Научная статья на тему 'Творчество женщин-художников, создавших женские образы в изобразительном искусстве Узбекистана'

Творчество женщин-художников, создавших женские образы в изобразительном искусстве Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
410
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ПОРТРЕТ / ХУДОЖНИК / ЭТЮД / ИМПРЕССИОНИЗМ / ЛЕГЕНДА / КОЛОРИТ / КОМПОЗИЦИЯ / СИМВОЛ / ФИЛОСОФИЯ / СУФИЗМ / WOMAN / PORTRAIT / ARTIST / SKETCH / IMPRESSIONISM / LEGEND / COLOUR / COMPOSITION / SYMBOL / PHILOSOPHY / SUFISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аскарова Зилолахон Абдумавляновна

Данная статья посвящена интерпретации образа женщин в творчестве женщин-художников, создававших и создающих в современном изобразительном искусстве Узбекистана. Роль женщин в обществе, их трудолюбие, характер, преданность и многие другие положительные качества нашли свое отражение в их произведениях. Под впечатлениями Восточной поэзии и истории художницы создали мысленные портреты. В созданных ими произведениях отражено изображение их собственного образа. На сегодняшний день своим умом, знаниями и талантом, трудолюбием и упорством управляя важными сферами жизни, женщины эффективно справляются с этими сложными задачами будь то ведение домашнего хозяйства, государственное и общественное управление, медицина, воспитание и образование, развитие культуры, науки, фермерское движение и малый бизнес-предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF WOMEN ARTISTS CREATED FEMALE IMAGES IN THE FINE ARTS OF UZBEKISTAN

This article is devoted to the interpretation of the image of women in the works of women artists who created and are creating in the modern fine arts of Uzbekistan. The role of women in society, their hard work, character, dedication and many other positive qualities are reflected in their works. The artist created mental portraits under the impressions of eastern poetry and history. The works they created reflect the image of their own image. Today, with their intelligence, knowledge and talent, hard work and perseverance in managing important areas of life, women are effectively coping with these complex tasks-whether it is housekeeping, public administration, medicine, education, cultural development, science, farming movement and small business entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Творчество женщин-художников, создавших женские образы в изобразительном искусстве Узбекистана»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВО ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИКОВ, СОЗДАВШИХ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ УЗБЕКИСТАНА Аскарова З.А. Email: Askarova675@scientifictext.ru

Аскарова Зилолахон Абдумавляновна - базовый докторант (PhD), кафедра теории и истории искусств, факультет искусствоведения, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена интерпретации образа женщин в творчестве женщин-художников, создававших и создающих в современном изобразительном искусстве Узбекистана. Роль женщин в обществе, их трудолюбие, характер, преданность и многие другие положительные качества нашли свое отражение в их произведениях. Под впечатлениями Восточной поэзии и истории художницы создали мысленные портреты. В созданных ими произведениях отражено изображение их собственного образа.

На сегодняшний день своим умом, знаниями и талантом, трудолюбием и упорством управляя важными сферами жизни, женщины эффективно справляются с этими сложными задачами - будь то ведение домашнего хозяйства, государственное и общественное управление, медицина, воспитание и образование, развитие культуры, науки, фермерское движение и малый бизнес-предпринимательство. Ключевые слова: женщина, портрет, художник, этюд, импрессионизм, легенда, колорит, композиция, символ, философия, суфизм.

CREATIVITY OF WOMEN ARTISTS CREATED FEMALE IMAGES IN THE FINE ARTS OF UZBEKISTAN Askarova ZA.

Askarova Zilolakhon Abdumavlyanovna - Basic doctoral (PhD), DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF ART, FACULTY OF ART HISTORY, NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the interpretation of the image of women in the works of women artists who created and are creating in the modern fine arts of Uzbekistan. The role of women in society, their hard work, character, dedication and many other positive qualities are reflected in their works. The artist created mental portraits under the impressions of eastern poetry and history. The works they created reflect the image of their own image.

