Научная статья на тему 'Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и "личность человека"'

Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и "личность человека" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

Статья посвящена философскому осмыслению понятия «человеческая личность» по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, которые включают в себя религиозно-философские представления о личных свойствах человека, проявляемых в бытии. Автор в обзоре его научных и психологических трудов показывает, что в понимании И.П. Четверикова о человеке имеет место всесторонний анализ понятия «личность» в категориях переживаний сознания, памяти, чувств, ощущений и восприятий. Исследование включает в себя рассмотрение его взглядов христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования максимальна, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование взглядов профессора психологии И. П. Четверикова на понятие "личность" и "личность человека"»

Формирование взглядов профессора психологии И.П. Четверикова на понятие «личность» и «личность человека»

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому осмыслению понятия «человеческая личность» по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова, которые включают в себя религиозно-философские представления о личных свойствах человека, проявляемых в бытии. Автор в обзоре его научных и психологических трудов показывает, что в понимании И.П. Четверикова о человеке имеет место всесторонний анализ понятия «личность» в категориях переживаний сознания, памяти, чувств, ощущений и восприятий. Исследование включает в себя рассмотрение его взглядов христиан-ско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования максимальна, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, переживания, самопознание, познание, творчество, любовь.

Личность человека у профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова была выражением переживаний сознания обобщенного опыта внутреннего личного бытия человека, олицетворяющего тайну и метафизическую непостижимость уникальной реальности ноуменального «Я» человека [Кант, 1994, 3]. Он также рассматривал личность как совокупность психологических состояний сознания на фоне непрерывного изменения самосознания под влиянием взаимозависимостей физических, социальных и культурно-духовных состояний человека и его поведении как реакции на происходящее внутри и вокруг него. Таким образом представление о личности у И.П. Четверикова включает в себя систему онтологических, психологических, нравственных, метафизических, антропологических социальных аспектов.

Состав личности человека у профессора включал самосознание «Я», а также понятия физических, социальных и духовных переживаний сознания и активное стремление человека к осуществлению своих творческих идеалов. В рассматриваемом учении о личности проводится мысль, о том, что Бог-Абсолют есть Существо личное, абсолютное и совершенное. Поэтому абсолютная личность и определяет причинность и целесообразность жизнедеятельности сотворенного ею бытия. Структура понятия «личность» в этом случае состояла:

• В отношении Бога из единства абсолютных личных свойств Бога, как личного Существа,

• В отношении человека из внутреннего самосознания «Я», управляющего потоком и взаимодействием физических, социальных и культурно-духовных переживаний в совокупности с представлениями об идеальном бытии.

Анализ умозрительной психологии профессора И.П. Четверикова привел его к выводу, что «Я» есть субъект собственного самопознания человека. Но кроме того это и объект для «Не-Я» или другого «Я» - в высшем смысле - личного Бога. Он вывел два типа личности по отношению к человеку:

• В отношении Бога - абсолютная Личность с безусловными свойствами Божественных Лиц - ипо-стасными и всеобщими для Божественных Ипостасей,

• В отношении человека - личность относительная, но тем не менее обладающая качественными метафизическими свойствами. Она состоит из «эмпирической личности» на психологической основе и «идеальной личности», отражающей в своей высшей степени нравственные свойства Иисуса Христа в каждом человеке.

Человека как личность отличает разумный контроль над мыслями, дисциплина своих чувств, свободное управление волей и осуществляемый самосознанием «Я» непрерывный поток своих помыслов,

со ^

0

сч

ю

01

речей, поступков и желаний. Личность человека в концепте И.П. Четверикова есть главный источник его волевой жизнедеятельности. Само по себе понятие «личность» применительно к бытию человека начинает рассматриваться И.П. Четвериковым в статьях «Критический индивидуализм в русской философии» [Четвериков, 1905, 9] и «Метод Фриза и его новой школы» [Четвериков, 1908, 2-4]. Эти публикации показывают, что автор все более сосредотачивается на изучении психологии человека и его личностно-природного состава. Большую роль играет рассмотрение и подробное исследование состояния самосознания «Я» человека, как с религиозно-философской, так и с психологической стороны. При этом на момент написания статей И.П. Четвериков был религиозным философом, который прошел в Германии научную практику у основателя мировой экспериментальной психологии профессора В. Вундта.

