Научная статья на тему 'Истоки зарождения искусствоведения в Узбекистане: основные этапы становления'

Истоки зарождения искусствоведения в Узбекистане: основные этапы становления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ РАБОТА / ART CRITICISM / HISTORY / HISTORICAL AND PHILOLOGICAL FACULTY / DEPARTMENT / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Наргиза Сагдуллаевна

В статье даётся краткая характеристика этапов развития искусствоведения в Узбекистане через рассмотрение истории развития учебной и научной дисциплины «Искусствоведение» в системе университетских гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF ORIGIN OF ART CRITICISM IN UZBEKISTAN: MAIN STAGES OF DEVELOPMENT

In article the short characteristic of stages of development of art criticism in Uzbekistan through consideration of history of development of subject and scientific matter “Art criticism” in system of university humanitarian disciplines is given.

Текст научной работы на тему «Истоки зарождения искусствоведения в Узбекистане: основные этапы становления»

Примечания

1. Тёте И. В. Учение о цвете = Zur Farbenlehre : Теория познания = Zur Farbenlehre / пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. Изд. 4-е. Москва : URSS, 2012. 195 с.

2. Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. Москва, 2012.

3. Иттен И. Искусство цвета / [пер. с нем. Л. Монаховой]. 4-е изд. Москва : Д. Аронов, 2007. 95 с., ил., цв. ил.

4. Hullfish, Steven. The Art and Technique of Digital Color Correction. Taylor&Francis, 2013. 544 p.

5. Hurkman, Alexis Van Color correction. Handbook. Second edition. Professional Techniques for Video and Cinema. Peachpit Press, 2014. 719 p.

References

1. Gete I. V. [Goethe J. W.] Uchenie o tsvete: Teioriya poznaniya [The doctrine about color: Theory of knowledge]. 4nd edition. Moscow, Editorial URSS, 2012. 195 p.

2. Ivens R. M. Vvedenie v teoriyu tsveta [Introduction to the theory of color]. Moscow, 2012.

3. Itten I. Iskusstvo tsveta [The art of color]. 4nd edition. Moscow, Published by Dmitry Aronov, 2007. 95 p.

4. Hullfish, Steven. The Art and Technique of Digital Color Correction. Taylor&Francis, 2013. 544 p.

5. Hurkman, Alexis Van Color correction. Handbook. Second edition. Professional Techniques for Video and Cinema. Peachpit Press, 2014. 719 p.

И

СТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

В УЗБЕКИСТАНЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ УДК 7.01:378.14(575) Н. С. Хасанова

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (Ташкент, Узбекистан)

В статье даётся краткая характеристика этапов развития искусствоведения в Узбекистане через рассмотрение истории развития учебной и научной дисциплины «Искусствоведение» в системе университетских гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: искусствоведение, история, историко-филологический факультет, кафедра, учебный процесс, научная работа.

N. S. Khasanova

Institute of National Art and Design named after Kamoliddina Behzoda, Mirzo — Ulugbek District, Sadyka Azimov str., 35, 100000, Tashkent city, Uzbekistan

SOURCES OF ORIGIN OF ART CRITICISM IN UZBEKISTAN: MAIN STAGES OF DEVELOPMENT

In article the short characteristic of stages of development of art criticism in Uzbekistan through consideration of history of development of subject and scientific matter "Art criticism" in system of university humanitarian disciplines is given.

Keywords: art criticism, history, historical and philological faculty, department, educational process, scientific work.

Искусствознание как наука, изучающая сфе- было положено в 1920-е годы. Как отмечает ру художественного творчества, по сложив- С. Горшенина: «первой пристанью искусство-шейся традиции входило в систему универ- ведения и археологии в Среднеазиатском ситетских гуманитарных дисциплин. Начало государственном университете стал исто-изучения истории искусств в Узбекистане рико-филологический факультет, немного-

ХАСАНОВА НАРГИЗА САГДУЛЛАЕВНА — старший научный сотрудник, соискатель Национального 266 института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода (Ташкент, Узбекистан)

KHASANOVA NARGIZA SAGDULLAEVNA — senior research fellow, doctoral student of Institute of National Art and Design named after Kamoliddina Behzoda (Tashkent, Uzbekistan)

e-mail: nargiss1981@mail.ru © Хасанова Н. С., 2015

численный профессорско-преподавательский корпус которого состоял из петроградских и туркестанских специалистов» [1, с. 105]. Среди них исследователь приводит фамилии известных учёных — М. Андреева, В. Бартольда, С. Безобразова, Н. Вундцеттеля, Д. Граменицкого, В. Куна, А. Семенова, И. Умнякова, А. Шмидта и других. Факультет открылся 31 августа 1920 года и объединил практически все гуманитарные науки, составившие образовательные циклы: философию, историю, русское языкознание, исламоведе-ние, иранскую филологию. На всех отделениях читался курс «История искусств и археологии». Курсы по истории искусств были обязательными для каждого цикла [1, с. 105].