Today, with their intelligence, knowledge and talent, hard work and perseverance in managing important areas of life, women are effectively coping with these complex tasks-whether it is housekeeping, public administration, medicine, education, cultural development, science, farming movement and small business entrepreneurship. Keywords: woman, portrait, artist, sketch, impressionism, legend, colour, composition, symbol, philosophy, Sufism.

УДК 7. 5527

Одной из великих достижений человечества является мысль о том, что духовную и нравственную зрелость любого государства определяет его отношение к женщинам. В самом деле, виды труда и искусства изобрели женщины, а мужчины их

усовершенствовали. Стоит отметить, что у первобытных истоков цивилизации нынешнего времени стояла тоже женщина.

Мудрецы говорят: "Бог создал женщин, держа их близко к себе". Этому есть причина, конечно, как известно Бог создатель, в том числе создатель вселенной. Женщины тоже создают, строят, одной рукой качают колыбель, другой весь мир [1; 32].

На сегодняшний день своим умом, знаниями и талантом, трудолюбием и упорством управляя важными сферами жизни, женщины эффективно справляются с этими сложными задачами - будь то ведение домашнего хозяйства, государственное и общественное управление, медицина, воспитание и образование, развитие культуры, науки, фермерское движение и малый бизнес-предпринимательство.

Чудеса природы, дыхание жизни на деревьях, будто бы взяты из женской энергии. Ибо знание, сила, проницательность, созидательность, творческая деятельность сегодняшней женщины очередной раз поражает весь мир. Трудно представить себе без женщины и без ее участия такие глобальные проблемы как самосознание, воспитание гармонично развитой личности, создание здорового образа жизни, обеспечение преемственности исторических ценностей, национальных традиций, и даже демократизацию общества. По натуре изящно созданная женщина своим хрупким телом выполняет работы доставляющие удовольствие всему миру. В пример к таким женщинам, которые творили и создают в направлении живописи нашего искусства можно привести Шамсируй Хасанову, Зебинисо Шарипову, Шахноз Абдуллаеву и др.

Ш. Хасанова принадлежит к старшему поколению узбекских художников. Она испытала все трудности по овладению мастерством цветной живописи вместе с другими узбекскими художниками, создававшими в те годы. В этом смысле его творчество своеобразно [2;8].

Под впечатлениями Восточной поэзии и истории художница создала мысленные портреты. Духовная связь художницы с героями её полотна была установлена в первом же её произведении - портретом Зебунисо. В её образе Ш. Хасанова увидела свой образ, прочувствовала её сердцем.

Ш. Хасанова написала два портрета и этюд Зебунисо, где полностью были изображены её торс и тело. Оба варианта художница написала склонным к импрессионизму образом. Для этого она использовала яркие и контрастные краски, которые были переданы в легкой и прозрачной манере. По этой причине в портрете было уловлено внутреннее душевное настроение, точно переданы мгновенность и изменчивые чувства. В портрете, где изображен торс, четко чувствуется изображение образа самой художницы. В нем отражены душевные волнения и тревоги Зебунисо. А это достигается такими внешними средствами как выпуклое выражение и мимика лица. Цвет в нем передан более густым, чем в этюде, а оттенки такие же, как в этюде. Примечательно то, что этюд и портрет нарисованы методом цветной живописи. Только лишь в портрете во весь рост соблюдается простота. «Портрет Кашгарской поэтессы Мутрибы» являясь первым шагом в творчестве Ш.Хасановой, считается самым совершенным из данного цикла произведений. Это произведение несколько раз было показано в международных выставках. В портрете будто бы отражена мысль, слово, момент рождения мелодии. Как известно, на Востоке, стихотворение и музыка взаимно-гармонизированы. Поэтому поэтесса изображается с музыкальным инструментом на руке (старинный кашгарский рубаб). Круглый головной убор, тонкий изгиб линий плеч и рукавов, гармоничность грудной и воротниковой каймы, уходящая по подолу платья кайма, прикрывающая скрещенные ноги, полукруглый складной узел с вышивкой и полукруглый шар рубаба выражают продолжительную, нежную и спокойную мелодию. Только правильный гриф рубаба означает задумчивость перед неожиданным состоянием. В интерпретации тела Мутрибы чувствуется гармония украшенной поверхности и пластичность цветной живописи. Образ поэтессы выражает её внутренние тревоги и волнения. В портрете отражено

