ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 2 Каланов А.Д. , Атбасарова Б.А.
1Каланов Аслиддин Джураевич - художник, член Творческого объединения, Творческое объединение Академии Художеств Узбекистана, доцент,
кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода;
2Атбасарова Барно Абдумажитовна - старший преподаватель, Центр по повышению квалификации педагогических кадров при Ташкентской медицинской академии, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье освещена тема воспроизводства «самаркандской бумаги» ручного литья. Книги, изготовленные мастерами древнего Самарканда, в настоящее время хранятся в крупнейших музеях мира, современный мастер из Самарканда З. Мухтаров восстановил забытые старинные технологии по производству «самаркандской бумаги». С недавних пор продукция, производимая его мастерской, заинтересовала многих местных и зарубежных специалистов.
Ключевые слова: бумага, изготовитель бумаги, каллиграф, художник, мастер росписи и орнаментов, переплётчик, мельница, тутовое дерево, миниатюра.
Известный в Узбекистане мастер Абдурахим Мухтаров активно занимался керамикой, мелкой пластикой 60-70-годах ХХ века. По наследству его сын Зариф Мухтаров продолжил ремесло отца. С Зарифом я знаком с 1988 года. В 2000 году его брат Ислом пригласил меня в свою мастерскую, показал бумагу ручного отлива, которую они начали производить по древней технологии, и предложил написать на ней акварелью архитектурные памятники Самарканда. Бумага была не гладкая, имела шершавую интересную фактуру. В кишлаке Конигил, под Самаркандом, на берегу небольшого канала Сиаб, они построили мастерскую, которая к сегодняшнему дню стало известна специалистам почти всего мира.
Как известно, бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы толкли кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.
Секрет изготовления бумаги был известен ещё в древности. История гласит, что когда китайские войска в середине VIII века вторглись на территорию самаркандского правителя Абу Муслима, самаркандские войска оказали жестокое сопротивление захватчикам и победили чужеземцев. В ходе битвы было захвачено множество пленных китайцев, среди которых и были мастера по изготовлению бумаги. В обмен на свою жизнь они согласились открыть секрет и наладить производство бумаги в Самарканде. Но по другим данным самаркандская бумага производилась на 200 лет раньше. С этого момента вплоть до XVIII века Самарканд становится среднеазиатским центром по изготовлению шелковой бумаги.
Главной особенностью Самаркандской бумаги была долговечность. Большинство документов, написанных на самаркандской бумаге, сохранились в хорошем состоянии и хранятся в различных музеях мира. Именно на такой бумаге писали каллиграфы, а художники рисовали свои миниатюры. Для изготовления книг так же предпочитали использовать самаркандскую бумагу. Правитель и великий поэт Захириддин Мухаммад Бобур (1483-1530 гг.) своих воспоминаниях писал следующее: «Лучшая бумага в мире выходит из Самарканда. Вся вода для бумажных мельниц приходит из
Кан-и-Гиля. Кан-и-Гиль находится на берегах Сиях-Аба; Сиях-Аб называют также Аб-и Рах-мат» [2-77].
Самаркандская бумага была очень дорогой и имела несколько сортов. Самой лучшей считалась «султанская» бумага, которая вытеснила в раннем средневековье папирус и кожу (пергамент) с рынков Европы. Она была очень тонкой, белой и мягкой. Затем шел сорт «шелковый», также отличавшийся гладкостью, но только светло-желтого цвета. Самым низкокачественным из всех сортов считался «нимканоп», который был почти коричневого цвета. Этот сорт изготовлялся из отходов шелка с добавлением примесей.
В средневековье в эпоху Тимуридов, когда Самарканд признали столицей Восточного Ренессанса, культура книгоделия достигла высочайших вершин, являющейся образцом до сегодняшнего дня. Ручной процесс изготовления изящной книги был очень сложным, кропотливым, он был связан с трудом квалифицированных специалистов нескольких видов профессий. Процесс начинался с изготовления бумаги (когозрез, когоз куювчи), каллиграф (хаттот) заказывал мастеру изготовителю бумаги сорт, размер, исходя от характера будущей книги, писал текст, оставляя место для иллюстраций и передавал художнику (мусаввир), после мастер росписывал (лаввох) фрагменты, исполнял изящные рамки, орнаменты. Заканчивал процесс переплётчик, (саххоф) демонстрируя свою высокую квалификацию. В итоге рукопись превращалась в настоящую изящную книгу и выглядела как произведение искусства. Всё это было выполнено по определенному рецепту, плану и строго соблюдая законы изготовления книги [1-189].
