Научная статья на тему 'Философские корни гражданского образования, нормативно- правовая база и реальность. Новое глобальное мышление'

Философские корни гражданского образования, нормативно- правовая база и реальность. Новое глобальное мышление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / GLOBAL THINKING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чащин Елисей Владимирович

Эта статья позволяет шире взглянуть на проблему гражданского образования в России за счёт рассмотрения конкретных приёмов повышения гражданственности и критического взгляда на действительность посредством распространения глобального мышления. Глобальное мышление может стать хорошей основой для реализации принципов роста уровня гражданского сознания в России. Освоение принципов организации учебного процесса, включающего элементы гражданского образования, и культивация глобального мышления являются одними из главных задач современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL ROOTS OF CIVIC EDUCATION, THE LEGAL FRAMEWORK AND THE REALITY. NEW GLOBAL THINKING

This article provides a broader view of the problem of civic education in Russia by addressing specific methods of increasing citizenship and critical view of reality by means of spreading global thinking. Global thinking may be a good basis for the implementation of the principles of growth of civic consciousness in Russia. Mastering the principles of the educational process, including elements of civic education and the cultivation of a global mindset is one of the main tasks of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «Философские корни гражданского образования, нормативно- правовая база и реальность. Новое глобальное мышление»

УДК 316.2+37.012.1+34

ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕАЛЬНОСТЬ. НОВОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ*

Чащин Елисей Владимирович,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, доцент кафедры философии и права,

кандидат философских наук, г. Пермь, Россия. E-mail: chashin86@mail.ru

Аннотация

Эта статья позволяет шире взглянуть на проблему гражданского образования в России за счёт рассмотрения конкретных приёмов повышения гражданственности и критического взгляда на действительность посредством распространения глобального мышления. Глобальное мышление может стать хорошей основой для реализации принципов роста уровня гражданского сознания в России. Освоение принципов организации учебного процесса, включающего элементы гражданского образования, и культивация глобального мышления являются одними из главных задач современного учителя.

Ключевые понятия: гражданское образование, глобальное мышление, рефлексия.

Главными проблемами, стоящими перед всеми теми, кто пытается охарактеризовать природу гражданского образования, выступают вопросы о том, является ли применение «гражданственных» методов в педагогической сфере источником социального развития и что такое «гражданственные» методы как таковые? Кем станет выпускник среднего или высшего профессионального учреждения, которое реализует принципы гражданственности в учебном процессе - законопослушным патриотом, идущим в ногу со всеми, или не зависящим от воли большинства (и, возможно, действующим в разрез интересам других) человеком? Не скрываются ли здесь противоречия?

Характеристика норм гражданского

образования

На одном из заседаний семинара Совета Европы в 2005 г. был принят ряд положений, отражающих основные признаки гражданственности: 1) законо-послушание; 2) ответственность за свои действия и свой выбор перед обществом и государством; 3) способность осуществлять свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других лиц; 4) патриотизм; 5) способность к диалогу с властями и межличностному общению; 6) понимание юридических и моральных обязательств перед обществом; 7) критическое отношение к реальности [7].

Каждый из этих элементов гражданственности может стать отправной точкой для реализации гражданских принципов в образовании. Таким образом, масштаб проблемы, поднятой нами в этой статье, выражается в том, что простого решения, например, сузить все меры по внедрению гражданских принципов в систему образования до введения одного или нескольких учебных курсов оказывается явно недостаточно. Объем поставленной задачи требует особого внимания каждого из участников образовательного процесса на всех уровнях образования. Кроме того, нужно обратиться к специальным методам обучения, которые предусматривают реализацию ключевых демократических идеалов. Например, введению «круглых столов» для обсуждения вопросов, рассматриваемых в каждой учебной аудитории, позволяющих

"Статья написана при поддержке гранта РГНФ № 14-16-59004

любому учащемуся высказать свое мнение, привлечь внимание однокашников к различным проблемам, связанным, например, с деятельностью учебного учреждения. Подобные дискуссии, ментальные и коммуникативные тренировки предполагают использование в учебном процессе информационных ресурсов различных СМИ. Органы государственной власти в современной России проявляют заинтересованность в развитии гражданского образования. Так в 2005 году была принята «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» [5], а также «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [3]. В данных документах отражён ориентир на построение в России правового государства, развитие рыночной экономики, демократизацию общественных институтов и, в конечном счёте, создание в нашей стране полноценного гражданского общества. Именно поэтому россияне, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, должны не только овладевать необходимыми компетенциями, но и получать навыки активного взаимодействия в формирующемся гражданском обществе. Им предстоит осваивать способы построения взаимосвязей с общественными объединениями и органами власти, развивать собственное правовое сознание.

