Научная статья на тему 'Музыкальная культура эпохи средних веков и нового времени в историко-литературных источниках'

Музыкальная культура эпохи средних веков и нового времени в историко-литературных источниках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
501
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНИЕ ВЕКА / НОВОЕ ВРЕМЯ / МАВЕРАННАХР / ХОРАСАН / ИРАН / ИНДИЯ / MUSICAL CULTURE / MIDDLE AGES / NEW PERIOD / MAVERANNAHR / KHORASAN / IRAN / INDIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акрамова Санавбар Хайруллоевна

В статье рассматривается проблема изучения истории музыкальной культуры таджиков в средневековье и в новый период в исторических и литературных источниках. Отмечается,что исследователями осуществлена определенная работа по изучению музыкальной культуры таджиков в крупных культурных центрах Maвераннахра, Хорасана, Ирана, Индии. Автор приходит к заключению, что в работах историков и искусствоведов отражены наиболее существенные тенденции в истории развития музыкальной культуры. Даётся научная оценка трудам исследователей современного периода, занимающихся вышеназванной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Culture of Middle Ages and New Period in Historical-Literary Sources

The article dwells on the problem dealing with the study of the history of musical culture of Tajiks referring to Middle Ages and the new period in historical-literary sources. The author lays en emphasis upon the idea that certain work in regard to the study of the theme explored is carried out in such big centers, as Maverannahr, Khorasan, Iran, India. The author of the article comes to the conclusion that essential tendencies in the history of musical culture development are reflected in the works belonging to historians and music scholars. She gives a scientific assessment to the works of the researchers of the contemporary period playing with the above-mentioned problematics.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура эпохи средних веков и нового времени в историко-литературных источниках»

УДК 78 С С.Х.АКРАМОВА

ББК 85.313 (2)

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКАХ

Процесс и основные этапы формирования и развития традиционной музыкальной культуры и исполнительского мастерства периода средних веков исследованы в многочисленных трудах историков и музыковедов. Высокое мастерство вокального и инструментального музицирования второй половины XV в. и начала XVI в. (крупные культурные центры Мавераннахра, Хорасана, Ирана и Индии), как отмечается в исторических источниках, оказало положительное воздействие на формирование музыкальной культуры иранских народов и знаменовало высочайшую вершину исполнительских традиций нашего народа. В этот период приоритетным явилось создание фундаментальных теоретических трактатов по музыке, историко-литературных трудов, поэтических альманахов,оказавшие существенное влияние на дальнейшее развитие музыкальной культуры.Важнейшие вопросы теории и практики музыки рассмотрены в трудах Абдурахмана Джами, Абдукадира Гуянде, Ходжи Абдулло Марворида, Хусейни, Ходжи Юсуфа Пурхона и др. Обновленный анализ вопросов традиции и преемственности в исполнительской культуре конца XV- начала XVI вв. являлся важным направлением многомерности процесса развития художественно-эстетических воззрений.

Художественные произведения таких великих стихотворцев, как Хафиз Ширази, Амир Хосров и других таджикских мыслителей средневековья, оказавшие влияние на развитие теории и практики музыкального искусства, исследованы в работе А.Раджабова (5), в которой речь идёт о таджикской музыкальной культуре ХТТТ-ХТУ вв.

Эта монография посвящена малоизученным страницам художественных произведений таджиков. На основе изучения литературных, исторических и других научных источников по истории музыки выявлены тенденции и пути развития музыкального искусства.

В исследованиях таких известных этнографов и фольклористов как МАндреев, Ф.Зехниева, Н.Кисляков, М.Мардонова, Е.Пещерева, Р.Рахимов, Р.Кадиров, РДжумаев, Х.Ишонкулов, изучены особенности музыкальной культуры таджиков Х1Х-ХХ веков (2).

Материалы конференций, тезисы докладов, а также научные сообщения, сделанные на международном симпозиуме «Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии» вошли в одноимённый сборник, куда включены контекстуально связанные с темой Симпозиума материалы по истории и теории музыкального искусства таджикского народа.

