УДК 796.001
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
С.Н. СОКОЛОВА, Н.Г. КРУЧИНСКИЙ
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух - в потребность, грацию - в силу, сердце - в величие.
И.В. Гёте
Введение. Современный социум, в котором происходят глобальные изменения (финансовоэкономические кризисы, военные конфликты, террористические акты, информационные и кибервойны), непосредственно касающиеся человека, свидетельствуют о том, что постепенно усиливаются и приобретают системный характер деструктивные тенденции, разрушающие существующее социальное пространство. Следовательно, в глобализирующемся мире достижения гуманизации, к которым шли века, в значительной степени обесцениваются [4]. Именно потому особенно актуальной становится проблема социальной экзистенции человека и гуманизации общественных отношений, в том числе и современного спорта. «Экзистенциальная напряженность человеческой жизни состоит в необходимости постоянного структурирования и переструктурирования проблемного поля своего существования» [7].
Сегодня политико-правовая реальность свидетельствует о том, что социальный контроль слабеет, а современная цивилизация активно избавляется от традиционных позитивных поведенческих стереотипов и предлагает взамен человеку и обществу отрицательные девиации и асоциальную рефлексию. Криминогенность современного социального пространства, таким образом, усиливается, затрагивая все сферы жизнедеятельности социума, а логика общественных отношений доказывает, что ценностно-нормативная модель социогенеза кардинально трансформируется. В такой сложной ситуации аномальное стремление личности к риску и агрессивное поведение как человека, так и социальных групп, доминирование и самоутверждение в социуме с помощью насильственных действий становятся образом жизни в современном обществе, что само по себе абсурдно и опасно. При этом всегда надо помнить, что объективная и субъективная реальность многомерны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и детерминируют существующее социальное пространство, так как «...вешние выражения внутренних идеальных потребностей, мотивов, целей, идей и ценностей в виде действий, поступков и вещей и т.д. суть человеческое бытие...» [1].
Семантика такой особой эклектики заключается в том, что гуманность, как обязательное для человека социально-ценностное качество не достаточно проявляется в современном обществе, а формула нравственности априори не действует в полную силу по причине отсутствия или невостребованности в социуме. Кроме того, с одной стороны, гуманистические позиции спорта, или потенциал гуманизма, который очень важен для развития современной цивилизации, является частью социокультурной динамики взаимодействия различных государств, а с другой - «спорт, тем не менее, нуждается в гуманизации» [2]. Именно поэтому объективно возникает необходимость акцентировать внимание на конкретных перспективах нормативно-ценностного бытия и мышлении человека, занимающегося соревновательной деятельностью, что предполагает актуализацию гуманистического потенциала современного спорта.
Основная часть. Акцентуация на философском аспекте гуманистического потенциала современного спорта позволяет обратить особое внимание на два основополагающих момента.
Во-первых, современные ученые рассматривают вопросы, связанные с философией спорта, традиционно эклектично с позиции истории возникновения физической культуры, развития спорта, истории философии в контексте физического и духовного здоровья человека, изучения мировоззренческой компетенции, нравственно-ценностной доминанты, необходимой личности в процессе соревновательной деятельности, а также артикуляции теоретической и практической значимости гуманистической теории спорта.
В современной философии спорта человек представлен как «...онтологический статус соучастника своего собственного творения, а также свершителя долга и творца смысла в мире» [5].
34
Во-вторых, сегодня акцентуация гуманистического потенциала спорта особенно интересна, так как позволяет исследователю обратить внимание на изучение «сценариев бытия человека и человечества» [2], а именно, социальной экзистенции личности спортсмена, который самоактуализи-руется и самоутверждается в соревновательной деятельности. И нельзя не согласиться с тем, что человек, активно занимающийся спортом, «...укрепляет социально-культурное пространство, которое построено по принципу честного соперничества, и именно в качестве человека, утверждающего этот принцип, он имеет возможность индивидуализироваться» [6].
Визуализация существующей реальности и научные обобщения, фиксирующие разновекторные интенции социального пространства, могут стать условием, необходимым для того чтобы теория человеческих отношений, касающаяся социального управления, позволила реализовать гуманистический потенциал спорта, оказав позитивное влияние на существующую реальность.
В этом случае надо признать, что «человеческий фактор» сегодня является ключевым и необходимым условием для реализации гуманистического потенциала спорта, знаковым вариантом, позволяющим выразить «...коллективные интересы, добрые межличностные отношения, благоприятную нравственно-психологическую атмосферу, удовлетворенность своей работой, имеет заинтересованность в моральных стимулах» [2].