Широкое обсуждение получил созданный при поддержке всех активных участников реализации гражданского образования «Национальный план действий в интересах гражданского образования на 2005 - 2006 годы» [6].

Под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с 2004 года начала работу Комиссия по вопросам гражданского образования и правового просвещения. Совместно с Уполномоченным по правам Человека в Российской Федерации эта Комиссия разработала проект государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы» [2], не только определившей основные направления развития гражданского образования в стране в целом, но и ставшей ориентиром для многочисленных региональных программ. Последние дополняют и адаптируют федеральную программу к реалиям местных образовательных систем. Исследова-

ние сформированной нормативной базы для развития гражданского образования в регионах помогает лучше понять то, каким образом возможно наиболее эффективное достижение положительных результатов в деле повсеместного распространения «гражданских» принципов в обучении молодёжи. Так в «Программе развития системы образования Пермской области на 2006-2010 годы» (пункт 13. «Гражданский характер образования») мы видим, что «система образования должна быть основой и субъектом гражданского общества. Взаимодействие школы и институтов гражданского общества в развитии образования и воспитания граждан, моделирование базовых общественных отношений должно стать главным инструментом образовательной политики» [4]. Подобные программы являются основой для формулировки ключевых тезисов, основных позиций, описывающих природу гражданского образования, его сути, назначения и социальной роли. Последняя характеризуется тем, что именно закладывание правовых оснований, культуры демократии является первоочередной функцией гражданско-правового образования на пути к построению гражданского общества. Необходимостью является создание целостного мировоззренческого комплекса, включающего политическое и правовое сознание, нравственность, духовность юного гражданина страны. Культурно-воспитательный потенциал программ развития гражданского образования оказывает значительную помощь в становлении всесторонне развитой личности, обладающей большой степенью гражданской активности, придерживающейся четких ориентиров на соблюдение демократических свобод и гражданских прав как соплеменников, так и представителей другой культурной среды. Вскормленный этой системой человек - патриот, обладающий достоинством и несущий ответственность не только за совершенные деяния, но и за судьбу Родины. Социализированная подобным образом личность способна на любые гражданские поступки, направленные на благо своей страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт и гражданское образование

Изменение российских федеральных государственных образовательных стан-

дартов способствовало укреплению позиций гражданского образования в нашей стране. Поскольку именно система образования является одним из ключевых источников социализации россиян, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте можно найти основные ориентиры для складывания гражданственности. Данные ориентиры являются чрезвычайно значимыми в контексте борьбы с многочисленными проявлениями экстремизма в мировом сообществе (в том числе, и со стороны государств, считающихся общепризнанными «носителями» демократических ценностей). Невозможность эффективной замены доказавшего свою неэффективность мультикультурализма поликульту-рализмом государствами с многовековыми традициями демократии продемонстрировала слабость последних в деле формирования глобального гражданского общества. В этих условиях именно у России появляется возможность стать источником подлинных демократических ценностей, способных снизить антидемократическое воздействие на глобальное сообщество ряда мировых политических центров. Однако для этого необходимо защитить культурную и национальную идентичность России от любых негативных влияний в процессе её конструктивного диалога с мировым сообществом с учётом особенностей нашей внешней политики. Это является одной из целей внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает следующие образовательно-ценностные ориентиры:

1. Духовное и нравственное развитие и образование, развитие у обучающихся гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

2. Приобретение духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.

3. Демократизацию через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможности для правильного выбора педагогических кадров и образования, методов оценки знаний студентов [1].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования в соответствую-

щих учебных заведениях предполагается обеспечить:

1. Формирование российской гражданской идентичности учащихся.