Исторические традиции музыкальной культуры эпохи Камолиддина Бехзода рассмотрены в статье А.Раджабова (5) и других учёных Таджикистана, в сборнике статей «Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии»(4). История, литература, религия, общественно-философская мысль, искусство, архитектура, эстетика ярко отражают процесс взаимосвязей и взаимовлияний культур обширного региона Центральной Азии и Ближнего Востока, которые оказали серьезное воздействие и на музыкальную жизнь таджиков.

В частности в статье отмечается, что изучение на основе первоисточников истории развития классических традиций музыкальной культуры эпохи великого художника Камолиддина Бехзода (1450-1537) является приоритетным направлением исследования теории музыкальной культуры таджиков и в целом народов Центральной Азии. К сожалению, до вышеназванного симпозиума рассматриваемая проблема в академической науке не получила должной разработки. К ней относится высокоразвитая художественная и музыкальная культура Мавераннахра, Хорасана, Ирана и Индии. Вопросы музыкального исполнительства, история изящных искусств иранских народов, классические традиции музыкальной науки эпохи великого мастера являются актуальнейшей задачей исторической и искусствоведческой наук. Многомерность самой истории развития классических форм и жанров музыкально-исполнительских традиций и музыкально-поэтического и теоретического наследия предыдущих веков является тому доказательством. На основе обнаруженных новых источников на симпозиуме рассматривались пути развития классической традиции музыкальной культуры эпохи великого Бехзода (3).

Историк Б.А.Саидкаримов, опираясь на богатый музыкально-этнографический материал, исследовал исторические особенности развития музыкальной культуры и песенного наследия Худжанда XIX-XX столетий в контексте культуры таджиков. Автор в своем исследовании (6)

осуществил попытку дать характеристику и классификацию основных видов народного песенного творчества Худжанда, а также определение особенностей отдельных жанрово-тематических групп, отразить их существование и социальное использование.

Впервые Б.А.Саидкаримов в своем исследовании даёт музыкально-этнографическую, жанровую характеристику песенного наследия населения Худжанда -одного из уникальных явлений музыкальной культуры таджиков. Он определил являющиеся принципиальными в период изучения исследуемого материала музыкальные и стилистические особенности местной музыкальной культуры. По существу, именно эта работа является первой попыткой изучения музыки песенной культуры Худжанда,её структуры и видов, а также их взаимосвязи с национальным творчеством соседних народов. Изучение фольклорных традиций Худжанда способствовало расширению знаний, а также, со ссылкой на конкретные виды народного музыкального творчества населения Худжанда, позволило автору выдвинуть новые научно-теоретические и практические результаты своего исследования. Отмечается, что этот вид народного творчества, возникнув в глубокой древности, дошел до наших дней.

Среди разнообразных сфер народного искусства Таджикистана одно из ведущих мест до настоящего времени занимает песенный фольклор. Песенный фольклор отличается большим разнообразием в зависимости от исторического периода и региона. Очень важным и интересным с научной точки зрения во второй половине XIX-начале XX вв.является песенный фольклор одного из древних культурных центров таджикской культуры - города Худжанда

Автор дает стройную классификацию жанровых особенностей песен города Худжанда, определяет основные типы народного песнетворчества, в нотных расшифровках передает все особенности образцов народного песенного искусства, ранее записанных на магнитную ленту, а также хранящихся в виде видеоматериалов на основании имеющейся классификации музыкального фольклора.

Ввиду недостатка музыкально-этнографического материала, автор исследования отмечает, что с начала 1989 года он приступил к сбору расспросного этнографического материала. За этот отрезок времени, включающий более 20 лет, он встречался и беседовал со многими жителями кварталов Худжанда, а также исполнителями профессионального музыкального искусства и исполнителями народных песен. В основу его исследования легли именно их данные. О творчестве известных певцов и исполнителей Содирхона Хофиза, Максуджона Болтуева (Танбури), Маъруфходжи Баходурова и десятков других народных певцов, были дополнительно собраны сведения в ходе полевых работ (6).

Таким образом, можно заключить, что в работах вышеперечисленных и других историков -музыковедов собраны и расшифрованы материалы эпохи средних веков и нового времени, рассмотрены и обоснованы классификации песенных жанров; раскрыты музыкальные и локальные особенности; изучены важнейшие части музыки и поэтики их взаимосвязей; установлены основные исторические этапы формирования и развития традиционной музыкальной практики рассматриваемых веков.