В связи с политизацией сферы образования в авторитарном государстве, из-за опасения негативного воздействия гуманитарных наук на коммунистическую идеологию основное внимание было уделено факультетам общественных наук. Согласно декрету СНК РСФСР от 4 марта 1921 года «О плане организации факультета общественных наук российских университетов», история, филология, философия, археология и искусствоведение были исключены из списка предметов, изучаемых в университетах. Исключение было сделано только для головного вуза страны — для МГУ. По этой причине на историко-филологическом факультете молодого Среднеазиатского университета образовательный процесс по искусствоведению длился недолго.

Подобные нововведения не коснулись востоковедения, поскольку считалось, что эта сфера имеет только практическое значение. Сохранились учебные планы, программы и ранее изучаемые предметы. В деятельности Туркестанского восточного института, который через некоторое время в качестве факультета востоковедения был введён в состав Среднеазиатского государственного университета, изменений не произошло, были сохранены в образовательном цикле все гуманитарные предметы по ориенталистике, необходимые при подготовке востоковедов — история,

этнография, лингвистика, литература, археология и, наряду с ними, искусствоведение. Вместе с тем на факультете востоковедения было организовано несколько образовательных направлений — языкознание, литература и краеведение. В курс краеведения, помимо истории и этнографии, были включены археология и искусствоведение, изучение которых начиналось с третьего курса. На этом факультете, кроме специальных предметов, для археологов и искусствоведов читались специальные курсы по археологии и искусству мусульманского периода. В качестве специалиста в Среднеазиатский государственный университет был приглашён профессор Казанского университета А. Миронов.

Однако постепенно, из-за всё усиливающейся политизации учебного процесса изучение истории, археологии, искусствоведения было прекращено. Попытки возродить преподавание этих дисциплин начались в 1935 году. В 1939 году в САГУ был приглашён известный советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор М. Массон, которому в 1940 году удалось создать свою кафедру. Однако изучение искусствоведения было восстановлено лишь в 1942 году, когда был организован историко-филологический факультет с отделениями истории, археологии, искусствоведения, русской и восточной филологии. В связи с этим была открыта кафедра искусствоведения [1, с. 108].

Открытие кафедры искусствоведения было также обусловлено эвакуацией в Ташкент в это время известных учёных-искусствоведов из Москвы и Ленинграда — из научных центров, оказавшихся в районах военных действий. Работа на вновь созданной кафедре искусствоведения при историко-филологическом факультете активизировалась. Заведующим кафедрой был назначен большой знаток искусства Западной Европы профессор Б. Виппер, лекции по западному искусству читали известные искусствоведы: И. Гинзбург, В. Зуммер, Ю. Колпинский, Ж. Мацулевич, В. Мошкова, М. Нейман, А. Федоров-Давыдов, Г. Чабров, В. Чепелев, А. Эфрос, по исто-

рии искусства Востока — Г. Пугаченкова. Им удалось привнести в искусствоведение Узбекистана традиции, сформированные в российских вузах.

После реэвакуации профессуры Москвы и Ленинграда место профессора Б.Виппера занял оставшийся в Ташкенте профессор В. М. Зуммер. Он возглавил отделение искусствоведения и с целью пополнения поредевшего преподавательского состава пригласил на кафедру ташкентских искусствоведов — опытных работников Государственного музея искусств (С. М. Круковскую, Н. М. Абрамову). Во времена деятельности В. М. Зуммера активизировалась ориентализация учебных программ кафедры. За основу в учебном процессе были взяты учебные программы В. М. Зуммера «Искусство Средней Азии», М. Массона «Художественные памятники Ташкента», В. Мошковой «История ковроткачества», Г. Пугаченковой «История искусства зарубежного Востока», А. Семёнова «Искусство каллиграфии Востока» [1, с. 111].

По мере ужесточения требований к идеологической составляющей учебного процесса над кафедрой искусствоведения опять нависла угроза закрытия.

В 1949 году В. М. Зуммера заставили уйти с кафедры. Учёный совет историко-филологического факультета пытался сохранить эту кафедру — были внесены некоторые изменения в учебный план и программы направления искусствоведения, был изменён состав кафедры. В целях укрепления кафедры её штат был расширен до четырёх человек, заведующей кафедрой была назначена Г. Пугаченкова. Но этими изменениями защитить искусствоведение не удалось. Немногим позже, в 1952 году, кафедра была преобразована в кафедру музееведения.