Человека, с точки зрения философии спорта, можно представить как сильное, уникальное существо, стремящееся к физическому самосовершенствованию, духовной самореализации через соревновательную деятельность. И, видимо, нельзя не согласиться с тем, что «...идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования» [8].
Философский аспект гуманистического потенциала спорта особенно четко проявляется в «...социальной и культурной значимости спорта...» [8]. В соревновательной деятельности, которая является необходимым элементом, позволяющим продемонстрировать на практике оценочный результат спортивных достижений человека (с учетом специфики и вида спорта), очень важно поступать честно по отношению к сопернику. И нельзя забывать, что честность «...понятие морального сознания и этики, нравственное качество личности, норма поведения, условие социального и личностного блага» [10].
Оригинальность авторских концептуальных построений в том, что гуманистический потенциал спорта представлен как социально-ценностный вариант, характеризующий «...гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума...», как «...высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения по отношению к другим людям...» [3], что само по себе интересно и актуально.
Гуманность как социально-ценностное качество человека, как считают авторы статьи, является необходимым и обязательным экзистенциально-ценностным вариантом, который должен проявляться в соревновательной деятельности. В таком случае, гуманность представляет собой имманентный априорный коррелят соревновательной деятельности.
Философский анализ гуманистического потенциала современного спорта позволяет выявить реперные точки и важность личностных качеств и стремлений спортсмена, которые проявляются в соревновательной деятельности, а значит, посредством спорта внедряются в общественное сознание.
Исследуя в данной статье философские аспекты гуманистического потенциала современного спорта, важно уточнить, что смыслообразующим фактором современного бытия и мышления человека являются морально-нравственные установки личности спортсмена и тренера. В такой ситуации, главным образом, важно создавать необходимые условия для позитивной соревновательной деятельности, а при достижении высоких спортивных результатов обязательно должен реализовываться нравственный императив.
Немецкий философ И. Кант считал, что гуманность представляет собой особое «...чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой - возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от живой ограниченности» [3, 9].
Находятся в синхронной взаимосвязи, взаимодействии, спорт, в такой ситуации, представляет собой культурный феномен, универсальную фиксированную сублимацию, позволяющую человеку и обществу избавляться от агрессии, деструктивной энергии. В связи с этим, сложно не согласиться с тем, что спорт действительно содержит гуманистический потенциал [4]. При этом современный спорт, как особое социальное явление, связанно с физическим совершенством личности, повышением профессионального уровня спортсмена и его стремлением к самореализации, «...как
35
специфического вида деятельности и высокоупорядоченного социального пространства» [2]. Такой вариант приемлемой реализации ценностно-ориентированной детерминанты личности позволяет говорить о мировоззренческой и нравственной значимости спорта, исходя из того, что человеческое в человеке измеряется гуманностью, честностью и является основным компонентом духовной экзистенции социума.
Современный спорт можно охарактеризовать как социальное явление и определить как сферу «...социальной жизнедеятельности, где человек оказывается возвращенным к правде своего существования...» [9]. Но при этом возникает другой вопрос, достаточно сложный и неоднозначный, а именно, как соревновательная деятельность актуализирует гуманистический потенциал спорта и воздействует на общественное сознание. Скорее всего, это предполагает особое отношение к изучению многомерности человека и к специфике спортивной деятельности, уникальной как по форме, так и по содержанию.
Заключение. Таким образом, исследование представленных в данной статье вопросов интересно и своевременно по двум причинам: во-первых, сегодня артикуляция идей гуманизма, связанных с потенциалом спорта детерминирована, в первую очередь, сложной динамикой развития общественных отношений и современной экзистенцией человека, что связано с феноменологией спорта и деструктивной трансформацией общественного сознания в современном социуме.
Во-вторых, выявляя позиции, позволяющие рельефно показать смыслообразующие моменты, авторы столкнулись с проблемой разноосновности критериев и эклектичности научной риторики по данному вопросу. Как оказалось, гуманистические установки в современном спорте актуализируют созидательно-креативную экзистенцию человека и общества.
И нельзя не согласиться с профессором В.И. Столяровым, который совершенно справедливо считает, что «Теоретическая и практическая значимость гуманистической теории спорта определяется усиливающимся в современном обществе стремлением не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма во всех сферах общественной жизни, в том числе в спорте»
[9].
