Органы внутренних дел в борьбе с детской
беспризорностью и безнадзорностью
в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945)
Емелин С.М.*
The analysis of children's homelessness and neglect in days of The Great Patriotic War is presented in this article. The basic directions of militia's activity in this sphere and it's regional aspects are also given here.
Высокий уровень несовершеннолетней преступности, который имел место в годы войны, был следствием роста детской беспризорности и безнадзорности. Одной из причин, порождающей беспризорность, явилось то обстоятельство, что в связи с массовой эвакуацией многие дети потеряли своих родителей. Этот контингент, поступающий в приемники-распределители, составлял не менее 25 % из общего числа. Не меньший процент составляло и количество осиротевших детей. Кроме того, тяжелые материально-бытовые условия военного времени толкали часть детей уходить от родителей и вести самостоятельный, бездомный образ жизни1.
За время войны, в связи с уходом большей части мужского населения в Армию, занятостью родителей на производстве, сокращением в ряде мест сети детских учреждений и прекращением обучения и культурного обслуживания детей, большое количество детей школьного и дошкольного возраста лишилось повседневного надзора со стороны родителей и педагогического персонала учебных заведений. Проводя значительное время на улицах, рынках, у зрелищных предприятий, они вели безнадзорный и беспризорный образ жизни.
Органы внутренних дел, памятуя об опыте Гражданской войны и послевоенной разрухи, в 1930-е гг. уделяли значительное внимание детям и подросткам, справедливо полагая, что вопрос профилактики детской беспризорности и безнадзорности является одним из самых важных в деле предупреждения и борьбы с преступностью. В годы Великой Отечественной войны эта проблема встала с новой остротой, поскольку детская беспри-
зорность и безнадзорность резко возросла, что повлекло за собой рост и детской преступности. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1942 г., увеличилось по сравнению с 1941 г. на 61 %, в 1943 г. - на 180,6 %, в 1944 г. - на 192,3 %2. В то же время, при ограничении законодательных мер, направленных на усиление уголовной ответственности несовершеннолетних, основной упор был сделан на воспитательную работу с детьми и подростками. Непосредственная работа с несовершеннолетними правонарушителями была возложена на соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Состояние детской беспризорности и безнадзорности в годы войны приняло особо серьезное значение и характеризуется следующими данными.
В январе 1941 г. удельный вес прибывших беспризорных и безнадзорных детей на Южном Урале составлял 5,56 % общесоюзного уровня и 8,81 % по отношению к РСФСР. В феврале эти показатели увеличились соответственно до 5,72 % и 9,49 %, в марте — до 6,25 % и 9,92 %. В апреле движение беспризорных несколько уменьшилось и составило 5,13 % от показателей по СССР и 8,85 % от РСФСР, в мае существенно увеличилось до 7,37 % и 12,36 %, в июне — до 7,61 % от показателей по СССР (данных по РСФСР нет), в июле — до 7,86 % от СССР, 26,63 % от союзных и автономных республик, и 11,15 % от РСФСР. В августе наблюдается некоторое снижение (6,82 % от СССР, 23,57 % от союзных и автономных республик и 9,61 % от РСФСР), и в сентябре — вновь увеличение до 8,66 % от СССР (других данные нет). Из проведенного анализа видно, что удельный вес движения беспризорных и безнадзорных
Начальник отдела кадров АЭБ МВД России, кандидат исторических наук, доцент.
Ю
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
детей на Южном Урале в 1941 г. колебался от 5,56 % до 8,66 % общесоюзного уровня. Рост и снижение данных показателей напрямую зависели от таких процессов, как эвакуация промышленных предприятий и оборудования в уральский регион, мобилизация населения на фронт и, следовательно, связанной с ними миграцией населения. Наибольшее число детей данной
категории среди регионов Южного Урала наблюдается в Башкирской АССР, что в немалой степени связано как с уже указанными причинами, так и с тем, что на территории республики были более благоприятные условия для размещения детей, что принималось во внимание при решении вопросов их распределения по регионам 5.
