Научная статья на тему 'Философский анализ исследований идей личностного Бога в русском православии в контексте личностных теорий И. Тэна и Я. Фриза'

Философский анализ исследований идей личностного Бога в русском православии в контексте личностных теорий И. Тэна и Я. Фриза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕИЗМ / ПОЗИТИВИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ЭМПИРИЗМ / АБСОЛЮТНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗМ / ПАНТЕИЗМ / БЫТИЕ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ПРИЧИННОСТЬ / ИДЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому анализу магистерской диссертации с подробным осмыслением учений, рассматриваемых в научном труде И.П. Четверикова (привлеченных источников, рассматриваемых тенденций мышления, оценки применяемых идей, критического разбора позитивизма, эмпиризма, рационализма, пантеизма). Автором проведен обзор историко-критического изучения значимых современных философских систем (в первой половине своего труда), а затем рассмотрено и сделано синтетическое объединение полученных результатов. Им было проведено философское обоснование учения христианского теизма и личных свойств Бога как абсолютной Личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философский анализ исследований идей личностного Бога в русском православии в контексте личностных теорий И. Тэна и Я. Фриза»

Философский анализ исследований идей личностного Бога в русском православии в контексте личностных теорий И. Тэна и Я. Фриза.

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому анализу магистерской диссертации с подробным осмыслением учений, рассматриваемых в научном труде И.П. Четверикова (привлеченных источников, рассматриваемых тенденций мышления, оценки применяемых идей, критического разбора позитивизма, эмпиризма, рационализма, пантеизма). Автором проведен обзор историко-критического изучения значимых современных философских систем (в первой половине своего труда), а затем рассмотрено и сделано синтетическое объединение полученных результатов. Им было проведено философское обоснование учения христианского теизма и личных свойств Бога как абсолютной Личности.

Ключевые слова: Теизм, позитивизм, личность, эмпиризм, абсолютность, рационализм, пантеизм, бытие, целесообразность, причинность, идеализм.

о

Е

£

в) ^

0

п

01 г

Базисом философских идей И. Тэна при его критическом рассмотрении со стороны в научном труде И.П. Четверикова «О Боге как личном Существе» (1903), являлось течение позитивизма, основоположником которого явился О. Конт, признающий приоритет естественных наук, и отрицающий метафизику. Однако позитивистские идеи И. Тэна представляли собой не продолжение идей О. Кон-та, а «натуралистическое направление с опорой на собственные наблюдения и эмпирический метод» [Лялина, 2013, 7-8] в котором психология являлась мостом мысли и эксперимента между науками о человеческой душе и физической природой человека. С точки зрения И. Тэна, не существует ни материи, ни души, ибо все определяется ощущениями и движениями, которые и являют самими собой реальность. При этом собственно материя представляет собой «метафизическую иллюзию», дающую возможность ощущений, обусловленную «силами физическими, химическими и механическими», задающими состояния движения видимому человеком миру. В данном восприятии, окружающая действительность представляется И. Тэну «правдивой галлюцинацией», палитрой ощущений, которые, объединяясь в форму пространственно-непрерывного целостного ощущения действительности через сигналы, получаемые от различных органов человеческих чувств, формируют образы тех или иных вещей или феноменов. На основе подобного восприятия субъекты земного мироздания «кажутся человеку образами, отличными от нас и существующими вне нас» [Тэн, 1872, 2]. Поэтому для И. Тэна собственно материи как категории реального бытия в традиционном понятии человека не существует. Субстанция тела отнесена тоже к «правдивой галлюцинации», это рассматривается как восприятие, идея которого становится постепенно в процессе жизни сознания неразрывной с самосознанием внутреннего «Я». Все предметы или тела, суть только «внутренние фантомы, отрывки нашего «Я», как бы отделенные от него и противоположные ему, тогда как, в сущности, они суть то же самое «Я» [Тэн, 1872, 2, 46]. При этом И. Тэн признавал необходимость познания, представляемого сознанию иллюзорного мира, путем «проверок, поправок и ограничений» [Тэн, 1872, 2, 85].

