним способом -полностью устраняясь от общества. Целыми днями они безвыходно сидят в своих комнатах, не выходят из дома годами, а то и десятилетиями. Днем они обычно спят, а ночью смотрят телевизор, играют в компьютер, сидят в интернете или мобильных чатах, читают или просто часами смотрят в стену. Естественно, их содержат родители, в доме которых они живут (хотя они могут жить и отдельно от родителей).
Обычно родители неосознанно поддерживают такую добровольную изоляцию своего ребенка (большинство хикикомори - юноши), не имея возможности или способности распознать проблему, увидеть ее серьезность. Это связано и с особыми отношениями между матерью и сыном, характерными для японского общества (воспитанием ребенка в Японии занимается по большей части мать, поэтому отец перекладывает на нее проблему хикикомори), - взаимной эмоциональной зависимостью, которую в Японии называют «амаэ» (ашае). Этот негласный договор между родителями и ребенком (о том, чтобы родители не предпринимали попыток изменить жизнь хикикомори и вели себя по отношению к нему как можно более пассивно) называют «странным миром» (strange peace). Амаэ подразумевает незрелость, но также входит и в романтические, любовные отношения японцев, в которых они поощряют невинность, наивность, беспомощность, преданность. Большинство хикикомори зарабатывают деньги через интернет, там же дружат, заводят виртуальные семьи и тому подобное.
В бедных семьях хикикомори не встречаются. Знакомство с реальной жизнью происходит с малых лет, и необходимость заработать на кусок хлеба не дает время на самокопание и самобичевание. Это болезнь среднего класса.
Так ли очевидны причины произошедшего? Прежде всего они социальные.
Принято считать, что стрессы в семье (воспитание), во время учебы и на рабочем месте являются довлеющим фактором. Ведь азиатская культура предъявляет особые требования именно к мужской части населения. Общество ожидает успеха и прогресса по максимуму, требует социальной активности, а в последние годы молодые люди не способны выполнить предъявляемые современным обществом требования. Экономические кризисы последних десятилетий и нестабильность на рынке труда привели к пониманию, что старая система не действует, ясной цели нет.
Рассмотрим другое крыло молодежных субкультур, ориентированных на самореализацию человека в области общественной жизни. На преобразование окружающей действительности нацелена деятельность антиглобалистов, которые в чем-то сближаются с «новыми левыми» и анархистами, как отмечает Д. Черный: «Глобализация капитализма встречает на своем пути антиглобализм неизбежно леваческий, анархо-коммунистический» [1]. Основания современного антиглобализма можно усмотреть в социальной философии П.Ж. Прудона. Прудон был противником государственного насилия в любых его формах; он сделал вывод о том, что политическая революция несовместима с государством. Задачей социализма Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (то есть преодоление власти государства над человеком). Прудон говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир» [2].
Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон предоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютиэлизма), свободного договора и управления. Альтерглобалисты отвергают вариант глобализации, предлагаемый западной цивилизацией, и ищут альтернативные сценарии глобализации. Одной из версий глобализации было построение
общества, сформированного под влиянием СССР. Идеологи социализма ставили цель создания мирового социалистического государства, граждане которого могли бы свободно перемещаться по земному шару и обмениваться идеями, информацией, культурами. Именно на этих пунктах: свободное перемещение людей и идей - исходно основывается понятие «глобализация» как путь от борьбы и противоречий к интеграции.
Характеризуя современное ему общество, Прудон в XIX в. писал о круговой поруке буржуазии и власти, о сочетании централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства — на собственность. Прудон приходит к выводу о необходимости уничтожить собственность: «Я, в свою очередь, называю собственностью всю сумму злоупотреблений» [2, с. 12]. Прудон же говорит: «Собственность
- это кража» [2, с. 14]. Собственность должна быть уничтожена ради реализации принципа равенства: «Я доказываю, что те, что в настоящее время не владеют, являются собственниками с таким же правом, как и те, которые владеют, но вместо того чтобы требовать на этом основании раздела собственности между всеми, я, в качестве меры общественной безопасности, требую, чтобы она была уничтожена для всех» [2, с. 35]. Все это напоминает политические платформы современных антиглобалистских организаций.
