Научная статья на тему 'Философские категории женского начала и любви в творчестве И. А. Гончарова'

Философские категории женского начала и любви в творчестве И. А. Гончарова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
619
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. ГОНЧАРОВ / I.A. GONCHAROV / FEMININE / ЛЮБОВЬ / LOVE / ГАРМОНИЯ / HARMONY / БРАК / MARRIAGE / СЕМЬЯ / FAMILY / ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сунь Личжэнь Личжэнь

В статье проведён анализ категорий женского начала и любви в творчестве И.А. Гончарова. Показана двойственная сущность женщины как творца и творения одновременно, присутствие в любой женщине некоторого мужского начала. Идеальная любовь в творчестве И.А. Гончарова описана как чувство, гармонично сочетающее в себе движения души и рассудочность. И.А. Гончаров признавал силу и власть любви во всех сферах жизни: природной, общественной и семейной. Само творчество автора было сконцентрировано на проявлениях разнообразных страстей, в том числе, любви, желании познать и описать самые глубины взаимоотношений «обоих полов между собой». Героини произведений И.А. Гончарова не только играют ведущую роль в оценке мужских персонажей, в архитектонике произведений, но и верно отражают типы российской жизни 30-60-х годов Х!Х века и характеризуют моральные идеи самого писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL CATEGORY OF THE FEMININE AND OF LOVE I N THE WORKS OF I. A. GONCHAROV

The paper presents an analysis of the categories of the feminine and of love in the works of I. A. Goncharov. The work shows the dual nature of women as both the creator and the creation simultaneously, the presence in every woman some masculinity. Ideal love in the works of I. A. Goncharov is described as a feeling that combines the phenomena of the soul and rationality. I. Goncharov recognized the strength and the power of love in all areas of life: natural, social and family. The sheer creativity of the author focused on manifestations of a variety of passions, including love, desire to know and describe the depths of relationship between both sexes. The women characters in works by I.A. Goncharov not only play a leading role in assessing male characters, in the architecture of literary works, but surely reflect the types of the Russian life in 30-60-ies of the 19 century and characterize the writer's moral ideas.

Текст научной работы на тему «Философские категории женского начала и любви в творчестве И. А. Гончарова»

тельно мелких сайтов, можно сказать, что, не имея достаточных ресурсов, они не смогут стать крупными сайтами, но смогут, тем не менее, заявить о своей уникальности.

3) Совершенствование мультимедийного способа вещания в Интернете чрезвычайно важно для его полноценного развития. Мультимедийность информации - это важная отличительная черта Интернета. Так называемая мультимедийная передача -это метод цифровой передачи текста, звука, видео и телесигнала. [3] В области создания мультимедийных передач новостные сайты добились большого прогресса. Например, в настоящее время, переходя на какой-либо из новостных сайтов, китайские пользователи могут наблюдать текстовую ссылку или движущееся красочное изображение, сопровождаемое звучанием аудиоряда. Некоторые сайты ведут прямую трансляцию крупных событий. Так, например с 1999 года центральный китайский телеканал транслирует «Праздник весны». При серьёзном подходе к развитию технологии мультимедийных передач, необходимо преодолеть различные технологические преграды, сопровождающиеся большими дополнительными денежными затратами. Интернет - это сверхтехнологичное явление, которое постоянно развивается и подстраивается под разные требования. Такой вид СМИ Китая, как сетевые массмедиа, непрерывно развивается, идя в ногу развитием передовых технологий.

4) Новостные сервисы китайского Интернета уделяют всё большее внимание оригинальности контента. Быть «вещателем новостей» - всегда было основной функцией Интернета. В настоящее время вне зависимости от того, посвящен ли сайт бизнесу или это традиционно информационный сайт, всегда необходимо заботиться о повышении качества предоставляемых им новостей. Оригинальность в этом вопросе - залог производительности и успешности сайта. Традиционные СМИ известны своим уровнем оригинальности в силу погони за эксклюзивными

Библиографический список

новостями, репортажами и т. д. Интернет в силу изменения методов вещания и усиления конкуренции, должен сосредоточить своё внимание на усилении оригинальности контента и поддержании тесной связи с публикационной интерактивностью на основе своих уникальных свойств. Между интернет-медиа и традиционными китайскими СМИ всегда была и остаётся конкуренция, но именно она способствует каждодневному развитию этих двух сторон. Уникальность становится опорой Интернета в конкурентной борьбе. И именно углубление оригинальности контента, опирающееся на собственную уникальность, способствует успешному развитию Интернета как средства массовой информации и коммуникации.