Вышеназванные исследования могут послужить хорошим материалом в деле дальнейшего развития современной жанрово-разнообразной музыкальной культуры Таджикистана и таджикоязычных народов Центральной Азии и Среднего Востока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акрамова, С.Х. Изучение наследия музыкантов эпохи Борбада в работах учёных востоковедов /С.Х.Акрамова// Учёные записки.Серия гуманитарно-общественных наук.- 2016.-№2.- С.41-45.

2. Ишанкулов,Х.Р.Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX-начало XX вв.).-Душанбе:Дониш,1972.-120 с.;За^ниеваФ.Сурудх,ои маросими туи точ,икон.(Свадебные песни таджиков).-Душанбе,1978; Мардонова А. Чумъаев Р. Чдшни арусии точикони водии Хисор.(Свадебные обряды таджиков Гиссарской долины)//Дар чустучуи фархднги водии Х,исор.(В поисках культуры Гиссарской долины).-Душанбе,1992.-С.24-59; Нурджанов Н.Х. Свадьба//Таджики Каратегина и Дарваза.Вып.3.-Душанбе:Дониш,1976.-С.26-67;Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков.Ленинград:Наука,Ленинградское отделение,1990.-156 с.;Мардонова А.Свадебное торжество у таджиков Файзабада.//История и этнография народов Средней Азии (Сборник статей).-Душанбе:Дониш,1981.-С.106-122; Ч,умъаев Р.Чдшни арусии точикони водии Хисор (пажух,иши этнологй-фолклорй),(Свадебные обряды таджиков Гиссарской долины (этнолого-фольклорное исследование)).-Душанбе,2001.-121 с.

3. Камолиддин, Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии.Сб.статьей Симпозиума/Б.Камолиддин.-Душанбе,2002.

4. Камолиддин, Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии. Сб.статей. Ответственный редактор А.Раджабов/Б.Камолиддин .-Душанбе:Ирфон,2001 .-284 с.

5. Раджабов,А. Исторические традиции музыкальной культуры эпохи Камолиддина Бехзода. //Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры Центральной Азии. Сб.статьей. Ответственный редактор А.Раджабов.-Душанбе:Ирфон,2001.-С.200-228;Он же: Маданияти муси^ии точик дар асрх,ои ХШ-Х1У.(Музыкальная культура таджиков ХТТТ-Х1Увв.-Душанбе:Дониш,1987.-112 с.

6. Саидкаримов,Б.А.Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX-начала XX столетий:Дис....канд.ист.наук:07.00.02:/Б.А.Саидкаримов.-Худжанд,2012.-160 с.

REFERENCES:

1.Akramova S.H.Study of musical heritage of the Borbad's epoch in the works of art scholars/S.H.Akramova // Scientitic notes. Series of humanities and Social sciences.- 2016.- №2- С.41-45.

2.Ishankulov, Kh.R. Marriage and Wedding with khadzhent Population Referring to the Newly Period (the end of the XlX-th - the beginning of the XX-th centuries). - Dushanbe: Knowledge, 1972. - 120 p.; Zahniyeva F. Wedding Songs of Tajiks.-Dushanbe,1978.;Mardonova A.,Jumayev R. Wedding Rites of the Tajiks of the Hissar Valley//In:Quest of Cultures of the Hissar Valley.-Dushanbe,1992.-P.24-59.;Nurjanov N.Kh.Wedding//Tajiks of Karategin and Darvaz.Issue 3.-Dushanbe: Knowledge, 1976.-P.26-67.; Rahimov R.R. «Male House» in Traditional Culture of Tajiks.-Leningrad: Science, Leningrad Department,1990.-156 p.;Mardonova A.Wedding Festivity with the Tajiks of Fayzabad.// History and Ethnography of Central Asia Nations (collection of articles).- Dushanbe: Knowledge, 1981.-P.106-122.;Jumayev R.Wedding Rites of the Tajiks of the Hissar Valley (ethno-folklore research).-Dushanbe,2001.-121 p.

3.Kamoliddin,Behzod. and Actual Problems Associated with Central Asia Culture. Collection of Symposium Articles/B.Kamoliddin.-Dushanbe,2002.

