ЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
УДК 7.01(575) Н. С. Хасанова
Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (Узбекистан)
В настоящей статье автор представляет краткий исторический и искусствоведческий обзор истории художественных школ в Туркестанском крае, в которой неоценимую роль сыграли русские художники, начавшие новый этап в развитии изобразительных искусств и заложившие основу художественного образования. Необходимо отметить, что много усилий было отдано на развитие профессионального образования в городах Ташкенте и Самарканде, что впоследствии в значительной мере оказало содействие созданию национальных школ изобразительных искусств не только в Узбекистане, но и во всём Туркестанском крае. Именно здесь сложились свойственные академическому образованию традиции подготовки специалистов по всем направлениям изобразительных искусств.
Ключевые слова: академическая система художественного образования, реалистическое изобразительное искусство, система образования, Краевая туркестанская художественная школа.
N. S. Khasanova
Institute of National Art and Design named after Kamoliddina Behzoda, Mirzo -Ulugbek District, Sadyka Azimov str., 35, 100000, Tashkent city, Uzbekistan
SOME PAGES OF THE HISTORY OF CLASSICAL ARTISTIC EDUCATION OF UZBEKISTAN
In article short historical and review of the history of art schools in Turkestan, in which Russian artists, who started new step in development of painting arts and founded basements of art education, played very important role is represented in this article. It should be noted, that much forces were given to develop professional education in Tashkent and Samarkand, which resulted in creation of painting schools not only in Uzbekistan, but in whole Turkestan. Relevant traditions of specialists' training in all directions to academic education were conducted here. It's known that in painting education traditions of classic forms and its academic system of education are the most reasonable. Drawing education in Uzbekistan, particularly classic-academic is lucky enough.
Keywords: academical artistic education, realistic fine art, the system of education, Regional Turkestan artistic school.
Формирование академического художественного образования, как правило, имеет долгую историю развития и становления традиций. В этом смысле художественное образование в Узбекистане не является исключением.
В древности и в Раннее Средневековье в Узбекистане существовали свои местные школы изобразительных искусств.
Уместно вспомнить о существовании школ-миниатюр выдающегося Камолиддина Бехзода в Герате, в том числе Бухарской и Самаркандской школ миниатюры.
К концу XIX века реалистическое изобразительное искусство ещё не сформировалось, а многие достижения искусства греко-бактрийского периода были утрачены.
ХАСАНОВА НАРГИЗА САГДУЛЛАЕВНА - старший научный сотрудник, соискатель Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (Ташкент, Узбекистан) 190 KHASANOVA NARGIZA SAGDULLAEVNA - senior research fellow, doctoral student of Institute
of National Art and Design named after Kamoliddina Behzoda (Tashkent, Uzbekistan)
e-mail: [email protected] © Хасанова Н. С., 2016
В изобразительном искусстве, по Г. В. Ф. Гегелю, всё, что не является классическим, определено как символическое. В художественном образовании наиболее целесообразными и продуктивными считаются классические формы изобразительных искусств, а система образования - академическая.
Классическое художественное образование в Узбекистане развивалось под воздействием европейского. В конце XIX -начале XX века многие европейские мастера в поисках нового содержания и новых форм искусства обратили взоры на Восток, на экзотические, не тронутые цивилизацией страны.
В сущности, Восток издавна привлекал к себе внимание - ориентализм в европейском искусстве имеет свои давние традиции. Например, для Э. Делакруа, одного из самых талантливых и значительных представителей романтизма в изобразительном искусстве Европы: «Восток стал тем, чем для мастеров классицизма был Древний Рим. Страстное увлечение образами Востока породило сверкающую красочность полотен Делакруа» [4, с. 7]. Однако в конце XIX - начале XX века вся европейская культура, как никогда прежде, потянулась к Востоку. И этот интерес стал художественным знамением времени. Жажда красоты, тяга к целостности и гармонии человеческого духа - всё это сделало далёкий некогда Восток близким для Европы. Поль Гоген первым открыл неиспорченную цивилизацией жизнь островитян на Таити, а Анри Матисс отправился в Африку. Рубеж XIX-XX веков и начало XX века знаменовались в истории европейского искусства острыми поисками нового содержания и новых форм искусства.