Таблица 1
Состояние детской беспризорности и безнадзорности в ^СР в годы Великой
Отечественной войны3
Годы Числится детских комнат милиции Числится беспризорных детей Изъято детей Привлечено к отв-ти родителей и замещающих лиц
всего в том числе
беспризорных безнадзорных
1942 * 212 705 377 223 124 367 252 856 *
1943 633 347 048 802 445 277 948 524 497 *
1944 1 058 596 121 1.173 6681 432 898 740 770 160.360
1945 * * 823 751 185 543 638 208 *
1 по другим данным, эта цифра составляет 802.3644. * данных нет
По изъятию детей работала вся постовая сеть наружных постов и участковые уполномоченные с их подсобными силами. В городах регулярно производились массовые операции по изъятию детей путем обходов рынков, базаров, скверов, садов, парков, привокзальных площадей, станций и пристаней, зрелищных предприятий и т. п. Выставлялись
специальные посты и пикеты из комсомольцев, бригадмильцев, педагогов и общественных инспекторов отделов народного образования. Проводилась специальная работа в домоуправлениях при помощи актива жильцов. Результаты проведенных мероприятий по изъятию беспризорных и безнадзорных детей приведены ниже.
Таблица 2
Работа по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью6
1941 г. 1942 г. 1943 г. 1 кв. 1944 г.
Задержано детей беспризорных 93 737 124 494 277 943 32 005
безнадзорных 218 350 255 028 524 497 146 974
ВСЕГО 312037 379 523 802 445 228 979
Необходимо отметить, что до 50 % задерживаемых безнадзорных детей составляли учащиеся школ. В г. Ленинграде учащиеся составляли 87 % от количества задержанных, в Свердловской обл. — 65 %, в Московской — 60 %, в городе Москве — 50 %7.
Органы внутренних дел регулярно информировали руководителей школ об изъятии с улиц учащихся. Однако, положение с дисциплиной среди учащихся продолжало оставаться неудовлетвори-
тельным, и количество изымаемых учащихся в течение всей войны непрерывно увеличивалось. Так, по РСФСР за первый квартал 1943 г. было задержано 20 300 учащихся школ, в первом квартале 1944 г. количество их возросло до 49 000 чел. Кроме того, среди изымаемых оказывается значительное количество детей и подростков, не охваченных учебой или работой. Только в г. Москве в 1942 г. выявлено около 10 000 детей, не охваченных учебой или работой. В Свердловской области
подворной проверкой, произведенной в 1943—44 учебном году, выявлено 21 000 детей, отсеянных из школ8.
Состояние работы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в Башкирской АССР представлено ниже.
С начала войны работе по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью был придан государственный статус. Постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», признана борьбу с этими явлениями «важнейшим государственным делом»9.
В 1943 г. газета «Правда» писала: «Несмотря на трудности военного времени, для детей нужно сделать все, что необходимо. Наша святая обязанность сохранить детей, золотой фонд нашей Родины, нашего будущего... Мы обязаны не только сохранить жизнь каждого ребенка, но и воспитать из них достойных своих отцов советских патриотов.»10.
В указании ГУМ НКВД СССР от 8 августа 1942 г. №29/ф/1373 отмечается рост детской беспризорности и безнадзорности. Директива НКВД СССР от 11.02.1942 г. № 50 обязывала органы милиции обеспечить выявление всех беспризорных и безнадзорных детей, направлять их в приемники-распределители НКВД, создать для этого справочно-адресные детские столы. Отмечается, что данная работа протекает беспланово, нет повседневного внимания со стороны рукоодителей органов милиции, наблюдение за детьми организовано плохо, обходы домовладений с целью выявления семейных и иных проблем проводятся нерегулярно, заградительная работа организована неудовлетворительно. Детские комнаты созданы не во всех городах, причем в большинстве из них на первый план ставится задача развлечения находящихся там детей. Зачастую дети находятся в данных учреждениях длительное время, с нарушением всех сроков содержания, соответствующими органами не предпринимаются эффективные усилия по поиску родителей, что противоречит инструкции (приказ НКВД СССР № 1208 от 31.12.1940 г.). Органы милиции, за которыми закреплено данное направление работы, часто выполняют несвойственные функции, общественность и комсомольские организации к практической работе практически не привлечены11.