В своей концепции личности человека И.П. Четвериков пытался создать оригинальную модель психической реальности, представляющую собой целостный мысленный продукт, гармонично объединяющий аспекты христианского теизма и положения святоотеческого учения о человеке с рациональными элементами русского персонализма и достижениями умозрительной психологии своего времени. При этом личность человека в его понимании получает наибольшее самовыражение в религиозной жизни. Ибо «личность человека является маленькой ячейкой православной Церкви» [Четвериков, 1949, 2, 8]. Православие же мотивирует стремление к добрым намерениям и активным действиям силою собственного нравственного чувства, и осознания того, что человеку следует или не следует делать. Для личности человека при этом характерны «свобода, как способность самоопределения», а также «любовь и благо». Именно как самораскрытие личных свойств в выборе деятельности, личностное бытие представляет собой проявление в стремлении к идеалу через человеческую природу. Ибо человека создал «творец реального бытия - существо духовное, свободное и нравственно-совершенное», живой Источник «истины, добра и красоты» [Четвериков, 1903, 144-145]. Поэтому, человеческая личность есть бытие, объединяющее внутреннюю жизнь сознания и его рационально непостижимое духовное бытие, через самосознание «Я» и отражение личных свойств в человеке. В учении И.П. Четверикова применялись:

• Понятие «человеческая «идеальная» личность как свойство сознания человека в его представлениях об идеале, стремлении к богоподобию,

• Понятие «человеческая «эмпирическая» личность как единая совокупность опытных переживаний сознания,

• Понятие «Реальная» личность человека как исток его бытия в соединении «идеальной» и «эмпирической» человеческих личностей и проявлениях личных свойств, отражаемых самосознанием «Я»,

• Самосознание «Я», как основа «вневременной основы душевной жизни, служащей источни-

ком творчества и самоопределения» [Извлечения, 1910, 9, 334].

Понятие личности как категории бытия, описывало проявления стремлений человека к выбранным идеалам в деятельности, выражаемые совокупностью личных свойств, присущих ему. Способность личного бытия постоянно развивается в процессе жизни как форма духовного становления. Этот процесс формирует понятие «Я» человека и создает окружающую социально-духовную среду. В психологическом отношении личность означает процесс синтеза и выражения совокупности опытных физических, социальных и культурно-духовных переживаний в самосознании «Я». Тем самым личность человека сознает себя «как основу, в которой постепенно возникают сознание и самосознание» [Четвериков, 1903, 146], выражающиеся в его поведении и отношении. Нравственность человека определена понятием «идеальной личности» как стремлением к проявлению идеалов и раскрытию творческой деятельности в человеке.

Дальнейшее развитие понятия «личность человека» в творчестве /И.П. Четверикова было отражено в его курсе лекций по истории психологии (19101911). Согласно их материалам, новые знания, обретение культурно-религиозных навыков и развитие профессиональных умений, духовных ценностных установок обогащает личность, как проявленное в деятельности бытие. «Жизнь сознания можно рассматривать с двух сторон - как творческий процесс моего «Я» и как процесс внешне происходящих актов». [Четвериков, 1911, 390]. Волевые процессы «объясняются в теориях естествознания особыми, скрытыми нервными энергиями, которые приводятся в движение моим «Я» [Четвериков, 1911, 373]. Реальная личность развивается через деятельность, актуализирует свои таланты и способности. Она динамична, постоянно изменяема опытом своего проживания, в текущем процессе нравственного возрастания человека. «Личность необходимо предполагает определенный центральный пункт, в котором объединяются все ее проявления и вся ее деятельность, носящая этический характер и предполагающая сознание, и самосознание» [Четвериков, 1903, 164]. Деятельность человеческого «Я» как носителя и выразителя личности способна преобразовывать человеческое сознание и управлять душой и телом человека, его личными свойствами, переориентируя их действия для достижения человеком нравственного состояния. Изменению подлежит эмпирическая часть личности, в которой в форме переживания как основного элемента задействованы разум, сознание, воля, а также способность к самопознанию. Переживание человека содержит состояние самопознания себя, наработки новых навыков общения с людьми, обучения, контроля эмоций, положительной оценки мира, развития фантазии и интуиции в границах социального мира и уважения достоинства другого человека. Ибо личность возникает в процессе развития человека и проявляет себя психологически как эмоции, влечения, потребности, а нравственно как стремление к идеальному примеру нравственной жизни Иисуса

Христа. Ее личные свойства - самосознание, любовь, свобода, творчество, святость, объединены «в одном центре, субъекте или «Я» [Четвериков, 1903, 159].

Эмпирическая личность по учению И.П. Четверикова есть совокупность переживаний опыта в виде мыслей, чувств, ощущений, воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает себя целостно. Понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с социальными качествами человека, его способностями и оценивается по уровню самосознания «Я» человека - осознанности у него социальных отношений и степени их устойчивости.

Личность определяется выбранной ею нравственной позицией, а также способностью поддерживания отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности, знания и умения. Человек переживает этапы становления личности уникально, как не проживал никто до него. Нечто начавшееся в нем самом уже обладает полнотой будущего.

Процесс становления включает следующие этапы:

• Адаптация - принятие человеком норм поведения и форм деятельности в социальной общности.

