Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ХУДОЖНИКА'

ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / КАРТИНА / КОМПОЗИЦИЯ / АВАНГАРД / КОЛОРИТ / ЦВЕТ / ХОЛСТ / СИМВОЛ / ТВОРЧЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каланов Аслиддин Джураевич

В статье речь идёт о творчестве современного узбекского художника Файзуллы Ахмадалиева. В начале 90-х годов в творчестве Ф. Ахмадалиева появились оригинальные авангардные картины в тёмно-красно-коричневом колорите, с грамотными пластическими и композиционными решениями. В конце 90-х годов на различных выставках картины художника привлекли интерес и внимание специалистов и поклонников живописи. Рассматривая произведения Ф. Ахмадалиева, можно понять, что автор обладает широким кругозором, прекрасно знает восточную поэзию и философию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL THOUGHTS OF THE ARTIST

The article deals with the work of the modern Uzbek artist Fayzulla Akhmadaliev. At the beginning of the 90s, original avant-garde paintings in dark red-brown colors, with competent plastic and compositional solutions, appeared in the work of F. Akhmadaliev. At the end of the 90s, at various exhibitions, the artist's paintings attracted the interest and attention of specialists and art lovers. Considering the works of F. Akhmadaliev, one can understand that the author has a broad outlook, knows oriental poetry and philosophy very well.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ХУДОЖНИКА»

как и народные песни, будут заставлять трепетать сердца людей и закрепятся в народной памяти.

Список литературы /References

1. Мусакулов Аскар. Узбекская народная лирика. Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2010.

2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. М., 1958.

ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ ХУДОЖНИКА Каланов А.Д. Email: Kalanov17158@scientifictext.ru

Каланов Аслиддин Джураевич - член творческого объединения Академии художеств

Узбекистана, профессор, кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идёт о творчестве современного узбекского художника Файзуллы Ахмадалиева. В начале 9 -х годов в творчестве Ф. Ахмадалиева появились оригинальные авангардные картины в тёмно-красно-коричневом колорите, с грамотными пластическими и композиционными решениями. В конце 9 -х годов на различных выставках картины художника привлекли интерес и внимание специалистов и поклонников живописи. Рассматривая произведения Ф. Ахмадалиева, можно понять, что автор обладает широким кругозором, прекрасно знает восточную поэзию и философию.

Ключевые слова: живопись, изображение, картина, композиция, авангард, колорит, цвет, холст, символ, творчество, философия.

THE PHILOSOPHICAL THOUGHTS OF THE ARTIST

Kalanov A.D.

Kalanov Asliddin Dzhurayevich - Member of the creative association of the Academy of Arts of

Uzbekistan, Professor, DEPARTMENT OF BOOK GRAPHICS AND MINIATURES, NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN KAMOLIDDIN BEHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the work of the modern Uzbek artist Fayzulla Akhmadaliev. At the beginning of the 90s, original avant-garde paintings in dark red-brown colors, with competent plastic and compositional solutions, appeared in the work of F. Akhmadaliev. At the end of the 90s, at various exhibitions, the artist's paintings attracted the interest and attention of specialists and art lovers. Considering the works of F. Akhmadaliev, one can understand that the author has a broad outlook, knows oriental poetry and philosophy very well. Keywords: painting, image, painting, composition, avant-garde, color, color, canvas, symbol, creativity, philosophy.

УДК 5. 1

Талантливый художник, ведущий представитель современного изобразительного искусства, академик Академии художеств Узбекистана Файзулла Ахмадалиев родился в 1950 году в селе Сайрам Чимкентской области Казахстана. Профессиональное художественное образование получил в Ташкенте, окончив 1984 году отделение

станковой живописи театрально-художественного института, в мастерской заслуженного деятеля Узбекистана М.А. Саидова, дальнейший творческий опыт набрал, будучи аспирантом в Творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством народного художника Узбекистана Р.А. Ахмедова.

После многолетних трудных, упорных но приятных поисков в творчестве Файзулла Ахмадалиев достиг звания Художник с большой буквы. Его ранние картины выставлялись в середине 80-х годов прошлого века. Хотя начало творчества Ф. Ахмадалиева было в реалистическом направлении, но оно было своеобразно, в этом можно убедиться, изучая его картины тех времён, посвященных простым жизненным мотивам, семейным, личным событиям «Портрет Фарруха» (1984), «Весна» (1985), «Дом для Адылхана» (1986).

90-е года ХХ века требовали от нового поколения художников Узбекистана новейших подходов и решений в изобразительном искусстве. В начале 90-годов в творчестве Ф.Ахмадалиева появились оригинальные авангардные картины в тёмнокрасно-коричневом колорите, с грамотными пластическими и композиционными решениями. К этому времени Ф.Ахмадалиев создал такие картины, как «Страница», приобретенными Дирекцией художественных выставок Узбекистана, «Волчица», «Две пери», «Мелодия», «Дервиши» (все произведения приобретены Государственным музеем искусств Узбекистана), чуть позже, в конце 90-х годов появились в творчестве художника «Принц и принцесса», «Пробуждение», «Весна», «Женщины Востока», «Бибиханум и Шахрух» (все картины хранятся в коллекции галереи Национального банка Узбекистана). Его имя стало широко известно среди специалистов и поклонников искусства.

