Научная статья на тему 'Образ Камолиддина Бехзода в произведениях узбекских мастеров изобразительного искусства'

Образ Камолиддина Бехзода в произведениях узбекских мастеров изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМОЛЛИДИН БЕХЗОД / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ТОН / ЦВЕТ И ПЛАСТИКА / COLOURS AND PLASTIC / KAMOLIDDIN BEKHZOD / LIGHTCOLOURS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маматов Улугбек Насимович

Статья посвящена размышлениям и историко-художественному анализу произведений изобразительного искусства, посвященных средневековому художнику Востока Камолиддину Бехзоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANNER OF KAMOLLIDIN BEKHZOD IN WORKS OF UZBEK ARTISTS

The article is devoyed to the thoughts and historic art analysis of works on fine arts dedicat-ed to Kamoliddin Bekhzod, the medieval artist of the East.

Текст научной работы на тему «Образ Камолиддина Бехзода в произведениях узбекских мастеров изобразительного искусства»

У.Н. Маматов

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (НИХД), Ташкент, Узбекистан

ОБРАЗ КАМОЛИДДИНА БЕХЗОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УЗБЕКСКИХ МАСТЕРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация:

Статья посвящена размышлениям и историко-художественному анализу произведений изобразительного искусства, посвященных средневековому художнику Востока Камолиддину Бехзоду.

Ключевые слова: Камоллидин Бехзод, символика, творчество, композиция, тон, цвет и пластика.

U. Mamatov

National Institute of Fine Arts and Design, named after Kamoliddin Behzod, Tashkent,Uzbekistan

MANNER OF KAMOLLIDIN BEKHZOD IN WORKS OF UZBEK ARTISTS

Abstract:

The article is devoyed to the thoughts and historic art analysis of works on fine arts dedicat-ed to Kamoliddin Bekhzod, the medieval artist of the East.

Key words: Kamoliddin Bekhzod, symbolism, creative, composition, lightcolours, colours and plastic.

Обращаясь в своём творчестве к передовым принципам мирового изобразительного искусства, осваивая их, художники Узбекистана расширяют представления современников об узбекском изобразительном искусстве. Их произведения с изображением исторических личностей, внесли большой вклад в развитие культуры Узбекистана. Многие из них выполнены на высоком профессиональном уровне и выставлены в музеях и

художественных галереях и представляют большой интерес для зрителя. В произведениях, созданных узбекскими художниками, образ основоположника восточной миниатюры Камолиддина Бехзода раскрыт ярко и убедительно. Как известно, своим творчеством он внёс огромный вклад в историю культуры не только Востока, но и всего мира.

Родился он в 1455 году в городе Герате, в семье бедного ремесленника. Рано осиротел и воспитывался главой дворцовой библиотеки Хусейна Байкары, известным художником Мираком Наккашем. В эти годы юный Бехзод постигал секреты изобразительного искусства. «Учителем Мирака Наккаша являлся Пир Сейид Ахмед Тебрези, а тот в своё время учился у бухарского мастера Джахонгира»[1].

Камолиддин Бехзод быстро завоевал признание у своих современников, художников и таких поэтов, как Абдурахман Джами, Лутфи и Алишер Навои. Этому периоду его жизни посвящено произведение художника Джавлона Умарбекова «Миниатюрист Камолиддин Бехзод с учениками». Весна — пора пробуждения жизни, пора цветения. Держа в руке цветок, учитель объясняет ученикам, что цветок — часть природы и символ чистоты, нежности и гармонии. Он прекрасен и олицетворяет собою жизнь. Юные художники внимательно слушают каждое слово учителя.

Естественно, что после такого урока будущие миниатюристы начинают иначе воспринимать весну и связанное с ней обновление в природе, видеть в ней пору юности, расцвета и надежды. Глядя на мир глазами молодых художников, испытывают чувства, которые в дальнейшем найдут воплощение в их прекрасных произведениях. Каждое мгновение жизни учит их ценить красоту природы. Цветы, узоры ветвей, все гармонирует с состоянием души юных художников.

На первом плане картины изображена цветущая ветка с множеством мелких цветков. На ней сидит певчая птица, символизирующая связь человека с природой. На заднем плане картины написаны скачущие вдаль кони, выражающие творческий полёт мысли художника, стремительность движения вперёд, к победе человеческого духа. Все это изображено на картине реалистично, образы одухотворены. Произведение создано в тёплых, золоти-

стых тонах. Мастер красиво составил цветовую гамму картины и верно отобразил личность героев.

Хорошо продумана её композиция и решён колорит, в едином ключе написаны одежда и детали растений. Радует изящество и грамотность, с каким художник сумел связать изобразительные языки восточной миниатюры и западноевропейской художественной школы. Это говорит о мастерстве автора и умение передать на полотне свои мысли и чувства посредством кисти и красок.

