Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ'

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
561
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ / ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ / СМЕРТЬ МОЗГА / ФИЛОСОФИЯ / ДУША / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

2. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 с дополнениями от 24 мая 2000 года) // Цит. по: Шамов И.А. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 2006. С. 207.

3. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине, Овьедо, 4 апреля 1997 г.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ

Ищенко И. О., Оппедизано М. Д.Л.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Ильичёв П.И. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Контактная информация: Ищенко Илья Олегович — студент 2 курса лечебного факультета.

E-mail: ilyshaishchenko.2000@gmail.com

Ключевые слова: биологическая смерть, изъятие органов и тканей, смерть мозга, философия, душа, целостность, идентичность, трансплантология.

Актуальность: На сегодняшний день проблема трансплантации органов и тканей стоит не только перед медициной, но и перед философией, поскольку до сих пор остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с коммерциализацией, констатацией смерти человека и регулированием процесса эксплантации. Для их решения необходим многосторонний подход, основанный на понимании понятия смерти и трансплантата как человеческой составляющей [2].

Цель исследования: Определить проблематику философского подхода к констатации смерти донора по концепции смерти мозга и дать оценку мировоззрению людей, готовых прижизненно пожертвовать свои органы и ткани нуждающимся в них больным.

Материалы и методы: Был проведён анализ научно-исследовательской литературы, посвя-щённой данной проблематике.

Результаты: Сегодня трансплантология достигла высочайшего уровня развития, но с точки зрения взаимосвязи философии и медицины остаётся ряд важных проблем, требующих своего решения [3]. Для философов, размышляющих на эту тему, значение имеет проблема целостности и идентичности человека, поскольку при каждой проводимой операции необходимо учитывать моральный и социокультурный критерии общества. Последний может отличаться в зависимости от государства, где проводится подобная процедура. Наряду с этим важную роль в этом вопросе занимает концепция «смерти мозга», находящаяся на стыке клинического и философского понимания при изъятии органа у донора [1, 2]. С клинической точки зрения, смерть мозга — гибель всего мозга, включая его ствол с необратимым бессознательным состоянием. однако философский подход к данной проблеме заключается в осознании отсутствия души у умершего донора, на что, в первую очередь, показывает гибель отделов мозга, ответственных за сознание, мышление — за сохранность человека как личности [3]. Помимо этого, важно отметить, что преодоление дефицита донорских органов и тканей связано с рядом вопросов: насколько можно расширять критерии смерти человека, чтоб донор не воспринимался, как «склад» запасных органов для пациента? Что собой представляет отделённый от донора орган с философской точки зрения после пересадки реципиенту?

Выводы: Человек, по определению философии, — общественное существо, обладающее разумом и сознанием. Целостность и единство человека определяются наличием как духовных, так и физических составляющих [2]. Трансплантация органов — процесс, заставляющий задуматься о понятии целостности человека и его смерти. Эти вопросы остаются до сих пор нерешёнными. Главная задача философии в области трансплантологии — поиск такого решения, при котором спасение жизни одних пациентов не будет вступать в противоречие с правами на жизнь других людей.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 199

Литература

1. Багненко С. Ф., Мойсюк Я.Г., Скворцов А.Е., Резник О.Н. Реабилитация донорских органов: направление в консервации или новая парадигма трансплантологии? //Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2009. С. 17-29.

2. Шкомова Е.М. Философские проблемы современной трансплантологии //Вестник Московского университета. 2013. С. 96-105.

3. Шумаков В.И. Трансплантология. М.: Медицинское информационное агентство,2006. С. 92-96.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИЛОСЕРДИЯ

Кирюшина М. Ю.

Научный руководитель: доцент, к.ф.н. Раевская Н.Ю.

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кирюшина Мария Юрьевна — студентка 2курса Педиатрического факультета. E-mail:

my.kirushina@yandex.ru

Ключевые слова: милосердие, экзистенциализм, экзистенциальная психотерапия, личность.

Актуальность: Трудно переоценить значение милосердия для нашего общества: оно значимо не только для того, на кого милосердие направлено, но и для того кто его осуществляет. В современной научной литературе существует множество работ, посвященных общественной ценности милосердия, но вопрос об экзистенциальном смысле милосердия практически не поднимается.

Цель исследования: выяснить, в чем состоит значение милосердия для той личности, которая совершает милосердный поступок.

Материалы и методы: Был проведен анализ философских и научных источников. Материалом послужили работы Г. Марселя, Н. Бердяева, И. Ялома, Е. Рязанцевой и др. [1, 2, 3]

Результаты: Вопрос о значении милосердия для той личности, которая его осуществляет, с давних времен ставился и раскрывался в рамках различных религиозных учений. С точки зрения христианства, каждый милосердный поступок возвышает человека, приближая его к Богу и делая подобным ему. В буддизме считается, что человек может избавиться от страданий и достичь нирваны тогда, когда, преодолевая собственный эгоизм, он сострадает и помогает другим. В современной философской мысли эта тема получила свое развитие в рамках религиозного экзистенциализма. Так, Г. Марсель считал, что милосердие можно рассматривать как самоотдачу, «как дар, который вовсе не обедняет», а напротив, обогащает дарящего. Оно позволяет человеку «быть чем то», а не «иметь что-то». Милосердие — это то, что характеризует и поддерживает экзистенцию, подлинное человеческое бытие. Н.А. Бердяев видел в милосердии один из способов самосовершенствования человеческой личности и восхождения к Богу. Милосердие для него — один из творческих актов: «всякий акт любви есть творческий акт». Творческий акт при этом означает трансцендирование, выход за замкнутые пределы самого себя, возвышение над собой, приближающее человека к Творцу. Представления экзистенциальной философии нашли свое практическое воплощение в рамках экзистенциальной психотерапии. Классик этого направления И.Ялом писал, что пациенты, испытывающие глубокое ощущение смысла своей жизни, живут более полно и способны справиться со многими психологическими проблемами самостоятельно. При этом может быть «несколько родов смысла», помогающего жить, но наиболее важным с его точки зрения, являются альтруизм и милосердие. Эти представления нашли свое подтверждение в исследовании Е.Ю. Рязанцевой, включавшем 325 человек, остро переживающих кризисные ситуации, и показавшем, что люди, которые придерживаются подхода «дарить себя другим» способны избавиться от собственных психологических проблем гораздо проще и быстрее остальных.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.