Отмечая важность работы по ликвидации детской беспризорности и безна-
дзорности, а также роль органов внутренних дел в профилактике этого социального явления, НКВД СССР в своих директивных документах высказывал опасение, что беспризорные часто становятся объектом и жертвами физического и морального насилия, а также составляют питательную среду для их использования взрослыми преступниками. В связи с этим, перед органами внутренних дел стояла задача обеспечить планомерные эвакуационные мероприятий детских учреждений и отдельных детей, их устройство на новых местах пребывания, регистрацию пребывающих детей и поиск родителей. Особо стояла задача защиты детей от воздействия со стороны криминального элемента.
Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г., обязывало Совнаркомы союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся под личную ответственность их председателей обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших обоих родителей при переезде в другую местность12.
Из районов, которые находились под угрозой оккупации, дети и детские учреждения эвакуировались в глубокий тыл. Только за период со второй половины 1941 г. по начало 1942 г. было вывезено 976 детских домов с 167 223 воспитанни-
ками
13
Успешной работе органов милиции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью способствовали детские комнаты милиции, через которые проходили изъятые безнадзорные и беспризорные дети. До 1942 г. детские комнаты милиции имелись только в республиканских, краевых и областных центрах (по 1—2 комнаты в городе), да и то далеко не во всех. Общая численность по Союзу не превышала 150 комнат. На железнодорожных станциях и водных пристанях детских комнат милиции не было совсем 14. Безнадзорные и беспризорные дети доставлялись в дежурные комнаты отделений милиции, где они до направления в детские приемники-распределители НКВД или к родителям содержались вместе со взрослыми, в том числе задержанными и за совершение уголовных преступлений. Такое общение могло оказывать на несовершеннолетних, зачастую доставляемых за незначительные нарушения, нежелательное влияние. Кроме того, сама
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
обстановка в дежурных комнатах не всегда позволяла обстоятельно выяснять причины безнадзорности или беспризорности, да и сам состав дежурных не имел опыта работы с детьми. Все это осложняло изучение причин безнадзорности и принятие должных мер предупредительного характера. В связи с этим, а также учитывая значительный рост детской безнадзорности и беспризорности, Главное Управление милиции в 1942 г. предложило органам милиции поставить вопрос перед местными Советами депутатов трудящихся об организации детских комнат во всех наиболее крупных городах и выделении для этих целей соответствующих оборудованных помещений и специальных работников15.
Несмотря на то, что органы милиции в этом деле встретились с большими трудностями, в соответствии с новой директивой НКВД в 1942 г. были приняты и утверждены штаты детских комнат, а с 1944 г. они были переименованы в детские комнаты милиции. В них могли работать до двух сотрудников — инспектор и помощник инспектора. Принимали на работу лиц, не подлежащих призыву в армию, в основном женщин. В этот период идет создание новых детских комнат и увеличение штатов сотрудников во многих регионах Сибири, Урала, Поволжья, куда прибывали эвакуированные с временно оккупированных врагом территорий 16. Местные Советы депутатов трудящихся, признавая необходимость организации детских комнат, совершенно неудовлет-
ворительно представляли для этих целей помещения, в результате за 1942 г. было организовано всего 100 детских комнат, численность которых на 1 января 1943 г. была доведена до 25017.