2. Сохранение и продвижение культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке, изучение культуры и духовных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3. Духовное и нравственное развитие, воспитание студентов и сохранение их здоровья.

4. Развитие государственно-общественного управления в сфере образования.

5. Создание общественных условий развития учащихся, обеспечивающих их социальную идентичность посредством значимых для формирования личности мероприятий [1].

В целом необходимо признать, что основной социальной функцией ФГОС на каждом из уровней образования (помимо исключительно образовательных целей, например, общего повышения интеллектуального уровня учащегося) является развитие у каждого молодого человека ряда ментальных и духовных жизненных установок, объединённых понятием «патриотизм». Важность именно этой задачи для современного российского общества непереоценима.

Однако федеральными государственными образовательными стандартами лишь закладываются основы для создания в нашей стране системы гражданского образования. Положения, прописанные в документах, способны только направить на данный путь участников образовательного процесса. Но именно на последних лежит ответственность за осуществление этой крупномасштабной задачи. При этом необходимостью является изменение самого отношения преподавателя и учащегося к своей деятельности, использование новых методов совместной работы, позволяющих более широко взглянуть на мир и место в нём общества. В этом ключе распространение нового глобального мышления, на наш взгляд, сыграет важную роль в процессе развития гражданственности в отечественной системе образования.

Гражданское образование и основы нового глобального мышления

Новое глобальное мышление должно иметь опору в виде научного знания и обладать ориентацией на единые для всего общества принципы социо-мен-тальной организации, в том числе, и на культуральном основании. Новые условия существования общества способствуют более быстрому и эффективному обмену информацией, позволяя успешнее решать, в том числе, и педагогические задачи, например, ретранслировать навыки и компетенции, используя более современные методы. Последнее играет решающую роль в устранении трудностей, связанных с ментальными особенностями акторов общественной деятельности начала нового тысячелетия, обусловленными влиянием на них социальной среды. В соответствии с этой установкой, необходимо признать, что развитие способов и методов социального мышления как учащимся, так и педагогом возможно лишь при безусловном превалировании рефлексивного аналитического компонента над всеми остальными. Принципы его культивирования, основанные на взаимных интересах каждого из участников образовательного процесса, отражают в себе широкий спектр объективных тенденций в развитии современного образования. Закономерные явления формирования образовательной среды, полностью вписывающиеся в единый тренд социального развития, указывают на безусловный приоритет рефлексивного восприятия ключевых базовых позиций над запоминанием готовой информации, представленной в различных адаптированных источниках. Так, например, возможным будет сохранение основных положений определённой научной теории при персонифицированном осмыслении части данных с последующим включением их в русло единого подхода. Учащийся самостоятельно выбирает путь анализа и творческого осмысления предложенных ему материалов в контексте той или иной теории, а затем делает вывод о её состоятельности или несостоятельности. Осуществление данной рефлексии способствует формированию у учащегося критического взгляда на реальность, столь важного в современном мире. Самостоятельный поиск ответов на вопросы о при-

чине и следствии происходящих событий и протекающих процессов оказывается мощным инструментом противодействия любым формам информационных войн. Данной логической операции (на этапе формирования навыков рефлексии) необходимо подвергнуть каждый аспект проделанной учащимся работы по приобретению знаний о мире вне зависимости от отрасли научного познания. Однако чистая аналитика, лишённая какой-либо оценочности сформулированных учащимся суждений, вынужденно создаст в его сознании неполную, нецелостную картину окружающей действительности. Эмоциональная окраска столь же необходима при передаче знаний, сколько и ясность, и логичность, поскольку она является признаком способности познающего субъекта к полноценной творческой интерпретации событий. При этом сохранение баланса между субъективностью оценок фактов и их наиболее полным и достоверным отображением становится ключевой задачей учащегося, выполнение которой во многом зависит от полученных им от преподавателя базовых аналитических навыков. Современные системы ФГОСов закрепляют в себе данные положения. Их развитие способствует совершенствованию учебного процесса. Важным аспектом внедрения принципов глобального мышления в образовании является сам способ обмена знаниями. Субъекты, использующие уровень индивидуальной памяти, не опирающейся ни на уровень особенного, ни на уровень общего в идеальном, индивидуальное сознание (посредством включения последнего в информационные и коммуникационные соединения), могут, тем не менее, извлечь пользу из знаний других членов группы или всего общества в целом.