состояние, где поэтесса в объятиях вдохновения сочиняет стихотворение. Это волнующее состояние также проявляется в цветной структуре картины. В портрете противоположные друг другу, а также тонкие, незаметные цвета, слившись, придают особый смысл картине.

Ещё одной из женщин художниц, создавшей женский образ является художница Шахноз Абдуллаева. Шахноз Абдуллаева создала неповторимые произведения. Одним из них является «Танцующие девушки». В произведениях Шахноз Абдуллаевой колорит занимает ведущее место. На первом плане сюжета композиции данного произведения шесть девушек танцуют, играя на домре. Образ девушек, то появляясь, то исчезая, будто бы заново появляется за облаками подобно мелодии.

В произведении превалируют светло-синие, зеленые и ярко-желтые цвета и переливаются из одного цвета в другой.

В своем произведении художник стремится к символичности, и сила, притягивающая к себе в её творчестве именно в этом. Шахноз, словно мифический сказочник заново организовывая унылую обыденную жизнь окружающего мира, раскрыла их прекрасные романтические стороны.

Девушки изящны и прекрасны и какая-то божественная сила в них придает их красоте ещё больше привлекательности и прелести. То, что они в платье из легкой ткани придает композиции легкости. Они представлены в белых, светло-синих и зеленых цветах на фоне красного паляка (род гобелена вышитый из красной шелковой нити) символизирующего плодородие. А павлин и птица вокруг них -символизируют красоту, возвышенность чувств и солнце.

Произведения «Бибиханум в саду Амира Тимура», «Ардвисура Анахита», «Бахрангур в шафрановом дворце», «Зарингиз», «Принцесса из Еттисув», «Автопортрет» являются неповторимыми образцами творчества художника.

Произведение «Автопортрет» обладает контрастными цветами (черный, красный и черно-голубой). Шахноз изобразила себя в образе «прекрасной как цветок девочки». Автор произведения Шахноз сидит в мифическом платье из прозрачной ткани голубого и багрового цвета, часть головного убора которой вышита драгоценными камнями.

Сам головной убор состоит из чалмы багрового цвета в форме розы. В передней части головного убора пришиты драгоценные камни. В ушах у неё серебряная серьга, как и головной убор, украшенная бирюзовыми камнями, и поэтому они взаимно-гармонизированы. Произведение очень контрастно. Хоть автор и живет, постоянно идя на компромисс с самим собой сообразно своему характеру, посредством этого произведения можно увидеть её очень твердый характер, решительное стремление к цели, и то, что в ней собрана непоколебимая воля принцессы.

В «Автопортрете» бросается в глаза очень твердый, но мягкий, спокойный и очень сильный характер. Настроение художника - беспредельно чувственное колоритное настроение.

Цвета - это символы. И поэтому в этом произведении можно увидеть достоинства свойственные автору, такие как решительность, сильный дух, умные, зоркие, но никогда не смотрящие прямо в лицо человеку, напротив, смотрящие вдаль выразительные глаза.

В искусстве национальность не создавалась за один день, оно является продуктом многолетних усилий многих живописцев. У каждой эпохи есть свое творчество, свои герои. То есть, как творца Шахноз Абдуллаеву можно назвать «национальным художником». В особенности её внутренние чувства, политические, экономические и культурные, образовательные перемены, национальность и всеобщая гуманность, тема «Женщины» дают возможность связывать творчество художницы с еще более актуальными проблемами [3;77].