В январе и июне 1942 г., вопрос о неудовлетворительном предоставлении помещений был поставлен в СНК РСФСР и СНК союзных республик, которые обязали местные Советы депутатов трудящихся представить под детские комнаты милиции оборудованные помещения, утвердили для них штатных работников и ассигновали средства на их содержание. В результате принятых мер в 1943 г. было вновь образовано 230 детских комнат, общая численность которых только по территориальным органам милиции возросла до 480. Кроме этого во втором полугодии 1943 г. было организовано 248 детских комнат милиции на железнодорожном и водном транспорте. Таким, образом по состоянию на 1 января 1944 г. 6ыло организовано 728 детских комнат. В июне месяце 1944 г. СНК СССР, по представлению Главного Управления милиции, принял решение об организации дополнительно 360 детских комнат (265 при территориальных и 95 при транспортных органах милиции), общая численность которых в 1944 г. должна быть доведена до 1 08818.
Через комнаты милиции проходил достаточно большой объем беспризорных и безнадзорных, о чем можно судить по примеру подобных учреждений в Башкирской АССР.
Таблица 3
Количество беспризорных и безнадзорных, прошедших через детские комнаты
милиции в Башкирской АССР19
Годы Всего В том числе
Беспризорных Безнадзорных
1944 3 353 2 224 1 129
1945 3 847 1 107 2 740
Детские комнаты по своему размещению и оборудованию, в большинстве отвечали предъявляемым к ним требованиям Однако в ряде городов и на железнодорожных станциях (Москва, Ташкент, Алма-Ата, Горький, Уфа, Киров, ст. Москва, Савеловский вокзал, ст. Александров Ярославской железной дороги, ст. Кусково Московско-Курской железной дороги) некоторые детские комнаты размеще-
ны в непригодных помещениях и недостаточно оборудованы20.
Во всех детских комнатах, в зависимости от объема работы, введено по 1—3 специальных штатных работника, которые, как показывали проведенные проверки, в основном справлялись с работой. Помимо оформления и направления задерживаемых детей, работники детских комнат осуществляли большую работу по
предупреждению детской безнадзорности, в том числе с родителями задерживаемых детей, детскимм учреждениями, а также общественностью, поддерживая постоянную связь со школами Наркомп-роса, ремесленными и железнодорожными училищами, школами ФЗО, домоуправлениями, квартальными комитетами, информируя их о задерживаемых детях и организовывая мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности. Главным Управлением милиции в 1944 г. разработана Инструкция по работе детских комнат, в которой на основе накопленного опыта четко определено их назначение и порядок работы21. К концу войны в стране при территориальных органах милиции насчитывалось уже более тысячи детских комнат. Только в 1942— 1943 гг. милицией с помощью общественности были задержаны около 300 тыс. беспризорных подростков22.
В целях социальной защиты детей и подростков создавались новые детские учреждения и учебные заведения. При исполкомах местных Советов были сформированы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. В их состав входили заместитель председателя исполкома, представители органов НКВД, народного образования, здравоохранения, а также профсоюзов и комсомольских организаций.
В крупных городах стали действовать детские приемники-распределители, в которые направлялись дети в возрасте до пятнадцати лет включительно. Дети находились в приемниках-распределителях не более двух недель. После чего, в случае невозможности возвращения их родителям, дети до четырнадцати лет направлялись через органы народного образования в соответствующие учреждения или определялись на патронирование. Детей же старше четырнадцати лет приемники-распределители НКВД СССР по разверстке Наркомпроссов союзных республик устраивали на работу в промышленность или сельское хозяйство. За годы войны было трудоустроено более 100 тыс. детей-сирот. Дети в возрасте до трех лет направлялись через местные органы здравоохранения или на патронат. Патронирование производилось добровольно и охватило около 350 тыс. детей23. Ежедневный приток беспризорных и безнадзорных детей в преемники-распределители НКВД Башкирской АССР в среднем ежедневно составлял 13 чел., и характерным являлось
то, что преобладали исключительно беспризорные дети24.