Анализируя картины «Принц и принцесса», «Пробуждение», «Весна» и «Мелодия», можно заметить, что они очень близки по цвету, колориту и по смыслу, если обратить внимание, автор свой замысел поместил на одном полотне и этим он не удовлетворился и продолжил идею в других работах. На картине «Принц и принцесса» молодая пара прогуливается на коне лунной ночью. Художник мастерски и убедительно стилизует фигуры юноши и коня, строение композиции, подбор пятен сложных цветов свидетельствуют о высоком уровне мастерства автора. В картине «Пробуждение» строение композиции ритмично и снова художник грамотно решает задачи стилизации стены и плюс к этому он добавляет динамику и ритм. Картина написана в основном в трёх цветах, так они тонально отличаются. Автор достиг задуманного через локальность решения. Только после этого зритель обращает взгляд к еле заметным образам людей и старается понять мысли художника.

Рассматривая произведения Ф. Ахмадалиева можно понять, что художник очень много читает, хорошо освоил восточную поэзию и мудрую философию. В этом можно убедиться, глядя на картину «Дервиши», в которой на серебристом светлом фоне глиняной стены (дувале) ритмично, темными силуэтами изображены фигуры дервишей. По центру композиции между стеной и силуэтами фигур, движущиеся фигуры дервишей написаны широкими мазками белых цветов. Художник старается передать образы, мимику и психологию людей через линии тепло-холодных красок, наложив слои мелких мазков на световые части лица, а теневую часть пишет тонким слоем лессировки. И на этой картине, как и на других, характерная черта манеры стилизации фигур людей и растений. Тёмная пятно окна на стене и остальное детали нарисованных орнаментов зигзагом объединяют целую композицию. Художник профессионально справился со своим оригинальном подходом к исполнению.

Архитектурные сооружения, как, например, в композициях «Дервиш с чашей», «Жизнь дервиша», не воспринимаются однозначно. В них особой символической функцией наделен охристый колорит: то это цвет стены - символ непознаваемых сущностей, то цвет подвижной субстанции, объединяющий сложное сочетание фигур, линий, цветов. Не сюжетные связи, а переходы, некие «зазоры» и намеки смыслов, живописные «пустоты» - сквозь них словно проникают мысли и чувства, которые

переживает и передает художник. Образы в этих картинах - словно знаки некого духовного знания, уводящего к иррациональному, мистическому, особенно как в таинственной работе «Дервиш с чашей». В этих работах, на первый взгляд, далеких от реальности, представленный мир хрупок и неустойчив, словно наделен качествами современности - порой непонятной и хаотичной.

В произведениях Ф. Ахмадалиева 2010-2019 годов можно заметить усиленное внимание к разнообразию колорита, происходящее от увлечения художника не только традицинной узбекской вышивкой, но и экспериментами с техническими возможностями пигментов, с каллиграфией, введением лоскутной техники «курак» и аппликаций из узбекского атласа в текстуру холта. Сама его материя, негрунтованная, подчеркнуто натуральная, грубая в этих работах также становится важным эстетическим и смысловым компонентом. Новые черты стиля художника можно видеть и в картинах «Хивинский дворик», «Бухарцы», а также «Девушки из Хумсана», «Накшбандий», «Этот мир». Парадоксально, что, несмотря на цветность, даже «пестроту» этого яркого и такого узнаваемого декоративного традиционного мира в картинах Ф. Ахмадалиева нет никаких очевидностей. Зрителю необходимо самому «осваивать» эти пространства, проникая в их эмоциональные и содержательные поля, где между видимым и неким скрытым смыслом рождается особая аура созерцания. Иногда живописные формы в его картинах словно исчезают во все проникающей охристой «мгле» или иррациональной цветистой радуге -метафоре памяти, видения.

Рис. 1. Ф. Ахмадалиев. «Фрагменты древней Бухары». х., масло. 2 11 г.

Например, в картине «Фрагменты древней Бухары» это «память» словно материализуется во фрагменты старых фотографий, включенных художником в композицию. Их конкретная изобразительная форма вносит новые и неожиданные акценты в восприятие. В произведениях образы словно погружены в «воспоминания» или таинство предчувствия, поэтому смысл, аура полотен Ф.Ахмадалиева выходят далеко за пределы изображаемого. Эта духовная просветленность - самая привлекательная сторона искусства художника, хотя путь к её достижению лежит так же и в плоскости профессиональных экспериментов [1, с. 11]

С годами он начал непросто писать красками, - а проявлял зернь холста картины, его текстуры, пигментов цвета, чтобы холст «дышал», нес новую смысловую нагрузку. Содержанием искусства могут стать некий трансцендентный смысл и присущая восточной ментальности метафизическая созерцательность, значимость который в современной культурной ситуации возрастает, обретая вполне современное философское наполнение.

В заключение короткого анализа творчества Ф. Ахмадалиева в итогом выводе можно сказать, что он большой мастер современного изобразительного искусства Узбекистана. В его произведениях можно увидеть и решение композиции, и ритм, и цветовой колорит и поэзию и философию а главное, отражение характерного национального узбекского бытия.

В настоящее время Файзулла Ахмадалиев — профессор Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, академик Академии художеств Узбекистана, награждён орденом «Дустлик», полон творческих сил и параллельно преподаёт молодым художникам.

Список литературы / References

1. Ахмедова Нигора. // Файзулла Ахмадалиев. Изд. «ГАЛАРТ». Москва, 2016. стр. 11.

2. Норматов Н. // Сабр дарахтида очилган гуллар.// Цветы, распустившиеся на древе терпения. Изд. Санъат. № 4, 2014. Стр. 25-28.

3. Рибар И. // Другая реальность. Газета "Правда Востока". 1 марта 2013 г. № 42. Стр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.