Многие русские мастера, чей творческий путь пришёлся на начало XX века, пережили влияние импрессионизма, что обусловило поиски новых форм композици-
онной картины. Развиваясь в общем русле современного европейского искусства, они также обратили свои взоры на Восток, в далёкие, неизведанные, художественно не освоенные земли [4, с. 7].
После завоевания Россией Туркестана русские художники (В. Верещагин, Н. Ка-разин, С. Светославский, С. П. Юдин, И. С. Казаков, Р. Зоммер и другие) начинают создавать много живописных произведений, посвящённых Средней Азии. В их числе выдающиеся работы, ярко отображающие природу и быт страны, обогатившие русскую живопись новыми сюжетами и своеобразием красок солнечного юга [3, с. 66].
Древняя история, своеобразный этнический колорит и яркая необыкновенная экзотика Туркестанского края влекли к себе русских художников, тем более что он находился под русским протекторатом. Именно русские художники, жившие в Центральной Азии, стали проводниками реалистических традиций передового русского искусства с его народностью и жизнеутверждающей силой образов, при этом их творчество оказало значительное влияние на создание в Туркестанском крае национальных школ изобразительного искусства. Многие из них, например С. П. Юдин, И. С. Казаков, В. К. Развадовский, А. В. Исупов, не только создавали картины, но и работали преподавателями рисования в местных средних учебных заведениях. Большинство из них были воспитанниками Императорской Академии художеств и придерживались в своём творчестве реалистического направления в искусстве [3, с. 65].
Такие известные мастера, как К. А. Коровин, А. В. Исупов, К. С. Петров-Водкин, Р. Р. Фальк, П. В. Кузнецов и многие другие, повлияли на формирование узбекского искусства. Многие из них, прибыв в Узбекистан, остались здесь жить и тво-
рить, став впоследствии классиками узбекской живописи. Это такие мастера, как народные художники Узбекистана О. К. Татевосян, П. П. Беньков, З. М. Ковалевская, В. И. Уфимцев, А. В. Николаев (Усто Мумин), Н. В. Кашина, а также А. Н. Волков, родившийся в Фергане, и другие.
Все они, в той или иной мере, повлияли на формирование художественного образования в Узбекистане. Велика заслуга тех русских художников, которые остались в Туркестанском крае надолго и положили начало художественному образованию в крае (С. П. Юдин, И. С. Казаков, Л. Л. Бурэ, П. М. Никифоров). Именно они организовали первые художественные выставки в Ташкенте (1911-1915), которые способствовали широкой пропаганде изобразительного искусства среди населения [3, с. 64]. Как известно, не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии отсутствовали традиции создания классических произведений искусств. Станковые формы изобразительных искусств местным художникам не были доступны. Свои художественные устремления они воплощали в орнаментальном искусстве, отличавшемся изумительным богатством форм, колористическим разнообразием, тонким пониманием ритма, высокой техникой. Попытки отображать сцены современной жизни были единичны и робки [2, с. 6].
Именно благодаря русским художникам начался новый этап развития изобразительного искусства в Центральной Азии. В Узбекистане, в силу традиций, он был особенно сложным, хотя бы по причине отсутствия профессионального образования. Организация профессионального художественного образования потребовала много сил и времени. Сложившие стараниями русских художников художественные школы в Ташкенте и Самарканде послужили фундаментом развития реа-
листических традиций в изобразительном искусстве всего региона.