Благодаря сотрудничеству и координации усилий внутри социальных групп коллективная память заменяет индивидуальный набор знаний конкретного субъекта, позволяя последнему более глубоко заниматься анализом информации, полученной в процессе его профильной деятельности. Именно последняя устанавливает факты и, превращая их в структуры, доступные для ментального отображения, интегрирует представленные знания. Возможность ретрансляции знания в универсальной форме, а не только в профильной, специфической, действующей на внутригрупповом уровне матрице, определяется степенью

развития глобального стиля мышления в составе ментального комплекса общества в конкретный исторический период. Среди различных звеньев учебно-воспитательного процесса, связанного с социальной актуальностью той или иной исторической ситуации, можно выявить механизмы комплексного понимания информации, необходимые для правильного развития личности. Согласно требованиям общества, не только обусловленным этими историческими условиями, но также поступающим и от конкретных акторов образовательного процесса, главным критерием оценки информации становится индивидуальный «здравый смысл», не имеющий значительной зависимости от политической или иной идеологии той или иной социальной группы. В практическом плане это означает, что раскрытие уникальной мировоззренческой акцентуации личности становится ключом к решению проблем в различных направлениях образовательной деятельности. С одной стороны, это позволяет субъекту образования (что особенно актуально для тех, кто еще находится в процессе социализации) более точно выбрать конкретные отрасли производства, профессиональной деятельности для раскрытия своего потенциала. С другой, для сделавших свой выбор людей - это путь к дальнейшему плодотворному осуществлению своей деятельности, результаты которой потенциально позволяют снизить влияние общественной «уравнительной» идеологии в пользу отдельных социально-идеологических интерпретаций. Учебно-воспитательный процесс при осуществлении такого рода модернизации будет содержать меньшее количество заранее предоставленных эмпирических данных, доказанных фактов и легко предопределяемых выводов. В учебной программе, безусловно, останется основной фактический материал и ключевые методы, требующие глубинного осмысления посредством творческого осмысления, и предлагающие все большее число независимых логических выводов. На основе анализа современной исторической ситуации можно выявить множество примеров проведения активной частью общества научно-исследовательской работы в области поиска универсальных методов обучения и наиболее эффективной подготовки своих членов. Адаптируемые к современным реалиям принципы диалектико-материалистической методологии в системе образования, кон-

цепция М.Монтессори - все это объясняется желанием общества перейти от локальных систем мышления к его более сложной и универсальной организации. Последнее требует запоминания большого количества информации с помощью глобальных, основанных на универсальных теоретических принципах, ментальных клише. Задача системы образования будущего заключается в удовлетворении социальных и психологических потребностей социума посредством подобных инновационных технологий [8].

Последующие поколения людей целиком и полностью смогут воспользоваться плодами модернизации образования, представленными в виде комплекса аналитических методик, применив их частности для упрощения межкультурного взаимодействия, в процессе построения гражданского общества, в решении целого перечня общечеловеческих проблем, встающих перед социумом всё более остро. Данный тренд является естественным движением или переходом научно-образовательного сообщества к принципам постнеклассической науки. Он являет себя в закладке её социокультурного фундамента, распространению её принципов в системе образования в контексте решения глобальных социальных противоречий.

Общество является саморегулирующейся системой, в которой государственные органы и компоненты образовательного сектора выступают в роли взаимодействующих и взаимозависимых подсистем. Недостатки, которые появляются в одной, неизбежно ведут к проблемам в другой. Для удовлетворения потребностей социума в разрешении возникающих противоречий применяется системный подход в распространении принципов формирования и введения глобального мышления в обучение в качестве программы действий по развитию гражданского образования в нашем государстве.

1. Болотина, Т.В. Краткие идеи о продвижении демократической гражданственности и правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2011/11/ analit_spravka.pdf (дата обращения: 01.12.2013).

2. Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы. Проект государственной программы [Электронный ресурс]. URL: http://civilg8.ru/4530.php (дата обращения: 03.12.2013).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2006.

