УДК 159.9.01
С.Н. СОКОЛОВА, д-р филос. наук, доцент
Заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания, главный научный сотрудник
Центра системного анализа и стратегических исследований Национальная академия наук Республики Беларусь, г. Минск
А.А. СОКОЛОВА
магистр психологических наук
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск
Статья поступила 13 марта 2018г.
АКСИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
Цель государства - главным образом обеспечение безопасности.
Т. Гоббс
В статье авторы акцентировали внимание на ценностях, гуманистической направленности спорта, социальном, культурном феномене современной соревновательной деятельности и личности спортсмена, что актуально в связи с допинговыми скандалами и политизацией спорта.
Ключевые слова: ценности, современный спорт, личность спортсмена, гуманизм, сфера безопасности.
Введение. На протяжении всей истории человеческой цивилизации спорт и спортивные состязания выполняли важные регулирующие функции в политической системе общества. Социальные институты современных государств, политические и финансовые элиты с помощью спорта, как объективной потребности, создают сегодня благоприятные условия для развития наукоемких технологий, высокоэффективных производств, а также продвигают свои
политические, идеологические и финансово-экономические интересы.
Сегодня различными государствами (политиками, представителями бизнеса) активно финансируются спортивные проекты международного уровня, так как преследуются социально-политические,
финансово-экономические цели, что очень часто противоречит гуманистической направленности и миротворческой, объединяющей цели спорта, так как
«.. .государство создает относительный порядок совместной жизни, но само не может дать ответ на вопросы человеческой экзистенции» [1, с. 7].
В связи с этим, изменяется основная идея спорта и смысл соревновательной деятельности как уникальной возможности воспроизводства и сохранения культурных ценностей для преодоления
антропологического кризиса в современном обществе, мирного урегулирования конфликтов в национальном и международном масштабе.
В современном обществе не редко происходят военные конфликты,
террористические акты, экономические кризисы, кибератаки, сетецентрические военные действия, гибридные войны, а также допинговые скандалы, доказывающие, что происходит активный процесс политизации спортивной деятельности, кардинально изменяющий градус социально-политической надежности личности и трансформирующий сферу безопасности общества и государства.
Следовательно, существующая
реальность, трансформирующая сферу безопасности, особенно актуализирует сегодня такой социальный феномен, как современный спорт. Это связано, прежде всего, с криминогенностью современного общества (например, международный наркотрафик, информационный терроризм, преступность, коррупция), что совершенно не способствует стабилизации и урегулированию напряженной ситуации в мире, кардинально изменяя существующую реальность, детерминируя ценностно-нормативную модель социогенеза. Вот почему в эпоху глобальной конкуренции, интенсивного развития мирового рынка начинают постепенно доминировать не только позитивные, но и деструктивные тенденции, изменяющие аксиологический смысл человеческого бытия, что влияет на все сферы жизнедеятельности современного общества, и в этой сложной ситуации, именно «. философия делает акцент на исследовании природы и сущности человека» [2, с. 5].
В современном обществе, к сожалению, наблюдается всеобъемлющий
антропологический кризис, но, несмотря на это, смыслообразующими ценностными ориентирами, а также обязательными качествами современного спортсмена, должны быть патриотизм, гуманизм, 44
альтруизм, коллективизм, добро (благо), справедливость, честь и совесть, достоинство личности. Но сегодня, как это ни парадоксально, гуманизм и нравственность, а также социально-ценностные характеристики личности не всегда, к сожалению, как показывает практика, предопределяют результаты спортивной деятельности. Именно поэтому объективно возникает необходимость обратить особое внимание на перспективы нормативно-ценностного
содержания деятельности личности, что особенно актуализирует аксиологию современного спорта.
Основная часть. Спорт, как социальный и культурный феномен, формирует человека посредством специфической экзистенции или соревновательной деятельности. Личность, занимаясь физической культурой и спортом, актуализирует себя, самореализуется, самоформируется, всесторонне развивается в гармонии с природой и миром. И, в этом случае, нельзя не согласиться с тем, что активно участвующая в соревновательной деятельности личность позитивно
воздействует на объективную реальность, так как созидая, развивает и укрепляет общественные отношения на принципах гуманизма и честного соперничества.
Отметим, что гуманистическая направленность соревновательного процесса, как это задумывалось изначально, проявляется в созидательной, творческой деятельности спортсмена, современного человека, который рассматривается современной философской наукой «. как существо нравственное», обладающее свободой выбора, «. осознающего себя как личность нравственную», постоянно стремящуюся к самосовершенствованию [3, с. 73].
Аксиология современного спорта, в таком случае, интересна сегодня в контексте гуманистических принципов, которые характеризуют стремление человека к добру, справедливости, гармонии,
самосовершенствованию, всестороннему физическому развитию и нравственному поведению, а значит обязательному уважительному отношению к сопернику, особенно в процессе соревновательной деятельности. При этом важно учесть тот факт, что именно нравственная личность, ориентированная на моральные нормы, является ключевым моментом,
определяющим общественный прогресс, а
также служит фундаментом для реализации гуманистической направленности спорта в современном обществе. И в этом ракурсе самым востребованным в обществе вариантом для реализации коллективных интересов на основе гуманных межличностных отношений, благоприятной нравственно-психологической атмосферы в социуме является заинтересованность политических институтов в моральных стимулах и самосовершенствовании личности, что реализуется в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.
Заключение. Современный спорт, как социальный и культурный феномен, как универсальная фиксированная
гуманистическая сублимация личности, призвана минимизировать в обществе агрессию, насилие, деструктивные явления, что, чаще всего, связано с психофизическим, интеллектуально-нравственным развитием человека, а также повышением профессионального уровня спортсмена, его стремлением к самоактуализации,
самореализации, самосовершенствованию, мирному урегулированию конфликтов, диалогу культур, развитию успешного международного сотрудничества.