По мнению Прудона, поскольку собственность - кража, главным разбойником выступает государство: «Вводя пропорциональный налог, государство становится, так сказать, главою разбойничьей шайки; оно дает пример правильно организованного грабежа, его следует посадить на скамью подсудимых во главе этих ужасных разбойников, этой отвратительной сволочи, которую оно приказывает убивать из профессиональной зависти» [2, с.38].
Будучи противником рыночной экономики и неограниченной конкуренции,
Прудон не стремился заменить их государственно-социалистической казармой и тотальной регламентацией. Основываясь на принципе равновесия, Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский философ предлагал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей. «Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, иметь равные выгоды за одинаковые услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам» [2].
В академичном учении Прудона содержался мощный революционный запал, который грозил взорвать тогдашнее общество, и это замечали современники Прудона, среди которых - Ж. Бланки: «Берегитесь, милостивый государь, чтобы они [революционеры - прим. авт.] не явились помимо вас искать материалы в вашем громадном арсенале и чтобы ваша могучая метафизика не попала в руки какого-нибудь софиста, который станет комментировать ее перед голодной аудиторией, ибо выводом из этого будет грабеж» [2]. Сам Прудон отнюдь не призывал к радикальным мерам преобразования общества: «Я бы хотел доказать успехом моего сочинения, что равенство не победило мечом потому, что оно должно победить словом» [2, с. 34].
Прудон выступает против неравенства, отказываясь считать основанием для последнего любые способности и таланты человека: «Всякое социальное преимущество, полученное, или, вернее, узурпированное под предлогом превосходства таланта, заслуг, есть неравенство и насилие» [2, с. 17]. Талант, вместе с захватом и трудом, одна из причин собственности. Культ Художника, талантливого человека, характерен для некоторых
молодежных субкультур, например, для рок-культуры, которая может принять идею имущественного равенства, но тем не менее важной для нее является и индивидуальность, и такие ее проявления, как талант. Даже антиглобалистские группировки не возникли бы при отсутствии ярких харизматичных лидеров с заметной индивидуальностью. Так что представителям молодежных субкультур трудно быть последовательными в реализации идеала равенства. В мировоззренческих основаниях молодежных субкультур образовалась непоследовательность -с одной стороны, культивирование таланта, индивидуальности, с другой - призывы к борьбе с политической, социальной элитой.
Прудон настаивает, что уничтожение собственности и полное равенство возможны, но их становление не может пройти безболезненно, потому что современное Прудону общество построено на других устоях - поэтому идея отмены собственности кажется такой утопичной. Переориентация общества на новые идеи и ценности хоть и болезненна, но возможна. Прудон иллюстрирует эту мысль примером падения Рима и утверждения христианства. Идолопоклонство было уничтожено, рабство упразднено, распущенность уступила место более строгим нравам, презрение к богатству доходило подчас до отказа от собственности. Общество было спасено отрицанием его принципов, уничтожением его религии, нарушением наиболее священных прав его.
Фраза Прудона: «Я, который, в качестве работника, имею право на владение благами природы и промышленности, но благодаря своему положению пролетария, не пользуюсь ничем, требую jus т ге [права фактического владения - прим. авт.] на основании jus ad гет [права собственности по закону — прим. авт.]» - перекликается с положениями хиппизма [2, с. 35]. Хиппи возомнили себя детьми природы и вспомнили о неотъемлемом человеческом праве пользоваться ее дарами. Многие колонии хиппи возникли в нетронутых уголках природы; задачей
хиппи было общение с нею. Хиппи бегут от цивилизации так, будто бы они вняли призыву «Назад, к природе» Ж.-Ж. Руссо. Природа воспитывает человека, имеющего моральное превосходство над человеком цивилизованным, ибо такое воспитание избавлено от власти традиций и ритуалов, возникших из-за человеческих заблуждений и предрассудков и затем передававшихся из поколения в поколение.
Субкультуры, нацеленные на уничтожение собственности, могут существовать только как альтернативные радикальные субкультуры. Приобретя тотальное влияние, они способствовали бы разрушению общества. Такие радикальные субкультуры как существовали во времена Прудона, так существуют и сейчас. Наверное, их существование необходимо, ибо они выступают против консервативных сил и не дают обществу погрузиться в состояние застоя. В настоящее время такую обновляющую функцию выполняет субкультура антиглобалистов.
