У.Н. Маматов
Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (НИХД), Ташкент, Узбекистан
ОБРАЗ КАМОЛИДДИНА БЕХЗОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ УЗБЕКСКИХ МАСТЕРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация:
Статья посвящена размышлениям и историко-художественному анализу произведений изобразительного искусства, посвященных средневековому художнику Востока Камолиддину Бехзоду.
Ключевые слова: Камоллидин Бехзод, символика, творчество, композиция, тон, цвет и пластика.
U. Mamatov
National Institute of Fine Arts and Design, named after Kamoliddin Behzod, Tashkent,Uzbekistan
MANNER OF KAMOLLIDIN BEKHZOD IN WORKS OF UZBEK ARTISTS
Abstract:
The article is devoyed to the thoughts and historic art analysis of works on fine arts dedicat-ed to Kamoliddin Bekhzod, the medieval artist of the East.
Key words: Kamoliddin Bekhzod, symbolism, creative, composition, lightcolours, colours and plastic.
Обращаясь в своём творчестве к передовым принципам мирового изобразительного искусства, осваивая их, художники Узбекистана расширяют представления современников об узбекском изобразительном искусстве. Их произведения с изображением исторических личностей, внесли большой вклад в развитие культуры Узбекистана. Многие из них выполнены на высоком профессиональном уровне и выставлены в музеях и
художественных галереях и представляют большой интерес для зрителя. В произведениях, созданных узбекскими художниками, образ основоположника восточной миниатюры Камолиддина Бехзода раскрыт ярко и убедительно. Как известно, своим творчеством он внёс огромный вклад в историю культуры не только Востока, но и всего мира.
Родился он в 1455 году в городе Герате, в семье бедного ремесленника. Рано осиротел и воспитывался главой дворцовой библиотеки Хусейна Байкары, известным художником Мираком Наккашем. В эти годы юный Бехзод постигал секреты изобразительного искусства. «Учителем Мирака Наккаша являлся Пир Сейид Ахмед Тебрези, а тот в своё время учился у бухарского мастера Джахонгира»[1].
Камолиддин Бехзод быстро завоевал признание у своих современников, художников и таких поэтов, как Абдурахман Джами, Лутфи и Алишер Навои. Этому периоду его жизни посвящено произведение художника Джавлона Умарбекова «Миниатюрист Камолиддин Бехзод с учениками». Весна — пора пробуждения жизни, пора цветения. Держа в руке цветок, учитель объясняет ученикам, что цветок — часть природы и символ чистоты, нежности и гармонии. Он прекрасен и олицетворяет собою жизнь. Юные художники внимательно слушают каждое слово учителя.
Естественно, что после такого урока будущие миниатюристы начинают иначе воспринимать весну и связанное с ней обновление в природе, видеть в ней пору юности, расцвета и надежды. Глядя на мир глазами молодых художников, испытывают чувства, которые в дальнейшем найдут воплощение в их прекрасных произведениях. Каждое мгновение жизни учит их ценить красоту природы. Цветы, узоры ветвей, все гармонирует с состоянием души юных художников.
На первом плане картины изображена цветущая ветка с множеством мелких цветков. На ней сидит певчая птица, символизирующая связь человека с природой. На заднем плане картины написаны скачущие вдаль кони, выражающие творческий полёт мысли художника, стремительность движения вперёд, к победе человеческого духа. Все это изображено на картине реалистично, образы одухотворены. Произведение создано в тёплых, золоти-
стых тонах. Мастер красиво составил цветовую гамму картины и верно отобразил личность героев.
Хорошо продумана её композиция и решён колорит, в едином ключе написаны одежда и детали растений. Радует изящество и грамотность, с каким художник сумел связать изобразительные языки восточной миниатюры и западноевропейской художественной школы. Это говорит о мастерстве автора и умение передать на полотне свои мысли и чувства посредством кисти и красок.
Образ 12-летнего Камолиддина Бехзода воплотила в своём произведении «Юный Бехзод» художница Азиза Маматова. С картины на нас задумчиво смотрит подросток. Его одежда сшита из изумрудного цвета ткани с вкраплениями алого. Во взгляде юного художника отражено состояние души. Безбрежное пространство небес окутывает мир подобно сияющему покрывалу, символы, окружающие его, словно светятся изнутри, говоря об общечеловеческих ценностях. Птица Феникс — символ жизни. Каждый раз, заново возрождаясь из пепла, она напоминает о круговерти природы. Крылатый белый конь — символ творчества и вдохновения, серебристо-белая форель, также является символом чистоты, ясности ума и благородных целей. Полумесяц говорит о культуре страны, где рос и развивался юный художник как творческая личность и подарил миру свои бесценные про-
ТП и ' и ' и
изведения. Гармонично найден небесно-синий цвет, вобравший в себя бирюзу, лазурь и аквамарин. Художница в полной мере исполнила свой замысел, создав образ юного мастера.