Итак, можно сделать определенные выводы о том, что в случае, когда реализация гуманистического потенциала современного спорта детерминирована субъективным фактором, вполне может происходить закономерная трансформация объективной реальности, а также неизбежно будет изменяться и общественное сознание. В этом случае, при условии активного проявления созидательной экзистенции человека на основе гуманизма и честности должна происходить постепенная объективация гуманистического потенциала спорта. Следовательно, реализация гуманистических установок в существующем социальном пространстве напрямую зависит от экзистенции человека и общественного сознания.
Философия спорта, несмотря на свою эклектику, стремится в процессе исследования гуманистического потенциала спорта выявить и по возможности обобщить приемлемые идеальные конструкции, теоретические модели, которые могут позволить синтезировать системно-ценностный подход с целью конкретизации научных дефиниций и выработки конкретных предложений и решений.
Аксиологичность исследуемой в данной статье проблемы не подлежит сомнению, так как общественное сознание не так подвижно и быстро меняется как существующая реальность, а общественное бытие может и должно актуализировать гуманистические тенденции развития современного социума.
В результате, можно утверждать, что взаимосвязь и взаимозависимость гуманистического потенциала спорта как особой экзистенции человека и общества прослеживается достаточно четко, но конкретизация изученного фактического материала становиться возможной только при условии объективации, уточнении принципов и механизмов реализации содержания соревновательной деятельности, что является темой для отдельной статьи.
Проецируя идею о качественных характеристиках гуманистического потенциала современного спорта, можно утверждать, что, во-первых, сама постановка вопроса существенно видоизменилась и превратилась в синтетическую экзистенциальную сущность.
Во-вторых, становиться очевидной необходимость системного изучения вопросов, касающихся гуманистической направленности соревновательной деятельности, что предполагает уточнение специфики процесса мышления спортсмена и тренера в контексте реализации гуманистического потенциала современного спорта.
В-третьих, субъективизм личности, имеющей отношение к соревновательной деятельности и специфика современного социального пространства, представляющая собой особую экзистенци-
36
альную характеристику, позволяют априори выделить основополагающие элементы процесса восприятия, представления и мышления человека, осуществляющего соревновательную деятельность. В этом случае, объективно возникает противоречие, которое проявляется особо отчетливо в ситуации, когда борьба на спортивной арене за медали и престиж страны становиться главной мотивацией для спортсмена и тренера.
Резюмируя, уточним, что процесс реализации гуманистического потенциала современного спорта достаточно многосложен, так как существует тенденция идеализации человека, который стремиться к самореализации посредством соревновательной деятельности, которая предъявляет свои требования к физическим, психофизиологическим особенностям спортсмена и тренера, а узловые моменты, представленные авторами в данной статье, иллюстрируют многомерность современных исследований по этой проблеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абишев, К. Мышление и бытие / К. Абишев // Вопросы философии. - 2014. - № 3. - С. 62 - 73.
2. Визитей, Н. Олимпизм Пьера де Кубертена и исторические перспективы реализации его идей / Н. Ви-зитей, В. Манолаки // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - № 3. - С. 5 - 16.
3. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ttp ://www.philosophv.m/librarv/kant/ormi.html
4. Киселев, Г.С. Иллюзия прогресса / Г.С. Кисилев // Вопросы философии. - 2015. - № 4. - С. 13 - 25.
5. Климова, С.М. Глобальное будущее 2045/ С.М. Климова, А.Д. Майданский // Вопросы философии -2014. - № 2. - С . 172 - 176.
6. Кондрашов, В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондратов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. - 2-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.
7. Лебедев, С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С.А. Лебедев, Ф.В. Лазарев. - М.: Издательство МГУ, 2010. - 96 с.
8. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА. -Москва, 2010. - 731 с.
9. Столяров, В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 159 - 170.
10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА. - Москва, 2009. - 570 с.
THE PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE HUMANISTIC POTENTIAL
OF MODERN SPORTS
S.N. SOKOLOVA, N.G. KRUCHINSKY
Summary
The authors focus on the philosophical aspect of the humanistic potential of modern sports. Modern society, under the influence of globalization, indicates that the existing social space is contradictory and destructive. It is therefore particularly relevant are the ideas of humanism, which is associated with the sport and modern dynamics of social relations and social existence of the individual athlete, which is active in the humane and fair competitive activity that has a positive impact on the existing reality.
Keywords: person, humanity, honesty, theory of the human relations, humanistic potential of sport, competitive activity.
© Соколова С.Н., Кручинский Н.Г.
Поступила в редакцию 13 октября 2015г.
37