Другое обоснование антиглобализма можно найти в выводах научных исследований, произведенных независимой неправительственной организацией
«Римский клуб». По заказу «Римского клуба» американский физик Дж. Форрестер создал модель мирового развития на основаниях принципов системной динамики, а точнее - метода изучения сложных систем с нелинейными обратными связями. На этапе концептуализации (выделения главного) Форрестер выделяет наиболее существенные мировые процессы: 1) быстрый рост населения, 2) индустриализацию и связанный с ней промышленный рост, 3) нехватку пищи, 4) рост отходов производства, 5) нехватку ресурсов. Модель Форрестера не была точной, она не учитывала, например, такой факт, как развитие технологий. Социальный прогноз Форрестера - повод осознать угрозы, которые таит в себе непрерывный экономический рост, а также
— изменить стандарты потребления природных ресурсов, существующие в западном обществе. Именно ценности, являющиеся устоями западной цивилиза-
ции, стали причиной общественных и экологических проблем, обозначенных и учитываемых Форрестером. Решение этих проблем возможно, если глобализация не будет происходить как экспансия культуры Запада. В этом смысле антиглобализм - поиск путей культурного развития, альтернативного западному, утверждение самобытности каждой культуры, выбор культуры, которая сможет наметить иной путь развития человечества. Антиглобалистское движение сближается с патриотическими движениями, как это произошло, например, в России. Одна ветвь антиглобалистских организаций, которую условно можно назвать «охранительной», рассматривает западную глобализацию как угрозу культурным и национальным традициям России, ее территориальной целостности, суверенитету, а главное - ее праву на «особый путь».
Согласно Форрестеру, если экономическое развитие будет продолжаться по существующей схеме, то человечество придет к глобальному экологическому, ресурсному, политическому кризису. Форрестер говорит о том, что он, составляя научный прогноз будущего человечества, не учитывал возможные изменения в человеческих стремлениях и ценностях, которые могут возникнуть вследствие широкого понимания затруднений, встающих перед человечеством. Иными словами, нужна морально-этическая революция, в результате которой изменится все: от пищевого рациона до материальных артефактов, которые культура полагает необходимыми человеку [3].
Последователями Джея Форрестера были Донелла Медоуз, Йорген Рандерс и Деннис Медоуз, создавший прогноз «Пределы роста». По прогнозу Д. Медоуз и ее коллег, человечество уверенно шло навстречу катастрофе, избежать которую было возможно, только приняв меры к ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса. Книга предупреждала о том, что материальный рост не может продолжаться до бесконечности на физически конечной планете, и требовала отка-
заться от повышения количества (роста) в пользу качества (развития).
«Пределы роста» предупреждали, что человечеству придется направлять больше усилий и капитала на то, чтобы бороться с ухудшением состояния окружающей среды, настолько больше, что в один прекрасный день это приведет к снижению уровня жизни. Книга не уточняла, какой именно ресурс истощится первым или какой именно вид выбросов положит конец росту в тот момент, когда в борьбу с последствиями придется вкладывать больше средств, чем это физически возможно.
Стратегия, формулируемая авторами «Пределов роста», выглядит следующим образом: чтобы достичь устойчивости, человечество должно увеличить уровни потребления в бедных странах мира, но при этом одновременно снизить нагрузку на окружающую среду в целом на планете.
Та же группа авторов издала прогноз «За пределами роста» (1992), дополняющий сведения книги «Пределы роста». Книга «За пределами роста» - это развитие и продолжение идеи остановки материального роста и перехода к устойчивому обществу. Так же, как когда-то сначала аграрная, а потом промышленная революции изменили направление вектора развития человеческой цивилизации, так и сейчас, по глубокому убеждению авторов, человечество ожидает экологическая революция, которая должна изменить приоритеты и ценностные ориентиры. Но есть очень важные различия в этих трех революциях: если первая, аграрная, длилась тысячи лет, вторая, промышленная -сотни лет, то для экологической революции при том экспоненциальном росте, который наблюдается сейчас, человечеству отпущены всего какие-нибудь десятки лет, то есть жизнь двух-трех поколений людей. У человечества в запасе очень мало времени, и чем скорее это будет понято, тем меньше вероятность выйти за пределы устойчивости систем поддержания жизни на нашей планете.
Исследование «За пределами роста» в 1992 г. показало и кое-что новое: его
авторы обнаружили, что человечество уже вышло за пределы самоподдержания земли: «У нас нет других 30 лет, так что проявлять нерешительность просто некогда: слишком многое нужно изменить, чтобы сегодняшний выход за пределы не привел к глобальной катастрофе» [4, с. 22]. Финансовый кризис 1998 г. - свидетельство того, что человечество достигло пределов роста.