Так, весной 1918 года живописцы В. Н. Еремян, Г. Н. Никитин, В. Домбровский и другие организовали первую выставку, а в конце этого же года их усилиями была создана художественная школа, которой руководил сначала Л. Л. Бурэ, а затем
- О. К. Татевосян. В это же время открылась Краевая туркестанская художественная школа в Ташкенте, в которой обучались такие, ставшие впоследствии известными мастерами искусства, художники, как С. А. Чуйков, М. В. Куприянов (один из Кукрыниксов), Н. Г. Карахан и многие другие. Преподавали в школе старейшие деятели изобразительного искусства края: С. П. Юдин, И. С. Казаков, В. К. Раз-вадовский, А. В. Исупов, А. Н. Волков и приехавший в 1918 году М. Е. Новиков, ученик Н. Н. Дубовского по Академии художеств.
Далее в Самарканде, а затем и в Ташкенте были организованы первые художественные учебные заведения, в которых обучались представители разных регионов Центральной Азии [5, с. 41]. В 1924 году при Ташкентском музее искусств открылась студия Н. В. Розанова, в которой учащиеся познавали традиции академического художественного образования. Эту школу посещала и национальная молодёжь - Э. Ташкентбаев, З. Саиднасы-рова, У. Тансыкбаев.
В 1930-е годы в Самарканде было открыто художественное училище, в котором преподавал Павел Петрович Беньков
- ученик И. Е. Репина. Влияние творчества П. П. Бенькова на местную молодёжь было более чем плодотворным.
По этому поводу С. М. Круковская пишет: «Беньков, как крупный художник, несомненно, создал свою Самаркандскую школу. Свидетельство этого - работы не только самаркандцев А. Разыкова, Р. Тиму-
рова, Ю. Елизарова, А. Хайдарова, но и ташкентских живописцев Абдулхака Аб-дуллаева, Л. и С. Абуллаевых и многих других» [цит. по: 1, с. 140]. По признанию С. М. Круковской, это явственно ощущалось на выставке в Москве, состоявшейся по случаю декады узбекской литературы и искусства: «где на организованной отдельно экспозиции заметен был дух Самаркандской школы. Цельности этой школы содействовал не только сам Бень-ков как руководитель Самаркандского художественного училища (оно в то время считалось передовым на фоне других аналогичных учебных заведений), но и общность восприятия окружающей природы. Во время летних поездок в Ургут, которые были для самаркандцев своеобразным Барбизоном, они черпали и утверждали своё собственное видение мира» [цит. по: 1, с. 140].
Впоследствии в Самарканд в период войны с фашистскими захватчиками были эвакуированы (единственный раз в своей истории) Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ имени В. И. Сурикова) и другие художественные вузы, что благотворно сказалось на приобщении местной молодёжи к художественному образованию.
По воспоминаниям З. М. Ковалевской, «... в военное время в Самарканд были эвакуированы чуть ли не все художественные вузы страны. Трудностей было много, но жизнь требовала работы, и большой коллектив художников, влившийся в наше Самаркандское отделение Союза художников Узбекистана, жил напряжённой трудовой творческой жизнью. Большую работу вёл П. П. Беньков и как член направления, и как педагог и художник» [цит. по: 1, с. 140].
В Самарканд стали стекаться учащиеся художественных учебных заведений, так как, по словам С. М. Круковской, «. творческая жизнь была оживлённой - выставки художников разных поколений, персональные и групповые, сменялись каждые две-три недели, теснили одна другую. Устраивали их в музеях. Художники спорили из-за очереди на участие в выставке. Каждая заканчивалась обсуждением, всегда заинтересованным, страстным» [цит. по: 1, с. 140].
С. М. Круковская в своих воспоминаниях рассказывает также о жизни учебных заведений: «Бывали очень интересные "межвузовские" конференции с постановкой общих вопросов искусства, педагогических проблем и задач, выдвигаемых временем. Бывали просмотры студенческих работ: старших курсов на предмет "брони", у выпускников - сначала обсуждение эскизов дипломных работ, а потом наблюдение за ходом работы. На защиту дипломных работ собирались представители всех вузов, много молодёжи, студентов» [цит. по: 1, с. 140]. Такая напряжённая творческая жизнь, даже несмотря на невероятно трудное военное время, дала плоды в виде большого числа значительных работ, пополнивших сокровищницу узбекского искусства.