В 1945 г. приток беспризорных детей в преемники-распределители НКВД значительно сократился. Такое сокращение объясняется, прежде всего, тем, что в связи с окончанием войны улучшились материально-бытовые условия населения. С фронта вернулись родители, и многие дети вернулись домой. В 1945—1946 учебном году дети школьного возраста охвачены школьным обучением больше, чем в предыдущие годы. Кроме того, проведенные предупредительные мероприятия органов НКВД по изъятию беспризорных и безнадзорных детей, начиная со 2 половины 1944 г., обусловили снижение детской беспризорности, безнадзорности и преступности25.
Серьезной проблемой, решение которой было возложено на органы внутренних дел в годы войны, был розыск и установление местонахождения потерявшихся детей. В первый период войны (до мая 1943 г.) связь с родителями потеряли 190 тыс. детей26.
В связи с этим 23 января 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес специальное постановление об устройстве детей, оставшихся без родителей, и обязал НКВД СССР оказать помощь родителям и родственникам в розыске отставших от них детей. Во исполнение этого постановления при областных и краевых управлениях НКВД были созданы справочные адресные детские столы, а при Главном управлении милиции — Центральный справочный адресный детский стол, в картотеке которого сконцентрирован учет отставших от родителей детей по всему Союзу. О создании этих учреждений было объявлено в центральной печати и по радио. Кроме того, ряд статей о порядке розыска детей был опубликован в «Учительской газете» и «Комсомольской правде». Справочные адресные детские столы осуществляли регистрацию всех детей, находившихся в приемниках-распределителях, а также направленных ими на производство, в детские учреждения или определенные на патронат. Они оказали неоценимую помощь родителям и родственникам в розыске отставших от них детей. На 1 апреля 1944 г. Центральный справочный детский стол содержал 422 272 учетные карточки. Только за четыре месяца 1944 г. сюда поступило 9 458 запросов, по которым было найдено 3 013 детей27. По состоянию на 1 июня 1944 г.
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
всего поступило заявлений о розыске 41 107 детей, из которых разыскано 13 414 или 32,6 %28.
Указание ГУМ НКВД СССР от 6 августа 1942 г. №29/з/1353 было посвящено организации работы детских приемников НКВД, направленной на скорейшее установление местонахождения родителей или родственников детей, находящихся в детском приемнике (п. 21 инструкции, объявленной приказом НКВД СССР № 1208-1940 г., п.6 директивы НКВД СССР № 50-1942 г., пп. 3, 4 инструкции, объявленной приказом НКВД СССР № 079-1942 г.). Указание регламентировало четкое и немедленное выполнение запросов приемников НКВД СССР об установлении местонахождения родителей детей, находящихся в приемниках НКВД или детских учреждениях Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомсобеса. Приказ НКВД СССР от 10.03 1942 г. № 101 установил порядок направления подобных запросов в Центральное справочное бюро ГУМ НКВД СССР, расположенное в годы войны в г. Бугуруслан Чкаловской области29.
Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» создаются первые специализированные подразделения по делам несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНК-ВД краев и областей. Они именовались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством. Начальники этих отделений одновременно являлись заместителями начальников соответствующих отделов уголовного розыска. Этот факт подчеркивал особую важность работы по предупреждению правонарушений подростков и ее влияние на перспективы борьбы со всей преступностью в стране. Кроме того, в документах обращалось внимание на то, что успешная борьба уголовного розыска и детских комнат милиции с преступностью подростков будет эффективной только при взаимодействии всех служб милиции по предупреждению правонарушений30.
В соответствии с этим же постановлением в стране были созданы трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях. Возраст воспитанников колоний составлял
от 11 до 16 лет31. Уже к концу 1943 г. общее число мест в этих колониях достигло 50 тыс.