Аксиологический аспект и
гуманистическая направленность
современного спорта проявляется в субъективном значении спортивной деятельности как культурном феномене, который непосредственно связан с личностью спортсмена (уровнем
индивидуального и общественного сознания), а также с политической системой общества.
Таким образом, акцентируя внимание на аксиологии современного спорта, ситуация в современном обществе становится знаковой, так как стремление личности к гедонизму, эгоизму, индивидуализму приводит к доминированию антиценностей, отрицанию нравственного императива, а значит, к минимизации гуманистической экзистенции личности.
В результате, авторы статьи считают, что общемировые деструктивные тенденции, в итоге, негативно влияют на ценности личности и спортивную деятельность, деформируя современные общественные отношения.
Список литературы
1. Ратцингер, Й.А. Значение религиозных и нравственных ценностей в плюралистическом обществе / Й.А. Ратцингер // Вопросы философии. - 2016.
- № 4. - С. 5-15.
2. Лебедев, С.А. Многомерный человек и методология исследования: монография / С.А. Лебедев, Ф.В. Лебедев - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 96 с.
3. Литвинов, Э.П. Философские основы концепции безопасности / Э.П. Литвинов // Пространство и время. - 2012. - № 1(7).
- С. 66-74.
Резюме. Сегодня в обществе политиками, бизнесом активно финансируются
спортивные проекты международного уровня, так как преследуются социально-политические, финансово-экономические цели, что очень часто противоречит миротворческой и объединяющей цели спорта. Именно поэтому изменяется основная идея и смысл соревновательной деятельности как уникальной возможности воспроизводства и сохранения культурных ценностей, мирного урегулирования конфликтов в национальном и международном масштабе.
В современном обществе аксиология, а точнее, гуманистические принципы и социально-ценностные характеристики
личности не всегда и не в полном объеме, к сожалению, предопределяют результаты спортивной деятельности. Именно поэтому объективно возникает необходимость обратить особое внимание на перспективы нормативно-ценностного содержания
деятельности личности, что особенно актуализирует гуманистический потенциал современного спорта.
Спорт, как социальный и культурный феномен, формирует человека посредством специфической экзистенции или
соревновательной деятельности.
Современный спорт, как социальный и культурный феномен, как универсальная фиксированная гуманистическая сублимация личности, призвана минимизировать в обществе агрессию, насилие, деструктивные явления (допинговые скандалы и политизация спортивных состязаний), что, чаще всего, связано с психофизическим, интеллектуально-нравственным развитием
человека, а также повышением профессионального уровня спортсмена и его стремления к самоактуализации,
самореализации и самосовершенствованию. Аксиология современного спорта
проявляется в субъективном значении спортивной деятельности как культурного феномена, который непосредственно связан с личностью спортсмена, а также с политической системой общества.
Abstract. Today, politicians and businesses actively sponsor sports projects of international level, as socio-political, financial and economic goals are pursued, which often contradicts the peacekeeping and unifying goal of the sport. That is why the main idea and meaning of competitive activity is changing, as a unique opportunity to reproduce and preserve cultural values, peaceful resolution of conflicts on a national and international scale.
In modern society, humanistic principles and socio-value characteristics of the individual are not always and not in full, unfortunately, predetermine the results of sports activities. That
is why there is an objective need to pay special attention to the prospects of the normative and value content of the individual's activities, which is especially actualizing the humanistic potential of modern sports.
Sport, as a social and cultural phenomenon, forms a person through a specific existence or competitive activity. Modern sport, as a social and cultural phenomenon, as a universal fixed humanistic sublimation of the individual, is designed to minimize aggression, violence, destructive phenomena (doping scandals and politicization of sports) in society, which is most often associated with the psycho-physical, intellectual and moral development of a person, as well as raising the professional level of the athlete and in his quest for self-actualization, self-realization and self-improvement. The humanistic focus of modern sports is manifested in the subjective meaning of sports activities, as a cultural phenomenon that is directly related to the personality of the athlete, as well as to the political system of society.
SOKOLOVA Svetlana N., Doctor of Philos. Sc., Associate Professor
Honored Worker of Science and Education of the Russian Academy of Natural Sciences National Academy of Sciences of the Republic of Belarus, Minsk
SOKOLOVA Anastasia A.
Universitet Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus Civil Protection, Minsk, Republic of Belarus
AXIOLOGY OF CONTEMPORARY SPORTS
In the article the authors focused on the philosophical aspect, values, humanistic orientation of sport, social, cultural phenomenon of modern competitive activity and the personality of the athlete, which is very important in connection with doping scandals in modern society and politicization of sport.
Keywords: values, modern sports, the personality of the athlete, humanism, sphere of security.
References
1. Ratzinger J.A. Znachenie religioznyh i nravstvennyh cennostej v pljuralisticheskom obshhestve [The Importance of Religious and Moral Values in a Pluralistic Society]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2016, no 4, pp. 5-15. (In Russian)
2. Lebedev S.A. Mnogomernyj chelovek i metodologija issledovanija [The
multidimensional person and methodology of research: the monography]. Moscow: Publishing House of Moscow University, 2010, 96 p. (In Russian) 3. Litvinov E.P. Filosofskie osnovy koncepcii bezopasnosti [Philosophical foundations of the concept of security]. Prostranstvo i vremja [Space and time], 2012, no 1(7), pp. 66-74. (In Russian)
Received 13 March 2018