Образ 12-летнего Камолиддина Бехзода воплотила в своём произведении «Юный Бехзод» художница Азиза Маматова. С картины на нас задумчиво смотрит подросток. Его одежда сшита из изумрудного цвета ткани с вкраплениями алого. Во взгляде юного художника отражено состояние души. Безбрежное пространство небес окутывает мир подобно сияющему покрывалу, символы, окружающие его, словно светятся изнутри, говоря об общечеловеческих ценностях. Птица Феникс — символ жизни. Каждый раз, заново возрождаясь из пепла, она напоминает о круговерти природы. Крылатый белый конь — символ творчества и вдохновения, серебристо-белая форель, также является символом чистоты, ясности ума и благородных целей. Полумесяц говорит о культуре страны, где рос и развивался юный художник как творческая личность и подарил миру свои бесценные про-

ТП и ' и ' и

изведения. Гармонично найден небесно-синий цвет, вобравший в себя бирюзу, лазурь и аквамарин. Художница в полной мере исполнила свой замысел, создав образ юного мастера.

Со времён зороастризма до нас дошло имя великого художника Мани. Камолиддина Бехзода за его совершенное искусство современники прозвали вторым Мани, а европейцы его назы-

вали восточным Рафаэлем. Также его называли «Редким из редких» и «Предводитель художников». Как художник он сложился в эпоху правления Хусейна Байкары (1438—1506), когда науки, культура и литература Герата по-настоящему расцвели, благодаря покровительству великого поэта и просветителя Алишера Навои. Алишер Навои сыграл решающую роль в становлении Камолид-дина Бехзода как художника.

Картина художника Темура Сагдуллаева «Диалог поэта Алишера Навои с миниатюристом Камолиддином Бехзодом», изображает одну из их встреч. Образ Алишера Навои написан художником с миниатюры Махмуда Муззахиба, ученика Камо-лиддина Бехзода.

Произведение написано в монохромной гамме. Янтарный цвет, в котором решён колорит картины, передан с большим мастерством. Кажущаяся простота композиции — это прежде всего деликатная гармония цвета и линии. Ничто не диссонирует и не выпадает из поля зрения художника. По выражению лиц героев, их глаз и движению рук зритель может ясно определить глубину их чувств. Если внимательно рассмотреть картину, то нам откроется мир одухотворённых личностей. Спускающиеся рукава одежды у

Алишера Навои закрывают кисти рук, символизируя прожитую плодотворно жизнь. Книга в руках у Камолиддина Бехзода — сборник знаний и мудрости, а весеннее цветущее дерево олицетворяет единение душ поэта и художника.

В 2008 году художником Мирхамидом Собировым в мемориальном парке, музее имени Камолиддина Бехзода Академии художеств Узбекистана, была создана роспись, посвящённая творчеству этого крупнейшего миниатюриста.

Композиция росписи вертикальна и с двух сторон в неё

введен орнамент в виде пчелиных сот. В целом произведение решено в холодных цветах, за исключением Камолиддина Бехзода и сидящей на расписном коврике музы, роспись богато орнаментирована геометрическими и растительными узорами. С большой любовью написан фон произведения, на котором проступают образы легендарного героя Авесты — художника Мани и древнего Кушанского царя Канишки. А круг орнамента, который расписывает в узорчатом халате ярко, карминового цвета Камолиддин Бехзод, символизирует время и преемственность культур. За спиной у художника написан цветущий сад. Прекрасная девушка в образе музы, в ярком золотистом одеянии, разглядывает бутон розы на поднятых руках. На самом верху росписи парит мифическая птица Семург, олицетворяющая полёт фантазии.

«Симург является благим покровителем человеческого сообщества (родов, племен) и каждой личности в них. В зороа-стрийских текстах (ср. "Яшты" XIV) говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносят по всему свету. Она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья» [2].

Вся роспись очень красива в цвете и дышит радостью творческого труда. Чувствуется, что автор написал свое произведение с большим вдохновением. Эта роспись является одним из интересных произведений изобразительного искусства исторического жанра, созданного нашим современником, и звучит как гимн, посвящённый великому художнику-миниатюристу Средневековья Камолиддину Бехзоду.

В творчестве Дж. Умарбекова, А. Маматовой, Т. Сагдуллаева, М. Собирова ярко выражены тенденции, в которых выражается органичное усвоение художественного опыта предшествующих поколений. Сохраняются преемственные связи между прошлым и настоящим. Сила профессиональных произведений — в их непосредственном воздействии на зрителя и в глубоком впечатлении, оставляемом в его памяти. Недаром классик узбекской литературы Абдулла Кадыри писал: «Жаль, что я не художник. Если бы у меня было дарование художника, я не стал бы коверкать и мучить слова, а нарисовал бы вам портреты моих героев».

Список литературы References

1. Кази Ахмад. Трактат о каллиграфах и художниках / Введение, перевод и комментарии Б.Н. Заходера. М.; Л., 1947.

Kazi Ahmad. Traktat o kalligrafah i hudozhnikah / Vvedenie, perevod i kommentarii B.N. Zahodera [Kazi Akhmad. The Treatise on Calligraphers and Artists / Introduction, Translation and Comments by B.N. Zakhoder]. M.; L., 1947.

2. Симург. Электронный ресурс. https://ru.wikipedia.org/wiki / Simurg. EHlektronnyj resurs [Simurg. Electronic resource URL]:

https://ru.wikipedia.org/wiki /

Данные об авторе:

Маматов Улугбек Насимович — докторант соискатель кафедры общественных наук, Национального института художеств и дизайна имени Камоледдина Бехзода (НИХД). E-mail: [email protected]

About the author:

Mamatov Ulugbek Nasimovich — PhD student of the Social Sciences and Humanities De-partment, National Institute of Fine Arts and Design named after Kamoliddin Behzod, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.