Хотя подготовка специалистов в университете по специальности «Искусствоведение» была прекращена, его выпускники своими научными результатами смогли внести весомый вклад в развитие искусствоведения Узбекистана. Выпускники этого отделения, получившие знания у именитых искусствове-

дов московской школы, — А. Р. Умаров, М. В. Мюнц, Л. В. Шостко, В. Л. Лаковская и другие стали продолжателями традиций по изучению истории и теории искусств.

Подготовленные ими в эти годы альбомы, монографии, каталоги выставок, статьи и очерки стали летописью самой важной эпохи в развитии изобразительного искусства Узбекистана. Их исследования, посвя-щённые творчеству отдельных художников (О. Татевосяна, У. Тансыкбаева, А. Абдул-лаева, И. Икрамова, В. Кайдалова, Б. Хамдами, Р. Тимурова), заложили основу истории искусства Узбекистана. Постепенно книги о творчестве отдельных художников, таких, например, как А. Абдуллаев, И. Икрамов, З. Иногамов, стали издаваться и на узбекском языке. Результаты научных изысканий этих искусствоведов определили значимость изобразительного искусства Узбекистана.

В целях сохранения сложившихся традиций в искусствоведении было принято решение об интеграции искусствознания в художественное образование. В результате достаточно хорошо искусствоведческое образование было налажено в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В дальнейшем искусствоведение как теоретическая сфера художественного образования стало изучаться и в других художественных образовательных учреждениях, в том числе и в республиках Средней Азии. Более того, в связи с активным развитием изобразительного искусства возникла необходимость подготовки профессиональных искусствоведов. По просьбе Министерства культуры Узбекистана и Учёного совета Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского в 1965 году было принято постановление о начале подготовки кадров по искусствоведению в Ташкентском театрально-художественном институте. В том же году была создана кафедра истории и теории изобразительного искусства, заведующим которой был назначен известный учёный Л. И. Ремпель.

Созданная кафедра в ТТХИ явилась преемником сложившихся традиций, заложенных великими учеными-искусствоведами в Среднеазиатском государственном университете. Известный искусствовед М. В. Алпатов так охарактеризовал потенциал Л. И. Ремпеля как учёного: «За многие годы своей работы в Ташкенте Л. И. Ремпель стал крупным знатоком искусства Средней Азии. Ему выпала честь участвовать в исследовании и в научном опубликовании многих памятников искусства, раскопанных на узбекской земле или же извлечённых из многолетнего забвения. Художественные ценности Узбекистана настолько прекрасны, что их простая археологическая характеристика и публикация могли бы принести автору глубокую признательность историков искусства. Он даёт внешние характеристики, служащие основой сведений об эпохе, и вместе с тем стремится определить роль каждого памятника в искусстве Средней Азии, осознать его художественную ценность, определить его стилистические качества» [2, с. 7].

В этот период Л. И. Ремпель в соавторстве с Г. А. Пугаченковой завершил работу над монографией «Изобразительное искусство Узбекистана», за которую авторы были удостоены Государственной премии. Научный успех заведующего кафедрой повысил научный статус и кафедры. Бесценны были уроки в ходе археологической практики второго автора монографии — Г. А. Пугаченковой, как руководителя археологических экспедиций института искусствознания, например при раскопках на Дальверзин-Тепе. Г. А. Пугаченкова воспитала целую плеяду молодых учёных кафедры искусствоведения, будучи их научным руководителем, сыграла большую роль в подготовке таких именитых специалистов, как Ш. Ташходжаев, Б. Тургунов, З. Рахимова.

Профессор Л. И. Ремпель, как руководитель теоретической кафедры, поставил перед собой цель — составить программу обучения по этой специальности и внедрить её в образовательный процесс. Об искусствоведче-

ском образовании как теоретической науке он писал следующее: «Не утрачен интерес общественности к науке об искусстве. Наоборот, он возрос. В искусствоведении в рамках идейно-художественного анализа высшее мастерство в любом виде искусства, форма, глубина идеи, качество произведения свободны от определённых критериев, и это обу-словливает(его) оригинальность и неповторимость идеи, считается (проявлением) таланта в неограниченном пространстве» [3, с. 255].

К организации учебного процесса, к чтению лекций и проведению научно-исследовательской работы стали привлекаться как завершившие обучение в вузе молодые искусствоведы — Л. В. Шостко, В. Л. Лаковская и другие, так и учёные Научно-исследовательского института искусствознания имени Х. Х. Ниязи, а также известные учёные: доктор искусствоведения Р. Х. Такташ, кандидат искусствоведения А. Р. Умаров. Некоторые учёные института, такие как Э.Ртвеладзе, Б. Тургунов, Ш. Ташходжаев, А. Морозова, привлекались к чтению лекций по специальным курсам.