4.Kamoliddin,Behzod. and Actual Problems Associated with Central Asia Culture. Collection of Articles. Editor-in-charge A. Rajabov/B.Kamoliddin.-Dushanbe: Cognition, 2001.-284 p.

5.Rajabov,A.Historical Traditions of Musical Culture of the Epoch of Kamoliddin Behzod. // Kamoliddin Behzod and Actual Problems Associated with Central Asian Culture. Collection of Articles.Editor-in-charge A. Rajabov.-Dushanbe:Cognition,2001.-P.200-228.;Musical Culture of Tajiks Referring to the XIII-th-the XIV-th Centuries.-Dushanbe:Knowledge,1987.-112 p.

6.Saidkarimov,B.A.From the History of Musical Culture of Khujand Referring to the Second Half of the XIX-th-the Beginning of the XX-th Centuries:Synopsis of candidate dissertation in history: 07.00.02.:/B.A.Saidkarimov.-Khujand,2012.-160 p.

Фарханги мусиции даврацои асримиёнагй ва нав дар сарчашмацои таърихию адабй

Вожацои калидй: фарханги мусицй, сарчашмауо, давраи нав, Мовароуннаур, Хуросон, Эрон, Хцндустон.

Мацола дар мавзуи фарханги мусщии давраи асримиёнагй ва давраи нав дар сарчашмауои таърихию адабй баус мекунад. Цайд карда мешавад, ки дар сарчашмауои таърихию адабй мусщинавозии овозию асбобй, фарханги мусщии чунин марказуои бузург ба мисли Мовароуннаур, Хуросон, Эрон Хцндустон дар давраи мавриди баррасй ба риштаи тауциц омадааст. Муаллиф хулоса менамояд, ки дар коруои муаррихон ва мусицишиносон цисматуои мууимтарини мусицй ва шеърияти иртиботи онуо мавриди баррасйцарор гирифтаанд.

Музыкальная культура эпохи средних веков и нового времени в историко-литературных источниках

Ключевые слова: музыкальная культура, средние века, новое время, Мавераннахр, Хорасан, Иран, Индия

В статье рассматривается проблема изучения истории музыкальной культуры таджиков в средневековье и в новый период в исторических и литературных источниках. Отмечается,что исследователями осуществлена определенная работа по изучению музыкальной культуры таджиков в крупных культурных центрах Мавераннахра, Хорасана, Ирана, Индии. Автор приходит к заключению, что в работах историков и искусствоведов отражены наиболее существенные тенденции в истории развития музыкальной культуры. Даётся научная оценка трудам исследователей современного периода, занимающихся вышеназванной проблематикой.

Musical Culture of Middle Ages and New Period in Historical-Literary Sources

Keywords musical culture, middle ages, new period, Maverannahr, Khorasan, Iran, India

The article dwells on the problem dealing with the study of the history of musical culture of Tajiks referring to Middle Ages and the new period in historical-literary sources. The author lays en emphasis upon the idea that certain work in regard to the study of the theme explored is carried out in such big centers, as Maverannahr, Khorasan, Iran, India. The author of the article comes to the conclusion that essential tendencies in the history of musical culture development are reflected in the works belonging to historians and music scholars. She gives a scientific assessment to the works of the researchers of the contemporary period playing with the above-mentioned problematics.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Акрамова Санавбар Хайруллоевна, номзади илмцои таърих, ходими пешбари илмии шуъбаи илмцои щтимоию гуманитарй ва ицтисодии Институты илмию тащицотии Донишгоци миллии Тоцикистон (Цум^урии Тоцикистон, ш.Душанбе),E-mail:akramova@mail.ru

Сведения об авторе:

Акрамова Санавбар Хайруллоевна, кандидат исторических наук,старший научный сотрудник отдела социально-гуманитарных и экономических наук Научно-исследовательского института Таджикского национального университета(Республика Таджикистан, г.Душанбе),Е-mail:akramova@mail. ru

Information about the author:

Akramova Sanavbar Khairulloevna, candidate of historical sciences, senior scientific officer of the department of socio-humanitarian and economic sciences attached to the scientific-research Instittute under the Tajik National University (Tajikistan, Dushanbe), E-mail: akramova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.