Н.А.Чебышева. - Л.. 1969. - Т. 1. - С. 114. 132. 157, 165.
6. Павлов ИЛ. Лекции, статьи, выступления по физиологии пищеварения // Поли. собр. соч. - М.: Л., 1946. - Т. 2. - С. 474.
7. Труды Общества русских врачей в Санкт-Петербурге. - СПб. 1906. - Т. 73. - С. 416.
8. Груды общества русских врачей в Санкт-Петербурге. - СПб. 1908. - Т. 75. - С. 285.
О Корнеев П.В.. 1999 УДК 612(092)+61:15
THE FAMOUS INHABITANTS OF RYAZAN: TWO LIVES, TWO FATES
D.G.Uzhekova
The article presents materials about relations and scientific activity of physiologist I.P.Pavlov and pharmacologist N.P.Kravcov, two famous scientists and inhabitants of Ryazan.
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
И.П.ПАВЛОВА
П.В.Корнеев
Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова
И.П.Павлов - выдающийся представитель естественнонаучного материализма. Идеи, которые он использовал при обобщении своих опытов, совпадают с идеями материалистической диалектики. Кроме того, он был убежденным атеистом. Велик его вклад и в этику науки.
Научная деятельность И.П.Павлова -яркий пример творческого сотрудничества естествознания и философии. Еще в отроческом возрасте И.П. Павлову стали известны работы русских филосо-фов-материалистов. Впоследствии он вспоминал, что еще в 14-15 лет читал произведения выдающегося философа-материалиста Н.Г. Чернышевского и был поражен их реалистичностью. Глубокое влияние оказал на И.П.Павлова крупный философ-материалист Д.И.Писарев; физиолог Л.А.Орбели, хорошо знавший И.П.Павлова по многолетней совместной работе, в своих “Воспоминаниях'’ отмечал. что И.П.Павлов высоко ценил Д.И.Писарева и очень им увлекался. Вспоминая свои студенческие годы, И.П.Павлов говорил, что для него и его товарищей по учебе философское понимание мира было живой жгучей потребностью. Работы русских философов-материалистов, изучение естественных наук и собственные научные исследования были той основой, на которой сформировалось материалистическое мировоззрение И.П. Павлова.
Осмысливая и обобщая свои опыты, И.П.Павлов последовательно применял принцип детерминизма, то есть ха-
рактерную для материалистического мировоззрения мысль о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Он сам неоднократно (например, в статье "Ответ физиолога психологам” [2, с. 167]) подчеркивал основополагающее значение этого принципа для науки. Принцип детерминизма И.П. Павлов соединял с понятиями движения и развития. И окружающую среду, и живой организм он рассматривал в движении, изменении. Среда существует “в беспрерывном движении” [2, с. 95], и в организме происходит “своеобразное движение нервных процессов” [2, с. 95]. Подходя к движению дифференцированно, И.П.Павлов выделял развитие как особый вид движения. Он видел великую заслугу Ч.Дарвина в обогащении всей умственной работы человечества “гениальной иллюстрацией идеи развития” [2, с. 63].
В своих научных исследованиях И.П.Павлов постоянно использовал и понятие связи. Особым видом связи являются рефлексы. Одним их предшественников рефлекторной теории И.П. Павлова был великий французский философ и ученый XVII в. Декарт. Творчество Декарта носило многоплановый
характер. В своей онтологии он дуалист, в гносеологии - рационалист, а в физике и физиологии - материалист. Высоко оценивая роль Декарта в истории физиологии. И.П.Павлов развивал материалистическое понимание рефлексов. Он рассматривал рефлексы как формы связи организма и среды. Постоянную связь внешнего воздействия с ответной деятельностью организма он называл безусловным рефлексом, а временную связь - условным рефлексом (статья “Условный рефлекс’') [2, с. 239].