В июле 1944 г. было принято постановление СНК СССР «Об увеличении количества детей в детских трудовых воспитательных колониях НКВД СССР и о материальном обеспечении детских и трудовых воспитательных колоний», согласно которому дополнительно создавалось 25 колоний на 10 тыс. детей, в том числе в Горь-ковской, Куйбышевской, Кировской, Саратовской, Сталинградской и ряде других областей. О своевременности этих мер явно свидетельствуют факты. Так, в 1942 г. милиция изъяла с улиц, рынков, при массовых облавах и обходах около 379 тыс. беспризорных и безнадзорных детей, в 1943 г. — более 802 тыс. (соответственно 277 948 и 524 497), в 1944 г. - более 1173 тыс. (432 898 и 740 770) чел.32
Недостаточная работа в плане профилактики детской беспризорности и безнадзорности велась со стороны общественных организаций, а также органов Наркомпроса. Руководители промышленных предприятий и сельского хозяйства, несмотря на решения партийных и советских органов, к трудоустройству беспризорных и безнадзорных детей во вверенных им предприятиях относились с крайним нежеланием и не создавали нормальных бытовых условий устроенным подросткам 33.
Наличие значительного количества беспризорных и безнадзорных детей объясняется еще и тем, что не все дети были охвачены школьным обучением. Невыполнение плана охвата детей всевобучем явилось одной из причин увеличения детской беспризорности и безнадзорности. Больший же охват детей школами в 19451946 учебном году снизил число беспризорных и безнадзорных34.
Если в 1944-45 учебном году выпуск учащихся школ был на 10,3 % ниже запланированного, а процент отсева школьников в течение года составил 12,2 %, то в 1945-46 учебном году выпуск превысил плановые показатели на 0,62 %, причем процент отсева снизился до 2,0 %.
Государство уделяло большое внимание устройству детей и подростков в трудовые и учебные заведения. Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве подростков старше четырнадцати лет -воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей», принятое в 1943 г., обя-
зывало НКВД СССР и Наркомпрос РСФСР направить летом 1943 г. в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО 36 тыс. воспитанников де-
тских домов и детей, оставшихся без родителей, и 5 400 воспитанников трудовых колоний НКВД СССР старше 14-летнего возраста36.
Таблица 4
Охват детей системой всевобуча в Башкирской АССР35
Классы 1944—1945 учебный год 1945—1946 учебный год
План Выпуск Отсев План Выпуск Отсев
1—4 378 330 341 000 40 000 345 057 369 504 7 759
5—6 124 655 113 600 14 800 113 623 109 792 1 865
8—10 26 578 20 300 3 000 27 873 19 359 406
Всего 529 563 474 900 57 800 495 553 498 655 10 030
Постановление СНК СССР от 6 июля 1944 г. было посвящено вопросам обеспечения детей в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР жилыми помещениями и производственными площадями, материальному оснащению детских приемников-распределителей и трудовых воспитательных колоний. Согласно данному документу, НКВД СССР получил разрешение организовать дополнительные детские трудовые воспитательные колонии. Соответствующие наркоматы должны были обеспечить вновь открывающиеся детские учреждения всем необходимым для нормальной жизни и учебы их воспитанников37.
Со стороны государства, несмотря на большие сложности, оказывалась значительная финансовая поддержка организации данной работы. Десятая сессия Верховного Совета СССР первого созыва ассигновала из государственного бюджета на 1944 г. 6 млрд 600 млн рублей на содержание детских садов, детских домов, ремесленных училищ и школ ФЗО38.
Значительная роль в организации обслуживания, помощи и заботы об эвакуированных детях принадлежала партийным, профсоюзным, и, особенно, комсомольским организациям республик и областей. Практически повсеместно были образованы специальные фонды помощи детям, открыты текущие счета, на которые перечислялись все заработанные во время воскресников или собранные комсомольцами средства. Всего за военный период в фонд помощи детям от комсомольских организаций и несоюзной молодежи страны поступило 308 млн рублей39. За счет этих средств обкомами, крайкомами и ЦК комсомола республик было создано 126 детских домов, на них
содержались сотни оздоровительных детских площадок. На 1 января 1945 г. в СССР насчитывалось 14 комсомольских здравниц, существовавших на средства комсомола. Ежегодно в них отдыхало около 12 тыс. больных и физически ослабленных детей40.