5) Стандартизация новостных сообщений является достижением высочайшего качества интернет-трансляции. Быстрое развитие Интернета оказывает большое влияние на традиционные методы трансляции новостей. Оно способствует процессу изменения темпов и качества развития журналистики. Однако это развитие несёт человечеству не только удобства, но и некоторые проблемы. Особенно небезопасным является нелимитирован-ное распространение информации о порнографии, сведений, посягающих на неприкосновенность личной жизни, нарушение прав интеллектуальной собственности, распространение клеветы, дезинформации и т. д. Любое явление имеет процесс зарождения и процесс созревания, это касается и Интернета. Все названные проблемы со временем смогут быть устранены в процессе развития Интернета, путём совершенствования правил пользования интернет-сети и технологического развития.

В результате длительного периода своего совершенствования интернет-СМИ Китая достигли высокого уровня развития. Об их зрелости свидетельствуют такие важнейшие качества, как своевременность, информативность, территориальность, маштабность и др.

1. Чжэн цзе. Китайской спецификой интернет-СМИ и тенденции развития. Электронное правительство. 2012; 08: 97.

2. Куан Вэньбо, Ли Жуй, Жэнь Чжожу. Тенденции развития онлайновых СМИ. Друзья Редакторы. 2017; 01: 17.

3. Чжэн синь. Текущая ситуация и тенденция развития сети новостей. Любители новостей. 2007; 03: 20.

References

1. Chzh'en cze. Kitajskoj specifikoj internet-SMI i tendencii razvitiya. 'Elektronnoe pravitel'stvo. 2012; 08: 97.

2. Kuan Ven'bo, Li Zhuj, Zh'en' Chzhozhu. Tendencii razvitiya onlajnovyh SMI. Druz'ya Redaktory. 2017; 01: 17.

3. Chzh'en sin'. Tekuschaya situaciya i tendenciya razvitiya seti novostej. Lyubiteli novostej. 2007; 03: 20.

Статья поступила в редакцию 11.04.17

УДК 82

Sun Lizhen, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Suihua University (Suihua , China), E-mail: [email protected]

THE PHILOSOPHICAL CATEGORY OF THE FEMININE AND OF LOVE IN THE WORKS OF I. A. GONCHAROV. The paper presents an analysis of the categories of the feminine and of love in the works of I. A. Goncharov. The work shows the dual nature of women as both the creator and the creation simultaneously, the presence in every woman some masculinity. Ideal love in the works of I. A. Goncharov is described as a feeling that combines the phenomena of the soul and rationality. I. Goncharov recognized the strength and the power of love in all areas of life: natural, social and family. The sheer creativity of the author focused on manifestations of a variety of passions, including love, desire to know and describe the depths of relationship between both sexes. The women characters in works by I.A. Goncharov not only play a leading role in assessing male characters, in the architecture of literary works, but surely reflect the types of the Russian life in 30-60-ies of the 19 century and characterize the writer's moral ideas.

Key words: I.A. Goncharov, feminine, love, harmony, marriage, family.

Сунь Личжэнь, канд. филол. наук, доц. Суйхуаского университета, г. Суйхуа, Китай, E-mail: [email protected]

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ ЖЕНСКОГО НАЧАЛА И ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ГОНЧАРОВА

Статья разработана при поддержке фонда гуманитарных исследований в области искусства и литературы (пров. Хэйлунцзян) «Философия любви в романах И.А. Гончарова» (№ 2013D063).

В статье проведён анализ категорий женского начала и любви в творчестве И.А. Гончарова. Показана двойственная сущность женщины как творца и творения одновременно, присутствие в любой женщине некоторого мужского начала. Идеальная любовь в творчестве И.А. Гончарова описана как чувство, гармонично сочетающее в себе движения души и рассудочность. И.А. Гончаров признавал силу и власть любви во всех сферах жизни: природной, общественной и семейной. Само творчество автора было сконцентрировано на проявлениях разнообразных страстей, в том числе, любви, желании познать и описать самые глубины взаимоотношений «обоих полов между собой». Героини произведений И.А. Гончарова не только играют ведущую роль в оценке мужских персонажей, в архитектонике произведений, но и верно отражают типы российской жизни 30-бО-х годов XIX века и характеризуют моральные идеи самого писателя.

Ключевые слова: И.А. Гончаров, женское начало, любовь, гармония, брак, семья.

Философские категории женского начала и любви в морально-этических взглядах И.А. Гончарова занимают значимое место и играют одну из ведущих ролей в его творчестве.