В разные времена у каждого мастера-изготовителя были свои методы и секреты, которые передавались ими своим ученикам и таким образом искусство изготовления бумаги развивалось и продолжалось. В эпоху Тимурдов ХГУ-ХУГ вв. работала группа талантливых изготовителей изящных книг: мастера по отливке бумаги, каллиграфы, художники, мастера по орнаменту, переплётчики: Абдурахмон Хоразмий, Султон Али Машхадий, Султон Али Хандон, Мир Али Килкалам, Мирак Наккош, Камолиддин Бехзод, Шох Музаффар. В Государстве Тимуридов изобразительное искусство, особенно оформление роскошных рукописных книг с иллюстрациями знаменитых художников-миниатюристов, достигло своей наивысшей точки. Художники-миниатюристы Гератской школы, одним из ярких представителей которой был Камолиддин Бехзод, создавали изумительной красоты книги. Выполненные художниками на самаркандской бумаге, шедевры миниатюры в настоящее время демонстрируется в самых престижных музеях мира.
Из-за постоянных междоусобных войн, которые сотрясали Среднюю Азию в XVI-ХУШ веках, самаркандские мастера вынуждены были бросить свои мастерские и переехать работать в более спокойные районы. Постепенно, к XIX веку производство самаркандской бумаги начало угасать. И лишь в конце XX века, благодаря инициативе ЮНЕСКО, производство самаркандской бумаги было возрождено.
Мастер Зариф Мухтаров с своими единомышленниками вот уже 20 лет занимается производством бумаги и всё это время он стремился производить качественную продукцию. И главное, передать весь свой опыт подрастающему поколению. Он долго и упорно шёл к нынешнему результату.
Для производства бумаги необходимо большое количество чистой воды. Для этого на реке он установил водяную мельницу. Сырьём для получения бумаги служила самая подходящая для этого дела местная древесина — тутовое дерево, тополь, шамшот, ива. Лучшей среди них считалась древесина шелковицы. Это тутовое дерево. Растет в большом количестве на каждом углу любого кишлака.
Сначала, в конце зимы нарезаются молодые (годичные) веточки тутовника длиной 60-80 см. Затем вымачивается в воде, под прессом. Далее с них сдирают кору. Потом свежесодранная кора варится в котле в течение 4-5 часов, временами помешивается, пока ветки не становятся мягкими, как щелковые нитки. После
56
этого, на мельнице замысловатой конструкции, вываренную кору, путем грубого перемалывания превращают в бесформенную кашицу, этот процесс продолжается 8-10 часов. Далее следует самая эффектная часть процесса — полученное «тесто» помещают в кадку с водой, и начинают перемешивать, процеживая специальным ситом, на котором оно и оседает. Сформировавшаяся на сите масса опрокидывается на листы флазелина и прессуется. Затем бумагу снимают с флазелина и сушат в вертикальном положении в течение 1 дня. Высушенная бумага получается достаточно прочной. Чтобы убрать шероховатости на бумаге, мастера полируют ее на мраморном столе с помощью куска мрамора или костяного рога, благодаря чему самаркандская бумага и обретает гладкость [3].
Сегодня качество возрожденной самаркандской бумаги стало намного лучше, чем 18 лет назад, когда Мухтаровы только начинали ее производить. Постоянно экспериментируя, чтобы выяснить какая из современных красок лучше всего подходит для работы на самаркандской бумаге, они пришли к выводу, что это должны обязательно быть натуральные, вручную изготовленные и чернила и краски (яичная темпера).
На Конигилской фабрике «Мерос» из самаркандской бумаги делают не только открытки, блокноты, маски, но и даже платья, куклы, различные сумочки. Сегодня самаркандская бумага широко используется в реставрации древних рукописей, как в Узбекистане, так и в других странах мира. Также благодаря восстановлению производства старинной бумаги, узбекские художники могут достоверно воспроизводить старинные миниатюры. Самаркандская бумага постепенно возвращает себе былую славу, как в Узбекистане, так и за рубежом.
Список литературы
1. Маллаев Н.М. «Узбек адабиёти тарихи» (История Узбекской литературы). Ташкент. Изд. Укитувчи, 1976. 664 с.
2. "Бабур-намэ" Баку. Изд. Нагыл Еви, 2011. 272 с.
3. Останов О. Самарканд когози. [Электронный ресурс]: Культурное наследие Узбекистана. Режим доступа: https://meros.uz/uzc/object/samarqand-qogozi/ (дата обращения: 22.03.2018).