Но он не признавал реальность души, утверждая, что это - «фикция ума. Некое требуемое для существования человека «словесное существо, все бытие которого зависит» от самого человека. Душа - «иллюзия, чистое ничто, метафизический фантом, каким философы наполняют весь мир» [Тэн, 1872, 2, 92]. Он воспринимал душу инструментом и частью человеческого «Я». Душевные ощущения и переживания человека - «страдание, воспоминание есть элементы, отрывки субъекта (меня)» [Тэн, 1872, 2, 101]. Феноменологически И. Тэн определял их не как внутренние проявления человека. Это события, происходящие в личностном «Я» человека, отражающие составные части «Я». И хотя «Я» не есть некий итог событий-чувств, оно непрерывно и постоянно, но состоит именно из них. А бытие человека делится им на произвольные периоды времени, наполненные различными эмоциями, чувствами и переменами. Разделение в самосознании «Я» реальной действительности на события обусловлено фактором временности, конечности и удобством восприятия человеком личных иллюзий. «Но само «Я» равняется всему этому разряду событий, ибо если их отнять, то ничего уже больше и не останется». Как итог, душа человека в понимании Тэна преобразуется в «непротяженный центр, соединенный с нашим организмом» [Тэн, 1872, 2, 120, 112]. В его трудах, просматривалось влияние идей Б. Спинозы и идеализма Г. Гегеля, но мысли следовали в тренде позитивизма. Он стремился «соединить позитивизм с германской метафизикой, сочетать Конта с Гегелем» [Страхов, 1893, 4, 254]. Однако философская составляющая в рассуждениях Тэна была минимальна, что совершенно обоснованно и критиковал И.П. Четвериков.

Он справедливо указывал, что личное бытие означает выражение единства самосознания «Я» человека. Отражением «бытия служит наше «Я» данное в самосознании» [Четвериков, 1903, 288]. Это человеческое «Я» не факт сознания, но реальное и субстанциальное бытие, при котором форма бытия «Я» очевидно олицетворяет личность человека. Во взглядах И. Тэна не было систематического учения, его жесткой дефиниции понятий возможности и необходимости, случайности и достоверности и приложимости их «к бытию или к области познания». «Материя», же, будучи основой ощущений, не подходила под категорию «ничто», как ее обозначал И. Тэн, равно как и выражение «правдивая галлюцинация» абсурдно с точки зрения смысла слов этой фразы и с точки зрения онтологии. Ибо галлюцинация - есть не то, что представляется изнутри сознанию, но нечто «видимое или слышимое человеком извне, относящее не к «Я» человека, а к другим существам» [Козлов, 1893, 19, 69].

Но главное, что, понимая под душой человека «призрачную словесную сущность», И. Тэн вывел в конце труда «Об уме и познании» о том, что человек создает «из себя» «вселенную», низводя уже понятие человеческого «Я» до категории «ничто». Парадоксальным образом он сам впал в про-

тиворечие своих же взглядов. Как сторонник сенсуализма вместе с Дж. Миллем, он:

• отрицал процессы познания духовного бытия,

• признавал действительное существование только ощущений,

• отвергал материю, не считая, что это субстанция, с позиций естественного материализма,

• считал движение истоком и обусловленностью бытия.

И одновременно, И. Тэн «отдавал философскую дань рационализму, заявляя, что всякому факту или событию предшествует причина. Подобные утверждения имеют метафизическую основу на базе, которой пытаются познать вещи, лежащие вне человеческого мышления» [Лялина, 2013, 12-13].