• Индивидуализация - поиск и проявление человеком своей индивидуальной отличности от членов социальной общности.

После осознания человеком своей похожести на людей, наступает этап самосознания своей отличности от других, при котором индивид ищет, находит и проявляет свои личные особенности, стремится к отделенности.

• Интеграция - становление личности человека как субъекта отношений, полностью вписанного в структуру общества.

Личность успешно согласовывает свою природную индивидуальность, ее качества и задатки, с окружающим обществом, проявляя и развивая те свои уникальные свойства, которые полезны и требуются для социума.

В учении И.П. Четверикова о личности человека целостность образа бытия личности и природы выражает принцип иерархии структуры человека. Восприятие мира, отраженное в личном бытии есть синтез физических, социальных и духовных переживаний сознания. Социальным признаком личности является самоидентификация, которая выражается в имени человека, в его манере поведения, неповторимом почерке, своеобразных жестах и особом стиле речи. Все это в совокупности определяет личный выбор способа бытия. Бытие выражается самосознанием «Я» человека, которое не просто осознается как самоощущение себя. «Я» есть выражение единого «во многом, это постоянный носитель сменяющегося содержания психической жизни, данное самосознания и мышления, а не опыта и наблюдения» [Четвериков, 1903, 159]. Таким образом, «личность человека», как религиозно-философский термин в учении И.П. Четверикова проявлена как личное бытие человека, к которому эмпирически относят-

ся генетические, физиологические и социальные факторы, а идеально - личные свойства, имеющие метафизическую основу как аналогия с личностными свойствами Бога. Личность как форма бытия личных свойств, свидетельствует своими действиями о направленности человеческой жизни. Индивидуальность человека как единичного существа, подчёркивает его природные черты.

В лекциях И.П. Четверикова по психологии, прочитанных на общеобразовательных курсах личностью названа субстанция самосознания «Я», которая не просто отличает человека, но определяет его внутреннюю жизнь, «исток которой в «Я» человека и которая от начала до конца носит творческий характер» [Четвериков, 1913, 51]. Личность уникально проявляется через бытие личных свойств, не имеющих изначальной нравственной определенности: свободу и самосознание, творчество, любовь, разум, веру, святость. Личностные проявления этих свойств в деятельности, способствуют развитию природных задатков и талантов. Образ Божий по учению И.П. Четверикова связан с личностью человека как святоотеческий источник задатков личных свойств и представлений о нравственном идеале, но не равен ей. Задача личности человека в том, чтобы преобразовывать эту реальность, которая «носит в себе принципы зла и внести в нее черты идеальности» [Четвериков, 1905, 5, 157] и стремления к добру и любви.

Это подчеркивалось в статье И.П. Четверикова «Психология любви» [Четвериков, 1916], рассматривая любовь как свойство личности человека. Любовь дает возможность преодолеть трансцендентный разрыв между тварностью и стремлением к бо-гообщению. Ибо образ Божий есть духовная характеристика человека, отличающая его от всего твар-ного мира, он ориентирует человека в духовно-нравст-венной сфере бытия, проявляясь любовью. Любовь есть «сознанный характер свободной деятельности, направленной на абсолютное благо». Она как принцип бытия, связана «с познанием и волей, составляя вместе с ними основной и первоначальный элемент личности» [Четвериков, 1903, 165], проявляемый в личном поведении, речах и помыслах. Человек, в процессе взросления и последующей жизни преображает самого себя из индивида как обладателя природных качеств в личность, развивая духовность, как направленность к Богу. «Индивидуум становится личностью только когда соединяется с сознанием и свободой, рассматривает себя целью деятельности и источником нравственности» [Четвериков, 1905, 5, 160]. Тем самым человек, преобразуя себя, изменяет к лучшему и окружающий его мир. Преображение происходит в его сознании, он становится способен к святости, восприятию благодати.

Позиция учения И.П. Четверикова в понимании личности человека рассматривает личность и природу в стремлении к гармоническому равновесию бытия. Личность человека при этом имеет двойственность состава, выражаемого в ее ноуменаль-ности (свободное развитие рациональных и интуитивных категорий самосознания и мышления) и эм-

00 ^

0

сч

ю

01

пиричности (опыта переживаний, включающих физические силы, социальные навыки и культурную традицию). Основные религиозно-философ-ские понятия, связанные с понятием человеческой личности, которые анализируются в ходе исследования системы взглядов И.П. Четверикова:

• Образ Божий рассмотрен не только как отпечаток в душе человека, но и как религиозный фактор его существования, нравственный эталон потенциального образа бытия, проявляющийся в личности человека,

• Личность в богословском смысле есть таинственный исток жизни и личных свойств не присущих природе, а в высшем идеале понятие тождественное образу Божию в человеке,

• В философском смысле личность есть понятие, описывающее бытие, проявленное в разумно-свободных, морально-волевых и социально-культурных качествах человека, в особенностях его сознания и деятельности,

• В умозрительном смысле личность выражает себя как: 1. человеческий индивид, субъект отношений сознания и самосознания «Я». 2. совокупность личных черт, свободы, веры, творчества, любви, святости.

