Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИЛОСЕРДИЯ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИЛОСЕРДИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ЛИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИЛОСЕРДИЯ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 199

Литература

1. Багненко С. Ф., Мойсюк Я.Г., Скворцов А.Е., Резник О.Н. Реабилитация донорских органов: направление в консервации или новая парадигма трансплантологии? //Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2009. С. 17-29.

2. Шкомова Е.М. Философские проблемы современной трансплантологии //Вестник Московского университета. 2013. С. 96-105.

3. Шумаков В.И. Трансплантология. М.: Медицинское информационное агентство,2006. С. 92-96.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИЛОСЕРДИЯ

Кирюшина М. Ю.

Научный руководитель: доцент, к.ф.н. Раевская Н.Ю.

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Кирюшина Мария Юрьевна — студентка 2курса Педиатрического факультета. E-mail:

my.kirushina@yandex.ru

Ключевые слова: милосердие, экзистенциализм, экзистенциальная психотерапия, личность.

Актуальность: Трудно переоценить значение милосердия для нашего общества: оно значимо не только для того, на кого милосердие направлено, но и для того кто его осуществляет. В современной научной литературе существует множество работ, посвященных общественной ценности милосердия, но вопрос об экзистенциальном смысле милосердия практически не поднимается.

Цель исследования: выяснить, в чем состоит значение милосердия для той личности, которая совершает милосердный поступок.

Материалы и методы: Был проведен анализ философских и научных источников. Материалом послужили работы Г. Марселя, Н. Бердяева, И. Ялома, Е. Рязанцевой и др. [1, 2, 3]

Результаты: Вопрос о значении милосердия для той личности, которая его осуществляет, с давних времен ставился и раскрывался в рамках различных религиозных учений. С точки зрения христианства, каждый милосердный поступок возвышает человека, приближая его к Богу и делая подобным ему. В буддизме считается, что человек может избавиться от страданий и достичь нирваны тогда, когда, преодолевая собственный эгоизм, он сострадает и помогает другим. В современной философской мысли эта тема получила свое развитие в рамках религиозного экзистенциализма. Так, Г. Марсель считал, что милосердие можно рассматривать как самоотдачу, «как дар, который вовсе не обедняет», а напротив, обогащает дарящего. Оно позволяет человеку «быть чем то», а не «иметь что-то». Милосердие — это то, что характеризует и поддерживает экзистенцию, подлинное человеческое бытие. Н.А. Бердяев видел в милосердии один из способов самосовершенствования человеческой личности и восхождения к Богу. Милосердие для него — один из творческих актов: «всякий акт любви есть творческий акт». Творческий акт при этом означает трансцендирование, выход за замкнутые пределы самого себя, возвышение над собой, приближающее человека к Творцу. Представления экзистенциальной философии нашли свое практическое воплощение в рамках экзистенциальной психотерапии. Классик этого направления И.Ялом писал, что пациенты, испытывающие глубокое ощущение смысла своей жизни, живут более полно и способны справиться со многими психологическими проблемами самостоятельно. При этом может быть «несколько родов смысла», помогающего жить, но наиболее важным с его точки зрения, являются альтруизм и милосердие. Эти представления нашли свое подтверждение в исследовании Е.Ю. Рязанцевой, включавшем 325 человек, остро переживающих кризисные ситуации, и показавшем, что люди, которые придерживаются подхода «дарить себя другим» способны избавиться от собственных психологических проблем гораздо проще и быстрее остальных.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Выводы: Милосердие является одним из путей самосовершенствования человеческой личности, позволяет человеку реализовывать свою сущность путем выхода за свои собственные пределы. Человек, совершающий акт милосердия, ничего не теряет, а напротив, приобретает внутреннюю силу, способную поддержать его самого в трудных жизненных ситуациях. Литература

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: «Республика», 1993. 383 с.

2. Рязанцева Е. Ю. Милосердие как экзистенциальный ресурс //Вестник Одесского национального университета. Серия Психология . 2010. Т. 15. Вып. 11. Ч. 2. С. 111-119.

3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Класс», 2004. 576 с.

М.к. керимов: ветеран войны, врач и писатель

Ковалевская Л. И.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Ковалевская Лиана Ирековна — студент 1 курса Педиатрического факультета. E-mail: liana-kovalevskaja@rambler.ru

Ключевые слова: история медицины Дагестана, М.К. Керимов.

Актуальность: Необходимо «разбудить» историческую память молодого поколения, показать на примере, что в переломные, судьбоносные для страны годы, человек может достичь непостижимых высот, несмотря ни на какие препятствия.

Цель работы. Изучить жизненный путь доктора медицинских наук, врача-педиатра, участника Великой Отечественной войны Магомеда Касимовича Керимова, познакомиться с его трудами и показать значение его деятельности.

Материалы и методы: изучение архивных материалов, семейных альбомов, газетных публикаций, научных и литературных трудов, а также автобиографии М.К. Керимова. [1]

Результаты: Биография М. К. Керимова была разбита на четыре блока для подробного анализа. Первый блок «Война и мир» основывался на автобиографии. Он включал в себя такие главы, как «Детство», «Школа жизни», «Первые шаги», «Педиатрия». Изучив их, я поняла, как Магомед Касимович стал врачом. Второй блок посвящён многолетней врачебной работе. Почти 50 лет он трудился в детской городской поликлинике г. Буйнакска. Прослежен вклад М.К. Керимова в развитие и становление городской медицины. Третий блок посвящен научной деятельности. Им были написаны диссертационная работа «Закономерности роста и развития детей и подростков в горной местности», более 10 научных книг и статей. [2] Им было написано диссертационная работа «Закономерности роста и развития детей и подростков в горной местности», более 10 научных книг и статей, одна из которых монография «Антропология и некоторые аспекты медицины». В ней большое внимание уделено изучению физического развития детей и подростков в условиях высокогорья и среднегорья Дагестана. Несмотря на большое желание передать свой богатый опыт студентам, руководители Дагестанского медицинского института упорно не давали ему возможность преподавать и продолжать на его базе научную деятельность. Четвертый блок повествует о творческой литературной деятельности Магомеда Касимовича, его повестях и рассказах. Первые его произведения появились в печати в 1992 году. С тех пор из-под его пера вышло много рассказов, повестей и романов, изданных на русском языке, таких как: «Жизнь, отданная детям», «Четки жизни», «Повести и рассказы», «Две дороги, две жизни», «Где-то в Дагестане», «Пройденные годы» и «Магинора». Им написаны так же пьесы: «Час беды», «Драгоценное ожерелье». [3]

Выводы: Удалось проследить историю жизни ветерана войны, изучить вклад его работ в становление детской медицины Дагестана, а также литературную деятельность.

Литература

1. Керимов М.К. Жизнь отданная детям. М: Госкомиздат ДССР, 1992. 135 с.

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.