Критическое рассмотрение учений этого философа проводилось с позиций сформировавшихся представлений о понятии «личность» у самого И.П. Четверикова, которые в рафинированном и развернутом виде можно выявить из последующего текста богословско-философского исследования. В своем учении о личности И.П. Четвериков понимал человеческую личность в тесной причинной взаимосвязанности с его волевой деятельно-стью0 утверждая, что «источник волевой деятельности находится в личности человека». Конечные цели волевой деятельности человека - «раскрытие богатства содержания, которое имплицитно находится в личности» [Четвериков, 1997, 2, 335]. Постижение целесообразного и вечных ценностей в земном мире пробуждает в людях религиозное благоговение и проявляет вдохновение, рождает энтузиазм, который придает энергию и духовные силы нужные для жизни в вере и достижения подлинной святости - свойств человеческой личности. Но кроме этого эффекта, И.П. Четвериков не отрицал и интуитивное предчувствие, как исток эстетического аспекта бытия, ибо оно «позволяет увидеть возвышенное и прекрасное в природе окружающей действительности, осознать и постичь целесообразность мирового устройства бытия» [Фриз, 1805, 217-218]. Очень важно, что чувство у Я.Ф. Фриза отнюдь не ощущения и не нечто данное человеку извне. Чувство, как писал И.П. Четвериков, по Я.Ф. Фризу - это своеобразная способность суждения, которая индивидуальна у каждого человека и отличается в зависимости от окружающих его обстоятельств. Таким образом, религиозное и эстетическое начала проявляются как очень близкие друг для друга. Рядом с ними Я.Ф. Фриз ставит постижение красоты человеческих душ, основ добродетели, обретение высшего нравственного закона и свободное сравнение его с событиями жизни, как этического истока бытия.

И.П. Четвериков в этом контексте отмечал, что «абсолютный «идеал человека, должен определять реальный процесс мысли» [Четвериков, 1908, 2, 227] и создавать образ совершенного человеческого бытия. Своей основой философии Я.Ф. Фриз считал психологическую антропологию. В центр своей этической философской системы он ставил

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

м

01 г

понятие личного достоинства отдельного человека, его непреложную обязанность служить развитию нравственно-религиозной силы народа. Еще одной важнейшей категорией его учения было религиозное убеждение, что полнота представлений и убеждений человека состоит не только из рационального знания. Главным пунктом убеждений являются вера и предчувствие, которые дают шанс постигать связи вещей и их отношение к вечным ценностям и понятиям. Вера и предчувствие у Я.Ф. Фриза «одинаковы в том, что их предметы не могут быть выражены в понятиях» [Отто, 1909, 28]. Первичным в религиозной жизни человека он считал «религию сердца», как высшее религиозное чувство, проявляющееся под влиянием предчувствия и свободное от негативной чувственности [Фриз, 1805, 178].

Ибо, религиозное чувство в человеке тесно взаимосвязано с чувством как с суждением и «источником сознания всех высших истин в нашем духе». В религиозное чувство, с позиций умозрительной психологии, входят:

• вдохновение и благоговение,

• «смирение,

• красота человеческой души,

• умиление, доверие, умиротворение» [Фриз, 1832, 24, 90-91],

возникая под воздействием высшей способности людей к предчувствию. Главной целью религиозно-философских взглядов Я.Ф. Фриза, также, как и у его предтечи Ф. Якоби, был показ того, что «непосредственная достоверность содержится в не в рефлектирующем мышлении, а в чувстве» [Виндельбанд, 1998, 402]. Религия, и с этим соглашался И.П. Четвериков, будучи связью, связывающей людей с невидимыми и вечными сферами, предлагает религиозно постигать мир в двух формах - посредством веры и посредством пред-чувствования, как особого настроения чувств, близкого к возвышенному, прекрасному, эстетическому. В данном контексте речь идет не просто о религиозном, но о религиозно-эстетическом мировоззрении человека. Центральным звеном его является религиозное чувство, которое определяет элемент личности - вера в реальность духовных идей, базирующаяся на эстетических представлениях. Ибо потребность в религиозных истинах заложена в естественных чувствах человека. Она истекает из благодарности, послушания и смирения, которые связаны в душе по словам последователя Я.Ф. Фриза Э.Ф. Апельта [Апельт, 1860, 7] с эпическими, драматическими и лирическими идеями. Именно лиричность способна потрясать личность и душу человека, возводя ее в религиозно-возвышенные сферы. И так как помимо всего вышеизложенного, Я. Ф. Фриз был также одним из основателей методов современной психиатрии, следует отметить его поворот к психологии и стремление поставить стержнем умозрительно-философских размышлений опыт антропологии. По его мнению, к трём «критикам» Канта должен быть добавлен обнимающий их принцип систематики. Обосновать этот принцип он стремился, не

умозрительно, но с помощью «естественного учения о человеческом духе», которое он именовал философской антропологией, а вся система его рассуждений получила, поэтому название антропологизма.