Поскольку эти связи существуют в определенном пространстве, их изучение требует от физиолога "пространственного мышления” [2, с. 69]. Необходимо учитывать и время как фактор жизнедеятельности организма. И.П.Павлов неоднократно подчеркивал, что прочный условный рефлекс получается только при постоянном предшествовании внешнего воздействия безусловном) раздражителю. Из своих опытов он сделал тот вывод, что время является "совершенно реальным раздражителем” и что это открывает путь к решению проблемы времени в философии [2. с. 85]. Вопрос о сущности времени. о том. существует ли оно объективно или является лишь формой человеческого восприятия, глубоко интересовал и теперь интересует многих философов и ученых. Опытами И.П.Павлова и его сотрудников показано, что можно выработать условный рефлекс не только на обычное материальное воздействие (свет, звук и т.д.). но и на время. Это убедительно свидетельствует о неразрывной связи времени с материей. Время не привносится в мир человеческим или сверхчеловеческим сознанием, не является только формой нашего созерцания, но существует изначально и неустранимо, как и материя. Тем самым подтверждается материалистическое понимание времени.
На основании своих опытов И.П.Павлов отмечал не только разнообразные связи, но и отношение противоположностей в жизнедеятельности организма. Опыты дали ему обильный фактический материал для выводов о единстве и борьбе противоположностей. Он считал,
(
что каждый раздражитель, “начинающий действовать на центральную нервную систему, всту пает с ней в борьбу с уже действующим там агентом” [2, с. 66]. И. Г1. Павлов констатировал "борьбу между раздражительным и тормозным процессами" в центральной нервной системе [2, с. 141]. Единство этих противоположных процессов проявляется в том, что они могут вызывать друг друга, переходить друг в друга, о чем И.П.Павлов писал и говорил неоднократ но.
Таким образом, в теоретическом обобщении своих опытов И.П.Павлов постоянно использовал следующие понятия: движение (как материальное изменение в окружающем мире или в живом организме), развитие как особый вид движения, связь явлений, пространство и время (в которых и происходит всякое движение), единство и борьба противоположностей. Эти же понятия (в том или ином их толковании) мы находим в философских течениях. Движение, развитие, связь, единство и борьба противоположностей - это основные идеи материалистической диалектики. Понятия, систематические применяемые И.П.Павловым в обобщении своих опытов, совпадают с основными идеями материалистической диалектики. Выводы ученого из своих опытов носят диалектико-материалистический характер.
Конечно, это далеко не случайно. И.П.Павлов не занимался “подгонкой’’ своего профессионального мышления под какую-либо философию. Он мыслил самостоятельно. Тем более интересно и важно то, что в своих обобщениях и выводах он выступал как последовательный материалист и диалектик. Это свидетельствует не только о глубине его мышления, но и о ценности материалистической диалектики как наиболее общего метода познания.
Высказывая материалистические взгляды, И.П.Павлов был отнюдь не одинок среди тогдашней научной общественности. И.М.Сеченов, И.И.Мечников, К.А.Тимирязев. другие биологи и медики выступали за материализм, критиковали идеалистические течения. К этой плеяде
выдающихся представителей естествен-но-научного материализма принадлежал и И.П.Павлов. Материалистическая направленность его исследований была ясна его современникам. Во время его пребывания в Англии известный английский физиолог сказал ему: “Ваши условные рефлексы ... пахнут материализмом” (об этом И.П.Павлов сообщил в лекции “Экспериментальная патология высшей нервной деятельности” [2, с. 220].
И.П.Павлов был не только материалистом и диалектиком, но и атеистом. О своем атеизме он сам неоднократно заявлял устно и письменно. Кроме того, об атеистических убеждениях И.П.Пав-лова рассказал Л.А.Орбели в своих “Воспоминаниях”. И.П.Павлов пришел к атеизму отнюдь не случайно. Объясняя и явления окружающего мира, и жизнедеятельность организма естественными (а не сверхъестественными), доступными для науки (а не скрытыми от нее навсегда) причинами, И.П.Павлов осознанно, решительно, логично и закономерно принимал позицию атеиста. Эта позиция неотделима от его научного мировоззрения.
Анализ профессионального мышления И.П.Павлова будет неполным, если не сказать о понимании им научной теории, ее места и роли в науке. И.П.Павлов был выдающимся мастером научного экспериментирования, получения научных фактов. Вместе с тем он понимал, что наука состоит не только из опытов и фактов и не должна ограничиваться ими. Отметив, что в изучении мозга “сейчас все сводится к собиранию фактического материала”, он тут же добавил: “Однако во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты”, с чем двигаться вперед, что предполагать для будущих изысканий [1, с. 66]. Такое предположение, продолжал он, необходимо для науки.