• В психологическом смысле личность представляет собой совокупность переживаний в виде выработанных привычек, социокультурный опыт, набор психофизических особенностей человека, определяющих динамику и направленность повседневного поведения,

• Самосознание «Я» является понятием учения И.П. Четверикова о человеческой личности, как носитель духовных способностей, посредством которого выражаются эмпирические переживания и проявляется внутреннее стремление человека к идеалам.

• Человеческое «Я» невозможно осмыслить, оно - лезвие сознания, которое рационализирует и сводит в единство его непрерывный поток, оставаясь иррациональным и ноуменальным; это «носитель категорического императива», и активного творческого начала у И.П. Четверикова.

Литература

1. Четвериков И. О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. № 5. 1905. - С. 147-158.

3. Четвериков И.П., Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. № 9. 1905. - С. 120-132.

4. Четвериков И.П., Метод философии Фриза и его новой школы. // Труды Киевской академии. -№ 2. 1908. - С. 224-236, № 3. 1908. - С. 422-462, № 4. 1908. - С. 553-565.

5. Четвериков И.П., Курс лекций по истории психологии (рукопись) профессора Ивана Пименовича Четверикова, записанных в 1910-1911 гг. в Киевской Духовной Академии его учениками. -Киев. 1911. - 420 с.

6. Четвериков И.П., Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах Полтавского губернского земства. - Полтава: Бюро Полтавского Губернского земства, 1913. - С. 50-83.

7. Четвериков И.П., Психология любви. // Христианская мысль. - Киев, № 4. 1916. - С. 48-53.

8. Четвериков И.П., Церковь (окончание). // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен, 1949. № 2. - С. 8-17.

9. Извлечения из журналов Совета КДА за 1909 - 1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329-345.

10. Кант И., Сочинения: в 8 т. // т. 3. — М.: ЧОРО, 1994. - 744 с.

11. Сизинцев П.В. Анализ типов Абсолютной личности в статье И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №7. с. 148-151

12. Сизинцев П.В. Религиозно-философский обзор очерка И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №8. с. 192-195

13. Сизинцев П.В. Историко-архивное исследование биографии религиозного философа И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №9. с. 135-138

14. Сизинцев П.В. Персонализм Г. Тейхмюл-лера в очерке доцента И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №10. с. 280

Formation of views of Professor of psychology I.P.

Chetverikov on the concept of «personality" and "human personality" Sizintsev P.V.

Moscow Spiritual Academy

The article is devoted to the philosophical understanding of the concept of "human personality" according to the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov, which include religious and philosophical ideas about the personal properties of man manifested in existence. The author in the review of his scientific and psychological works shows that in the understanding of I. p. Chetverikov about a person there is a comprehensive analysis of the concept of "personality" in the categories of experiences of consciousness, memory, feelings, sensations and perceptions. The study includes consideration of his views of Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study is maximum, since the research of I. P. Chetverikov philosophical heritage was practically not carried out in the scientific community. Keywords: Self-consciousness, consciousness, perception, human personality, changes, experiences, self-knowledge, knowledge, creativity, love References

1. Chetverikov I. O God, as personal being. - Kiev: N.A. Girit's

printing house, 1903. - 347 pages.

2. Chetverikov I. P., the Doctrine about personal God in terms of

ethical value.//Works of the Kiev Spiritual Academy. No. 5. 1905. - Page 147-158.

3. Chetverikov I. P., Critical individualism in the Russian philosophy.//Works of the Kiev Spiritual Academy. No. 9. 1905. - Page 120-132.

4. Chetverikov I. P., Method of philosophy of the Frieze and its new

school.//Works of the Kiev academy. - No. 2. 1908. - Page 224236, No. 3. 1908. - Page 422-462, No. 4. 1908. - Page 553-565.

5. Chetverikov I. P., the Course of lectures on stories of psychology (manuscript) of professor Ivan Pimenovich Chetverikov, written down in 1910-1911 in the Kiev Spiritual Academy by his pupils. - Kiev. 1911. - 420 pages.

6. Chetverikov I. P., Abstract of lectures on psychology.//Report on

general education courses of the Poltava provincial zemstvo. -Poltava: Bureau of the Poltava Provincial zemstvo, 1913. -Page 50-83.

7. Chetverikov I. P., love Psychology.//Christian thought. - Kiev, 4.

1916. - Page 48-53.

8. Chetverikov I. P., Church (termination).//The messenger (Body

of RSHD in Germany). Munich, 1949. No. 2. - Page 8-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.