Суть категории женского начала, отношение к женщинам самого автора озвучено в его творчестве голосом Райского, поющего хвалебную песнь русской женщине: «В женской половине человеческого рода заключены великие силы, ворочающие миром» [1]. Для И.А. Гончарова женский идеал воплощается в сочетании внешней красоты и «красоты духа», идеал женщины трансформируется в идеал подлинной «гармонии красот».

Внутреннюю красоту женщины писатель и его мужские персонажи видели в красоте душевных стремлений, честности и доброте, любви, широте и глубине интеллекта, и, самое главное, в гармонии и равновесии перечисленных качеств, что и составляло авторский идеал женского образа. В писательской практике И.А. Гончарова превалировал образ Галатеи, которая могла выступать и в мужском облике (Илья Ильич Обломов, Марк Волохов), превращаясь в Пигмалиона, а затем вновь становясь Галатеей, уже для следующего, равного себе партнера-Пигмалиона.

При этом, следует отметить, что И.А. Гончаров как раз в процессе творения, установления отношений приравнивал мужчин и женщин друг к другу. Ольга Ильинская была Пигмалионом для Обломова, однако, разочаровавшись в перспективах сотворить из него достойного её спутника жизни, вскоре сменила свою роль, став Галатеей уже для Андрея Ивановича Штольца и целиком предававшись его воле. В романе «Обрыв» у Веры также не получилось справиться с ролью Пигмалиона в отношении Воло-хова, однако разрыв с последним пробуждает в ее душе новую Галатею, ждущую своего творца [2].

Для И.А. Гончарова сам процесс выстраивания чувственных отношений был обоюдным, изображался как движение мужчины и женщины навстречу друг другу, как непрестанный душевный труд, в котором партнеры не застыли в своем развитии, но оказывают взаимную помощь в самосовершенствовании.

Подобное понимание союза мужчины и женщины содержало в себе семена, давшие свои всходы в русской философской мысли на рубеже XIX и ХХ вв. «Женский вопрос», особо актуальный как в Европе, так и в России уже во времена И. Гончарова, был тогда облечен в несовершенную форму. Налицо было неадекватное восприятие равенства полов. Женщины в своем стремлении избавиться от власти сильного пола, переходили все грани, становились мужеподобны не только внешне, но и нередко принимали на себя мужские качества и функции, при этом извращая сущность уникальной женской природы. В связи с этим русские философы Н. Бердяев и С. Булгаков, в развитии собственной концепции Эроса, утверждали андрогинность человека, отмечая, что «женщина имеет мужское начало, но по-своему, также как и мужчина - женское. Мнимое равенство неизбежно сопрягается с поруганием женственности и с низведением пола к простому различению самца и самки» [3, с. 315]; поэтому «равенство мужчины и женщины есть пропорциональное, равенство своеобразных ценностей» [4, с. 254].

Именно поэтому И.А. Гончаров, адепт гармоничного мироустройства и человеческих взаимоотношений, демонстрирует неуспех своих героинь, когда они, будучи Пигмалионами, пытались исполнить нехарактерные для них мужские функции, поскольку для истинного мужчины женщине пристало быть Галатеей, охранять и холить собственную женственность, свои честь и достоинство, предназначенные привести мир к гармонии в любви.

При этом сущность концепции любви И.А. Гончарова сводится к ее пониманию как человеческого чувства, которое является непременным условием существования добра, истины и красоты.

И.А. Гончаров признавал силу и власть любви во всех сферах жизни: природной, общественной и семейной. Само творчество автора было сконцентрировано на проявлениях разнообразных страстей, в том числе, любви, желании познать и описать самые глубины взаимоотношений «обоих полов между собой» [5, с. 211]. В «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве», связанных друг с другом «одною общею нитью, одною последовательною идеею» [5, с. 73], писатель показал такое разнообразие вариантов любви-страсти, что практически исчерпал все её возможные проявления, отобразив «многовековой путь духовно-нравственной эволюции человечества» [6, с. 50].

Тем не менее, И.А. Гончарову было абсолютно несвойственно отображать мистические стороны любовных отношений, он не демонстрировал ее запредельные и трагические грани, не

окрашивал в черные тона. Отсутствовала в его произведениях и рабская покорность мужчины властной и красивой женщине, поскольку это входило в противоречие безмятежной натуре автора, который был скорее склонен все окрашивать в «светлые и мягкие тона» [7].

Зато И.А. Гончаров постоянно изображал простую человеческую любовь - плотскую, чувственную, сладострастную. Писатель не чуждался идей о том, что, по мысли философа А.Е. Жураковского, «все высшие формы духовного творчества коренятся в сфере половой любви, питаются половой энергией» [8, с. 334]. Сам И.А. Гончаров в одном из писем сделал признание, что по страстной натуре своей искал наслаждений, хотя осознавал, что они не цель жизни...