4. Концепция программы развития системы образования Пермской области на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. URL: http://uch.znate.ru/docs/l733/ index-4385-1.html (дата обращения: 01.12.2013).

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (N 1340-р от 09.03.05) [Электронный ресурс]. URL: http://www. ed.gov.ru/files/materials/1799/RPR1340.doc (дата обращения: 02.12.2013).

6. Национальный план действий по осуществлению Европейского года гражданственности через образование в Российской Федерации за 2005-2006 (Москва, 11 февраля 2005 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovetpamfilova.ru/text/854/n_plan. doc (дата обращения: 03.12.2013).

7. Центр гражданского образования и прав человека [Электронный ресурс]. URL: http://pcgo.narod. ru/god_project.htm (дата доступа: 01.12.2013).

8. Чащин, Е.В. Современное мышление в условиях общественных трансформаций и возникновения глобальных проблем: дисс. ... канд. филос. наук. Пермь: ПГУ, 2010 г., 185 с.

References

1. Bolotina, T.V. Kratkie idei o prodvizhenii demokraticheskoj grazhdanstvennosti i prav cheloveka v Rossijskoj Federacii [Short Ideas about Promotion of Democracy and Human Rights in Russia]. Available at: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2011/11/ analit_spravka.pdf (accessed: 01.12.2013) [in Rus].

2. Grazhdanskoe obrazovanie naselenija Rossijskoj Federacii na 2005-2008 gody. Proekt gosudarstvennoj programmy [Civil Education of Russian people in 20052008th years. Project of State program]. Available at: http:// civilg8.ru/4530.php (accessed: 03.12.2013) [in Rus].

3. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda (2006) [Conception of modernization of Russian education to 2010 year]. Moscow [in Rus].

4. Koncepcija programmy razvitija sistemy obrazovanija Permskoj Oblasti na 2006-2010 gody [Conception of Program Development of Perm Regional Educational System]. Available at: http://uch.znate.ru/docs/1733/ index-4385-1.html (accessed: 01.12.2013) [in Rus].

5. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2006-2010 gody (N 1340-r ot 09.03.05) [Concepts of Federal Target Program of Education Development for 2006-2010th years]. Available at: http:// www.ed.gov.ru/files/materials/1799/RPR1340.doc (accessed: 02.12.2013) [in Rus].

6. Nacional'nyj plan dejstvij po osushhestvleniju Evropejskogo Goda Grazhdanstvennosti cherez Obrazovanie v Rossijskoj Federacii za 2005-2006 (Moskva, 11 fevralja 2005 g.) [National Plan of Activities to Implement European Year of Civic Consciousness through Education in Russia in 20052006th years]. Available at: http://www.sovetpamfilova.ru/ text/854/n_plan.doc (accessed: 03.12.2013) [in Rus].

7. Centr Grazhdanskogo Obrazovanija i Prav Cheloveka [Centre of Education and Human Rights]. Available at: http: / / pcgo. narod. ru/god_project. htm (accessed: 01.12.2013) [in Rus].

8. Chashhin, E.V. Sovremennoe myshlenie v uslovija obshhestvennyh transformacij i vozniknovenija global'nyh problem [Modern thinking in Social Transformations and Global Problems]. Perm': PGU, 2010, 185 p. [in Rus].

УДК 316.2+37.012.1+34

THE PHILOSOPHICAL ROOTS OF CIVIC EDUCATION, THE LEGAL FRAMEWORK AND THE REALITY. NEW GLOBAL THINKING

Chashchin Yelisey Vladimirovich,

Perm National Research Polytechnic University, Associate Professor,

Department Chair of Philosophy and Law, Cand. Sc. (Philosophy), Perm, Russia.

E-mail: chashin86@mail.ru Annotation

This article provides a broader view of the problem of civic education in Russia by addressing specific methods of increasing citizenship and critical view of reality by means of spreading global thinking. Global thinking may be a good basis for the implementation of the principles of growth of civic consciousness in Russia. Mastering the principles of the educational process, including elements of civic education and the cultivation of a global mindset is one of the main tasks of the modern teacher.

Key concepts: civic education, global thinking, reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.