Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 201
2. Керимов М.К. Рост и развитие детей и подростков в горной местности. М: Дагкнигоиздат, 1989.180 с.
3. Керимова И.М. Война и мир доктора Керимова.
СПАСЕНИЕ БЕСПРИЗОРНЫХ И БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
Козич Э. В., Корбесова Н. Г., Кузнецова К. А.
Научный руководитель: к.и.н., доцент Лисенкова Л.Н. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Корбесова Нина Гивиевна — студентка 2 курса Педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: дети, блокада Ленинграда, безнадзорность и беспризорность.
Актуальность: опыт блокадного Ленинграда по спасению и защите детей-сирот ценен для противодействия и профилактики безнадзорности, беспризорности и социального сиротства в современной России.
Цели исследования: изучение принятых в условиях блокадного города мер по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, мероприятий по выявлению и изъятию с улиц детей, оставшихся без попечения родителей, распределению их по специализированным детским учреждениям, рассмотрение структуры и деятельности этих учреждений, выяснение трудностей, возникавших в борьбе с беспризорностью.
Материалы и методы: нормативно-правовые акты и документы, касающиеся положения детей, оставшихся без родителей в блокадном Ленинграде; справки городского статистического управления; материалы, опубликованные на страницах газеты «Ленинградская правда»; воспоминания и дневники жителей осажденного города.
Результаты: Условия блокады вызвали резкое увеличение численности детей-сирот. Масштаб и тяжесть проблемы были настолько велики, что 7 января 1942 г. Ленгорисполком принял постановление «О мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью», при исполкомах районных Советов были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей. Сотрудники милиции проводили систематический обход возможного пребывания беспризорных, задерживали всех детей, находившихся на улице после 21 часа, при отделениях милиции были открыты детские комнаты, после тщательной фильтрации задержанных детей, те из них, которые не имели родителей, направлялись в детские приемники-распределители (ДПР). Для поиска беспризорных детей подключили комсомол, работников детских учреждений и медработников, активы домохозяйств. В феврале 1942 г. ДПР были открыты в каждом районе Ленинграда, здесь дети проходили полную санитарную обработку и тщательный медицинский осмотр. Детей, оставшихся без родителей, старались устроить на воспитание в семьи (усыновление, патронирование, опека), если это было невозможно, дети до 3-х лет направлялись в дома малюток, от 4 до14 лет в детские дома (только в январе 1942 г. было открыто 23 новых детских дома), старше 14 лет направлялись в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Со дня открытия до конца 1942 г. через детприемники прошло 26250 детей [2]. Важной мерой спасения детей-сирот была масштабная эвакуация из блокадного города [1].
Выводы: Для спасения детей в блокадном городе были приняты чрезвычайные меры и создана слаженная система борьбы с безнадзорностью и беспризорностью, благодаря которым была спасена жизнь десяткам тысячам маленьких ленинградцев. Литература
1. Газиева Л.Л. Статистика эвакуированных из блокадного Ленинграда детей и подростков в документах органов государственной власти и управления //Отечественные архивы. 2013. № 3. С. 33-40.
2. Ленинград в осаде: Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, 1941-1944. СПб., 1995. С. 344-345.
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182