Гармоничным финалом любовных взаимоотношений между мужчиной и женщиной для И.А. Гончарова оставались освященные церковью брачные узы, в которых не исчезали полностью, но стихали порывы страсти (стоит напомнить об Ольге Ильинской, обнимавшей мужа в порывах любви и благодарности за понимание). Практически все главные герои романов И.А. Гончарова оформили свои отношения с женщинами церковным браком. Петр Адуев женат, женится и его племянник. Илья Ильич Обломов представлял женщину исключительно женой, а не любовницей. И для Штольца брак с Ольгой становится итогом его мечтаний, только с ней он постигает «последнее счастье человека», и, хотя природа Райского не давала ему окостенеть в браке, художник понимал, что «цель любви - рождение детей», а «идеал полного счастья» у него «неразлучен с идеей семьи.» [1]. В этом он целиком согласен с убеждением Веры, что женщины предназначены, в первую очередь, для семьи, а семейное благополучие «ведет за собой долг» [1].

При этом, соглашаясь с тем, что величайшее, что существует в женском сердце, это сострадание, самоотвержение и любовь, И.А. Гончаров не усматривает противоречия между личным счастьем и долгом, необходимостью жертвы. Писатель полагал, что духовно-телесное чувство может быть реализовано и в повседневной жизни, и попыткой воплощения этой мысли можно считать брак Штольца и Ильинской.

Для И. Гончарова было допустимым согласие личного счастья и морального долга, поскольку само исполнение последнего дарит счастье. Так, Агафья Матвеевна счастлива окружить Обломова любовью и заботой, так как для нее это природный зов сердца, полное и долгожданное счастье, а Марфинька согласна слушать бабушку, исполнять перед ней свой долг, так как это созвучно ее наклонностям. И.А. Гончаров полагал, что исполнение долга является естественной человеческой потребностью, которая вытекает из его врожденной сути. Ведь истинные люди естественным путем устремлены к красоте поступков, отношений, чувств. Они не принуждают себя к этому, а легко следуют велениям собственной души. Однако подобная простота и естественность поведения присущи немногим женским персонажам И.А. Гончарова, как примеры - сильная и прекрасная душою Татьяна Марковна, у которой всегда в согласии ум и сердце, и нравственная и добрая от природы Марфинька с её простой и цельной нравственной силой, способной исполнить главное женское предназначение в браке - родить и воспитать детей, создать и сберечь семейное гнездо.

Вера также не представляет невенчанной любви, но она любит рационально, жестко борется со своими страстями, со своей душевной бурей, которая, однако, у нее касается не только сердца, буря эта рассудочна, рациональна. Вера верит в глубину, святость и неизменность любви, готова следовать за избранником либо вести его за собой, но лишь в случае, если поверит ему полностью, а избранник удовлетворит не только ее чувственные, но и духовные запросы. Вера готова пожертвовать собой, если эта жертва не противоречит ее морально-нравственным принципам, ее пониманию «человеческого, а не животного счастья» [1].

И в этом её копией является Ольга Ильинская. Илья Ильич - добрый, умный, благородный, нежный человек с золотым сердцем, но все это не удовлетворяет Ольгу, она любит рассудком, раздумывает над каждым своим шагом, просчитывает свою жертвенность без романтических мечтаний. Ольга хотела изменить Обломова, вести его за собой, видеть в нем человека превосходящего ее, героя, полного жизненных сил. Ольга хорошо знает, что ей нужно, понимает, что Обломов не может дать ей счастье, пробудить Илью Ильича у нее не получилось, а просто любить в мужчине все, «что есть хорошего» [9, с. 296], она не способна.

Полагаем, верно подмечено Ю. Айхенвальдом, что женщины в романах И.А. Гончарова «не столько любят, сколько спасают». И Ольга, и Вера способны полюбить здоровой любовью, девушки не утрачивают свое «я», не позволяют раствориться ему в другом. Обе, обладая высокими душевными качествами, неспособны беззаветно служить другому человеку, безоглядно жертвовать собой. Следует подчеркнуть, что осмысленность и сознательность в подходе к жизни ценится И.А. Гончаровым, который наделяет этими чертами и Тушина, и Штольца, которые обладают равновесием сердца и разума, истинной «красотой души». Такой же Обломову видится Ольга Ильинская: «Невозмутимая, неробкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь!» [9, с. 273].

И.А. Гончаров в своих произведениях стремился воплотить гармонию и идеальную красоту мира. В своей художественной практике писатель наметил и предвосхитил многие духовно-эстетические и этические тенденции, нашедшие свое дальней-

Библиографический список

шее развитие и отражение в философско-религиозном дискурсе Серебряного века.