В этих словах великого ученого ярко показана незаменимая роль научной теории в развитии науки. “Общее представление о предмете” - это и есть научная теория. Без нее факты не на что “цеплять”, и они рассыпаются, образуя
некую беспорядочную массу. Кроме того, принципы и выводы теории могут использоваться в качестве методов познания. Если же теории нет, то ученый лишен методического оснащения, и ему не с чем двигаться вперед. Наконец, без теории нечего предполагать для будущих изысканий, иначе говоря, нет перспективы и программы дальнейших исследований. Остается добавить, что сам И.П.Павлов в своей научной деятельности уделял теории очень много времени и внимания. Своими выдающимися научными достижениями он обязан не только мастерству экспериментирования, но и неустанной работе своей мысли, глубокому анализу фактов, теоретическим выводам из опытов.
Некоторые упрекали И.П.Павлова в том, что он без достаточных оснований переносит на человека выводы из опытов над собаками, не видит существенных различий между поведением людей и животных, умаляет своеобразие духовного мира личности. В речи “Естествознание и мозг” И.П.Павлов дал блестящий ответ на эти упреки в следующих словах: “Я не отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. Тем не менее я склонен отрицать что-нибудь из глубочайших влечений человеческого духа. Здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютные, непререкаемые права естественно-научной мысли всюду и то тех пор, где и покуда она может пролявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность!” [1, с. 77].
В этих словах И.П.Павлова великолепно выражен диалектический подход к науке. Пределы научного познания никем и ничем не установлены; заранее, до всякого опыта никто не знает, где прекращается возможность научного исследования любого объекта, и это незнание побуждает познавать все дальше и дальше. Таким образом, даже неполнота человеческих знаний является стимулом развития познания.
О признании И.П.Павловым своеобразия человека по сравнению с животными убедительно свидетельствует то,
что он неоднократно подчеркивал огромную роль языка (речи) в человеческой жизни. По его словам, “на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности” [2, с. 247]. Это и есть язык, слово, присущая только человеку система сигналов. Такое понимание языка имеет глубокое философское значение. Философия считает язык одним из фундаментальных, существенных свойств человека, отличающих его от животных. Кстати сказать, язык научных произведений самого И.П.Пав-лова весьма ярок и самобытен. И.П.Павлов отличался редкой способностью органично сочетать колоритные, образные слова и выражения повседневного языка (“цеплять факты”, “прибавка”) с научной лексикой. Его творческая индивидуальность проявилась и в языке.
Кроме того, И.П.Павлов интересен и как выдающийся пердставитель этики науки. Он заботился не только о материально-техническом устройстве своей лаборатории, но и морально-психологическом климате ее коллектива. Он сочетал строгость и требовательность с неутомимой заботой о максимально благоприятных условиях научного труда своих коллег по лаборатории, охотно подчеркивал успехи своих сотрудников и других ученых.
Этика науки - профессиональная мораль ученых разрабатывается “на стыке” философии, частных наук, яркая
©Прошляков В.Д..1999 УДК 612.821: 613.71
характеристика моральных факторов научного познания. Особенно важно то, что у И.П.Павлова не было расхождения между словом и делом. Он сам отличался теми высокими моральными качествами, которые он считал необходимыми для ученого.
Яркая черта морального облика И.П.Павлова - патриотизм. Пользуясь всемирной известностью и признанием, он мог бы жить и работать в какой-либо стране Запада, где для него были бы созданы прекрасные условия. Но И.П. Павлов остался на Родине. Это хороший пример для современных российских ученых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Гос. изд-во. 1923.
2. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. - М.: Учпедгиз, 1950.
PHILOSOPHICAL IDEAS AND PRINCIPLIS IN I.P.PAVLOV'S SCIENTIFIC WORK.
P.V.Korneev
I.P.Pavlov is a prominent representative of materialism in natural sciences. The ideas he used by generalization of his experiments coincide with the ideas of materialistic dialectics. Besides he was a convinced atheist. Great is also his contribution to ethics of science.
УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -НАУЧНАЯ ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ
ТРЕНИРОВКИ
В.Д.Прошляков
Рязанский государственный медицинский университет им.академика И.П.Павлова
В статье отражены некоторые физиологические основы физического воспитания и спортивной тренировки, базирующиеся на научных трудах И.П.Павлова.
Основным биологическим зако- является единство организма и среды,
ном, отражающим объективные процес- И.П.Павлов, создавая учение о высшей
сы, протекающие в органическом мире, нервной деятельности, исходил именно