В 1972 году на должность заведующей кафедрой была назначена Л. В. Шостко, которая защитила диссертацию на соискание кандидатской степени. Она заведовала кафедрой почти четверть века. За этот период было подготовлено большое количество специалистов. Л. В. Шостко была удостоена звания «Заслуженный деятель искусств».

Кафедра укреплялась за счёт её учеников — первых выпускников отделения искусствоведения И. Н. Булкиной, Ш. С. Гулямовой и других. Также велик вклад в развитие кафедры выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — З. И. Рахимовой, Н. Р. Ахмедовой, Э. Р. Ахмедовой.

Преподаватели кафедры выполняли свою работу с большой ответственностью: разработка программ, учебных и методических пособий по истории не только Центральной Азии, но и западного искусства, повыше-

ние качества преподавания стали гарантом успеха образовательной деятельности кафедры, а разработка собственной научной тематики, подготовка книг, каталогов и очерков, посвящённых творчеству художников, — важным показателем научной работы кафедры искусствоведения.

Так, Р. Х. Такташ — автор книг о творчестве художников У. Тансыкбаева, Н. Кашиной, М. Курзина; доцент Л. В. Шостко — автор монографий о творчестве Р. Ахмедова, Ю. Талдыкина, К. Башарова, О. Татевосяна, научных докладов на конференциях и Пленумах Союза художников Узбекистана.

В своей монографии «Послевоенная станковая живопись Узбекистана» В. Л. Лаковская проанализировала новые методы и формы в живописи Узбекистана. Работы З. И. Рахи-мовой «Восточная миниатюра и литература», сборник иллюстраций «Шаркона муъжаз расмлар — х,азрат Навоийнинг кузгуси», альбом «Камолиддин Бехзод» и другие посвящены уникальным образцам искусства миниатюры. И. Н. Булкина — автор книг и альбомов, посвящённых творчеству молодых художников Узбекистана; Г. И. Бабаджанова — автор книги о творчестве художника монументалиста-витражиста И. Липене и ряда методических пособий о синтезе искусств.

Обретение независимости нашей страной послужило мощным толчком к развитию изобразительных искусств, возникла острая потребность в кадрах. И в результате Президентом Республики Узбекистан была

организована Академия художеств с целостной системой художественного образования, а также был создан Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, который продолжил традиции художественного образования в Республике Узбекистан, заложенные ещё на художественном факультете Ташкентского театрально-художественного института.

Активное развитие художественного образования в Узбекистане стало возможным благодаря научной деятельности, в том числе и международной, известных учёных — академиков Академии художеств Узбекистана: У. И. Исламова, М. Н. Исхакова, Н. Р. Ахмедо-вой, К. Б. Акиловой. Так, организуемые доктором искусствоведения К. Б. Акиловой научно-теоретические конференции служат важным фактором активизации научной работы студентов. Проводимые в последние годы научные и научно-методические изыскания по проблемам современного изобразительного искусства профессоров А. А. Хакимова, К. Б. Акиловой, Н. Р. Ахмедовой и ряда ведущих преподавателей свидетельствуют о возрастающем теоретическом и практическом значении, актуальности проблем, рассматриваемых в их работах.

Сегодня искусствоведение в Узбекистане достигло своей зрелости и способно дать вполне аргументированную, справедливую и разностороннюю характеристику состояния современного, активно развивающегося изобразительного искусства.

Примечания

1. Торшенина С. М. Галина Пугаченкова. Перебирая жизни черепки. Ташкент : Издание фонда «Институт Открытое Общество — Узбекистан», 2002.

2. Ремпель А. И. Искусство Среднего Востока : избранные труды по истории и теории искусств. Москва : Советский художник, 1978. 286 с.

3. Санъатшунослик масалалари /Туплам/. Ташкент, Уз.БА, 1998.

References

1. Gorshenina S. M. Galina Pugachenkova. Perebiraya zhizni cherepki [Galina Pugachenkova. Touching lives crocks]. Tashkent, Published by Open Society Institute — Uzbekistan, 2002.

2. Rempel L. I. Iskusstvo Srednego Vostoka : izbrannye trudy po istorii i teorii iskusstv [Art of the Middle East: the chosen works on stories and the theory of arts]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik Publ. [Soviet artist Publ.], 1978. 286 p.

3. San"atshunoslik masalalari /Typlam/. Tashkent, Yz.BA Publ., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.