И.А. Гончаров видел гармонию в сочетании женского достоинства, ума и красоты души и тела, в брачно-семейных отношениях мужчины и женщины. Великий русский писатель осознавал великое онтологическое значение любви, осознавал гармонизирующую и созидающую, животворящую миссию женщины как уникального создания природы.

В целом, исследование показало, что в романах И.А. Гончарова любовь играет огромную роль в раскрытии духовного потенциала героинь. Это чувство не только формирует и пробуждает женскую душу, но и раскрывает уровень ее сокровенных моральных возможностей. Тем более, что героини не только играют ведущую роль в оценке мужских персонажей, в архитектонике произведений, но и верно отражают типы российской жизни 3060-х годов XIX века и характеризуют моральные идеи самого писателя.

1. Гончаров И.А. Обрыв: Роман в 5 ч. Москва, 1988.

2. Багаутдинова Г.Г. Миф о Пигмалионе в романе И.А. Гончарова «Обрыв». Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. Санкт-Петербург, 1998; Вып. 2 (№ 9): 81 - 86.

3. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Русский Эрос, или Философия любви в России. Составитель и автор вступительной статьи В.П. Шестаков. Москва: Прогресс, 1991: 307 - 319.

4. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. Русский Эрос, или Философия любви в России. Москва, 1991.

5. Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 т. Москва, 1952 - 1955; Т. 8.

6. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. Москва, 1996.

7. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 2. Москва, 1906 - 1910; 2-е изд. Москва, 1908 - 1913.

8. Жураковский А.Е. Таинство любви и таинство брака. Русский Эрос, или Философия любви в России. Москва, 1991.

9. Гончаров И.А. Обломов: Роман в 4 ч. Москва: Художественная литература, 1984.

References

1. Goncharov I.A. Obryv: Roman v 5 ch. Moskva, 1988.

2. Bagautdinova G.G. Mif o Pigmalione v romane I.A. Goncharova «Obryv». VestnikSPbGU. Ser. 2. Istoriya. Yazykoznanie. Literaturovedenie. Sankt-Peterburg, 1998; Vyp. 2 (№ 9): 81 - 86.

3. Bulgakov S.N. Svet nevechernij. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Sostavitel' i avtor vstupitel'noj stat'i V.P. Shestakov. Moskva: Progress, 1991: 307 - 319.

4. Berdyaev N.A. Metafizika pola i lyubvi. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Moskva, 1991.

5. Goncharov I.A. Sobranie sochinenij: v 8 t. Moskva, 1952 - 1955; T. 8.

6. Nedzveckij V.A. Romany I.A. Goncharova. Moskva, 1996.

7. Ajhenval'd Yu.I. Silu'ety russkih pisatelej. V 3 vypuskah. Vyp. 2. Moskva, 1906 - 1910; 2-e izd. Moskva, 1908 - 1913.

8. Zhurakovskij A.E. Tainstvo lyubvi i tainstvo braka. Russkij 'Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii. Moskva, 1991.

9. Goncharov I.A. Oblomov: Roman v 4 ch. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1984.

Статья поступила в редакцию 11.04.17

УДК 371

Abdurakhmanovа P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Learning of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Idrisova P.G., teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Osmanov U.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English Philology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING OF ENGLISH COMPOUND WORDS BY MEANS OF AFFIXATION. Affixation is a morphological process, by which bound morphemes are attached to roots or stems to create either a different form of the same word, or a new word. The derivational structure of newly formed words involves three linguistic elements: a root or stem (basic form of the word), an affix and a model, according to which the affix is joined to the derivational base. A derivative word is the result of the interaction of these three components. The derivational stem due to its structural, semantic and grammatical characteristics joins different affixes on existing models that reflect real connections of compatibility of the stem and affix. The authors conclude that affixation is one of the most productive ways of word formation in English. Affixation is represented by two main ways of word formation: pre-affixation and suffixation, the models of which have their own characteristics and classification. Key words: modern English, affixation, word formation.

П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. раннего обучения иностранным языкам и методикам их преподавания, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

П.Г. Идрисова, ассистент каф. раннего обучения иностранным языкам и методикам их преподавания, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] У.Ю. Османов, канд. филол. наук, доц. каф. английской филологии, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПРИ ПОМОЩИ АФФИКСОВ

Аффиксация заключается в присоединении аффиксов к корням слов или их основам. Словообразовательная структура вновь образованного слова предполагает наличие трёх обязательных компонентов: корня или основы, аффикса и модели, по которой происходит присоединение аффикса к производящей основе. Производное слово является результатом взаимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.