По мнению философа, вещи человек не познает так, как они существуют сами по себе, а исключительно как явления. Все доступное человеческим чувствам является объектом знания, а все сверхчувственное — объектом веры. Следующие три постулата в кратком виде выражают основной смысл философии Я.Ф. Фриза, :

• чувственный мир под законами природы есть только явление,

• в основе явления лежит бытие вещей в себе,

• чувственный мир есть явление вещей в себе.

По его мнению - «Первое — принцип знания,

второе — веры, третье — принцип предчувствия. Мы знаем о бытии вещей в явлении, при помощи созерцания и понятий рассудка; мы верим по понятиям разума в вечную сущность вещей; ещё более высокое мы ощущаем в чувствах без созерцания и без определённых понятий». Вера, таким образом, идёт самостоятельным путём, не касаясь области психологического экспериментального исследования, что неоднократно подчеркивал И.П. Четвериков. Он писал, что требование абсолютной истины, есть «требование проникнуть в само бытие и постигнуть его качественную сторону, что неизбежно ведет за пределы научного знания в область веры» [Четвериков, 1908, 3, 458].

Труды немецких религиозных психологов Ф. Диттеса, И.Ф. Гербарта, рассматривали религиозные чувства как «особую ценность человека, связывая их с любовью, доверием и восхищением перед всемогущим Богом» [Диттес, 1873, 119]. Именно с понятием предчувствия в особенном настрое чувств человек подводится к созерцанию возвышенного и божественного в этом мире как бы сближая религиозное состояние и эстетическое переживание. И.Ф. Гербарт, отмечая, что созерцание целесообразностей природы вызывает в человеке религиозно-эстетическое переживание, дополняет их чувством умиротворения и способностью решить такие личные вопросы, которые решаются только в религии. Он делает вывод о религиозной потребности у человека, в доверии к высшей и внеземной защите. Субъективная сторона умозрительной философии или психологии религии у И.Г. Фихте-мл. также основывалась на понятии предчувствия Я.Ф. Фриза с явным акцентом на бессознательном как на непроизвольных процессах в душе человека (фантазии, сновидения, экстатические состояния). Чувства для И.Г. Фихте являлись истоком символически-образовательных актов в человеческом воображении. Воздействие символов христианства было в том, что в них открывается предчувствие возвышенного и прекрасного проявляющее глубинные движения человеческой души. Противоречие между «Я» человека и чувством страха и зависимости от высшей силы снимается развитием религиозного сознания, «верным отношением «Я» и беско-

нечного в благоговении Богу. Подобное смирение не порабощает, но воодушевляет, дает силы и рождает в человеке доверие к высшему, изнутри преобразующему человека переживанию» [Фихте-мл, 1864, 728-729]. Высший пункт религиозных переживаний - единение людей в божественной любви, дающее импульс гармонии воли и познания. В рефлексии неосознаваемого огромную роль он отводил предчувствию, исходя из того, что на ранних этапах развития людей неясное ощущение красоты и вечности имело для человека колоссальное значение.

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Метод философии Фриза и его новой школы. // Труды Киевской академии. - № 2. 1908. - С. 224-236, № 3. 1908. - С. 422-462, № 4. 1908. - С. 553-565.

3. Четвериков Иван., Из лекций по общей психологии. — Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

4. Виндельбанд В., От Канта к Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. - М.: КАНОН-Пресс 1998. -496 с.

5. Козлов А.А., Французский позитивизм // Вопросы философии и психологии. - 1893. - № 19 (4).

6. Лялина Я.И., Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна. // Психология в России и за рубежом: материалы II Международной научной конференции. — СПб: Реноме, 2013. - С. 7-13.