В настоящее время плодотворно работающих художников достаточно много. Среди них заслуживает внимание творчество Зебинисо Шариповой. Она имеет свое место и голос в современном художественном процессе. Войдя в сцену изобразительного

искусства Узбекистана в новом историческом этапе, то есть в годы независимости, она четко обозначила свой путь. «У искусства имеющей свою генеалогию, динамику, логику и перспективу абсолютно не бывает синонима, но искусство максимум стоит рядом с историей и каждый раз создание новой эстетической реальности является способом её существования». В своих работах она опирается на наблюдение, инстинкт, экспромт и ещё не использованные энергетические силы.

Зебинисо Шарипова смогла прочувствовать неразрывную связь религиозно-философских и поэтических вопросов в работах поэтов суфиев. Лирика таких работ как «Танец дервишей», «Мираж», «Вахдат-ул-вуджуд», «Неисполненное желание», «Хазонрезги» тесно связана с восточной философией.

Каждый художник в течение своего творческого пути, несомненно, берется за написание автопортрета.

В своих автопортретах Зебинисо Шарипова, в отличие от некоторых художников, скрывает философскую логику. В них запечатлена незнакомая простому человеку необыкновенная таинственность. Общая линия свойственная автопортретам художника - это запечатление процесса таухид (процесс поклонения и повиновения только Всевышнему Аллаху). Также, Зебинисо Шарипова не уделяет место лишним деталям, хоть она и представляется в белых платьях покрытых драгоценностями, место выразительных деталей занимает арабские надписи. То, что она изображает себя в местах полностью окутанных неизвестным и абстрактным светом, где пересечены между собой духовное бытие и материальный мир, существование и возможность существования считается одним сторон свойственных её автопортретам.

Созидательный потенциал и интеллектуальные возможности человека безграничны. Его руки и разум способны создавать любые чудеса. Человек, любующийся произведениями искусства Зебинисо Шариповой, которые являются символом красоты, становится свидетелем неповторимого дарования творца с большой душой, создающего чудеса на белой бумаге и ткани. Каждый символический знак в её работах кажутся как двигающиеся живые картинки жизни. Художник с одинаковой искренностью достоверно может перенести на холст и тишину, и стремительность, прекрасные мечты и тяжелые несбывшиеся желания.

В заключение можно сказать, что в нашей стране достаточно много художниц, создавших образ женщины в изобразительном искусстве Узбекистана. Но женщин-художников, создавших женские образы, считанное количество. Роль женщин в обществе, их трудолюбие, характер, преданность и многие другие положительные качества нашли свое отражение в их произведениях. Ибо не удивительно, если эти женщины творцы в своих же созданных портретах выразили свои внутренние переживания, чувства и ощущения, радость и веселье, заботы и печаль. Хотя образы женщин разнообразны в созданных творцами произведениях, но все они выражены в едином смысле, то есть в качестве символа красоты, чистоты и преданности.

Список литературы /References

1. Махмудов Т. "Эстетическая живописи Узбекистана". Ташкент, 1983. 187стр.

2. Хасанова М. Монография. Ташкент, 1999. 120 стр.

3. УмаровА. "Портрет живописца Узбекистана". Ташкент, 1968. 224 стр.

4. "Рубаи Омара Хайяма" Ташкент, 1958. 185 стр.

5. Из наследия восточной классики "Поэзия Зебуннисо". Ташкент, 1980. 156 стр.

6. Искусство Узбекистана (1991-2001). Ташкент, 2001г, 266 стр.

7. Абулхаким Шарий Джузджани. Суфизм и гуманность. Ташкент, 2001. 245 стр.

8. Ахмедова Н. "Период и художник". Ташкент, 2001. 225 с.

9. Шарипова Г. Цвет и гармония слова. Исскуство. Ташкент. 2000. 196 стр.

10. Карабаев Ю. "Цветная философия". Ташкент, 2005. 234 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.