Со времён зороастризма до нас дошло имя великого художника Мани. Камолиддина Бехзода за его совершенное искусство современники прозвали вторым Мани, а европейцы его назы-
вали восточным Рафаэлем. Также его называли «Редким из редких» и «Предводитель художников». Как художник он сложился в эпоху правления Хусейна Байкары (1438—1506), когда науки, культура и литература Герата по-настоящему расцвели, благодаря покровительству великого поэта и просветителя Алишера Навои. Алишер Навои сыграл решающую роль в становлении Камолид-дина Бехзода как художника.
Картина художника Темура Сагдуллаева «Диалог поэта Алишера Навои с миниатюристом Камолиддином Бехзодом», изображает одну из их встреч. Образ Алишера Навои написан художником с миниатюры Махмуда Муззахиба, ученика Камо-лиддина Бехзода.
Произведение написано в монохромной гамме. Янтарный цвет, в котором решён колорит картины, передан с большим мастерством. Кажущаяся простота композиции — это прежде всего деликатная гармония цвета и линии. Ничто не диссонирует и не выпадает из поля зрения художника. По выражению лиц героев, их глаз и движению рук зритель может ясно определить глубину их чувств. Если внимательно рассмотреть картину, то нам откроется мир одухотворённых личностей. Спускающиеся рукава одежды у
Алишера Навои закрывают кисти рук, символизируя прожитую плодотворно жизнь. Книга в руках у Камолиддина Бехзода — сборник знаний и мудрости, а весеннее цветущее дерево олицетворяет единение душ поэта и художника.
В 2008 году художником Мирхамидом Собировым в мемориальном парке, музее имени Камолиддина Бехзода Академии художеств Узбекистана, была создана роспись, посвящённая творчеству этого крупнейшего миниатюриста.
Композиция росписи вертикальна и с двух сторон в неё
введен орнамент в виде пчелиных сот. В целом произведение решено в холодных цветах, за исключением Камолиддина Бехзода и сидящей на расписном коврике музы, роспись богато орнаментирована геометрическими и растительными узорами. С большой любовью написан фон произведения, на котором проступают образы легендарного героя Авесты — художника Мани и древнего Кушанского царя Канишки. А круг орнамента, который расписывает в узорчатом халате ярко, карминового цвета Камолиддин Бехзод, символизирует время и преемственность культур. За спиной у художника написан цветущий сад. Прекрасная девушка в образе музы, в ярком золотистом одеянии, разглядывает бутон розы на поднятых руках. На самом верху росписи парит мифическая птица Семург, олицетворяющая полёт фантазии.
«Симург является благим покровителем человеческого сообщества (родов, племен) и каждой личности в них. В зороа-стрийских текстах (ср. "Яшты" XIV) говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносят по всему свету. Она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья» [2].
Вся роспись очень красива в цвете и дышит радостью творческого труда. Чувствуется, что автор написал свое произведение с большим вдохновением. Эта роспись является одним из интересных произведений изобразительного искусства исторического жанра, созданного нашим современником, и звучит как гимн, посвящённый великому художнику-миниатюристу Средневековья Камолиддину Бехзоду.
В творчестве Дж. Умарбекова, А. Маматовой, Т. Сагдуллаева, М. Собирова ярко выражены тенденции, в которых выражается органичное усвоение художественного опыта предшествующих поколений. Сохраняются преемственные связи между прошлым и настоящим. Сила профессиональных произведений — в их непосредственном воздействии на зрителя и в глубоком впечатлении, оставляемом в его памяти. Недаром классик узбекской литературы Абдулла Кадыри писал: «Жаль, что я не художник. Если бы у меня было дарование художника, я не стал бы коверкать и мучить слова, а нарисовал бы вам портреты моих героев».
Список литературы References
1. Кази Ахмад. Трактат о каллиграфах и художниках / Введение, перевод и комментарии Б.Н. Заходера. М.; Л., 1947.
Kazi Ahmad. Traktat o kalligrafah i hudozhnikah / Vvedenie, perevod i kommentarii B.N. Zahodera [Kazi Akhmad. The Treatise on Calligraphers and Artists / Introduction, Translation and Comments by B.N. Zakhoder]. M.; L., 1947.
2. Симург. Электронный ресурс. https://ru.wikipedia.org/wiki / Simurg. EHlektronnyj resurs [Simurg. Electronic resource URL]:
https://ru.wikipedia.org/wiki /
Данные об авторе:
Маматов Улугбек Насимович — докторант соискатель кафедры общественных наук, Национального института художеств и дизайна имени Камоледдина Бехзода (НИХД). E-mail: [email protected]
About the author:
Mamatov Ulugbek Nasimovich — PhD student of the Social Sciences and Humanities De-partment, National Institute of Fine Arts and Design named after Kamoliddin Behzod, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: [email protected]