7. Страхов Н.Н., Заметки о Ренаре и Тэне. // Русский вестник. - 1893. - № 4.- 238-258 с.

8. Тэн И., Об уме и познании: в 2 т. // т. 2. -СПб: Типография А.С. Гиероглифов, 1872. - 329 с.

9. Апельт Е. - Apelt E.F., Religionsphilosophie. Leipzig, 1860.

10.Диттес Ф. - Dittes F., Lehrbuch der Psychologie. Wien. 1873.

11. Фихте-мл. - Fichte I.H., Psychologie. - Leipzig. 1864.

12. Фриз Я. - Fries J.F., Wissen, Glaube, und Ahndung. Jena, 1805. - S. 270.

13. Фриз Я. - Fries J.F., Handbuch der Religionsphilosophie und philosophischen Aesthetik. Heidelberg, 1832.

14. Отто Р. - Otto R., Kantisch-Fries'sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie/ Zur Einleitung in die Glaubenslehre fur Studenten der Theologie. Tubingen, 1909. - S. 180.

Title of the article: Philosophical analysis of the research of personal God's ideas in Russian Orthodoxy in the context of personal theories of I. Ten and J. Frieze. Sizintsev P.V.

Moscow Theological Academy

The article is devoted to the philosophical analysis of the master's thesis with a detailed understanding of the teachings considered in the scientific work of I. P. Chetverikov (attracted sources, considered trends of thinking, evaluation of applied ideas, critical analysis of positivism, empiricism, rationalism, pantheism). The author reviews the historical and critical study of significant modern philosophical systems (in the first half of his work), and then considered and made a synthetic Association of the results. He conducted a philosophical study of the teachings of Christian theism and the personal properties of God as an absolute Personality. Keywords: Theism, positivism, personality, empiricism, absoluteness, rationalism, pantheism, being, expediency, causality, idealism.

References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: N.A. Girit,

1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. Method philosophy of Vries and his new school.

// Proceedings of the Kiev Academy. - № 2. 1908. - p. 224-236, № 3. 1908. - p. 422-462, № 4. 1908. - p. 553-565.

3. Chetverikov Ivan., From lectures on general psychology. - N.

Gavryushin, (ed.) // Russian religious anthropology: in 2 tons. // Vol. 2. - Moscow: Moscow Spiritual Foundation, MDA, 1997. -P. 335-343.

4. Windelband V., From Kant to Nietzsche: The history of a new

philosophy in its connection with the general culture and individual sciences. - M .: CANON-Press 1998. - 496 p.

5. Kozlov AA, French positivism // Questions of philosophy and

psychology. - 1893. - № 19 (4).

6. Lyalina Ya.I., Psychological Heritage of Hippolyte Adolf Ten. //

Psychology in Russia and abroad: materials of the II International Scientific Conference. - SPb: Renome, 2013. - p. 7-13.

7. NN Fear, Notes about Renard and Ten. // Russian Bulletin. -

1893. - № 4.- 238-258 p.

8. Ten I., About the mind and cognition: in 2 t. // vol. 2. - SPb: AS

Printing House. Hieroglyphs, 1872. - 329 p.

9. Apelt E. - Apelt E.F., Religionsphilosophie. Leipzig, 1860.

10. Dittes F. - Dittes F., Lehrbuch der Psychologie. Wien. 1873.

11. Fichte ml. - Fichte I.H., Psychologie. - Leipzig. 1864.

12. Frieze I. - Fries J.F., Wissen, Glaube, und Ahndung. Jena, 1805. - S. 270.

13. Frieze J. - Fries J.F., Handbuch der Religionsphilosophie und philosophischen Aesthetik. Heidelberg, 1832.

14. Otto R. - Otto R., Kantisch-Fries'sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie / Zur Einleitung in die Glaubenslehre fü Studenten der Theologie. Tubingen, 1909. -S. 180.

n n

m 5 m

О m n m й А

О

X £

m О Dl n

О И А X X m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.