Нынешнее поколение студентов испытывает дефицит мотивации к учебной, научной деятельности. Чтобы восполнить этот мотивационный дефицит, необходима апелляция к целям, ценностям студента. Его собственная система ценностей складывается под влиянием культуры, с которой он себя идентифицирует. В этот период жизни молодежная субкультура является значимой для студента, так как она становится для него способом самоидентификации, обретения уважения в среде ему подобных, определения своих собственных места и роли в этом мире. Ценности молодежных субкультур не обязательно вступают в диссонанс с ценностями «middle culture», часто они созвучны. И это открывает возможности для сотворчества ценностей, которое может создать студенту мотивационную основу для учебной и научной работы.
Мы рассмотрели некоторые философские основания деятельности молодежных субкультур, которые приводят их сторонников или к самоанализу, погружению в себя, демонстративной самоизоляции, или к активной деятельности по преобразованию действительности. В связи с этим вспомним размышления российского философа Серебряного века Семена Франка о путях осуществления смысла жизни, которыми может стать или самоусовершенствование, или преобразование, устройство мира «по новому штату» [5]. И тот, и другой путь могут завести в тупик: самоусовершенствование и самоанализ - излишним вниманием к собственному образу жизни, которое приводит к неумению сотрудничать с окружающими людьми, неспособности к солидарности, взаимопомощи. А преобразование окружающей действительно-
сти не приведет ни к чему, кроме «хаоса тех, кто берется за общественные преоб-
крови, лжи и насилия», если не произве- разования.
дено духовное самоусовершенствование
ЛИТЕРАТУРА
1. Черный Д. Антиглобализм по-pyccm [Электронный ресурс]. URL:
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/542/41.html (дата обращения - 15.03.2012).
2. Прудон П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти = Qu'est-ce que la propriete? ou Recherche sur le principe du droi et du gouvemement / П.Ж. Прудон ; пер. с фр. Е. и И. Леонтьевых ; вступ. ст. А.Ю. Федорова. [Репр. изд.], изд. 2-е, доп. М.: URSS: КРАСАНД, 2011.
3. Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.
4. Медоуз Д. Пределы роста: 30 лет спустя: учебное пособие / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз; пер. с англ.: Е.С. Оганесян; под ред. чл.-кор. РАН проф. Г.А. Ягодина и чл.-кор. РАН проф. Н.П. Тарасовой. 3-е юд. М.: Академкнига, 2008.
5. Франк С. Л. Смысл жизни / Семен Франк. М.: ACT, 2004.
УДК 306.7 (075.8) ББК71.4
КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ТУРИЗМЕ
Л. В. Аврамов
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Псковский филиал (СПбГУСЭ ПФ) 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24
Туризм относится к области социального взаимодействия, где наиболее остро проявляется проблема межкуль-турного общения. Расширяющиеся границы культурных контактов предусматривают активное включение в туристские процессы населения стран, ранее не участвовавших или слабо участвовавших в межгосударственном перемещении. Проблема взаимопонимания и активного позиционирования дестинации на мировом рынке туристских регионов предусматривает включение в работу по приему и размещению, а так же культурному наполнению туристского досуга мероприятиями, которые были бы понятны не только представителям глубоко дифференцированных в мировую экономику стран и культур, но также представителей уникальных или клишированных культур, которые имеют весьма слабое представление о системе культурных ценностей принимающей стороны. В связи с этим обозначается насущная необходимость выработки общих представлений
для всех участников межкультурной интеракции о проблеме, условиях и специфики коммуникации в туризме.
Прежде всего, необходимо определить, что же такое межкультурная коммуникация. Само понятие состоит из двух достаточно сложных и объемных по содержанию понятий, а именно - культура и коммуникация. Термин «культура» на протяжении последних двух веков породил в научном сообществе множество споров и трактовок своего содержания. В результате на сегодняшний день в науке нет четкого и однозначного определения данного понятия. Вместе с тем для любого исследователя с понятием культура, безусловно, связано два начала, а именно субъективное и социальное. Другими словами, личность представляется носителем и творцом культуры, который способен реализовать себя при помощи культуры только в обществе, в котором каждый субъект обладает достаточным знанием для понимания всех культурных процессов, явлений и феноменов. Таким