В дальнейшем,после окончания войны, Репинский институт вернулся в Ленинград, но на подготовительное отделение института, а затем и в число студентов была принята большая группа молодёжи из Узбекистана, среди них классики узбекской живописи - народный художник СССР и Узбекистана, профессор, академик Академии художеств России и Узбекистана Р. Ахмедов, народные художники Узбекистана Н. М. Кузибаев, Т. А. Оганесов, М. С. Саидов, В. П. Зеликов и другие.
И даже после открытия в 1954 году при
Ташкентском театрально-художественном институте имени А. Н. Островского художественного факультета почти каждый год выпускники узбекиских художественных училищ продолжали поступать в Репинский институт. Хотя художественному факультету при Ташкентском театрально-художественном институте имени А. Н. Островского удалось впоследствии завоевать уважение у творческой молодёжи не только Узбекистана, но и других республик Центральной Азии.
Сначала, хотя институт назывался театральным, приём был объявлен на отделение живописи, где велась подготовка педагогов по специальным предметам для художественных учебных заведений -институтов и средних специальных заведений. Позже открылись отделения театральной декорации, монументальной живописи, скульптуры и графики. Сейчас в институте ведутся занятия по восемнадцати направлениям изобразительных и прикладных искусств и дизайна.
На художественном факультете Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского в разные годы преподавали такие известные мастера, как О. К. Татевосян из Москвы, Б. Урманче из Татарии, А. А. Гольдрей из Ленинграда и другие. Занятия на факультете велись в лучших традициях классиче-
ской академической русской школы, благодаря чему Ташкентский театрально-художественный институт и получил широкую известность.
Путь, пройденный высшим художественным образованием Узбекистана за полвека, был, безусловно, плодотворным. За этот период сформировались свойственные академическому образованию традиции подготовки творческих специалистов по всем направлениям изобразительного искусства, выросло не одно поколение мастеров кисти и резца. Их творчество стало неоценимым вкладом в сокровищницу национального изобразительного искусства Узбекистана.
Признавая достижения в области изобразительного искусства и художественного образования, Президент Республики Узбекистан принял решение об организации Академии художеств с целостной системой художественного образования, а также Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бех-зода (на базе художественного факультета Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского, с 2012 года - Государственного института искусств Узбекистана имени Маннона Уйгура), который продолжил традиции художественного образования в Республике Узбекистан.
Примечания
1. Беньков П. П., 1879-1949: воспоминания, переписка / сост., авт. вступ. ст. и коммент. М. А. Соколова. Ташкент : Изд-во литературы и искусства имени Г. Гуляма, 1981. 238 с.
2. Изобразительное искусство Узбекской ССР : [альбом] / [авт. текста М. Мюнц и Л. Ремпель]. [Москва] : Советский художник, 1957. 32 с., 43 л. ил.
3. Изобразительное искусство Советского Узбекистана : (очерки истории живописи, графики, скульптуры) / Н. М. Абрамова, В. Н. Кедрин, С. М. Круковская и др. Ташкент : Гослитиздат УзССР, 1957. 180 с., 33 л. ил.
4. Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе : альбом : По материалам выставки в Государственном музее искусства народов Востока / авт. вступ. статьи и статей о творчестве художников М. Б. Мясина. Москва : Советский художник, 1973. 285 с. ил.
5. Такташ Р. Х. Изобразительное искусство Узбекистана. (Вторая половина XIX в. - шестидесятые годы XX в.) / Министерство культуры УзССР, Институт искусствоведения им. Хамзы. Ташкент : Фан, 1972. 280 с.
References
1. Ben'kov P. P., 1879-1949: vospominaniia, perepiska [Ben'kov P. P., 1879-1949: memories, correspondence].