Работа по бытовому устройству, повышению производственной квалификации и политическому воспитанию безнадзорных детей и подростков находилась под постоянным контролем со стороны ЦК ВЛКСМ и велась при активном содействии органов и подразделений внутренних дел, наркомата просвещения, здравоохранения, Главного управления трудовых резервов, которыми проводилась большая работа и принимались практические меры к ликвидации безнадзорности, предупреждению беспризорности, а также по профилактике преступности среди детей и подростков.
В то же время, наряду с достигнутыми положительными результатами в данном направлении, в работе подразделений НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, согласно имеющимся архивным данным, проявлялись следующие недостатки. Во-первых, это недостаточная связь с учебными заведениями и общественными организациями; во-вторых, слабая организация трудоустройства воспитанников детских приемников-распределителей в промышленность; в-третьих, недостаточная роль производственного обучения и капитального строительства по улучшению жи-лищно-бытовых условий и по выполнению производственных программ41.
Таким образом, в годы войны органами внутренних дел проводилась целенаправленная и активная работа по борьбе с
2 Ф d
я *
< s
I I-
о
Ф CQ
несовершеннолетней преступностью, детской безнадзорностью и беспризорностью. Во взаимодействии с государственными органами, партийными и общественными организациями, хозяйственными и иными предприятиями был принят комплекс мер по выявлению, задержанию, устройству беспризорных и безнадзорных детей. Большое внимание уделялось ограждению детей от уголовно-преступного эле-
мента и созданию необходимых условий для нормальной жизни и учебы. Благодаря проведенной работе десятки тысяч молодых граждан были оторваны от преступной среды, что позволило решить одну из основных задач, стоящих в условиях войны -разрушить питательную почву преступности среди несовершеннолетних, не дать ей разрастись и, тем самым, превратиться в серьезную угрозу безопасности страны.
ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
Литература и примечания
1. ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.5.
2. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5с. Д. 204. Л. 25, 25об.
3. Сост. по: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 1. Д. 3. Л. 49, 50; Оп. 3с. Д. 23а. Л. 55-57; Д. 32а. Л. 61; Д. 49. Л. 89, 94.
4. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5с. Д. 211. Л. 35.
5. ГАРФ. Ф. 9412. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-82.
6. Сост. по: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 90.
7. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 90.
8. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 91.
9. ГАРФ. Ф.9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 42.
10. Правда. 1943. 16 июля.
11. ГАРФ. Ф.9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 42-46.
12. СП СССР. 1942. №75.
13. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 266.
14. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.170.
15. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.171.
16. И за детство мы бой ведем: сборник статей, очерков об опыте работы с трудными подростками, патриотическом воспитании детей и молодежи. М.: МВД России, 2006. С. 27-28.
17. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.171.
18. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.172.
19. Сост. по: ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.10
20. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.172.
21. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.173.
22. Органы и войска МВД России. С. 266.
23. Синицын A.M. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. № 6. С. 29.
24. ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.4.
25. ГАРФ. Ф. 9412. Оп. 1. Д. 28. С.6.
26. Заднепровская Л.Д. Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны // Вместе с армией и народом: сборник о советской милиции: к 25-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Волгоград: Высшая следственная школа. 1970. С. 68.
27. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 3. Д. 1409. Л. 80.
28. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. С.93.
29. ГАРФ. Ф.9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 18.
30. И за детство мы бой ведем. С. 28.
31. СП СССР 1943. № 659.
32. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1409. Л. 80.
33. ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.7.
34. ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.7-8.
35. ГАРФ. Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С. 8.
36. СП СССР 1943. №125.
37. СП СССР. 1944. № 827.
38. Тадевосян B.C. Правовая охрана детей в условиях Отечественной войны // Социалистическая законность. 1944. № 1. С. 24-30.
39. Заднепровская Л.Д. Указ.соч. С. 74.
40. Синицын А.М. Указ.соч. С. 29.
41. ГАРФ Ф. 9412 О. 1 Д. 28. С.41-43.